ПРОПОВЕДИ
Многомилостивый Бог
Неем.9.17 «Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый,
долготерпеливый и многомилостивый».
Слово «милость» может обозначать и качество характера, и вытекающие из него действия. Как свойство характера милость отчетливее всего проявляется в сострадании и снисходительности, из которых и проистекает милость как действие. В юридическом смысле оно может включать помилование, прощение или смягчение наказания. Бог может быть милостивым к людям, которые в Его власти находятся целиком, хотя они не заслужили милостивого отношения или действий. Милость – центральная тема Ветхого Завета. Само существование завета между Богом и Израилем – пример милости. Однако милость Божья простиралась шире обязательств завета. И, даже когда грех Израиля истощил ее, она превзошла грех. Новый Завет ознаменован тем, что Божья милость проявилась в смерти Иисуса Христа. Жертвенная смерть сама по себе доказывает сострадание Божье и делает возможным прощение грехов. Из этого следует, что все христиане должны быть милостивыми и сострадательными.
Некоего матроса с военного корабля никто не мог приучить к дисциплине, к повиновению. Он нарушал уставы и потому постоянно подвергался наказаниям. Ни уговоры, ни дисциплинарные взыскания не помогали. Созвали офицеров, чтобы решить вопрос о его отчислении. Но один из офицеров сказал: «Я знаю еще одно средство, которое мы до сих пор не применяли». «Какое средство?» - удивлялись другие. «Надо его простить». «Надо попробовать», согласился командир корабля. Матрос, ожидавший очередного строгого наказания, получил прощение. С того времени он стал неузнаваемым человеком. То, чего не смог сделать закон, сделала милость.
Мы должны быть убеждены в том, что Бог, которому мы поклоняемся – единственный источник всех благ. И мы не должны ничего искать вне Бога. Бог, создав этот мир, поддерживает его существование Своим могуществом. Он управляет им Своей премудростью, хранит его Своей благостью. И, в особенной мере, заботится о справедливом устройстве жизни человеческого рода, о защите и поддержке его Своей милостью. Он также дает нам веру в то, что вне Его не может быть никакой мудрости, справедливости, добродетели, праведности.
Персидский царь Кир пленил одного князя со всей семьей. Кир спросил князя: «Что ты мне дашь, если я верну тебе свободу?» «Половину моего царства». «А если освобожу и твоих детей?» «Всё мое царство». «А что ты мне дашь за свободу твоей супруги?» «Самого себя» Киру так понравился ответ князя, что он даровал всей семье свободу без выкупа. По пути домой князь спросил свою жену: «Заметила ли ты, насколько великодушен был Кир?» «Я видела только того, кто сам был готов отдать свою жизнь, чтобы выкупить мою свободу!» Иисус Христос не только готов был отдать, но и отдал за нас Свою жизнь.
Сопоставляя требования Божьего закона со своей жизнью, мы увидим, насколько далеки мы от исполнения воли Бога. И поэтому недостойны своего положения среди Его созданий, и не заслуживаем звания Его детей. Затем, оценивая свои силы, мы поймем, что они не только недостаточны для исполнения Закона, но и вообще ничтожны. Отсюда неизбежно следует разочарование в достоинствах своих, а затем приходит страх и трепет духа. Ибо наша совесть не может вынести тяжести греха. И, вспоминая о Божьем суде, чувствует, что он несет с собой ужас смерти. На опыте узнав свою слабость, наша совесть не может не разочароваться в своих силах. И человек, охваченный страшным предчувствием вечной смерти, обращается к милосердию Бога как к единственной спасительной гавани.
Господь стремится наполнить наши сердца любовью к Его справедливости и ненавистью к нечестию. И поэтому в Своем Слове дает обетования и угрозы. Наши духовные глаза слишком замутнены, чтобы увидеть и оценить красоту и достоинство добродетели. Поэтому наш милосердный Отец по Своей благости пожелал вызвать в нас любовь и стремление к ней сладостью обещанной награды. Итак, Он объявляет нам, что вознаградит добродетель, и что соблюдающий Его заповеди трудится не напрасно. И, чтобы всячески поощрить нас, Он обещает благословения в здешней жизни и вечное блаженство тем, кто блюдет Его заповеди. Обетование «исполняя (законы Мои) человек будет жив» (Лев.18.5),относится к будущему бессмертию. Поскольку всем, что мы имеем, и самим своим существованием, мы обязаны могуществу Бога, то всё, что Он требует от нас, Он с полным правом требует как должного. Оплата этого долга не заслуживает никакого вознаграждения. Значит, Бог отказывается от Своего права только требовать, предлагая нам награду за послушание. Для Него нет ничего приятнее послушания. Это необходимо нам хорошо усвоить, т.к. человеческий ум весьма склонен изобретать новые виды почитания Бога и служения Ему с целью добиться Его милости. Это безумное проявление извращенной религиозности всегда было и остается характерным для всего человеческого рода. Люди вечно стремятся отыскать способ приобрести праведность вне слова Божьего. В результате среди добрых дел, вызывающих всеобщее уважение, соблюдение заповедей Закона занимает последнее место. А на первый план выдвигается бесконечное множество человеческих установлений. Подобным устремлениям хотел воспрепятствовать Моисей, когда, провозгласив Закон, сказал народу: Втор.12.32 «Всё, что я заповедую вам, старайтесь исполнять; не прибавляй к тому и не убавляй от того». Тщетно выдумывать новые способы добиться Божьей милости: истинное служение Богу заключается только в послушании. А усердие в «добрых делах», выходящих за пределы Божьего закона, есть осквернение истинной божественной праведности.
Богом дано обетование, что Он распространит милость на тысячу поколений тех, кто будет Его любить. Это обетование повторяется в Библии многократно. Это дает утешение верующим и устрашает нечестивых. Временные наказания, насылаемые Богом на некоторых людей, являются свидетельством Его гнева против греха и предзнаменованием будущего суда, ожидающего всех грешников, хотя в этой жизни многие остаются ненаказанными. А милость и доброта, распространяемые Господом на детей верующих ради их отцов как пример силы Его благословения, свидетельствуют о непреложной, вечной милости Господа к Своим детям. Бог здесь показывает нам величие Своей милости, распространяя ее на тысячу поколений, тогда как мщение касается только четырех.
Прощение грехов не даруется нам без покаяния, ибо искренне молить о Божьей милости может лишь тот, кто удручен и изранен сознанием своих грехов. Но одного покаяния недостаточно для прощения. Кающийся грешник не должен смотреть на свое сокрушение и свои слезы, а возводить очи исключительно к Божьему милосердию. Так что надо внушить ему жажду Божьего милосердия через осознание своей духовной нищеты и беспомощности. Мы должны помнить, что Бог спасает людей смиренных. Пс.17.28 «Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь». Мы лишь тогда будем готовы получить милость от Бога, когда, утратив всякую уверенность в самих себе, единственную опору будем видеть в Его милости. И, как сказал бл. Августин, забыв о своих заслугах, получим милости от Христа. Ибо если бы Он искал у нас каких-то заслуг, мы никогда не получили бы Его даров. Нам следует запомнить определенное правило: к принятию плодов Божьей милости должным образом готов тот, кто полностью отказался от обманывающего нас подобия праведности (мы собственной праведности не имеем). Ибо чем более человек полагается на самого себя, тем больше он создает препятствий для милости Божьей.
Мы предстаем праведными перед Богом после того, как нас принял Христос. Ибо Его невинность изглаживает наши грехи, и наши дела считаются праведными, хотя в них имеются пороки. Но они покрыты чистотой Христа и более нам не вменяются. Мы можем с полным правом сказать, что верой оправдывается не только человек, но и его дела. Ап. Павел, желая доказать, что наше блаженство состоит в Божьей милости, а не в наших делах, подчеркивает слова Давида (Пс.31.1,2): Рим.4.7-8 «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха». Он, оглядываясь на свои более чем тридцать лет жертвенного служения, не видел себя никем иным, кроме как первым грешником, который мог надеяться исключительно на милость Божью. 1Тим.1.15 «Верно … что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый».
Многие люди могут вспомнить случаи из своей жизни, когда смерть подходила близко, но все-таки прошла мимо. Кто тонул, кто горел, кто попадал в аварию, кто умирал на операционном столе. Но все мы, те, кто сейчас здесь, живы. Господь сохранил нас до сего дня, не отдал смерти. Он посчитал, что наше время еще не пришло, и потому отвел от нас смерть. Нам порой хочется, чтобы Бог сотворил какое-нибудь чудо. Вот тогда бы мы точно поняли: Он с нами. А Бог хочет, чтобы мы приучились Его замечать в мелочах, в тех сотнях милостей, которыми Он осыпает нас каждый день, в т.ч. и в тех мгновениях, когда смерть проходит мимо. Псалмопевец напоминает нам: Пс.32.5 «Милости Господней полна земля». Милость Господа видна во всем: от маленькой мушки до огромного кита. Даже огромная пустыня таит в себе Господни милости, а глубины океана скрывают сокровища Его любви. Земля могла бы быть полна ужасов, а вместо этого она изобилует примерами Господней милости. Кто живет среди этого богатства Господней милости и не замечает ее, тот достоин сожаления. Так пусть Господь откроет нам глаза на милости Свои, чтобы мы никогда не сомневались: Он с нами и любит нас. Если земля полна милостей, то что ждет нас на небесах, где лучи милости и благости Господней ярче в тысячи раз?
Приведем примеры, показывающие: то, что сегодня кажется нам горем, может быть, было милостью Божьей. «Не переживай! Только хорошие люди умирают молодыми». Так говорил умирающий парень сестре, когда она сокрушалась, что он еще не готов к встрече с Господом. Родители одного мальчика, умершего в юном возрасте, наверное, считали так же, потому что говорили: «Он слишком был хороший для нашей грешной земли». Доказать тут ничего нельзя. Но в Библии мы находим случай, когда ребенок умер потому, что был единственным хорошим человеком из всей семьи. Царь Северного Израильского царства Иеровоам получает пророчество, что его сын Авия умрет, и его оплачут и достойно похоронят, потому что в нем «нашлось нечто доброе»(3Цар.14.12-13). Другие в его семье проживут подольше, но будут убиты как злодеи. Мы можем быть уверены, что Бог предвидел ужасную судьбу, которая ожидала бы Авию, если бы он остался в живых. Поэтому Он взял его к Себе. И ранняя смерть в этом случае действительно была милостью Божьей. Рассказом об Авии могут утешаться те, кто потерял сына или дочь. Один только Бог знает, что ждало бы этих детей, если бы они остались жить. Так что безвременная смерть может быть нераспознанной милостью Божьей.
Не нужно долго жить в этом мире, чтобы убедиться: ничто в нем не вечно. Дома и квартиры ветшают, ржавеют машины, наряды изнашиваются и выходят из моды, ломаются холодильники, пылесосы и стиральные машины. Вечная дружба, вечная любовь, тоже, увы, далеко не вечны. Нет ничего вечного в этом мире, кроме милости Божьей. Автор Пс.135 26 раз напоминает нам об этом. 26 раз он говорит о чем-то и делает вывод: «ибо вовек милость Его». Это значит, что когда мы грешим, и нам нужно, чтобы Бог нас простил, вовек милость Его. Когда мы запутались, и понятия не имеем, как нам быть, вовек милость Его. Когда нам не к кому обратиться за помощью, вовек милость Его. Когда каждый день может стать для нас последним из-за болезни, отчаяния или чьей-то вражды, вовек милость Его. Когда совсем не хочется жить, мы всё равно должны восславить Господа, как это сделал псалмопевец – ибо милость Божья всегда неповторима и свежа. И нет таких проблем, которые могли бы перечеркнуть вечную милость Божью.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты Бог, любящий прощать, благий, милосердный, долготерпеливый и многомилостивый. Твоя милость ярче всего проявилась в жертвенной смерти Иисуса Христа. Ибо она доказывает Твое сострадание и делает возможным прощение грехов. Просим, даруй нам уверенность в том, что Ты, Которому мы поклоняемся, единственный источник всех благ. И мы не должны ничего искать вне Тебя. Благодарим, что чем тяжелей наши страдания и скорби, тем изобильней льется Твоя милость. Ибо сердце Твое всегда переполнено милостью. Просим, дай нам осознать, что истинное служение Тебе является в послушании, и нам тщетно выдумывать новые способы добиться Твоей милости. А усердие в делах, выходящих за пределы Твоего закона, есть осквернение истинной божественной праведности. Благодарим, что Твоя милость находит нас сама, т.к. ее нам не заслужить. Просим, открой нам глаза на милости Твои, чтобы мы никогда не сомневались: Ты с нами и любишь нас. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.