ПРОПОВЕДИ
Вознесение Иисуса Христа
Лк.24.50-51 «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои,
благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо».
Господь Иисус торжественно расстается со своими учениками. Целью земного служения Его было примирить небо с землей, и быть между ними Посредником. Поэтому Ему необходимо было положить руки на них обоих. И для этого Он должен был перейти на землю, а затем возвратиться на небо. Христу надлежало совершить труд в обоих мирах. Он сошел с неба на землю, воплотился, чтобы исполнить Свое дело здесь. А закончив его, возвратился на небо, чтобы обитать там и ходатайствовать за нас перед Богом. Вознесением Своим наш Господь оставил дверь на небо человечеству открытой.
Вознесся Господь Иисус близ Вифании. Вифания – маленькое селение у подножия Елеонской горы, приблизительно в 5-ти км к юго-востоку от Иерусалима. Это селение Христос часто посещал. Здесь жили Марфа и Мария, и здесь воскресил Он Лазаря. Само это слово означает «дом скорби». Те, кто хотят войти на небо, должны начинать свое восхождение из дома скорби и страдания, входить в радость путем борения. Отсюда Христос недавно начинал Свой торжественный вход в Иерусалим. Свидетелями Его вознесения были Его ученики. Вероятно, Христос вознесся рано утром, прежде чем пробудился народ, т.к. после Своего воскресения Он никогда не показывался открыто всем людям, а только лишь избранным свидетелям. Ученики видели Его восходящим на небо, т.к. иначе не могли бы иметь наглядного доказательства Его вознесения. Они были выведены из города, чтобы видеть, как Он будет возноситься. Чтобы их глаза на Него были обращены во время вознесения и не смотрели по сторонам.
Христос прощался с учениками, подняв руки, благословил их. Он ушел от них с любовью, оставив им Свое благословение. Он поднял руки Свои, как делал это первосвященник, благословляя народ. Он благословил их как имеющий власть. Апостолы представляли 12 колен, так что, благословляя их, Христос благословил весь Свой духовный Израиль. Чтобы показать, что возлюбил Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их. Мы читали и о том, как Он покинул Своих учеников: «И когда благословлял их, стал отдаляться от них». Не так, как если бы Он был взят прежде, чем успел сказать всё, что хотел. Но так, чтобы показать, что Его уход от них не означал прекращения Его благословений. Ибо ходатайство, которое Он собирался совершать за всех Своих детей на небе, есть продолжение этого благословения. Он начал Свое благословение их на земле, но ушел на небо, чтобы там продолжить его. Христос мог исчезнуть мгновенно, что иногда Он и делал после Своего воскресения. Но на этот раз Он решил поступить иначе, чтобы ученики поняли, что больше явлений не будет. Посылая Своих последователей проповедовать Евангелие миру, Христос дает им Свое благословение для них самих. Но передает его и на других, на всех, кто уверует в Него через их проповедь. Он благословил их и, в знак благодарности за это, они поклонились Ему. Это новое явление славы Христа вызвало с их стороны новое проявление признания и поклонения. Они знали, что Он, скорее всего, уже находится в ином, в высшем мире. Тем не менее, Он может видеть и видит, что они поклонились Ему. Облако, скрывшее Его от их взоров, не скрыло от Его взора ни учеников, ни их поклонения Ему.
Лк.24.52 «Они ... возвратились в Иерусалим с великой радостью». Им велено было оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока Дух Святой не сойдет на них. Т.о., они должны были пойти туда, хотя это означало идти в логово зверя. Они возвратились в Иерусалим с великой радостью. Это была замечательная духовная перемена, результат того, что Христос открыл их разумение. Когда Он предупреждал, что должен оставить их, скорбь наполнила их сердца. Теперь же, когда они видели, что Он ушел от них, они исполнились радости. Они убедились в том, что это было лучше для них и для Церкви, чтобы Он ушел, и пошлет им Утешителя. Апостолы входили в Иерусалим с ликованием. Это было шествие победителей. Они несли в себе нечто такое, от чего их сердца переполнялись любовью, миром и радостью. Это была Божья благодать. Внешне в Иерусалиме ничего не изменилось. Те же улицы, дома, люди. Те же высокомерные лица фарисеев и суровые лица римских легионеров. Но апостолы видят окружающую их жизнь на фоне великой и непостижимой любви Божьей. Они видят вечного, живого Бога, с любовью принимающего людей в Свои вечные обители. Апостолы вошли в Иерусалим, храня в своем сердце нерушимую истину о том, что где бы Христос ни находился, видят они сейчас Его или нет, Он жив, Он истинный, живой Бог. Христос вознесся во славе, и теперь ученики знали, что у них есть такой Господь, с Которым их уже ничто в этом мире не может разлучить. Теперь их вера – это вера в Иисуса Христа, Который освободился от ограничений пространства и времени. Евангелист Матфей записал слова Господа, сказанные ученикам перед вознесением: Мф.28.20 «И вот, Я с вами, во все дни, до скончания века». Эти слова Господа Иисуса указывают на то, что Бог не желает, чтобы люди воспринимали Его вознесение как отделение от людей. Ибо после вознесения Христос не стал далеким и недосягаемым для нас. Он с нами будет Духом Своим до Своего второго пришествия. Апостолы утверждали истину о присутствии Бога в жизни каждого чада Божьего. Так давайте же радоваться тем благословениям, которые оставил нам Христос, уходя к Отцу.
После горя и отчаяния ученики стали первыми свидетелями величайшего Божьего чуда – воскресения Иисуса Христа. Лично убедившись в этом факте, апостолы поняли, что жизнь с Иисусом Христом продолжается. В течение сорока дней Христос являлся перед учениками и продолжал общаться с ними. Он вел с ними беседы, и принимал вместе с учениками пищу. Он дал им Свои наставления и освободил апостола Петра от мучительных угрызений совести из-за отречения от Него в день ареста. Всё это было новой, чудесной реальностью. Еще недавно были издевательства, страдания, суд в Синедрионе и у Пилата, позорная смерть. И вдруг, разом это всё исчезло, прошло, как дурной сон. Это можно сравнить с тем состоянием, когда мы долго и мучительно болеем, и вдруг болезнь исчезает, боль проходит, и мир как будто окрашивается новыми красками. Нам становится легко и свободно. Ученики познали в те дни великую радость. Христос жив, и Он дает вечную жизнь Своим последователям. Они поняли, что главный враг людей – смерть побеждена. Но Божий промысел продолжал развиваться далее. Заканчивалось время зримого присутствия Господа на земле. Когда Он собрал учеников и вывел их из Иерусалима, до Вифании, Он дал им последние наставления. При этом Он сказал им (Лк.24.49): «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». После этого, на сороковой день после Пасхи, происходит еще одно великое Божье чудо – Господь возносится на небеса с Елеонской горы. Это зримое вознесение Христа от земли на небо ясно указывало на то, что Господь Иисус возвращался в тот неприступный свет, в котором Он обитал до Своего воплощения. Он совершил всё, ради чего пришел на эту землю. Сын Божий возвратился к принадлежащей Ему вечной славе таким же чудесным образом, как и пришел в этот мир. Но на этот раз это событие не вызвало у них горя и разочарования.
Не все церкви уделяют достаточного внимания вознесению Христа на небеса, хотя это событие имеет глубочайшее значение как искупительный акт. Оно отмечает момент величайшего возвышения Христа. Мы читали: «облако взяло Его из вида их» (Деян.1.9). Вероятно, речь идет о «Шекхине» – облаке Божьей славы, которое превосходит сиянием всякое обычное облако. Это зримое для нас проявление блистающей славы Божьей. Итак, уход Господа Иисуса произошел при необыкновенных обстоятельствах. «Вознестись» означает «подняться наверх». В Библии мы находим два случая, когда люди были взяты Богом. Первый случай – славное переселение Еноха в лучший мир. Быт.5.24 «И ходил Енох перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». Как его жизнь не была похожа на жизнь других, так и его переход в иной мир отличался от перехода других людей. Он был переселен, когда он прожил триста шестьдесят пять лет. Это в то время составляло меньше половины жизни патриархов. Почему же Бог так скоро забрал его? Безусловно, потому, что мир, который к этому времени становился более порочным, был недостоин его. Читаем о переселении пророка Илии. 4Цар.2.11 «Когда они (Илия и Елисей) шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих; и понесся Илия в вихре на небо». Применительно к Христу термин «вознесение» приобретает более глубокий, богатый, особенный смысл. Вознесение Христа уникально. Оно превыше вознесения Еноха и Илии. Его вознесение связано с Его восхождением в особое место с особой целью. Он уходит к Богу Отцу, чтобы воссесть одесную Его. Он возносится к престолу вселенского владычества. Он уходит на небеса, чтобы принять высочайший венец Царя Царей. Господь Иисус вознесся также для того, чтобы вступить в Святая Святых на небесах, и продолжить Свой труд великого Первосвященника. На небесах Он правит как Царь, и заступается за нас как наш Первосвященник. Рим.8.34 «Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Жан Кальвин пишет: «Взятый на небо, Он скрылся от нашего вида в Своем теле, но не лишил ходящих по земле верующих Своего присутствия, дабы править миром посредством силы еще более действенной, чем прежде».
Вознесшись на небеса, чтобы принять венец Царя Царей, Господь Иисус воссел одесную Бога Отца. Место по правую сторону Бога Отца есть престол могущества. Это место занимают обладающие исполнительной властью. Восседая на нем, Христос правит Своим Царством и председательствует как Судия неба и земли. Находясь по правую сторону Отца, Господь Иисус главенствует над Своим Телом, т.е. над Церковью. Отсюда власть Его и правящая юрисдикция простираются за пределы Его Церкви, и охватывает весь мир. Все земные правители будут держать ответ перед Ним и будут судимы Им как Царем всех царей и Господом всех господствующих. Всякий сущий на небе и на земле призван Богом чтить величие Господа Иисуса, подчиняться Его правлению, отдавать Ему почести и покоряться Его власти. Ин.5.22, 23 «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. Дабы все чтили Сына, как чтут Отца». Всякий человек неминуемо предстанет перед Ним в день Последнего Суда (кроме истинно верующих, которые на этот суд не приходят).
Итак, зримым образом Христос вознесся, возможно, для того, чтобы показать: земное Его служение закончено и больше ученики Его не увидят. Здесь на земле Он принес жертву за грех (Рим.5.8), победил сатану (Евр.2.14), разорвал узы смерти (Отк.1.18). А для учеников сделал всё, что мог: все свидетельства были явлены; всему, чему нужно было их научить, Он научил (Деян.1.1-3). Что же делал и делает Он после того, как вознесся? «Дал дары человекам» (Еф.4.8), послал Духа Святого (Деян.2.33), стал нашим ходатаем (Рим.8.34; 1Ин.2.1) и «Главою Церкви» (Еф.1.20.23). А где эти небеса, куда Он вознесся? Некоторым кажется, что они где-то в миллиардах километрах от нас, в космосе. Но для верующих в нашего Спасителя они совсем рядом. И мы знаем, что однажды мы будем там, где сейчас Господь Иисус. И это переполняет наше сердце благодарностью и хвалой. Как чудесно, что у нас есть Спаситель, и что Он вознесся!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что наш единственный Спаситель Иисус Христос открыто восшел на небеса, и всеми обстоятельствами засвидетельствовал правдивость Своего вознесения. Восходящего Господа Иисуса закрыло облако, и поэтому ученики не имели повода усомниться в том, куда именно Он восшел. Мы благодарим Тебя, Господь Иисус, что Ты здесь на земле принес жертву за грех, победил сатану и разорвал узы смерти. Еще больше благодарны Тебе за то, что с небес Ты «дал дары человекам», послал Духа Святого, стал нашим Ходатаем перед Богом Отцом и Главой Церкви. Мы благодарим за то, что благодаря Твоему вознесению, нам, Твоим последователям, открыт прямой путь к самому престолу Божьему. Просим, помоги нам радоваться тем благословениям, которые оставил нам Христос. И всем жить ради Христа. Мы благодарим Тебя за то, что и мы будем там, где сейчас Христос. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.