ПРОПОВЕДИ
Спасающая вера
Еф.2.8,9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас,
Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился».
Тому, кто не может верить в Бога, очень трудно устоять в жизни. Есть люди, которые полагают, будто Бог является теологическим тезисом, мыслью или силой природы, или чем-то в этом роде. Но Бог – это Личность, Которая существует в действительности и наполняет всё во всем. И если я не примирен с Богом, если я не дитя Божье, то я стою в стороне от действительности. Это опасное положение. В жизни каждого человека наступает такой момент, когда он осознает, что Бог всё-таки существует. Для некоторых это бывает слишком поздно. В Псалме 138 говорится о том, что Бог настолько реален, что от Него невозможно скрыться. А поскольку Бог – великая действительность, Он не оставит никого ненаказанным, стоящим в стороне от Него. Если я живу так, будто бы Бога не существует, пренебрегая Его повелениями, тогда я стою в стороне от действительности. Но таким образом мне в жизни не устоять, не справиться с жизнью. Тем более, со смертью. Как встретить смерть, если вдруг становится ясным: ведь я не могу взять с собой ничего из того, что собирал всю жизнь. Только одно мы возьмем с собой в вечность – нашу вину перед Богом. Как нам предстать на суд Божий без веры в Того, Который оправдывает безбожников? А мы предстанем перед Ним. Как же нам устоять в жизни, если мы не можем верить в Бога? Ответ один: «Никак!» А если кто возразит, что многие люди хорошо преуспевают в жизни, то мы ответим: это только внешнее благополучие. Возьмем, напр., Гете. Он был красив, богат, умен, занимал пост министра, имел всё. А, в конце концов, признался, что если сложить все часы его жизни, в которые он испытывал истинный душевный покой, то вряд ли наберется три дня. Без спасающей веры с жизнью не сгладить.
У каждого человека есть своя вера, хотя чаще всего она ложная. Маму студента-теолога пришла навестить одна дама. Т.к. матери дома не было, студент-теолог пригласил ее сесть и сказал, что ей придется довольствоваться беседой с ним. Она сказала: «Очень приятно, а чем вы занимаетесь?» «Я изучаю теологию», ответил студент. Она воскликнула: «Что, теологию? Кто же сейчас еще будет веровать?» Так как этот разговор был студенту неприятен, он перевел его на другую тему. Он спросил: «Позвольте вас спросить, как вам живется?» И тут она, постучав по столу, быстро произнесла: «Тьфу, тьфу, тьфу! Разве можно об этом спрашивать?» Студент спросил: «Простите, а что означает: тьфу, тьфу, тьфу?» На что она ответила: «это защищает от несчастья». Студент заметил: «Вы отбросили веру в живого Бога, но верите в «тьфу, тьфу, тьфу» и в постукивание по дереву. Ничего себе! Блестящий обмен!»
Итак, каждый человек во что-то верит. Вопрос лишь в том, спасающая ли эта вера? В наше время часто можно услышать такие высказывания: «Главное то, что у вас есть вера!»; «Я верю в Господа Бога!»; «Я верю в природу!»; «Я верю в судьбу!»; «Я верю в провидение!». Но надо иметь такую веру, которая дает мир с Богом и мир в сердце. Такую веру, которая спасает от ада, которую я здесь могу ощущать, потому что она дарует мне новую жизнь. А иная вера мне ни к чему. Спасающая вера – это вера в Иисуса Христа, Сына живого Бога. Не в основателя религии, которых уйма, но в нашего единственного Спасителя. К обретению Господа Иисуса нас может привести только Святой Дух. И у нас должна быть убежденность, что искать Отца, искать спасения можно только в этом образе. Бл. Августин замечает, что взрастить в себе спасающую веру мы можем, только зная, куда и каким путем мы должны идти. И он заключает, что путь, который хранит от любых заблуждений – это познание Иисуса Христа, Того, Кто есть Бог и Человек. Ибо мы стремимся к Богу, и человеческая природа Иисуса Христа ведет нас к Нему. Мы получаем спасение постольку, поскольку сами познаем, что Бог – наш благосклонный Небесный Отец, а спасение получаем вследствие примирения, совершившегося в Иисусе Христе. Именно благодаря такому знанию получаем мы доступ в Царство Небесное. Апостол Павел, сказавший, что «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют к спасению» (Рим.10.10), не считает, что достаточно слепо веровать в то, чего не понимаешь. Наоборот, он требует ясного знания о милости Бога, в каковой и заключена наша праведность.
Остановимся на том, что представляет собой спасающая вера. Господь Иисус сказал, что до тех пор, пока мы не уверуем, как дети, Царство Небесное будет закрыто для нас. Учитель воскресной школы попросил учеников младших классов составить список вопросов, которые они задали бы Господу Иисусу, если бы Он пришел к ним в класс завтра. То же задание было дано и группе взрослых. Детские вопросы варьировались между любопытством и благоговением. Приведем несколько из них. «В небесах нам придется сидеть в ризах и всё время петь?» «А мой щенок попадет в рай?» «Как там у Тебя поживает мой дедушка?» Их вопросы не содержали никакого сомнения в том, что рай существует, или что Бог действует сверхъестественным образом. Вопросы взрослых были в совершенно ином направлении: «Почему добрые люди страдают?» «Как быть уверенным, что Ты слушаешь мои молитвы?» «Почему к спасению только один путь?» По большей части детская жизнь свободна от забот и тревог, обременяющих взрослых. Их вера позволяет с большей готовностью довериться Богу. В то время как мы, взрослые, блуждаем среди скорбей и печалей, дети сохраняют доверие Богу. Бог Сам ожидает от нас детской веры. Итак, детская вера есть необходимое условие для вступления в Царство Божие. Следует, однако, отличать детскую веру от веры ребяческой. Библия призывает нас быть младенцами на злое, а по уму быть совершеннолетними. Спасающая вера проста, но не примитивна.
Иаков в своем Послании говорит о том, какой спасающая вера быть не может. Иак.2.14 «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?». Всякий может заявить, что он имеет веру. И хотя мы призваны исповедовать свою веру, само по себе провозглашение ее никого не спасает. Из Библии явствует, что люди могут чтить Христа на словах, тогда как на деле их сердца далеки от Него. Голословные заявления, не подкрепленные делами, которые порождаются верой, это никак не спасающая вера. Далее Иаков развивает эту мысль: Иак.2.17 «»Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». Мертвая вера описывается Иаковом как вера, не приносящая пользы. Она пуста и тщетна и никого не спасает.
Заявляя о том, что оправдание происходит только через веру, реформаторы сознавали, сколь необходимо точно определить, какой является спасающая вера. Данное ими определение спасающей веры включает неотъемлемые составные элементы: знание, разумное согласие и личное доверие.
Спасающая вера подразумевает внутреннее согласие с евангельской истиной. Мы не оправданы только потому, что с готовностью верим во что угодно. Мы часто слышим: «Неважно, во что ты веришь, лишь бы вера твоя была искренней». Такое умонастроение прямо противоположно тому, чему учит нас Библия. А она как раз учит, что крайне важно то, во что мы верим. Мы оправданы не искренностью. Разве нельзя вполне искренне заблуждаться? Верное учение, истинное познание Иисуса Христа заключается в следующем: мы должны принять Его таким, каким Он послан нам Отцом, т.е. вместе с Евангелием. Он предназначен быть целью нашей веры, но мы никогда не придем к Нему иначе, как через Евангелие. Именно там открываются нам сокровища благодати. Если они сокрыты, Иисус Христос не может принести нам пользы. На важность Евангелия для спасающей веры указывает ап. Иоанн. Ин.20.31 «Это же написано, дабы вы уверовали». Бог по этому признаку отделяет Своих детей от чужих. Слово Божие есть основание, которым поддерживается и на которое опирается спасающая вера. Отнимите Слово – и не остается никакой веры.
Для спасающей веры недостаточно правильного понимания основных евангельских истин, насущно необходимых для нашего спасения. Студент может получить высший балл на экзамене по христианской теологии, но что если он всего лишь вызубрил ее положения, не признавая их правдой для себя? Кроме правильного понимания нужно согласие с евангельской истиной.
Даже если человек понимает благую весть и внутренне подтверждает ее, т.е. соглашается с тем, что она истинна, он всё же может и не обрести спасающей веры. И дьявол знает, что благая весть истинна, но ненавидит ее каждой частицей своего существа. Спасающая вера предполагает доверие, т.е. личную уверенность в благой вести, любовь к ней и желание жить по ней. Бывшему спортивному комментатору и его жене было уже за восемьдесят. Своей жизнью они каждый день свидетельствовали о том, как важна вера в Иисуса Христа. В течение трех лет жена страдала от сердечной недостаточности. После одного из обследований врач объявил: «И сердце у вас нормализуется, и легкие очищаются. Выздоровление идет на удивление быстро». Муж ответил на это: «Мы молимся Богу о своем выздоровлении». Тогда врач сказал: «Многие мои коллеги говорят о том, как молитва положительно сказывается на лечении. Глядя на вас, я и сам могу это подтвердить». Радостно слышать, как специалист признает связь между молитвой и выздоровлением пациента. Исследования показали, что как молитвы самого больного, так и молитвы других людей за него ускоряют восстановление организма после перенесенных травм и болезней. Господь знает, как помочь нам в нужде. Он может вмешаться в ход событий, а может и не изменить ничего, но утешить нас. Лучше всего для нас – довериться Ему.
Когда Георга Мюллера из Бристоля спросили, действительно ли он верит в то, что два человека, за спасение которых он молился в течение 50-ти лет, будут обращены, он ответил: «Вы думаете, что Бог дал бы мне молиться всё это время, если бы Он не хотел их спасти?». И в самом деле, оба обратились: один незадолго до смерти Мюллера, а другой почти сразу же за ним.
Недалеко от Воркуты заключенные строили после войны новую шахту. В бригаде работали двое верующих. В воскресенье они отказывались от работы, за что их часто и сильно избивали. Их бросали из одного лагеря в другой. И ни в одном начальство не захотело иметь таких заключенных. Но вот начальник очередного лагеря решил с ними покончить. В воскресенье, когда они опять отказались от работы, заключенные увидели, что у охранников вместо двух собак – шесть. Начальник лагеря приказал им выйти из строя. Оба верующих: впереди старец, а за ним юноша, прошли через ворота и направились в тундру. Когда услышали они, что их догоняют злые псы, они остановились и повернулись в сторону собак. Скрестив молитвенно руки, они подняли свои лица к небу. Заключенные были уверены, что через пару секунд собаки настигнут их и разорвут на куски. Многие закрыли лицо руками. Но собаки, настигнув верующих, неожиданно бросились в сторону и пошли кругами. И вдруг их злой лай перешел в радостный визг. Собаки, повиливая хвостами, ползали по земле вокруг верующих, лизали обоим ноги. До заключенных донеслись звуки христианского гимна, который пели верующие. Зеки и некоторые из охранников в ужасе начали креститься. Бледный начальник лагеря молча удалился. Охранник свистом позвал собак назад, а верующим велел вернуться в строй. В этот момент многие из заключенных поняли, что есть Сила, которая могущественнее любых земных сил. И многие из заключенных уверовали в Господа, в том числе и автор этого рассказа. Итак, спасающая вера является твердой и непоколебимой.
Корень спасающей веры никогда не может быть вырван из сердца верующего. Он продолжает в нем жить, хотя порой наклоняется в разные стороны. Свет веры не может быть погашен совершенно – всегда остается хотя бы искорка. Можно утверждать, что Слово Божие дает подобный ему плод, ростки от которого никогда не засохнут и не погибнут. Итак, неверие никогда не овладевает сердцами верующих изнутри, но лишь нападает на них извне. И не наносит им смертельных ран, а только причиняет боль. Если и ранит, то эти раны излечимы.
Господь, просим, укрепи в нас спасающую веру и храни нас в этой вере!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что наша вера, обращение наше и наше вечное спасение не являются продуктом наших природных способностей или каких-либо заслуг с нашей стороны. И что оно не может быть совершено никакими нашими усилиями. И поэтому исключается всякая похвальба, хвалящийся должен хвалиться не собой, но Господом. Благодарим Тебя за то, что Ты – Бог, богатый милостью, ибо Ты являешься автором нашей спасающей веры, нашего спасения. Благодарим, что милость Твоя проявляется к нам как к отступникам, как к погибшим творениям. Мы так благодарны Тебе, что Твоя любовь безусловна. Просим, удали всякие разрушительные мысли, пытающиеся поколебать нашу уверенность в Тебе и в Твоем труде. Успокой наше сердце. Просим, помоги нам поверить во Христову благодать, поверить в Твое Слово. Просим, помоги нам вновь обрести детскую веру. Веру, когда мысль о Тебе наполняет сердце миром и возникает желание познавать Тебя больше. Укрепи нас в полном уповании на Тебя. Благодарим, что постоянный мир в нашей душе, отпущение грехов и дивную помощь в различных скорбях, а также стойкость в борьбе и надежду спасения вечно дарует нам Твоя рука. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.