ПРОПОВЕДИ
Личность Иисуса Христа
Откр.1.8 «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь,
Который есть и был, и грядет, Вседержитель»
Альфа и Омега – это первая и последняя буква греческого алфавита. Бог есть начало истории и ее конец. Господь Иисус справедливо приписывает Себе те же самые честь и власть, какие приписываются Богу Отцу. Он есть начало и конец, всё от Него и для Него. Он есть Вседержитель, Он вечный и неизменный. В Отк. 21.6 и 22.13 Христос также назван «Альфа и Омега». Он есть тот краеугольный камень, на котором всё строится. Он есть основание всего. Христос явился на земле для того, чтобы перед человеком открылось окно в вечность. Чтобы он понял, что Тот, Кто создал мироздание, Тот, Кто непостижим для ограниченного человеческого разума, открывается нам в уникальной, единственной неповторимой личности Христа. Поговорим сегодня об этой личности.
Среди тех, кто на протяжении многих столетий являются вдохновителями целых народов и цивилизаций, есть великие имена. Есть имя Магомета, Будды, есть другие мудрецы и учители. Достаточно назвать имена Сократа, Платона, Аристотеля. Многие учебники начинаются словами: «Еще Аристотель …». За триста лет до Рождества Христова многие моменты естествознания, социологии, поэтики он сумел предвосхитить и указать для них пути развития. Многие люди считают, что были различные мудрецы, учителя в разное время, и среди них – Иисус Христос. Так ли это? Если объективно подойти к тайне Его личности, то мы увидим, что Его необычайно трудно сравнивать с кем угодно, о ком бы ни шла речь: о Конфуции, о Ляо-цзы, о Карле Марксе, о Магомете. О любом человеке, у которого сегодня, после смерти есть последователи. Чем Христос отличается от всех остальных?
Если мы обратимся к Библии, где мы находим Его подлинные слова, подлинную картину Его служения, мы увидим одно замечательное отличие. Истина Божья для Него не была какой-то высокой горной вершиной, к которой Он стремился. Не была целью, которой бы Он достиг благодаря упорному труду, подобно Будде, который в течение многих лет в лесу, в одиночестве искал божественную тайну, откровение. Или подобно Магомету, который в пещере горы, куда он удалился, ждал Божьего слова. И, когда это слово прогремело, он почувствовал себя как мошка, как ничтожный комар, в сравнении с этим гремящим «божественным» словом. Для Иисуса Христа нет божественной истины, которая стояла бы над Ним. Он с ней отождествлен, слит. Ин.1.17 «Благодать же и истина произошли через Иисуса Христа». Ин.14.6 «Иисус сказал ему (Фоме): Я есть путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Вспомним тот критический момент, когда Господь Иисус стоит перед Пилатом. Он насмешливо спрашивает: «Что такое истина?» Для него это всё пустой звук. И Господь Иисус не отвечает ему ничего. Не отвечает не потому, что Он не хочет с ним говорить. А потому, что в Нем живет уникальное самосознание истины. Он должен был сказать: «Истина стоит перед тобой». Но Понтий Пилат этого бы не понял.
Над могилами великих людей сооружают величественные гробницы и памятники. Это дань уважения, дань поклонения. Но есть одна могила, среди могил великих людей, которая является пустой, которая является символом славного воскресения Господа Иисуса, Его победы над смертью. Потому что здесь всё произошло не так, как это было в жизни великих людей.
Иисус приходит к нам без войска, не так, как Магомет. Он приходит, не опираясь на власть имущих, как пытался сделать Конфуций. Он не был ни покорителем, ни завоевателем. Наполеон, завидуя Ему, говорил, что он всю жизнь стремился завоевать сердца людей, а Христос это сделал без войска. Иисус приходит, неся только Самого Себя. Он не написал ни одной строчки, ничего не создал. Но Он оставил нам нечто уникальное, то, чего не оставил никто. Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». В этом сущность христианства. Не в том, что христиане лучше других людей. Они бывают и хуже. А в том, что основатель нашей религии Духом Своим остался с нами. И в этом тайна нашего упования на Него, нашей любви к Нему. И Церковь выстояла потому, что Он действует в мире.
Христианское учение утверждает, что человек несовершенен от природы. И тот, кто нас уверяет, будто он от природы добр, заблуждается. И только контакт, духовный контакт с Христом производит преображение в сердце человека. И это не йога и не какое-нибудь другое учение, где человек чего-то достигает долгими трудными упражнениями. Всё это трудно, прекрасно, но в христианстве иное. Как это проверить и доказать? Только на практике. Это доступно любому человеку, кто захочет это испытать. Это есть духовный опыт, и это нельзя показать на пальцах. Здесь не рука, которая подтягивается к Богу, а невидимая рука, которая протянута к нам и поднимает нас. В Библии есть стих, который утверждает это: Ин.3.36 «Верующий в Сына (Божия) имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не имеет жизни, но гнев Божий пребывает на нем».
Бог является сокровенным, непостижимым Богом. И без Иисуса Христа мы мало можем знать о Боге. Правда, люди нередко придумывают себе Бога, напр., этакого любезнейшего Господа Бога, Который не отвергает любого честного человека, выпивающего каждый день только по пять кружек пива. Но в Иисусе Христе проявляется Бог. Бог к нам в Нем снизошел. Это было многовековое желание Божьих святых. Оно выражено в книге пророка Исаии Ис.64.1 «О, если бы Ты расторг небеса и сошел». Бог услышал вопль людей и пришел к нам в Иисусе Христе. Здесь на земле Сам Господь Иисус сказал: Ин.14.9 «видевший Меня видел Отца». У кого имеется хотя бы смутное представление о Боге, тот знает, что нет страшнее святого и праведного Бога, Судьи наших грехов. Многие говорят о милостивом Боге. Но в Библии сказано и другое о Нем. Евр.10.31 «Страшно впасть в руки Бога живого». Если вы не испытали еще богобоязнь, то вы вообще еще не осознали всю реальность Божьей святости и греховности своей. Самой большой нелепостью нашего времени является отсутствие страха перед гневом Божьим. Более того, это признак ужасной ограниченности, когда живой Бог и Его гнев за грех не принимаются людьми всерьез. Становясь богобоязненным, вы зададитесь вопросом: «Где спасение от гнева Божьего?» И тогда только нам откроется – Иисус, спасающая любовь Божия. Бог отдал Сына Своего в жертву за наш грех для нашего спасения от грехов наших. Пока вы не нашли Спасителя Иисуса, вы находитесь под гневом Божьим, даже если вы этого не замечаете, даже если вы этого отвергаете. Без Христа у людей нет мира в сердце. Без Него они не могут умирать, не испытывая смертельного страха.
Есть ли на земле хотя бы один совершенный человек? По мнению психиатра Гарвардского университета это совершенно исключено. В его увлекательной книге «Как думают врачи» выражается полное согласие с глубоким взглядом, изложенным в Библии. Он пишет: «Каждый когда-нибудь поступает против моральных законов. Каждый согрешает в мыслях и делах, от Авраама, Моисея и апостолов». А как же Иисус Христос? Обращаясь к слушавшим Его, Он сказал: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин.8.46). После трех лет близкого общения и совместных странствий с Ним ученики сделали однозначный вывод: в Нем нет греха. Приведем только два из высказываний апостолов. 1Пет.2.22 «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его». 1Ин.3.5 «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха». Был ли Господь Иисус нравственным чудом, единственным безгрешным Человеком в нашем испорченном и порочном мире? Именно так! Он был единственным исключением из заключения, сделанного апостолом Павлом: «Все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим.3.23). Поскольку все согрешили, единственная наша надежда – безгрешный Спаситель. И какая радость, что Он согласился стать нашим Спасителем, что Он отдал Себя в жертву за нас.
Авторы Ветхого и Нового Заветов употребили множество различных сравнений и образов, говоря о Господе Иисусе Христе. С их помощью они смогли ярко описать удивительные особенности земной жизни, а также служения Спасителя. Придя в гости к одному из друзей, пастор увидел на стене текст: «Ягненок – Пастырь мой». «Что за несуразица?» - подумал он. А потом понял, что соринка на стекле очков исказила перед его глазами первое слово текста. На самом деле там было написано: «Господь – Пастырь мой». (В английском языке слова «ягненок» и «Господь» похожи). Эта ошибка заставила пастора задуматься. Он вспомнил, что Библия представляет Христа и как жертвенного Агнца, и как доброго Пастыря. Притом сказано, что Он, наш добрый Пастырь не только проведет нас через всю жизнь, оберегая и направляя в пути, но и продолжит водить и питать нас в вечности. Отк.7.17 «Агнец, Который среди престола, будет пасти их».
Больному раком горла предстояла операция, которая должна была спасти его жизнь, но навсегда лишить голоса. Перед самой операцией он провел час с женой, говоря ей о своей любви. Потом он беседовал о том же с дочерью. Затем больной попросил доктора сообщить ему о начале наркоза. Когда доктор кивнул головой, пациент отчетливо произнес: «Иисус! Иисус!» И погрузился в сон. Последнее слово, которое он выбрал, чтобы произнести в земной жизни, было «Иисус». Мы высоко ценим наши имена, а также имена тех, кого мы любим. Однако для христиан, для тех, кто искуплен Божьей благодатью, имя Иисуса значит больше всех других имен в мире. То же касается и нашего Небесного Отца. Флп.2.9-11 «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца». Имя Иисуса драгоценно для любящих Его, и раздражает отвергающих Его.
Джон Беньян (Буньян) жил в Англии в 17-ом веке. Полученное им образование едва дотягивало до начального, но он обладал невероятной остротой религиозного восприятия. Благодаря этому он смог проникнуть в самые глубины благой вести, которая открылась ему в Библии. Активный проповедник-мирянин в войсках Парламента и при Содружестве, он проповедовал и в период Реставрации. За это он был заключен в тюрьму на 12 лет. Когда ему предложили свободу при условии отказа от проповеди, он ответил: «Сегодня меня освободят, завтра буду проповедовать». В тюрьме он написал в приключенческом жанре книгу «Путешествие пилигрима в небесную страну», которая и сегодня актуальна. В ней он описывает жизнь христианина как опасное путешествие. Она начинается так: «Один человек жил в городе под названием «мир»». Вдруг он заволновался и сказал примерно следующее: «Здесь что-то не так. Я не имею покоя. Я несчастен. Мне нужно отсюда уйти». Он поделился об этом со своей женой. Она же заявила ему: «Ты нервничаешь, тебе необходим отдых». Но ему ничто не помогло. Беспокойство не покидало его. Однажды он делает вывод: «Мне нужно уйти из этого города». И он уходит. В пути он замечает, что несет на спине какую-то ношу. Он хочет освободиться от нее, но не может. С большим трудом идет он по тропинке в гору. Ноша его тяготит. Вдруг на перекрестке перед ним возникает крест. Почти потеряв сознание от усталости, он падает перед крестом, ухватившись за него, и поднимает свой взор. В этот же миг он чувствует, что ноша его отрывается и с грохотом падает под откос. Это чудесное описание того, что человек может пережить у креста Иисуса Христа. Прощение грехов – это может подарить только Он. Только Он может подарить духовную радость и покой, что больше всего необходимо человеку.
Прочитаем из книги пророка Исаии Ис.25.9 «И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! На Него мы уповали, и Он спас нас. Сей есть Господь». Здравомыслящие люди понимают, что здесь речь явно идет об Искупителе, Который должен прийти для спасения Своего народа. Иисус Христос есть Тот самый Бог, Которого ожидали иудеи. Новый Завет содержит бесчисленное множество свидетельств на этот счет. Приведем только одно утверждение этого факта: 1Ин.5.20 «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного. И да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». Ап. Иоанн говорит, что Бог явился нам во Христе столь ясно, что больше нет повода для сомнений. Под «истинным Богом» он называет Такого, Который подлинно является Богом. Итак, Бог явил Себя в полноте и со всей очевидностью. Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, чтобы просветить нас познанием славы Божьей в лице Иисуса Христа.
Слава, хвала и благодарение Ему за это!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты любишь нас, как Свое дитя, что Ты явился нам в плоти в лице Иисуса Христа, чтобы спасти нас от вечной погибели. Ты единственная наша надежда, безгрешный Спаситель Господь Иисус. Ибо Ты во всем совершен, чист и праведен. А все мы, люди, порочны, виновны, в духовных вопросах беспомощны. Ты погрузился в мир скорби и тьмы, Ты телом на крест был за нас вознесен. Благодарим, что Ты наш добрый Пастырь, Который не только проведет нас через всю жизнь, оберегая и направляя в пути, но и продолжит водить и питать нас в вечности. По Твоему благодеянию мы обретаем твердое познание истинного Бога, не колеблясь больше в неопределенности. Ведь Христос – единственный образ невидимого Бога, единственный истинный истолкователь Отца, единственный проводник наш к жизни вечной. Больше того, Он – сама жизнь, свет мира и истина. Слава, хвала и благодарение Иисусу Христу, непорочному Агнцу. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.