ПРОПОВЕДИ
Кто взойдет на гору Господню?
Пс.23.3 «Кто взойдет на гору Господню,
или кто станет на святом месте Его?»
Стихи Пс.23.3-10 говорят о Царстве Иисуса Христа. О Его Царстве провидения, посредством которого Он управляет этим миром; о Царстве благодати, через которое Он управляет Своей Церковью; о подданных и о Царе этого Царства; и о том, как попасть в это Царство. Предполагается, что этот псалом был написан по случаю, когда Давид перенес ковчег на то место, которое было предназначено для него (из дома Овед-Едома на гору Сион). Основное предназначение этого псалма – вести народ дальше помпезности и внешних обрядов к святой жизни и вере в Царя, т.е. Иисуса Христа. Пророческий взгляд псалмопевца проникал за пределы символического вознесения ковчега: Давид видел в этом событии вознесение Царя славы. Как бы много мы ни имели здесь, на земле, мы будем здесь лишь короткое время, и скоро уйдем отсюда. Итак, в псалме рассматриваются вопросы: Кто после смерти отправится на небеса? Чьи очи узрят Царя во всем Его великолепии, и кто может обитать в Его дворце? Кому же будет дозволено войти в царское присутствие?
Наш эпиграф включает в себя вопрос: «Кто взойдет на гору Господню?» Размышления псалмопевца от этого мира возносятся до великих вершин другого мира. Здесь задается вопрос о лучшем. Бог создал всё живое. Блага этого мира Он отдал людям. Однако Он не спасет всех людей. Честь обитания в вышних чертогах достанется только избранному обществу. Эти избранные жаждут общения с Богом, и их желание будет исполнено. Итак, после смерти отправится на небеса только душа, которая знает и размышляет о своей собственной природе, происхождении, бессмертии. Человек, который, рассматривая землю и все, что наполняет ее, остается неудовлетворенным. Далее первый вопрос эпиграфа повторяется в другой форме: «Кто станет на святом месте Его?». Если Бог истребляет всех нечестивых, кто же может обитать в Его доме? Кто может взирать на Святого Израилева и выдержать сияние Его славы? Никто не может общаться с Богом на основании Закона. Только благодать может сделать нас способными видеть Божье присутствие. Каждый должен задать себе вопрос этого стиха, и не успокаиваться, пока своей жизнью не ответите на него и не ощутите в сердце мир.
Если бы псалом оборвался, и мы не смогли бы прочитать дальше, то что бы мы на это сказали и какой бы ответ дали? Как мы считаем, кто будет стоять на святом месте, и кто получит благословение от Господа? Конечно, само собой разумеется, что не все взойдут на гору Господню, и не все будут стоять на святом месте Его. Однако кто же это будет? Впрочем, не нужно много об этом гадать, потому что тут же, в следующих стихах, Слово Божье само дает нам на это ответ. Во-первых, это тот, у кого руки неповинны. Во-вторых, тот, у кого сердце чисто. В-третьих, тот, кто не клялся душой своей напрасно и не божился ложно. Итак, здесь мы остановимся на трех вещах, о которых пойдет наша речь: руки, сердца и наши уста. Их состояние будет решающим в том, получим ли мы благословение и милость от Господа или нет.
Среди верующих много молитвенников. Но много и таких, которые не получают просимое от Бога. Одной из причин этому будут наши руки, наше сердце и наши уста. Если мы ищем лица Бога нашего, то для нас самым важным и решающим является следующий факт: в том ли состоянии находятся у нас руки, сердце и уста, чтобы нам удалось взойти на гору Господню. И, представ на святом месте перед лицом Всевышнего, получить Его благословение. Мало того, идя дальше, зададим-ка себе и такой вопрос: «Если мы всё же сумеем взойти на гору Господню и получить Его благословение, то в каком случае и как мы можем это снова потерять?» Можно быть абсолютно уверенным, что и в этом случае в ответе будут руки, сердце и уста.
Для начала рассмотрим наши руки. Ст.4 «Тот, у которого руки неповинны». Святость жизни – это признак благодати в сердце. Главное – иметь руки невинные. В древнем Израиле человек, не очистивший себя по закону обрядовой чистоты, не имел права входить в рукотворный дом Божий. Тем более святой Бог не допустит в Свое общение оскверненных нравственно. В 1Тим.2.8 написаны такие слова: «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи». В век Евангелия молитва не ограничивается каким-то определенным домом молитвы, но люди должны молиться на всяком месте. Нет места, не подходящего для молитвы, и нет такого места, которое было бы угодно Богу более чем другое. Господь желает видеть мужей, совершающих служение молитвы. Мы не хотим сказать, что сестрам не следует брать на себя молитвенное служение. Напротив, это замечательно, если жена и мать ходатайствует перед Богом, неся на руках молитвы мужа, детей, родственников, знакомых, церковь и ее служителей. Однако здесь Бог через Свое Слово говорит нам о том, что мужья и отцы должны быть молитвенниками. Итак, молитва и ходатайство перед Богом – это, прежде всего мужское дело. Ведь именно на отцах лежит ответственность перед Богом за духовное и материальное состояние семьи. В Южной Африке у темнокожих существует такой закон: если обнаруживается, что в какой-то семье девушка уже не девственна, тогда вождь племени наказывает штрафом ее отца. Который должен заплатить коровой за то, что плохо воспитал свою дочь. К сожалению, многие из братьев предпочитают проводить время не в уединенной, горячей молитве к Богу, а, в лучшем случае, в так называемых братских беседах. Которые нередко превращаются в споры о мнениях. Воля Божия в том, чтобы, молясь, мы воздевали чистые руки. 1Тим. 2.8 «воздевая чистые руки без гнева и сомнения». В данном случае имеются в виду не плотские наши руки, потому что они не могут иметь гнев и сомнения. Речь идет о том, что руки должны быть чистые от скверны греха, омытые в источнике, открытом для очищения от всякого греха и нечистоты. Если, к примеру, читаем в Библии Пс.120.1 «возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя», тогда понимаем, что речь идет не об обычных, земных горах, но у духовных высотах, на которые мы взираем очами сердца с надеждой на Бога. Так же и в данном случае, обращаясь к мужам, Бог говорит, чтобы они, молясь, делали это в чистоте и святости. Именно это определит, будет ли данная молитва услышана или нет. Получит ли душа благословение от Господа или уйдет от ног Его неблагословенной. Чистыми и святыми могут быть только те духовные руки, которые служат для Господа и Его славы. Посмотрим на наши руки с другой стороны. Нам дана заповедь – «не кради». Исполнение ее в повседневной жизни в прямом смысле характеризует чистоту наших рук. Причем Бог запрещает в этой заповеди не только те виды воровства и хищений, которые карает гражданская власть. Под кражей здесь понимается всё, относящееся к злонамеренным приемам и уловкам, с помощью чего мы присваиваем чужое. Более того, Бог требует, чтобы человек, насколько это в его силах, способствовал пользе и благополучию ближнего.
Далее сказано, что такие руки должны воздеваться к небу «без гнева». Поэтому, прежде чем приступить к молитве, необходимо исследовать себя, свободны ли мы от гнева, или он всё еще имеет место в нашей жизни? Бог не может терпеть молитвы мужа, в сердце которого живет гнев, и который постоянно этим грешит. Человек может молиться и поститься до изнеможения. Только всем этим он не достигнет цели, если прежде не избавится от гнева. Помни, что уже это одно встает преградой на пути твоей молитвы, и она не может быть услышана и принята Небесным Отцом. Не думайте, дорогие сестры, что это касается только мужчин. Ведь если вы являетесь молитвенницами, тогда это слово в равной степени относится и к вам. Поэтому ваши духовные руки молитвы должны быть также чисты и святы. От очей Господа не может укрыться гнев ни в сердце женщины, ни даже самого маленького ребенка. Так что оставьте-ка благочестивые молитвы, если из вашей жизни не изжит еще гнев. Принесите сначала это в свет перед Господом, и глубоко, искренне раскайтесь. Если мы сегодня в чем-то нуждаемся, то это, прежде всего в осознании греха и раскаянии с последующим очищением. Чтобы впредь не становиться виновными перед Богом, воздевая к Нему нечистые руки, запачканные гневом и злом.
Наша фраза включает в себя еще одно слово – «сомнение». Когда читаешь это выражение, невольно задаешь себе вопрос: «Какая тут взаимосвязь? Какое отношение к сомнению имеет гнев? Как объединить одно с другим?» В греческом подлиннике Библии на месте слова «сомнение» стоит выражение, которое подразумевает также и такие понятия, как: «аргументирование», «доказывание», «спор с потерей над собой контроля». Ведь можно именно таким образом разговаривать с другими, с досадой восклицая: «Ну что вы от меня хотите?»; «Неужели вы неспособны этого понять?»; «Да поразмыслите же, наконец!» и т.д. Особенно женщины могут иногда такое сказать, что просто удивляешься, как только это возможно. Однако не потому ли, обращаясь к нам, так называемому сильному полу, Бог говорит, чтобы, живя со своими женами, мы обращались с ними благоразумно. Помня, что они являются немощными сосудами. В противном случае нашим молитвам будет положена преграда. В супружеской жизни мы, мужчины, должны особенно бодрствовать, не давая дьяволу возможности вести в ней свою разрушительную работу. Нередко именно через это ему удается вывести нас из строя.
Одних невинных рук мало для того, чтобы войти в общение с Богом. Необходимо, чтобы внешнее благочестие было связано с «чистым сердцем». Чистые сердцем – это те, которые поступают по совести и внутренне являются такими же, какими кажутся внешне. Истинная религия гнездится в сердце. Можно мыть руки, наш сосуд снаружи сколь угодно долго, однако если внутри он полон скверны и нечистот, то мы всецело осквернены в очах Божьих. Ибо мы – это наше сердце, а не наши руки. Мы можем лишиться рук, и это не помешает нам жить. Но, потеряв сердце, мы потеряем и жизнь. Источник жизни в сердце, поэтому мы должны содержать его в чистоте. Благодать должна действовать в сердце человека и влиять на его поступки, а иначе наша вера – обман. Чистые сердцем Бога узрят, а все прочие – слепцы. Господь знает наше сердце, знает его помыслы и намерения. В книге Притчей 4.23 написано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». Видите, откуда истекает всё, что характеризует нашу жизнь! Господь Иисус, обращаясь к нам, идет еще дальше, говоря: Мк.7.21-22 «из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». Итак, из сердца происходит весь грязный перечень грехов. Не из американского Голливуда выходит блуд, прелюбодеяние и самый низкий разврат. Всё это выходит из злого человеческого сердца, в котором дьявол посеял свое семя.
Взойти на гору Господню и получить благословение от Бога сможет лишь тот, кто не только имеет неповинные руки, чистое сердце, но еще и «не клялся душою своей напрасно и не божился ложно». Это те, которые честны и перед Богом, и перед человеком. В своем завете с Богом и в договорах с людьми они не клянутся лживо, не нарушают обещаний и не дают лживых клятв. А те, которые не проявляют уважения к своим обязанностям поступать по правде и почитать имя Бога, недостойны быть на святой горе Господней. Святые – люди своего слова. Ложь преградит путь к небесам, ибо лжецы Царства Божьего не наследуют, что бы они ни заявляли о своей вере. Бог не желает иметь ничего общего с лжецами, Он бросит их в озеро огненное (Отк.21.8). Любой лжец – сын лукавого, и он отправится прямо к своему отцу. Лживые утверждения, лукавые слова, неверные отчеты, клевета, ложь – всё это вполне уместно в собрании развращенных, но не в собрании истинно святых. Да и как святые могли бы общаться с Богом истины, если бы не отвергли всякий путь лжи?
Будем помнить повеление Бога, изложенное в 1Пет.1.15,16 «по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят»» (Лев.11.44).
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за сегодняшние наставления. Ты напомнил нам о том, что, так как Ты свят, то и мы, дети Твои, должны быть святы. В противном случае нам не стоит надеяться, что Ты примешь нас. Мы приходим к Спасителю Иисусу Христу потому, что мы не святы. «Все согрешили» – сказано в Библии. И, тем не менее, мы можем надеяться, что будем святы. Если мы покоримся Духу Святому, в нас пребывающему и нас обличающему, то в святости всё-таки будем возрастать. Слава, хвала и благодарение Тебе за это. Просим, силой Твоей помоги нам преодолеть наш грех, шаг за шагом искоренять из своего сердца «несвятость». День за днем идти к Тебе, всё ближе и ближе. Дай нам понять, что величие человека не только в делах, но и в сердце его. Помоги нам в том, чтобы каждый человек мог в нас заметить свет святости и милости Твоей. Чтобы мы могли любому человеку ответить не только словом, но и жизнью своей. Ибо самый сильный аргумент – не набожные слова, а святая жизнь. Благодарим Тебя, что через Иисуса Христа святость становится достоянием всех верующих. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.