ПРОПОВЕДИ
О вере Еноха
Евр.11.5 «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его».
В Евр.13.7 автор послания предлагает иудеям пример их собственных учителей. Евр.13.7 «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Кажется, что он особо упоминает тех, кто запечатлел преподаваемое учение собственной кровью. Ибо он имеет в виду нечто достопамятное, говоря «взирая на кончину их жизни». Но ничего не мешает относить сказанное здесь ко всем, кто устоял до конца в правой вере, в жизни и смерти верно засвидетельствовал здравое учение. К таким можем отнести и Еноха. Наставники эти проповедовали им слово Божие. Они удостоились высокого положения – быть наставниками и вождями народа, не по своей воле, но по воле Божьей и по Его слову. И они исполнили свой долг, соответствующий этому званию. Они назидали не на расстоянии и не через других, но своим личным присутствием и наставлением, согласно слову Божьему. Выражение «поминайте наставников ваших» следует понимать: их проповеди, молитвы, советы и пример их жизни. А через фразу «подражайте вере их» Бог призывает: будьте твердыми в исповедании веры, какую они проповедовали вам. И достигайте той веры, в которой они так прекрасно жили и умирали.
Брат Господень Иуда в своем послании называет Еноха «седьмым от Адама» (Иуда 1.14). По преданию Енох является отцом письменности. В Библии жизнь Еноха разделена на две неравные части: первые 65 лет, надо полагать, он жил в духе своего времени. Триста последующих лет были посвящены хождению перед Богом. В 65 лет Енох переосмыслил свою жизнь и делал переоценку ценностей своей жизни. Он твердо решил уклониться от худых сообществ. В то время люди переживали глубокое нравственное падение – грех и его пагубные последствия поработили допотопное человечество. Среди греха, зла и беззакония нашелся один человек, который скорбел о нечестии людей, и который не мог смириться с их ужасающим беззаконием. Это был Енох. Его озарил свет веры. Живя во время благодати, мы иногда жалуемся, что нам нелегко исповедовать свою веру в окружении греха, зла и беззакония. Енох жил в худшем окружении и, однако, остался тверд в вере и благочестии. В нашем распоряжении имеется Библия, перед нашими глазами жертва Христа как гарантия и залог нашего спасения. Богослужебные собрания и братские общения подкрепляют наш дух и укрепляют нашу веру. Эту великую духовную поддержку не имел Енох.
Евр.11.5-6 «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Енох второй из древних, получивших свидетельство о своей доброй вере (первым упоминается Авель). В Евр.11.5 и в Быт.5.22 и далее мы читаем, что Енох ходил перед Богом. «Ходить перед Богом» – это больше, чем быть просто праведным. Это означает: жить, сознавая, что Бог видит каждый наш шаг и знает каждое помышление сердца. Это значит иметь глубокое желание угодить Ему. Он в своей вере поднялся не только выше окружающего мира, но дошел до понимания того, чего хочет от него Господь. И сообразно жил перед Его лицом. Он не искал золотой середины между земным и небесным, как это делают некоторые современные христиане. Он был рабом Божьим, и для него существовала только воля Божья. Хождение перед лицом всесильного Бога ведет нас к победе над кознями духов зла. Для одержания победы наше сердце не должно быть занято ничем другим, кроме Бога. В его святом хождении движущей силой была вера. «Верою Енох был переселен так, что не видел смерти», т.е. от него ничего не осталось на земле. Бог взял как душу, так и тело его, на небеса. Подобно тому, как Господь Иисус возьмет святых Своих, которые будут живыми к моменту Его второго пришествия. Это было ярким свидетельством того, сколь дорог Енох Богу. В те времена повсюду царили нечестие и всяческая порча. Если бы Енох умер обычным человеческим способом, никому не пришло бы на ум, что провидение Божье сохранило его для небесного Царства. Но когда его восхищают на небо еще живым, ясно видна десница Божья, как бы вырывающая его из бушующего пламени. Поэтому честь, которой удостоил Бог Еноха, действительно, весьма необычна. И автор послания утверждает, что Енох достиг это верою. Но поскольку праведность начинается с веры, ей заслуженно приписывается явленная Еноху божественная любовь. «Прежде переселения своего он получил свидетельство, что угодил Богу». Он получил это свидетельство в своей собственной совести, и Дух Божий засвидетельствовал об этом его духу. Ходящие верою перед Богом в этом греховном мире угодны Богу, и Он дает им знаки Своего благоволения к ним и почтения их перед миром.
Теперь обратим внимание на то, что сказано о вере Еноха. Во-первых, сказано, что «без веры угодить Богу невозможно». Без веры, помогающей нам ходить перед Богом, без активной, действующей веры. И что мы не можем прийти к Богу, если не веруем, «что Он есть, и ищущим Его воздает». Если же путь к Богу открывается одной верой, отсюда следует, что без нее мы все ненавистны для Бога. Итак, мы должны веровать, что Бог есть. И второе: мы должны быть убеждены в том, что не напрасно Его ищем. Кажется, что автор послания, требуя от нас веры в бытие Божье, не требует, не говорит ничего великого. Однако если обратить более пристальное внимание, можно найти возвышенное учение. То, что Бог существует, без споров принимают многие люди. Но если Господь не удержит нас в твердом познании Себя, неожиданно станут возникать разные сомнения, лишающие нас ощущения Божества. Действительно, разум человека весьма склонен к суете и легко забывает истинного, реального Бога. И нам недостаточно принять какого-либо Бога, если мы не умеем различать в Нем Бога истинного. Ищущий Бога должен веровать, что Он такой, каким открывает Себя в Библии: бесконечно совершенный и существующий в трех лицах – Отца, Сына и Святого Духа. Практическая вера в существование Бога должна внушить нам благоговейный трепет, быть для нашей души уздой, удерживающей от греха, и стимулом, побуждающим к послушанию. Люди напрасно утруждают себя в почитании Бога, если не придерживаются правильного пути. И не только суетны, но и порочны все виды религии, которые не несут в себе твердое познание Бога. Ибо доступ к Божеству закрыт для всех, не умеющих отличить истинного Бога от идолов. Но если в наших сердцах утвердилось познание истинного Бога, мы неизбежно будем почитать Его и бояться Его. Ибо Бог не познается правильно без Своего величия. Через грехопадение мы потеряли Бога, божественный свет, божественную жизнь и любовь. Мы потеряли подобие Божие и общение с Ним. Но мы можем вновь найти Его через Христа, второго Адама. Это означает выражение «Он … ищущим Его воздает». Бог в Библии указал нам пути и средства, какими Он может быть найден нами. Мы должны соблюдать Его заповеди, серьезно внимать Его словам, а также словам Его служителей, надлежащим образом исполняющих свои обязанности. Тот, кто хочет найти Бога, должен искать Его усердно. Мы должны быть убеждены, что ищем Бога не напрасно. А это убеждение соединяет в себе надежду на жизнь вечную. Ибо к поиску Бога в душе готов только тот, кто, получив ощущение божественной благости, надеется получить от нее спасение. Ведь мы, люди, бежим от Бога и презираем Его там, где нет никакой спасительной надежды. Будем же помнить, что речь идет о вере, а не о простом мнении. Ибо неверующие, даже если иногда чувствуют нечто похожее, не приближаются от этого к Богу. Потому что не обладают твердой и незыблемой верой. Нашедший Его никогда не пожалеет о тех условиях, которые ему пришлось приложить, чтобы найти Его.
Как бы мы описали свою духовную жизнь? Характерен ли для нее стабильный и постепенный рост в процессе нашего ежедневного хождения с Христом? Или это ухабистый путь, вроде участия в аттракционе «американские горки», когда моменты духовных взлетов сменяются периодами безразличия? Слишком многие проявляют свою веру лишь время от времени. Если кому-то из нас придется проанализировать свой жизненный путь, сможет ли он сказать, что он, подобно Еноху, ходил перед Богом? Если наша жизнь состояла из взлетов и падений, то теперь самое время начать молитвенное восхождение во Христе.
Послание Иуды открывает нам служение Еноха как пророка, который возвещал допотопному миру грядущий суд Божий. Иуда 1.14,15 «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь с тьмами святых (ангелов) сотворить суд над всеми». О пророчестве Еноха мы не находим упоминания ни в каком другом месте Библии. Но наш отрывок подтверждает, что оно существует. Одни считают, что пророчество Еноха сохранилось в преданиях иудейской церкви, другие – что ап. Иуда написал об этом по непосредственному вдохновению Святого Духа. Как бы то ни было, одно ясно, что такое пророчество было издревле, и что оно было принято ветхозаветной церковью. Енох был первым посланником Господа в этом мире, который обличал людей и возвещал им о приближении Божьего суда. Несомненно, это была нелегкая задача. Пророки всегда подвергались большим опасностям, ведь ярость сатаны, прежде всего, обрушивалась на них. Они испытывали всю горечь непонимания. Енох служит прообразом служителей Господних, которые перед наступлением грядущих судов должны возвещать миру спасение во Христе Иисусе, и предупреждать об опасностях последнего времени.
Енох – залог обетования о восхищении верных. Это обетование мы находим в 1Фес.4.17 «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними (с воскресшими мертвыми) восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе». Итак, все святые соберутся вместе и навсегда останутся вместе. Он был первый, кто удостоился восхищения (По Библии таким был еще пророк Илия).
Мы знаем, что в духовной жизни верующего Бог допускает для него искушения. Чем выше христианин поднимается в духовной жизни, тем сильнее одолевают его искушения. Нам неизвестно, каким искушениям подвергался Енох. Но можно с уверенностью сказать, что он, поднявшийся в духовной жизни на большую высоту, был испытан всеми кознями сатаны. И вышел победителем.
Обратим внимание на тот факт, что Енох был семейным человеком. Быт.5.21, 22 «Енох жил шестьдесят пять лет, и родил Мафусала. И ходил Енох перед Богом, по рождении Мафусала, триста лет, и родил сынов и дочерей». Имея большую семью и связанные с ней заботы и трудности, он ходил перед Богом так, что угодил Ему. В этом он является примером для всех людей и свидетельствует собой, что семья – не помеха на пути к достижению святости.
Евр.6.11,12 «Желаем же, чтобы каждый из вас … оказывал такую же ревность до конца; дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования». Христиане, сохраняющие ревность в исполнении своего долга до конца, достигают уверенности в надежде. Они должны пребывать в этом труде, пока им позволяют способности и возможности. Они не должны быть ленивы. Они должны следовать доброму примеру тех, кто прошел прежде них. Если мы хотим быть наследниками неба, как и они, то должны следовать за ними тем же путем веры и терпения. Кто будет идти по этому пути, в конце его встретятся с теми, кто раньше пришел туда, и разделит весте с ними блаженство неба.
Да поможет нам Господь жить жизнью героев веры!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за описание в Библии жизни героев веры. Ибо они удостоились высокого положения – быть наставниками и вождями народа, не по своей воле, но по воле Твоей и Твоему слову. И они исполняли свой долг, соответствующий этому званию. Они назидали не на расстоянии и не через других, но своим личным присутствием и наставлением, согласно слову Твоему. Просим, помоги нам быть твердыми в исповедании веры, какую они проповедовали нам. И достичь их веры, в которой они так прекрасно жили и умирали. Помоги нам подражать нашему Спасителю и Ходатаю Иисусу Христу. Ибо Он всегда жив и наблюдает за нашей преданностью вере. Помоги нам проявлять усердие в вере и в любви к Тебе и ближним. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.