ПРОПОВЕДИ
Пророчества Ветхого Завета о Христе
Ис.9.6 «Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам;
владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».
Несколько пассажиров ехали вместе. Один из них старался занимать общество разговором, направленным против Библии. Он высказывал свою ненависть к ней, выставляя ее, сколько мог, в смешном виде. Он, между прочим, сказал: «Что касается пророческих предсказаний ее, то они, конечно, написаны уже после того, как совершились». Заговорил один из пассажиров, который до сих пор молчал: «Гражданин, позвольте мне привести, по крайней мере, одно предсказание, которое опровергает ваше мнение». Он достал свою Библию и прочитал стих из 2Пет.3.3: «Прежде всего, знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным похотям». Затем он добавил от себя: «Теперь я представляю обществу обсудить, не исполнилось ли сегодня это пророчество, и, притом, спустя почти два тысячелетия после того, как оно было написано?» Хорошо изучать Библию, чтобы уметь ответить каждому вовремя и удачно. В том числе и ругателям Иисуса Христа.
В Ветхом Завете пророчеств о Христе (т.е. о Мессии) очень много. Много – это больше двух, а очень много в нашем случае – это больше сотни. Эти пророчества разделяют на такие группы: Его первое пришествие, Его Предтеча, Его Рождество и детство, Его служение, Его страсти, Его воскресение, Его вознесение на небо, Его 2-е пришествие во славе. Все эти пророчества исполнились в Иисусе Христе, кроме относящихся к Его 2-му пришествию. Противники Бога и Библии в наши дни даже не пытаются опровергнуть этот факт.
Первое пророчество о Мессии мы находим уже в первой книге Библии (Бытие). Быт.3.15 «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». В стихах 14 и 15 Бог провозглашает наказание сатане после грехопадения Адама и Евы. Под видом змея он приговаривается быть униженным и проклятым Богом, испытывать отвращение и ненависть всего человечества и к окончательной гибели от рук великого Искупителя. Это символизируется поражением головы змея. В ст.15 приводится милостивое обетование о Христе как об освободителе падшего человека от власти сатаны. Хотя произнесенные слова Бога адресовались змею (сатане), в то же время при этом присутствовали наши первые родители – Адам и Ева. Которые, несомненно, обратили внимание на присутствие в этих словах намека о благодати, и увидели открытую для них дверь надежды. В противном случае последующий приговор сразил бы их. Это было зарождение, рассвет евангельского дня, Божьей благодати. Как только была нанесена людям рана, сразу же было предоставлено средство для исцеления.
Относительно Христа обращаем внимание на три момента. 1. Его воплощение – Он будет семенем жены, «семенем ее». Бог оказывает утешение женщине, называя Мессию ее семенем, т.к. именно ее обманул сатана и обвинил Адам. Тем самым Бог возвеличил Свою благодать. Он также должен быть семенем девственницы, т.е. не быть испорченным порочностью человеческой природы. 2. Его страдания и смерть, на которые указывают слова, что сатана будет «жалить Его в пяту». Т.е. сатана будет поражать его человеческую природу, приносить Ему страдания. Сатана искушал Христа в пустыне. Некоторые считают, что он же запугивал Его перед Его крестным подвигом. Именно он вложил в сердце Иуды предать Христа (Ин.13.27), а в сердце ап. Петра – отречься от Него. В сердце первосвященников – отдать Его на распятие, а в сердце Пилата – осудить Его. Сатана не понял, что именно смертью Своей Христос «лишил силы имеющего державу смерти» (Евр.2.14), т.е. его, сатану. 3. Его победу над сатаной в связи с вышесказанным. Сейчас сатана обманул и оскорбил женщину, но Семя жены отомстит за ее поругание. «Оно будет поражать тебя в голову», т.е. лишит сатану власти и разрушит его царство и влияние. В конечном итоге он будет ввержен в озеро огненное.
В Библии сказано и об исполнении пророчества Быт.3.15. Гал.4.4 «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены». Посланный Сын должен был существовать прежде Своего послания. Откуда доказывается Его вечное божество. (Ис.9.6 «младенец родился нам, Сын дан нам»). Итак, Христос есть Сын Божий, посланный нам с неба. Его же апостол называет рожденным от жены, потому что от нее Он принял человеческую природу. Апостол Павел в Послании к галатам Гал.4.4 выделяет Христа среди прочих людей, поскольку создан Он был только из материнской плоти, а не рожден от мужа и жены. Слово же «жена» здесь означает женский пол вообще. В стихах Втор.18.15-22 дано обетование о великом пророке, о Христе. Люди взирали на это обетование, когда говорили Ин.6.14 «Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир». Мы приведем только стих из отрывка. Втор.18. 15 «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой – Его слушайте». То, что Бог обещал Моисею на горе Синай, он обещает народу во имя Бога. Что восстанет пророк, намного величественнее всех пророков. С Его помощью Бог явит Себя и Свою волю людям полнее и четче, чем делал это раньше. По своему рождению Он будет представителем этого народа, должен жить среди них и быть послан к ним. Он должен быть похож на Моисея, только Он будет намного величественнее его. Этот пророк пришел, именно Он должен был прийти, и нам не следует ожидать другого. Об исполнении этого пророчества сказано в Деян.3.19,22 «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши. … Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет …». Призывая иудеев к покаянию, одновременно ап. Петр подчеркивает, что Бог уже приготовил для них отпущение грехов. Ведь, как написано выше в Деян.3, никого нельзя подвигнуть к покаянию, если не предложить ему спасения. Ап. Петр, чьи слова здесь изложены, предлагает не только спасения, но и Спасителя.
Ис.7.14 «Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил». Ветхозаветное пророчество исполнилось и в рождении Господа Иисуса. Мессия посредством Девы явился в плоти. Слово «Almah» означает дева в самом строгом смысле этого слова, в каком Мария сама о себе засвидетельствовала: «Я мужа не знаю» (Лк.1.34). С самого начала, когда было сказано, что Мессия будет семенем жены, но не мужа, подразумевалось, что Он родится от девы. Он был рожден девой не только потому, что Его рождение должно было быть необыкновенным, сверхъестественным, но и потому, что оно должно было быть беспорочным, без всякого пятна греха. «Нарекут имя Ему» - это выражение означает, что Он будет именно таким. Имя Эммануил означает «С нами Бог», что воплощенный Бог находится среди нас, Он в мире с нами, вступает в завет с нами, принимает нас в общение с Собой.
В Ветхом Завете мы находим указания даже на то, где должен родиться Христос. Михей 5.2 «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне. Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Христос должен был родиться в Вифлееме, названном в Мф.2.6 «Вифлеемом иудейским» ради того, чтобы отличить его от другого города с таким же названием, находящегося в земле Завулоновой. Вифлеем означает Дом хлеба; это было подходящее место для рождения Того, Кто есть «хлеб, сошедший с небес». Вифлеем был городом, где родился Давид. Мессия должен был быть его потомком по плоти.
Пс.68.8-10 «Ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лицо мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей. Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня». «Ради Тебя несу Я поношение». Духовные руководители Израиля поносили Христа за то, что Он пришел исполнить волю Божью и учил истине. Священники ненавидели Его за то, что Он объявил Себя Сыном Божьим. Фарисеи и книжники искали только собственной славы, и не могли вынести то, что часть народа увидела и признала славу Христа. Ему пришлось выдержать множество оскорбительных слов, несмотря на то, что Он был непорочен. «И бесчестием покрывают лицо мое». Человека, осужденного на смерть, обычно волокли к месту казни с закрытым лицом, как, например, было с Аманом в книге Есфирь 7.8. Точно так же лицо Христа сначала покрыли клеветническими обвинениями, а затем только Его повели к месту распятия. Более того, Ему пришлось вынести жестокие оскорбления, плевки и побои. Так что когда Пилат воскликнул: «Се, человек!», он привлек внимание мира к зрелищу невиданной скорби и унижения. Несомненно, Господу также пришлось испытать стыд, когда враги сорвали с него одежду. В этот момент на Него смотрели тысячи людей, жаждавших поглумиться. Он вместо нас испытал этот стыд. Нет ничего более постыдного и позорного, чем грех. И Ему пришлось вынести всю тяжесть бесславия и уничижения тогда, когда Он сделался жертвой за наш грех. «Чужим стал я для братьев моих …». Иудеи отвергли Христа, хотя Он был их соотечественником. Члены Его семьи и те были на Него в обиде. А ученики, браться по духу, оставили Его в час опасности и разбежались. Один из них (Иуда) предал Его, а другой (Петр) – клялся и божился, что не знает Его. «Ибо ревность по доме Твоем снедает (поглотит) меня». Ревность по доме Божьем пылала в сердце Господа. Иные полощены развратом, иные – любостяжанием, иные – гордостью, а иные – славой Божьей. Именно слава Бога зажигала в сердце Христа самую большую страсть. «И злословия злословящих Тебя падают на меня». Кто прежде злословил Бога, стал злословить Его. Он стал мишенью для стрел, нацеленных на Бога. Он взял на Себя одновременно и наши грехи, и злословия злословящих Бога.
Исх.12.46. «И костей ее не сокрушайте» (Чис.9.12). Об исполнении пророчества этого читаем Ин.19.36. В Чис.9.12 Моисей пишет о пасхальном агнце. Этот агнец – символ Христа, единственного угодного Богу жертвоприношения, искупившего Церковь. В ветхозаветные времена Бог велел таким образом праздновать Пасху, избавление Израиля из египетского рабства, чтобы одновременно дать Церкви обещание будущего избавления. Ведь все обряды ветхозаветного времени имеют в виду явленное Христом спасение. В данном случае во Христе исполнилось то, что некогда было показано древнему народу в образе пасхального агнца.
Ис.53.9 «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его». Святое тело Христа, в котором наши грехи были вознесены на крест, оказалось в могиле, из которого Он должен был воскреснуть. Мудрость Бога предвидела возражения неверующих: «Действительно ли умер Сын Божий?» Пилат до тех пор не отдавал Его Тела для погребения, пока не удостоверился, что Он действительно умер. Но он был готов отдать Тело Господа тому, кто мог достойно похоронить Его. Чтобы тем самым хоть как-то искупить вину, которую его совесть возложила на него за осуждение невинного человека. Иудеи задумали назначить Ему гроб со злодеями, бросить Его тело в общую яму с разбойниками, с которыми Он был распят. Но Бог иначе распорядился, чтобы Он был погребен у богатого. Хлопоты, связанные с похоронами, взял на себя Иосиф из Аримафеи. Будучи богатым человеком, он имел все нужное для погребения.
Пс.15.10 «Ибо Ты не оставишь души моей в аде, и не дашь святому Твоему увидеть тление». Упование Господа Иисуса, выраженное в этом стихе, не было постыжено. Его Бог не оставил среди усопших и бездыханных. Он воскрес на третий день. Он душой и телом был освобожден от пут смерти, потому что она не могла удержать Его.
Привели только несколько из многих ветхозаветных пророчеств. Если бы исполнилась только часть из них, кто-то мог бы сказать, что они исполнились случайно. Но при исполнении такого множества пророчеств математика (теория вероятностей) подтверждает, что это не может быть случайностью.
Слава, хвала и благодарение нашему всемогущему Богу!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что как только была нанесена людям рана, Ты сразу же предоставил нам средство для исцеления. Обещал нам Спасителя. Спасение это не обман, не насмешка, не пустое обещание. Ты послал в наш мир Своего Единородного Сына, чтобы Он избавил нас от власти греха и сатаны. Благодарим, что Ты приготовил для нас отпущение грехов. Нет ничего слаще Твоей милости, благодать Твоя является бесценным сокровищем. Благословенно имя Твое, Господь Иисус, что Ты сделался жертвой за наши грехи. Мы в неоплатном долгу перед Твоей жертвенной любовью. Как же Ты мучился, зная, что Ты предан теми, кто должен был любить Тебя. Просим, дай нам решимости нести наш крест, а благодать Твоя да поможет нам в этом. Слава Тебе за то, что Ты даровал нам победу Христову в качестве залога нашего спасения. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь