ПРОПОВЕДИ
Исцеление бесноватого юноши
Мк.9.25 «Иисус … сказал ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе,
выйди из него и впредь не входи в него».
В Мк.9.14-29 изображена страшная картина. Спустившись с горы преображения, Христос вновь оказывается в грешном мире, где, как мы видим, дьявол плетет свои козни. Видение славы сменяется безобразной картиной одержимости. Христос расстался с Илией и Моисеем, и встретился с неверующими книжниками. Он оставил место, где была явлена слава Его Царства, и где прозвучал голос Бога Отца, засвидетельствовавший о Своем Сыне. И вновь вернулся к повседневности с ее болью и страданием. Он видит смятение в народе, страдающего юношу, горюющего отца и горстку слабых учеников, которые не сумели изгнать беса – отступили перед дьявольской властью. Какой контраст между этими двумя событиями! Эта смена событий является иллюстрацией жизни истинных христиан. Как правило, она состоит из болезней, боли, страдания и немощи, которые лишь изредка сменяются видением славы небес.
В этом отрывке мы видим, как сильно зависели ученики от своего Господина. Вот Господь Иисус спускается с горы и находит Свое малое стадо в замешательстве. Христос видит, что Его девять учеников (Иакова, Иоанна и Петра Он брал с Собой на гору), одолеваемые книжниками, не могут изгнать беса из одержимого. Еще недавно бесы повиновались им, как они сами о том с радостью рассказывали Иисусу Христу. Почему же теперь постигла их неудача? По-видимому, здесь они встретились с особенно сильным духом зла. Ведь духи, как и грехи, бывают разные. Все люди грешны, но не в одинаковой степени. Так и зло – всегда есть зло, но сила его различна. Мы читаем в Мф.13.45 такие слова: «Тогда идет (дух нечистый) и берет с собою семь других духов, злейших себя». Юноша, о котором идет речь, видимо был одержим одним из злейших духов.
Человек может совершать великие дела для Евангелия, а через некоторое время низко пасть. И показать этим, насколько он на самом деле слаб и немощен. Сегодня он может ревностно трудиться для Господа, а завтра отречься от Него. История знает подобные примеры. Поэтому даже самым святым христианам нечем хвалиться: они живут не своей силой. Всё, что у них есть, им было дано. И стоит Господу хоть на краткое время оставить их, они сразу же понимают, что у них нет силы. Они такие же слабые и беспомощные, как Самсон с обрезанными волосами. История наша, когда ученики оказались бессильными, должна научить нас смирению. Будем помнить в каждый день и в каждый час нашей жизни, что мы нуждаемся в благодати и милости Господа. Только с Ним мы можем всё. Только с Ним мы можем преодолевать величайшие испытания. Без Него любая мелочь может стать непреодолимым препятствием. Давайте же каждый день с раннего утра молить Бога: «Не покинь нас! Мы не знаем, что день грядущий нам готовит. Если Ты не пребудешь с нами, то как мы можем пойти вперед?»
Отметим, что даже дети могут быть подвержены влиянию сатаны. Марк пишет, что злой дух вселился в юношу, когда тот был еще ребенком. Это важный урок для нас. Мы должны прилагать все свои усилия, чтобы приносить добро детской душе. Чтобы сатана не закабалил душу ребенка, мы должны обязательно рассказывать и детям о Боге. Никто не может точно сказать, с какого возраста ребенок становится ответственным за свои поступки. Когда он знает точно, что хорошо и что плохо. Но, возможно, это происходит намного раньше, чем думают многие люди. Можно сказать одно: молиться о спасении ребенка никогда не рано. Никогда не рано рассказывать ему о Боге, Который всё видит и всё слышит, и даже знает мысли человеческие. Который наказывает зло и любит добро. И об Иисусе Христе, Который делает людей добрыми, угодными Богу. Мы можем быть уверены, что дьявол не теряет времени. Он пытается закабалить детскую душу. Противостанем же ему. Если в сердце ребенка может вселиться дьявол (что мы видим из нашей истории), значит, и Святой Дух может вселиться в него.
Много людей, которыми владеет злой дух гордости и себялюбия. Кому из нас не приходилось с такими людьми встречаться?! При нормальном образовании и способностях у них невыносимо пренебрежительное отношение к окружающим. Они думают, что грехов у них нет, упрекать себя не за что. Спасителя им не нужно. А между тем грешат они на каждом шагу. И, полагаем, легче обратиться к Богу горькому пьянице, чем такому самодовольному человеку.
Невольно возникает вопрос: как Бог может допустить, что человеком в такой мере овладевает зло? Зачем Он позволяет дьяволу толкать человека в грех? Полагаем, что, во-первых, для того, чтобы показать реальность греха. Человек воочию видит, как грех страшен и отвратителен. И что получается, если с ним не бороться. А, во-вторых, факт существования греха являет нам реальность божественной милости. Кроме того тот факт, что только одна Божья сила может заставить грешника обратиться к Богу, показывает нам нашу человеческую слабость. Только один Бог может очистить жизнь человека от бездны греха. Поэтому мы должны обратиться к Богу мольбой: «Господи! Простри руку Твою! Соверши это! И да будет за это Тебе слава!»
В толпе, которую нашел Господь, сойдя с горы, были и книжники – представители интеллигенции. Когда апостолы не смогли исцелить юношу, они, вероятно, говорили: «Так оно и должно быть: это можно было предсказать. Учитель ваш говорил, что дал вам власть изгонять бесов. Никакой власти у вас нет. Те, кого вам удавалось исцелить, были вовсе не бесноватые, и помочь им было не трудно. Это были просто нервные люди, которые поверили в вашу силу. А в этом случае, когда требуется действительно изгнать беса, вы ничего не можете сделать. Никакой силой Божьей вы не обладаете». Нечто подобное могли говорить окружающие люди смущенным апостолам. А разве теперь нам не случается слышать таких речей: «Евангелие действует только на людей, которые и без того веруют. На неверующих людей, или на таких, которые закоренели во зле, оно никакого влияния оказать не может». А в толпе стоял и огорченный отец больного. Может быть, он тоже укорял апостолов. И в наши дни отцы, матери или близкие приводят неверующего, сбившегося с пути человека, в собрание верующих. Надеясь, что сила Божья обратит его через молитву и слово проповедника. Но результатов не всегда видно. И тогда близкие в отчаянии. Смущен и служитель церкви. Ведь во многих случаях люди обращаются. Мы должны помнить, что Бог суверенная Личность и свободен в Своем выборе. Одних угодно ему спасать, а других оставляет в грехах Своих. И еще одно важное лицо во всем этом – сам злой дух. Он торжествует, видя бессилие апостолов. Мы, люди немощны, и порой дьявол торжествует. Но вот Господь Иисус спускается в долину, и сразу вся картина меняется.
Обратим внимание на то, что когда Господь приблизился к бесноватому юноше, состояние его ухудшилось. Присутствие Спасителя как бы усилило его страдания. Часто именно перед своим обращением люди становятся хуже, чем были до того. Страсти их разыгрываются: все злые силы поднимаются в них, чтобы не пустить их к Христу. Из нашего повествования мы выносим такое впечатление, что бес хотел убить юношу, прежде чем выйти из него по повелению Христа. Подобное этому случается при обращении закоренелых грешников. Работа сатаны в их сердце так ужасна, что вы готовы сомневаться в возможности их обращения. Вы говорите себе: «Этот человек так сопротивляется истине, что не вынесет этих потрясений. Он совсем разбит душой и телом. Он умрет в своем грехе». Всё это – дело злого духа. Он терзает человека перед тем, как покинуть его. В этих случаях воззови и помни, что Христос идет к тебе. Его всесильная благодать всё побеждает. Его могущество особенно ярко обнаруживается именно в таких исключительных обстоятельствах, безнадежных случаях.
Из этого отрывка мы узнаем, что вера в сердце может содействовать с неверием. Об этом свидетельствуют слова, которые произнес отец одержимого юноши: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Эти слова описывают состояние сердца многих христиан. В их сердце живут рядом надежда и страх, доверие и сомнение. Человек верит, но в его сердце остается и неверие. Что же мы должны делать с нашей верой? Мы должны использовать ее, сомневающуюся и слабую. Не нужно ждать, пока она станет сильной и совершенной. Как и отец одержимого, используйте ее и надейтесь, что она станет всё сильнее и сильнее. Что же мы должны делать с нашим неверием? Мы должны противостать ему и молиться, чтобы избавиться от него. Мы не должны позволять ему удерживать нас вдали от Христа. Нужно принести неверие к Господу, как мы приносим все свои грехи и беззакония. И воззвать к Нему, желая освобождения. Как и отец одержимого, мы должны попросить: «Господи! Помоги моему неверию!» Только на опыте мы можем убедиться, что именно так надо поступать. Блажен тот, кто испытал подобное в своей жизни. Мир ничего не знает об этой истине. Для него неверие и вера, уверенность и сомнения – всё глупость. Но пусть все истинные христиане хорошенько поразмыслят об этом, и признают истинность этих слов. Для христиан важно понять, что истинный верующий – это человек, который ведет духовную борьбу и возрастает духовно.
Теперь мы подошли к важной части повествования. Ученики спрашивают: «Мы почему не могли изгнать его?» Спросим и мы: «Почему мы порой бессильны?» Сам Христос отвечает так: «Причина – в нашем неверии». После Его слов «если вы будете иметь веру … ничего не будет невозможно для вас», Он прибавил: «Сей же род изгоняется только молитвой и постом». Полагаем, что Христос хотел сказать, что в таких особенно трудных случаях нужна вера, из ряда вон выходящая, и должна быть особенно сильная молитва. А чтобы молитва наша была сильнее и горячее, нужен пост. Разные бывают виды молитвы. Одни христиане приносят Богу всегда одни и те же прошения, в одних и тех же выражениях. И может быть от этого их молитва недостаточно горяча. Другие, молясь, ждут внушения свыше, и радуются, когда на них находит вдохновение. Но зачем же пост? Пост не есть религиозный обряд, или нечто такое, что само по себе заслуживает похвалы или награды. Зах.7.5,6 «Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет – для Меня ли вы постились? Для Меня ли? И когда вы едите и когда вы пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?» Пост – это просто навык, несомненно, способствующий напряженности молитвы. К сожалению, пост многие понимают неправильно, искажая его идею. Но те, которые совершенно отрицают его, лишаются многих благословений. Плоть наша страшно восстает против воздержания. Это испытывают на себе многие дети Божьи. И постятся, чувствуя, что при этом молитва их становится живее. На основании личного опыта они утверждают, что никогда так не повышается молитвенное настроение души, как во время поста. Правильно понятый пост есть средство покорять свою плоть, которая постоянно борется против духа. Не все люди одинаково изнывают под бременем требований плоти. Иным плоть не причиняет много беспокойства, другие же, наоборот, ни от чего плотского не могут отказаться. И в таком случае им остается одно: желать освободиться от этого рабства. Этим людям надо вспомнить слова Христа о посте и применить их к себе.
В заключение отметим, что Господу Иисусу полностью подвластны сатана и его слуги. Злой дух был так силен, что даже ученики, получившие силу для борьбы с ними, не могли изгнать его. Но Господь сделал это в один миг. Бес вынужден был повиноваться Его словам: «Я повелеваю тебе, выйди!» Пусть эти слова утешают нас. Тот, кто за нас, могущественнее всех тех, кто против нас. Да, сатана хитер, злобен и плетет свои козни, не уставая. Но Господь Иисус сильнее его, Он силен спасти тех, кто приходит через Него к Богу. Христос может спасти и от дьявола, и от греха, и от греховного мира. Он не позволит сатане похитить нас из Его рук, Он может освободить нас от нападок лукавого. Цепь для дьявола уже готова (Откр. 20.1). Он будет связан ей. Рим.16.20 «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре».
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за это повествование об изгнании Господом Иисусом беса из юноши. Ибо в этом отрывке мы видим живой символ ужасного влияния, которое сатана оказывает на молодежь. И этот вид одержимости встречается и в наши дни, хотя и редко. Но духовная власть сатаны над людьми не менее болезненна, чем одержимость. Просим, храни нас от власти сатаны. Дай нам бояться Тебя, почитать и исполнять Твои заповеди. Укрепи нашу веру, ибо вера – это ключ к победе на поле духовной битвы. Дай нам осознать свою зависимость от Господа Иисуса, осознать то, что мы живем Его силой. Что сами без Него мы слабые и беспомощные. Просим, научи нас смирению. Дай нам помнить, что в каждый день и в каждый час нашей жизни мы нуждаемся в милости и благодати Божьей. Просим, не покинь нас. Мы не знаем, что день грядущий нам готовит. Если Ты не будешь с нами, мы не сможем пойти вперед. Помоги нам облечься во всеоружие Божье, но не только взять его, но и пользоваться им. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.