ПРОПОВЕДИ
Сила слов
Кол.4.6 «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью,
дабы вы знали, как отвечать».
Пусть все наши разговоры будут достойны нашего христианского звания: будут содержательны, благоразумны, своевременны. Хотя не всегда они будут о благодати, однако они всегда должны быть с благодатью. Хотя они могут касаться обычных вещей, однако должны быть всегда в христианской манере, в духе благочестия, приправлены солью. Благодать – это соль, приправа, делающая наши разговоры приятными, и сохраняющая их от осквернения. «Дабы вы знали, как отвечать каждому» – одному нужно сказать одно, другому – другое. Это следует и из притчи: Притча 26.4 «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему». Мы нуждаемся в мудрости и благодати, чтобы уметь правильно отвечать каждому человеку. Особенно на вопросы и возражения противников нашей веры. Чтобы доказать ее разумность и показать неразумность их упреков и придирок. Чтобы защитить наше дело и обеспечить наименьшее предубеждение против самих себя.
У человека есть оружие – язык, которым он может преследовать, бить, ранить и даже убить. Ап. Яков говорит, что язык – это неудержимое зло. Иак.3.8 «А язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло. Он исполнен смертоносного яда». Диких зверей можно удерживать в каких-то определенных границах. Ими можно управлять согласно определенным правилам. И даже со змеями можно обращаться таким образом, что они не причинят своим ядом никакого вреда. Но язык способен прорываться через все границы и правила и изливать свой яд по всякому поводу. Так что надо не только бодрствовать, быть на страже и управлять языком, как буйным животным или ядовитой змеей. Но необходимо прилагать старания, чтобы предотвратить его пагубные вспышки со всеми вытекающими из них последствиями. Только Господь может дать силу человеку, чтобы удерживать «язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (1Пет.3.10). Сам человек бессилен без поддержки Святого Духа управлять своим языком, и не обращать внимания на всякое обидное слово.
Сила человеческого слова разбивает семьи, сердца, дружбу, разлучает друзей. Из-за него развязываются войны между народами. Слово Божье предупреждает, что мы насыщаемся произведением уст своих. Прит.18.20-21 «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его». Каждого человека волнует, что он сеет. Земледелец знает, что урожай его зависит от того, какие семена он посеял. Так и наши уста могут принести либо полезный, либо ядовитый плод. Язык может дать жизнь, а может и привести к смерти. Добрые слова так же успокаивают говорящего, как и слушателя. Здесь нет срединного пути, только крайности. Либо наихудшее из зол, либо наилучшее из благословений. Мы рождены для вечности, а потому все слова, слетающие с нашего языка, имеют значение. Слово, каким бы незначительным оно ни казалось, станет на суде Божьем свидетелем. Поэтому прав был Златоуст, когда говорил, что охранять язык нужно пуще зеницы ока. Многие из-за грязного языка стали причиной собственной смерти, или из-за лживого языка причиной смерти других. Мы должны оберегать свое сердце, которое находится внутри, и язык, который находится снаружи. Ибо от своих слов человек оправдается и от своих слов осудится (Мф.12.37). На нас лежит большая ответственность, потому что написано, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.12.36). Праздное слово – это ненужное, лишнее, пустое слово. Христос говорит, что Бог отмечает каждое слово, произносимое нами, даже то, которое мы сами не замечаем. Вспомним Пс.138.4 «Еще нет слова на языке моем, Ты, Господи, уже знаешь его совершенно». Даже если оно сказано без умысла, Бог знает его. Пустые, праздные, глупые разговоры Богу не угодны: они не имеют никакой доброй цели, бесполезны и не служат к назиданию. Они являются плодом пустого, легкомысленного сердца. Они будут представлены в свидетельство против нас, в доказательство того, что мы являемся негодными рабами, не умеющими правильно использовать дар речи и дар разума. Эти дары составляют часть доверенных нам талантов.
Важно, когда мы слышим обидные горькие слова, потерпеть и промолчать. Если мы не можем заставить человека молчать, то мы можем сделать другое: мы можем не слушать, не обращать внимания на слова. Вспомним Саула, когда он встал на царство и был еще скромным человеком. Он слышал такие слова: 1Цар. 10.27 «ему ли спасать нас? И презрели его, и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того». После победы над аммонитянами под руководством Саула народ потребовал умертвить этих людей. Но он опять не обратил внимания на эти слова и сказал: 1Цар.11.13 «в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле». Нельзя обращать внимание на слова, которые говорят о ком-то в отсутствие его. Нельзя выслушивать отрицательные примеры, особенно в церквах. Сколько сегодня распространяется различной информации о членах церкви и о церкви в целом! Поместная церковь – это Церковь Божья. Матери и отцу больно, когда об их детях передают кому-то даже справедливую информацию о плохом поведении их ребенка. А как Господь смотрит на тех, которые выносят церковные дела, на тех, которые рассказывают другим о чьих-то недостатках? Мы отягчаем, загрязняем свою душу, когда критикуем других. Господь будет строго спрашивать. Ведь Он не вверял нам такое служение: переносить компрометирующую информацию и выслушивать ее.
Итак, мы ответственны за каждое сказанное нами слово. По какой причине мы сегодня часто страдаем? Отчего многие слезы? Почему сердце болит? К сожалению, часто от слов. И во многих семьях проблемы отсюда же. От слова, сказанного друг другу, иногда месяцы и годы не отходит, не исцеляется человек. И может уже и не подняться. Иногда одного слова хватает, чтобы утешить человека. И смотришь, у него радость, улыбка. А иногда поникает лицо. Разве не от слов исходит эта сила? Сила одних ранить и убивать, а других врачевать и поднимать. Сколько слов утешения нес Господь Иисус! Нам бы быть такими как Он, чтобы не ранить людские сердца, чтобы меньше было слез.
Если мы встречаем человека, который постоянно говорит отрицательное, не нужно обращать внимание на его слова, в том числе и на его похвалу. Далее, не нужно спешить выносить приговор, поспешно делая вывод. В этом случае более вероятно, что он будет ошибочным. Но, кроме того, что ошибочный, он же вернется к тебе, ты вкусишь от этого. От того, что ты сказал и что выслушал. Если ты унижаешь своего ближнего, будешь унижен. Если ты видишь своего ближнего упавшим, и рассказываешь об этом другим, Бог проведет тебя через такие же обстоятельства, и проверит потом тебя. Хочется подчеркнуть мысль, которая относится и к детям, и к взрослым: никогда нельзя произносить унизительные слова об отце или матери.
Часто хорошо будет, если мы будем останавливать друг друга примерно такими словами: «Это не для моих ушей, мне не поручено выслушивать это». Придворная дама, имевшая доступ к королю Фридриху Великому, пожаловалась ему на своего мужа. Она сказала: «Ваше величество! Мой муж очень плохо обращается со мной». «Это не мое дело!» – возразил король. «Да, но он также плохо о Вас отзывается, Ваше величество!», продолжала обиженная. «Это, пожалуй, не твое дело» – спокойно ответил король. «Ваше величество! Но ведь этим он может повредить себе, своей карьере!» – не унималась дама. «А это уж его личное дело» – сказал Фридрих, и на этом аудиенция закончилась.
Нам могут предложить выслушивать сплетни. Можем предположить такой диалог: «Вы знаете, что в нашей церкви произошло?» «Не знаю, если доброе, скажи. Я буду радоваться вместе с тобой». «Да нет, вот …». Надо остановить и сказать: «Мне не поручено выслушивать». Нельзя обращать внимания на те обиды и ссоры, которые не касались нас. Бог через Библию говорит: 1Тим.4.7 «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии». Недостаточно негодные и бабьи басни отвергать. Но необходимо упражняться в благочестии, научиться делать добро. Должны сделать своей постоянной практикой упражнение в благочестии. Благочестие имеет обетование жизни настоящей и будущей. И не надо лениться сказать своим ближним несколько слов, укрепляющих в уповании на Господа, примерно такого содержания: «Не оставит тебя Господь!» С другой стороны, когда мы слышим о какой-то нужде, наши уши должны быть открыты. И если мы расположим сердце, то Господь даст нам возможность и поучаствовать в этой нужде.
Есть еще одни слова, которые имеют великую силу – слова молитвы. И сегодня большая нужда в том, чтобы мы молились друг за друга. Написано: Иак.5.16 «Молитесь друг за друга, …; много может усиленная молитва праведного». Молитва усиливается, когда ее совершает не один человек, а несколько детей Божьих. Бог сделал нас служителями слова. Как написано: Он «дал нам слово примирения» (2Кор.5.19) и слово утешения (2Кор.1.4; 1Фес.4.18). Мы обязаны следить за тем, кому мы отдадим во власть наш язык, какие слова говорим. Дьявол вовлекает нас в то, чтобы мы судили друг друга, чтобы высказывали суждение. Всё это для того, чтобы осудить нас за наши неправедные суды. Мы, иногда, даже не встретившись с человеком, уже выносим суждение о нем. А встретившись, порой бывает так горько, стыдно за то, что говорил о нем не так.
Нельзя обращать внимание на слова, сеющие раздор в церкви. Этот грех ужасен, потому что разрушает единство, которое Христос желает видеть между Своими последователями. Пр.6.19 Ненавистен Господу «сеющий раздор между братьями». Как же нам утверждать единство? Всё начинается с преображения сердца. Принимая ум Христов, мы развиваем в себе смирение, обращаем сердце к служению другим. К пастору пришел член церкви и «по секрету» начал рассказывать про одного брата по вере. Пастор сразу же остановил его и спросил: «А еще кто-нибудь об этом знает?» Доносчик ответил: «Нет, никто». «И вы никому об этом не говорили?» «Нет». Пастор сказал: «В таком случае идите домой, и принесите это дело к ногам Господа в молитве. И больше никому об этом не рассказывайте, пока не поговорите с этим человеком наедине. Так говорит Христос: Мф.18.15 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним»». Эту заповедь надо применять не только при ссоре, но и в других случаях для сохранения единства в церкви.
В снежных горах Швейцарии проводники предупреждают путешественников, чтобы они молчали, т.к. от малейшего колебания воздуха может сойти лавина и увлечь за собой в пропасть людей. Кто бы подумал, что слово может вызвать такие страшные последствия. Однако нравственное влияние наших слов еще невыразимо значительнее. Необдуманные слова, которые мы так часто и легко бросаем на ветер, влияют на важные события. И великий день суда обнаружит страшные последствия наших слов, которые предстанут перед нами тогда с неумолимой ясностью. Праздные, пустые слова, переходящие от «нечего делать» из уст в уста, нередко чернят нравственный облик человека, наносят раны, выражают злорадство при виде чужой неудачи, и из пустых становятся жестокими. К праздным словам относятся и разговоры, вторгающиеся в откровенную область семейной жизни. Которые под видом пустой шутки или неуместного намека могут пошатнуть основы семейного счастья. Мы говорили бы с большей мудростью, если бы постоянно помнили, что наши слова слышны на небе. И что в них найдем себе оправдание или обличение в последний день. Как священно было бы для нас каждое слово, если бы мы помнили, что одно из имен Самого Иисуса Христа – Слово.
Пусть слова наши будут правдивы, просты, чистосердечны, пусть будут они доброжелательны и любвеобильны.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Библию, пищу нашей души. Мы благодарим Тебя за то, что мы можем обратиться за подкреплением к Слову Твоему, если мы духовно ослабели. Просим, умножь в нас желание Твоего Слова. Научи нас читать ее, принимать, усваивать и познавать силу, которую она дает изнеможенному сердцу. Просим, помоги нам думать прежде, чем говорить. Помоги удерживать свой язык и выражать мысли ясно, чтобы не вызвать недоразумений. Помоги нам прислушиваться к себе, прежде чем высказать что-то вслух. И остановиться прежде, чем наши безрассудные слова ранят других и опорочат Бога. Помоги нам наставлять и обличать других с любовью и кротостью, но никак не с гневом или гордостью. Помоги нам уделить особое внимание словам. Чтобы мы прославляли Тебя тем, что мы говорим, или не говорим. Помоги нам не ранить других словами и не пытаться создать себе имя. А искать, прежде всего, блага наших ближних, и этим служить Тебе и Твоему Царству. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.