ПРОПОВЕДИ
Ожесточение сердца
Евр.3.13 «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить:
«ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом».
Мы должны делать всё возможное для поддержки друг друга, пока находимся вместе, что будет продолжаться короткое и неопределенное время. Т.к. день завтрашний не в наших руках, то мы должны наилучшим образом использовать сегодняшний. Если христиане не будут наставлять друг друга каждый день, то могут оказаться в опасности ожесточения через обольщение грехом. Обольщение грехом приводит к ожесточению души. Один допущенный грех готовит почву для другого. Каждое греховное действие закрепляет привычку. Грех, совершаемый против совести, сжигает ее. Поэтому каждый из нас должен проявлять большую заботу о том, чтобы наставлять себя и других остерегаться греха.
Бог через Библию многократно предостерегает нас от опасности ожесточения сердца. Пр.28.14 «Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадает в беду». Дитя Божье постоянно должно испытывать не рабский, а благоговейный страх перед Богом. Это признак того, что Бог принял нас. Вера без такого страха равносильна самонадеянности и обману. Чуткость к греху – это особая благодать. Только подумайте, что есть грех. Если не остановитесь, он может привести к вероотступничеству. Здесь сказано о том, какую пользу приносит святая осторожность. Многие считают счастливыми тех, кто никогда не боится. Но благоговейный страх не содержит в себе мучение, а несет удовлетворенность. Блажен человек, который постоянно испытывает святое благоговение и почтение к Богу, к Его славе, милости, к Его правлению, который постоянно боится обидеть Бога и вызвать Его недовольство. Человек, кто поддерживает совесть всегда чувствительной и опасается любого проявления зла. Человек, кто не полагается на собственную достаточность, и будет жить верой и бдительностью. Второй частью притчи Бог предостерегает нас от опасности греховной самоуверенности. Речь идет о человеке, кто смеется над страхом и бросает вызов Богу и Его судам. Его самоуверенность станет его же гибелью. И какой бы грех (который является наибольшим злом) он ни совершил, виной тому его ожесточенное сердце. Благий Господь! Сохрани нас от незнания себя и от жестокосердия нашего.
Человек с ожесточенным сердцем идет в погибель. Пр.29.1 «Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления». Упрямый вол ожесточает свою выю, начинает сопротивляться, когда на него пытаются надеть ярмо. Можно сказать, что упрямый грешник поступает так же, когда нарушает заповеди Божьи. Его часто обличают родители и друзья, власти и служители, провидение Божье и его собственная совесть. Его грехи стоят у него перед глазами, и ему дано четкое предостережение об их последствиях. Но всё напрасно – упрямый грешник ожесточает выю свою. Он отбрасывает эти упреки и не выслушивает их терпеливо. А если и выслушивает, то всё равно продолжает совершать те грехи, в которых его обличали. Он отвергает, ненавидит обличение. Мы должны серьезно опасаться последствий такого упрямства. Кто продолжает грешить, кто не желает изменяться, должен быть готов погибнуть. Он внезапно сокрушится, пребывая в полной уверенности, что у него всё обстоит благополучно. Он согрешил и отказался принять предотвращающее средство. И потому пусть не ожидает средства исцеляющего.
Сердце человека в своем естественном состоянии подобно камню. Об этом ясно сказано в книге Иова. Иов 41.16 «Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов». Но каким бы твердым не было оно по природе, оно может стать еще тверже из-за греха. Захария говорит о грешниках своего времени: Зах. 7.12 «И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона».
Нет сомнений в том, что даже размышление о грехе оказывает загрязняющее действие. Широкое обсуждение громких преступлений часто способствует их повторению при благоприятном стечении обстоятельств. Их описание не может не оказывать вредоносного влияния даже на самые чистые сердца. Мы бы поступили благоразумно, если бы сдерживали свое любопытство и поменьше читали о таких делах. Те, кто Божьим провидением призван часто иметь дело с людьми, подверженными тяжким грехам, должны особенно следить за собой, чтобы шаг за шагом не дойти до падения.
Несомненно, что грехи верующих (особенно служителей Божьих) обладают особой силой воздействия на окружающих. Если увидим алкоголика пьяным, то считаем, что это в порядке вещей. И вряд ли последуем его примеру. Но если увидим тот же порок в человеке, которого уважаем и чьим примером мы всегда вдохновлялись, то, скорее всего, мы поначалу будем огорчены. Но постараемся найти ему какое-нибудь оправдание. Когда же мы нашли оправдание для греха другого (так называемого уважаемого) человека, то остается совсем немного, чтобы начать оправдывать тот же грех в своей жизни. Общение с лицемерными христианами привело к падению многих новообращенных. Очень печально наблюдать, что даже служители Божьи легкомысленно относятся к греху. К таким грехам, напр., как сребролюбие, пьянство, блуд, гомосексуализм, соглашение с однополым развратом и т.д. И если верующий не будет облечен силой Святого Духа, если он лишен будет света Слова Божьего, сердце его окаменеет.
Отступники и те, кто время от времени впадают в грех, не достигают дна сразу же. Иногда спуск в ад – как крутой обрыв, но обычно он похож на пологий склон. Когда мы только обратились, мы боялись сделать и шаг из-за страха оступиться. Возможно, теперь мы равнодушно слушаем разговор, при котором раньше затыкали уши. Возможно, теперь мы более терпимы к грехам, которых раньше страшились, как ядовитых змей. Теперь мы не так осторожны. Больших грехов мы старательно избегаем, но тайные грехи не беспокоят или почти не беспокоят нас. Но ведь любой грех есть нарушение закона Божьего. Отсутствие благословенной чуткости души является одним из признаков духовного упадка, начала окаменения сердца.
Следующий признак растущего окаменения сердца – это пренебрежение или легкомысленное отношение к молитве и чтению Библии. Причем пренебрежение такое, которое не вызывает у нас беспокойства. Ежедневная молитва становится всё короче, а со временем перестает быть ежедневной. Время, необходимое для чтения Библии, верующий отдает работе или мирскому развлечению, а иногда о нем просто забывает.
Затем может последовать еще большее ожесточение сердца человека: он не выносит обличений. Он грешил так долго и в то же время был уважаемым членом церкви, что даже прозрачный намек на его грех приводит его в негодование, как будто его кто-то оскорбил. С ним нельзя проводить беседы – он считался так долго верным христианином, что его невозможно ни в чем подозревать. Вы можете говорить об этом грехе в общих чертах в присутствии других людей, но только посмейте один на один наставить его. Чем больше такой человек нуждается в обличении, тем больше он возненавидит брата по вере, который попытается из наилучших побуждений поговорить с ним о его проблеме.
Сила греха, ожесточающего сердце, часто заключается в обмане. Первый шаг, который предпринимает сатана, чтобы обмануть верующего, заключается в том, что он говорит: «Ты же видишь, никому ничего об этом неизвестно. Ты можешь спокойно делать то, что делаешь. Ты не совершаешь зла, а если и совершаешь, то только против самого себя. Грех не причинил тебе вреда, делай это снова». И человек забывает, что немедленные результаты греха не всегда видны в этом мире. И, что, хотя ожесточение сердца нельзя увидеть глазами, от этого оно не становится менее реальным. Если бы человек мог увидеть ожесточение собственного сердца, это было бы хорошим признаком того, что его сердце смягчилось. Если сатана не может обмануть человека одним способом, то обязательно попробует другой. Напр., нашептывает следующее: «Другие люди, делая это, находятся в опасности. Но не ты, потому что ты так рассудителен, у тебя богатый опыт, ты можешь остановиться, когда поймешь, что пора». Нам следует знать, что это величайшая ложь, будто к греху можно прикоснуться, не причиняя себе вреда. И все-таки некоторые попадаются на эту уловку. Их мысли можно сформулировать так: «Я подойду к самому краю обрыва, я посмотрю вниз, я испытаю острое ощущение близкой опасности, затем поверну обратно. Я достаточно близко сойдусь с плохой компанией, чтобы узнать о зле, но я не стану переступать черту ради дружбы с ними, я обязательно останусь по эту сторону». Какой позор, что некоторые из нас виновны в заигрывании с грехом!
О том, как избежать ожесточения сердца, читали в нашем эпиграфе. «Наставляйте друг друга». Нам также сказано, когда это делать: «каждый день». Сказано также, когда начать это делать: «доколе можно говорить «ныне». Вне всяких сомнений, многие верующие были бы спасены от больших грехов, если бы в церквах люди больше наставляли друг друга в силе Святого Духа. Обязанность наставлять лежит не только на служителях церкви. Все верующие поставлены в церкви заботиться о душе ближнего. Уже один факт церковного членства, участие в одной Вечере (Святом причастии), возлагает на каждого члена церкви обязанность наставлять и быть наставляемым. Когда мы видим, как безразличие начинает проникать в души людей, и кто-то сбивается с Божьего пути, мы должны серьезно поговорить с ним. Родители не выполняют до конца своего родительского долга, если увидев своего ребенка ступающим на неверный путь, и не скажут ему несколько слов наставления. Возможно, вы знаете брата, который сбился с пути. Не рассказывайте об этом больше никому. Но говорите с ним один на один. Вы знаете, что духовная жизнь сестры приходит в упадок. Не говорите об этом сразу служителям, но лучше проверьте свое собственное сердце, а затем постарайтесь поднять ее на ноги в духе кротости. Помня о том, что вы сами подвергаетесь искушениям. Как приятно и как блаженно отвратить брата или сестру от заблуждения. И нет лучшей награды за такой труд, чем защита имени Христа от позора, и спасение души от смерти.
Предположим, что сердце ожесточилось. Собрания стали для вас скучными, хотя проповедник тот же самый. Вы редко появляетесь на богослужебных собраниях, а даже если и приходите, то ваше сердце не горит желанием познать Божьи истины. Ваши тайные молитвы хромают на оба колена. Библию почти не открываете, общение с Христом уходит в прошлое. Вы читали о святой радости в жизни других людей, но сами уже не испытываете их. Как ужасно находиться в бесчувственном оцепенении – это проклятие. Да не будет такого с вами! Что же тогда делать? Попросите Господа Иисуса, чтобы Он дал вам ощутить: какое это зло, маленькая любовь к Нему и небольшая радость в Нем. Начните истинный пост в своей душе, оплакивая ожесточение своего сердца. Немедленно идите к кресту Христа. Там и только там ваш дух будет оживлен. Там пригвожден Спаситель. В Нем была жизнь две тысячи лет тому назад, в Нем есть жизнь и сейчас. Идите даже тогда, если вам кажется, что ваша духовная жизнь была иллюзией, а ваша вера была поддельной, Христос всё же остается единственным Спасителем. Он пришел в наш мир спасти грешников, и если вы не святой, значит, Он пришел спасти, оживить и вас. И не важно, как сильно очерствело ваше сердце, каким бесчувственным и мертвым оно стало.
Да поможет вам Бог так поступать во имя Иисуса Христа!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты учишь, воспитываешь и ведешь нас через Библию. Ибо именно через Библию Ты многократно предостерегаешь нас от опасности ожесточения сердца. Просим, дай нам чуткость к греху, ибо обольщение грехом приводит к ожесточению сердца. Дай нам постоянно испытывать святое благоговение и почтение к Тебе, к Твоей славе, милости, к Твоему правлению. Просим, помоги нам поддерживать совесть всегда чувствительной, и опасаться любого проявления зла. Помоги не полагаться на собственную достаточность и жить верой. Не дай нам стать упрямыми грешниками, ненавидящими наставления и обличения. Помоги нам идти к кресту Иисуса Христа, нашего единственного Спасителя. Просим, сохрани нас от незнания себя и от жестокосердия. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.