ПРОПОВЕДИ
Малое стадо
Лк.12.32 «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш
благоволил дать вам Царство!»
В годы атеистической власти верующие мечтали о свободе проповеди Евангелия, о распространении Новых Заветов и другой христианской литературы. Думали, что, обладай они этими возможностями, их было бы намного больше. В нашей, российской истории мы никогда не раздавали так много Новых Заветов, не имели так много духовной литературы, не могли благовествовать так свободно, как в последние годы. Однако, к нашему великому разочарованию, мы не увидели значительного прироста верующих. Если мы обратимся к Библии, то увидим, что рост Церкви никогда не обусловливался умелой религиозной пропагандой. И, более того, Бог никогда и нигде не обещал сделать Своих избранных в этом мире подавляющим большинством. Спасаемых людей всегда было мало.
Объяснение этому мы находим в Библии, в словах Господа Иисуса. Мф.20.16 «много званных, а мало избранных». Это Его высказывание относится к иудеям. Но как было в те времена, так и до сих пор остается истиной, что многие из тех, кто услышал общий призыв, не избраны спасительным избранием. Избранные от вечности были призваны. Рим.8.30 «А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Итак, хотя и много званных, но много и отвергших этот призыв. Их зовут к Богу, а они уходят от Него. Это было и в древние времена. Ос.11.7 «Народ Мой закоснел в отпадении от Меня. И хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно». Они не были избраны, ибо избранные получили спасение. Рим.11.7 «избранные же получили, а прочие ожесточились». Только избранные люди получили, чего искали, т.е. праведности, спасение. Итак, избранных христиан немного по сравнению с теми многими, которые остались только званными.
На земле проживает более семи миллиардов человек. Из них всего лишь два миллиарда христиан. Если из этих вычесть формально верующих, то истинных детей Божьих останется намного меньше. Население мира до всемирного потопа насчитывало миллионы людей. Из них только восемь человек были спасены от потопа. В последующие времена лишь одному человеку, Аврааму открылся Бог и призвал его оставить родину ради обретения потомства и обетованной земли. Остальные жители планеты остались во тьме идолопоклонства. Господь Иисус так объясняет малое количество Своих последователей. Мф.7.13,14 «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; … тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Никакой человек, находящийся в своем уме, не предпочтет отправиться на виселицу только потому, что путь, ведущий к ней, ровный и приятный. И не откажется от предлагаемых ему дворца и престола по той причине, что путь к ним тяжелый, ухабистый. Но в вопросах, касающихся души, многих людей можно уличить в безрассудстве. Не медли и не откладывай сознательно, но входи в тесные врата, стучись в них искренней и постоянной молитвой. И они откроются тебе. Но верно и то, что мы не сможем войти в эти ворота без помощи божественной благодати. Благодать предлагается даром, и те, кто ищет ее и готов подчиниться ей, не будут лишены ее. Итак, овцам Христова стада во все времена уготована судьба быть в меньшинстве.
Разве всемогущий Бог может остаться в проигрыше? Постараемся коротко ответить на этот вопрос.
Когда мы в меньшинстве, нас может охватить уныние. Вспомним о пророке Илии, которого повергла в глубокое уныние кампания по истреблению пророков Господа, устроенная язычницей-царицей Иезавелью (3Цар.19). Могут возникнуть у нас сомнения: правильная ли у нас вера, раз многие не принимают ее? А также могут возникнуть мысли: не поискать ли другую, более признаваемую обществом конфессию? Меньшинство подвержено опасности впасть в панику, потому что на малое стадо всегда покушаются хищники. На это указывают слова Господа: «Не бойся!» Чтобы справиться с приведенными негативными эмоциями, необходимо мужество. И принадлежность к малому стаду вырабатывает мужество. Упование на всесильного Бога, осознание Его присутствия с малым стадом укрепляет в нас это необходимое качество. Моисей ободрял израильский народ, которому предстояло овладеть обетованной землей: Втор.31.6 «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь их; ибо Господь, Бог твой, Сам пойдет с тобою, и не отступит от тебя и не оставит тебя».
Когда мы оказываемся в меньшинстве, мы ощущаем себя выставленными на витрину. Все неверующие на нас смотрят, чем же отличаемся мы от них. Поэтому принадлежность к малому стаду способствует возрастанию в праведности и в святости. Малое стадо не так легко засоряется «сорняками». Малое стадо будет более чистым еще и потому, что ощущает враждебность окружающего нас мира. Именно эта враждебность сохраняет истинных верующих от дружбы с миром. Иак.4.4 «не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога». Любовь к миру ради удовольствий плоти делает человека Божьим врагом.
Принадлежность к малому стаду свидетельствует о том, что человек обладает мудростью свыше, от Бога. Верующие, познав учение Христа, отказываются от мирской, бесовской мудрости, от мирских удовольствий. Даже когда перед ними встает выбор – свобода или тюрьма, они чаще всего жертвуют свободой ради того, чтобы принадлежать Господу. Ибо Господь Иисус указывает на то, что нет пользы человеку приобрести весь мир, а душе своей повредить. Мудрость Божья – удел немногих, люди, в основном, неразумны в своем выборе. О характерных особенностях Божьей мудрости написано в Иак.3.13,17. «Мудр ли и разумен кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью. … Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Из учения о мудрости в Послании Иакова можем сделать вывод, что кто не живет в соответствии с Библией, не может считаться мудрым. Истинная мудрость не приобретается путем познания наук этого мира и общения с людьми, но нисходит свыше. О, если бы мы с вами всегда водились этой мудростью, чтобы могли сказать вместе с ап. Павлом: «Мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божьей жили в мире».
Принадлежность к малому стаду гарантирует место в Божьем Царстве. Лк.12. 32 «Отец ваш благоволил дать вам Царство». Бог Отец благоволил, т.е. решил Сам, с радостью дать нам Царство. Он не просто позволит нам быть в Его Царстве, но Он дал нам Царство. 1Пет.2.9 «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».
Господь Иисус убеждает Своих учеников возлагать все свои заботы на Бога, жить спокойно, доверяясь Его провидению. Лк.12.32 «Не бойся, малое стадо!». В предыдущих стихах Он говорит о том, что у детей Божьих нет нужды тревожиться о средствах к существованию, потому что они имеют Небесного Отца, Который заботится о них. И что они имеют нечто лучшее, о чем следует им заботиться и к чему следует стремиться. «Наипаче ищите Царства Божия» (ст.31), ибо только в нем вы будете безопасны. Ищите, чтобы быть его гражданами. С усердием и старанием занимайтесь делами своей души, и тогда Бог возьмет на Себя все остальные ваши заботы. Освобождение от излишних забот необходимо для того, чтобы избавиться от страхов. Мучаясь в предчувствии грозящей беды, мы обременяем себя заботой о том, как избежать ее. Тогда как она может оказаться всего лишь плодом нашего собственного воображения. Поэтому призывает Господь не бояться, но уповать на нашего Небесного Отца.
Хотя стадо мало, тем не менее, Христос хочет, чтобы Его ученики не боялись. Чтобы они знали и всегда помнили, что находятся под защитой всемогущего Бога. Ибо ученики Христа являются возлюбленными и Самого Бога Отца. Ин.16.27 «Ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я вышел от Бога». Христос не только отвратил от нас гнев Божий и ввел нас в завет мира и примирения, но и обрел для нас благоволение Отца. Ему благоугодно любить нас. Сам Бог Отец, благосклонности Которого мы были лишены, и нуждались в Ходатае перед лицом Его, теперь любит нас. Отец возлюбил учеников Своего Сына потому, что они истинные Его ученики. Это не значит, что любовь началась со стороны учеников. Но это говорит о том, что когда Он Своей благодатью в нас производит любовь к Сыну Своему, то с благоволением смотрит на дело Своих рук. Отец любит нас, и любит нас потому, что мы любим Христа.
Каждому, кто принадлежит к стаду Христа, Бог приготовил Царство, венец славы (1Пет.5.4), престол власти (Отк.3.21), богатства, значительно превосходящие земные сокровища царей. Царство дается по Божьему благоволению, не по долгу, а по щедрой, суверенной благодати. Перспективы на Царство должны подавлять страхи малого стада Христа в этом мире. Господь как бы говорит: «Не бойтесь беды, ибо хотя она может прийти, однако не встанет между вами и Царством Божьим». Т.е. никакое зло не может отлучить нас от любви Божьей.
2Тим.1.12 «По сей причине я и страдаю так, но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого я уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день». Чтобы вдохновить Тимофея не бояться служить Господу, ап. Павел пишет эти слова. Он был поставлен Христом проповедовать Евангелие и учить язычников. Он считал, что ради этого дела стоит страдать. И почему Тимофей должен думать иначе? Ни один человек не должен стыдиться или бояться пострадать за дело Евангелия. Нередко дети Божьи много страдают за проповедь Евангелия и за преданность ему. Тот, кто верит во Христа, знает, в Кого уверовал. Мы должны доверить Христу спасение нашей души, ее сохранение для небесного Царства. И то, что мы доверили Ему, Он сохранит. Если мы активной и послушной верой доверяем их в этой жизни Христу, то можем быть уверены, что Он силен сохранить их, в чем мы убедимся в оный день, к нашему великому утешению. Довериться мы можем только тому, кому очень доверяем. Приведем пример этой истины. Восхищенная толпа с замиранием сердца следила за каждым шагом канатоходца, который шел по канату, натянутому над Ниагарским водопадом. А когда он перешел на другую сторону, разразились бурными аплодисментами. И тут канатоходец спросил у первого попавшего зрителя: «Как вы думаете, смогу я перенести через водопад человека?» «Конечно» - ответил тот. «Тогда пошли!» «Нет, нет, спасибо!» - как от чумного шарахнулся от канатоходца тот, кто на словах был так в нем уверен. Тогда он подошел к другому человеку и спросил: «А вы, вы верите, что я это смогу?» «Да, верю» - ответил он и забрался канатоходцу на спину. И тот, со смельчаком-добровольцем на плечах, благополучно перешел по канату на другую сторону. Для нас в этой истории кроется важный духовный смысл. Нас отделяет от Бога ревущая пучина наших грехов, которую нам не перейти ни за что. Лишь Христос может переправить нас в целости и сохранности на другую сторону. Но для этого нам нужно покаяться и доверить Ему всю свою жизнь. Не пытаетесь ли вы своими силами перебраться на другую сторону бездны греха, которая отделяет вас от Бога? Это безнадежное дело. Лучше доверьтесь Христу, потому что только Он может вас привести к Богу.
Царство, которое получат дети Божьи, малое стадо, есть непоколебимое Царство. Божьему Царству не грозят перевороты или завоевания. Это Царство вечное. В этом Царстве не будет слез, греха и смерти. Это Царство вечной радости. Ради таких благ стоит принадлежать к малому стаду.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты никогда и нигде не обещал сделать Своих избранных подавляющим большинством в этом мире. Мы благодарим Тебя за то, что Ты спасаешь нас не по нашим заслугам, что нет иной причины получения праведности, нежели избрание Божье. Благодарим, что спасение наше зависит лишь от Твоего благоволения. Помоги нам в том, чтобы в меньшинстве нас не охватило уныние и страх, чтобы в нашей душе не возникли сомнения относительно правильности нашей христианской веры. Просим, укрепи в нас упование на Тебя, всесильного Бога. Помоги нам возрастать в праведности и святости. Сохрани нас от дружбы с миром. Даруй нам Твою мудрость. Даруй нам желание возлагать все свои заботы на Тебя, не тревожиться о средствах к существованию. С усердием и старанием заниматься делами своей души. Благодарим, что даруешь нам Царство по Своему благоволению. Просим, помоги нам доверить Христу всю свою жизнь. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.