ПРОПОВЕДИ
Всеобщее священство верующих
1Пет.2.9 «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый,
люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».
Принявшие Иисуса Христа удостоились высоких привилегий. Иудеи чрезвычайно дорожили своими древними привилегиями, тем, что они были единственным Божьим народом, принятым в особый завет с Ним. И отделенным от всего остального мира. Во время зарождения и распространения евангельского учения они говорили: «Если мы подчинимся евангельским установлениям, то потеряем всё это и окажемся на одной ступени с язычниками». На это ап. Петр отвечает, что если они не покорятся, то погибнут (ст.7 и 8), а если покорятся, то не потеряют никаких реальных преимуществ. Но по-прежнему останутся тем, кем так хотят быть – родом избранным, царственным священством и далее. Все истинные христиане – это род избранный. Они составляют одну семью, особый род людей, отличных от людей всего мира. Это люди иного духа, иных принципов и иного поведения. Такими они никогда бы не могли быть, если бы не были избраны во Христе и освящены Его Духом. Все истинные слуги Христа являются царственным священством. Они царственны по своему родству с Богом и по своей власти над собой. Они – царственное священство, отделенное от греха и грешников и посвященное Богу. В Ветхом Завете священники были поставлены Богом для совершения священного служения, в т.ч. для приношения жертвы. Христиане приносят Богу духовные жертвы, благоугодные Ему Иисусом Христом. Все христиане, где бы они ни находились, составляют один святой народ, собранный под единой Главой – Иисуса Христа. Это честь для слуг Христа, что они избранный народ Божий. Они являются народом, который Он избрал Себе, приобрел Себе в удел, печется о нем, и находит в нем наслаждение.
Всеобщее священство существовало и в ветхозаветные времена. Одним из основополагающих принципов Синайского Завета Бога с Израилем было то, что весь народ должен был стать царством священников. Бог возвещает на горе Синай: Исх.19.5,6 «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов … А вы будете у Меня царством священников и народом святым». В другом месте Моисей возвещает народу: Втор.14.2 «Ибо Ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор.7.6 – то же). Фраза апостола Петра «но вы – род избранный» значит то же, как если бы было сказано: «Моисей некогда назвал ваших отцов святым народом, царственным священством и стадом Божьим. Теперь же все эти титулы переданы вам с еще большим правом». Вспомним еще слова пророка Исаии: Ис.43.21 «Этот народ Я образовал для Себя, он будет возвещать славу Мою». Вот что должен делать избранный народ Божий. И каждый мог выступать в роли посредника за людей, как это делали священники. Они должны были бы стать народом святым, т.е. нравственно чистым и полностью посвященным Богу.
Мужчина решил соорудить из больших камней ступени к крыльцу. Его 5-летняя дочка стала проситься помочь. Поначалу он решил, что она хочет развлечь его песенкой. Но ей хотелось именно поработать. Тогда он поставил девочку перед собой, чтобы она поддерживала крохотными ручонками камни, которые он укладывал в ступени. Он мог бы сделать всю работу сам, и притом намного быстрее. Однако в конце дня у нашего папы были не только готовые ступени, но и счастливая дочь. «Мы с папой сделали ступеньки!» – победно объявила она за ужином. Как отец привлекает детей к труду, так и Бог призывает нас стать его соработниками. От начала Бог привлекал людей к выполнению Своего дела. Он научил Адама возделывать сад и владычествовать над животными. Он передал Свое творение в его руки (Быть.2.15-20). То же продолжалось и в дальнейшем. Когда Бог пожелал иметь место Своего пребывания на земле, скиния и храм не спустились с неба. Тысячи мастеров и художников трудились над их устройством (Исх.35-38). Когда Господь Иисус провозгласил приход Божьего Царства на землю, Он привлек к его устроению людей. Вспомним Его слова: Мф.9.38 «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».
В Новом Завете о священническом служении всех членов церкви говорится в Первом послании Петра и в книге Откровений (Откр.1.6, 5.10 и 20.6). В своем Первом послании ап. Петр обращается ко всем христианам. 1Пет.2.5 «Вы и сами, как живые камни, созидаетесь как духовный дом в святое священство, чтобы приносить духовные жертвы, угодные Богу через Иисуса Христа». Ап. Петр прославляет перед рассеянными евреями христианскую Церковь и ее устройство. Они могли возразить, что христианская Церковь не имела такого великолепного храма и такого многочисленного священства, как их церковь. И что служение в христианской церкви и жертвы в ней не сопровождались той торжественностью и тем великолепием, какие применялись в иудейской церкви. На это ап. Петр отвечает, что христианская Церковь – это более прекрасное строение, чем иудейский храм. Это живой храм, построенный не из мертвого материала, но из живых людей. Фундамент – Христос, имеющий в Себе жизнь. Христиане – тоже живые камни, они составляют духовный дом и являются святым священством. Хотя они не приносят кровавых жертв животных, однако их духовные жертвы лучше и угоднее Богу. Все истинные христиане носят в себе принцип духовной жизни, сообщаемый им от Христа. Они называются живыми камнями, т.к. они не мертвые по преступлениям и грехам, но живые для Бога через возрождение и действие Святого Духа.
Игорю и Тане уже за девяносто, они в браке больше 70 лет. Недавно Таня сломала бедро и уже не может ходить. Это стало дополнительным бременем, поскольку последние несколько лет Игорь и Таня и так скорбят от того, что из-за возраста не могут активно участвовать в жизни и служении церкви. Тем не менее, они продолжают трудиться – молитвами. Пожилая супружеская пара понимает, что, пока Господь продлевает время их жизни на земле, обязательно найдется дело, которым они могут Ему послужить. Притча о талантах в Мф.25 напоминает, что мы призваны употреблять в дело таланты, мудро распределенные Господом. У всех нас есть Богом данные умения и возможности, и их не следует оставлять без применения. Нужно изыскивать не оправдания, а возможности. Бог желает употребить нас не только в годы активной деятельности, но и в старости, равно как в болезни и немощи.
Некий юноша оставил престижную академическую карьеру и вернулся к отцу престарелому в деревню. Там он делал то, что называют «обычными делами» и «помощью в нужде». Друзья сетовали на новую жизнь юноши, считая ее пустой тратой времени. Возможно, так же трудятся некоторые из нас, заполняя жизнь обычными делами. Другие могут считать это ничтожным. Но ничтожности нет у Бога. Каждое дело, совершенное из любви к людям во имя Его, запечатлевается и в вечности получит щедрое воздаяние. Мы оказываем влияние на людей не только возвышенными словами и великими делами. Это может быть простая помощь в нужде: внимание, терпение, молитва. Всё это превышает в поклонении и служении Богу наши повседневные обязанности. Чтобы совершить великое дело для Христа, служите Ему, как только можете.
Некоторые люди чувствуют себя ничтожными камешками среди великих скал. Но неважно, как мы оцениваем себя, Бог может смотреть на нас совершенно иначе. В проповеди Мартин Лютер Кинг привел слова Иисуса Христа о служении из Евангелия от Марка, в т.ч. и слова: Мк.10.43 «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою». Затем он сказал: «Каждый человек может быть великим, потому что каждый может служить. Для служения не требуется диплом об окончании колледжа. Не обязательно грамотно составлять предложения. Нет нужды знать Платона и Аристотеля. Нужно лишь сердце, полное благодати и руководимое любовью». В мире всё перевернуто с ног на голову. И нам не следует руководствоваться его ценностями. Служим ли мы с радостью, добросовестно делая то, на что другие не обращают внимания? Если да, если мы возжелаем быть слугами, наша жизнь станет отражением жизни Господа Иисуса, Того, Кто один по-настоящему велик.
В Новом Завете весь народ верующих составляет священство и принадлежит Богу. 1Кор.3.23 «Вы же Христовы, а Христос – Божий». Нельзя забывать, что мы – Христовы, подданные Его Царства, Его собственность. Он наш Господь, и мы должны признавать Его владычество. И отдавать себя в Его распоряжение, если хотим, чтобы всё в нашей жизни служило нам во благо. Кто хочет быть сохранен в этой жизни и быть блаженным в вечности, тот должен быть Христовым. В церкви апостольского периода служение в ней было общим и разнообразным. По своему рангу все члены церкви одинаковы, т.к. у всех один и тот же Дух Святой. 1Кор.12.4 «Дары различны, но Дух один и тот же». Сам Дух распределял служение между членами церкви. Поэтому никому не позволялось превозноситься над другими. Избрание Богом на служение не исключало избрание их самим народом Божьим. Избрание народом являлось свидетельством того, что служитель избран Богом. В церквах апостола Павла стремились привести в соответствие духовные дары и служения. В поздних посланиях апостола Павла (к ефесянам, Титу, Тимофею) мы встречаемся с его оформленным пониманием церковной структуры. Ее особенности: наличие эпископов (блюстителей), пресвитеров (старейшин) и дьяконов. Тимофей и Тит уже не просто посланцы апостола Павла. Скорее они похожи на правящих эпископов, которым подчинены общины. Они ответственны: за чистоту веры (1Тим.1.3-4; 4.6-8 и далее), за руководство жизнью церкви, за взаимоотношения внутри общины, совершают правосудие и налагают наказание. Из исследования выше приведенных посланий можно предположить, что происходило постепенное укрепление позиции глав общин.
Лютер отстаивает принцип всеобщего священства. Он говорит, что разделение церкви на духовное сословие и светское (клир и миряне) есть измышление и надувательство. Все христиане принадлежат к духовному сословию, и между ними нет различия, кроме различия по должности. Все мы составляем одно тело, но каждый член имеет одно назначение, которым он служит другим и Богу. Второй принцип, против которого боролся Лютер – «священники единственные истолкователи Библии». Согласно пониманию некоторых христианских деноминаций Святой Дух руководит священниками, даже если они невежды и зловредны. Лютер утверждал, что все истинные христиане имеют один Дух Святой, одну веру, одно Евангелие. Поэтому все обладают властью воспринимать и судить, что истинно или неистинно в вере.
Наша реформатская деноминация придерживается принципа всеобщего священства. Общее священство верующих и священство служителей (пастора, пресвитеров, дьякона) предназначены друг для друга. И те и другие участвуют в едином священстве Христа. Пастор воспитывает священный народ и управляет им, совершает Евхаристию. Верующие, в силу их царского священства, соучаствуют в приношении Богу Евхаристии, распространяют свидетельство о Христе, о спасении через Него, приносит Богу жертву хвалы – плод уст, славящих имя Бога. Народ Божий призван содействовать возрастанию и освящению церкви (молитвами, делами).
Даруй нам, Боже, умения, сил и возможность пред лицом мира быть свидетелями жизни и воскресения Иисуса Христа!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за любовь и мудрость. Ты призываешь нас и привлекаешь смиренных работников к участию в Твоих делах любви, служения и благости на земле. Мы благодарим за эту великую честь. Пусть мы сегодня малы и неприметны, но мы готовы служить Тебе. Пусть Твой Дух Святой употребит наши слова, чтобы наша жизнь доставляла благодать людям. Боже! Ты сделал для нас так много. Просим, покажи, что мы можем сделать, чтобы прославить Тебя теми дарами, которые от Тебя, по мере наших сил и возможностей. Употреби нашу жизнь для Своей славы. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.