ПРОПОВЕДИ
Сталкиваясь с противником
Ис.49.25 «Я буду состязаться с противниками твоими, и сыновей твоих Я спасу».
Ин.15.20 «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». В этом отрывке рассматривается враждебность мира по отношению к последователям Христа. Кого Христос благословляет, тех мир проклинает. Любимцы и наследники неба никогда не были баловнями этого мира. В стихе 18 Христос сказал, что мир ненавидит Его. Поэтому будут гнать и Его последователей. Быть гонимыми, иметь врагов – общий жребий желающих жить благочестиво во Христе Иисусе (2Тим.3.12). Христос предвидел, как плохо будет обращаться мир с Его посланниками. Говоря об этом, Господь Иисус имеет в виду и учение, оно тоже будет отвергаться миром. Отрывок «если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» означает: «Ваше слово будут соблюдать и признавать не более, чем признали и соблюдали Мое слово». Презрение к учению – это ужасное зрелище, способное смутить даже самых отважных людей. Но мы вспоминаем: Сын Божий испытал к Себе не меньшее презрение.
Рассмотрим через псалом 108, как Давид относился к своим противникам. В начале псалма он смиренно просит Господа избавить его от бессовестных и коварных противников (ст.1-5). Затем, исполнившись пророческого гнева, Он произносит проклятия на их голову (стихи 6-20). Читаем далее стихи 28-29 «Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется. Да облекутся противники мои бесчестием и, как одеждою, покроются стыдом своим». Сколько бы нечестивцы ни проклинали, их слова не принесут особого вреда. Одного благословения Божьего достаточно для того, чтобы извлечь яд из тысячи проклятий. Безбожники восстают, чтобы нанести еще один удар, распространить еще одну клевету и понаблюдать за тем, как она действует. Но всё, что они увидят – это собственное поражение. И Господь покроет их несмываемым позором. Чадо Божье возрадуется не просто своему спасению и избавлению, а тому, что он раб Божий, в спасении которого Господь явил Свою благость и славу. Когда Господь прославляется через нас, мы должны испытывать искреннюю радость. Нас не столько должна радовать дарованная нам милость, сколько слава, обретаемая Господом, Который оказывает нам эту милость. Нечестивцев, которые облекли праведных в ризы проклятия, Господь облачит в одежды бесчестия. Да будет замешательство их подобно большому покрывалу, обворачивающему их с ног до головы. И пусть они скрываются под ним от своего позора. В этих стихах Давид также молится о том, чтобы они пришли к покаянию. А это является самым главным из того, о чем мы должны просить у Бога для своих противников. Хотя грешники покрыты бесчестием, но истинно раскаиваются те, кто, покрыв себя позором, покрываются стыдом своим.
Тит 2.8 «чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого». Противники чада Божьего хотели бы найти повод для его поношений, и поносили бы, если бы обнаружили какой-нибудь изъян в учении или жизни. Но если христианин безукоризнен в том и в другом, то он сможет противостать клевете. Если о нем не смогут сказать ничего худого, то противники его будут посрамлены. У истинных верующих всегда есть враги, наблюдающие за ними, чтобы придраться к чему-нибудь в их учении и в их поведении. Поэтому им тем более следует следить за собой, чтобы не давать этим врагам справедливого повода для обвинения. Оппозиции и клеветы невозможно избежать. Люди превратного ума будут противиться истине, и поносить как проповедников ее, так и всех ее последователей. Пусть же христиане своей благочестивой жизнью заграждают уста невежеству безумных людей.
Исх.23.22 «врагом буду врагов твоих, и противником противников твоих». Христос верен будет тем, кто верен Ему, и поддержит дело тех, кто будет приверженцем Его дела. Этот союз будет и оборонительным, и наступательным. Приведем историю, которая произошла в стране, где Библия находилась под запретом. Молодому человеку предложили отвести целый чемодан Библий в другой город. Он сел в поезд, испытывая тревожные предчувствия. Во время пути его внезапно посетила одна мысль, словно Бог сказал ему: «Сойди на следующей станции!» И чем больше он размышлял над ней, тем более ясным становился для него ответ. Он решил добираться дальше автостопом и сошел с поезда. Идя по дороге, он услышал звук приближающегося автомобиля и непроизвольно поднял руку. Автомобиль остановился. Это была полицейская машина. «Куда направляешься парень?» «В город». «Давай, запрыгивай, мы торопимся». Парень сел на заднее сиденье, прижав к себе чемодан и прислушавшись к разговору полицейских. Одни из них сказал, что надо ехать быстрее, а то они не успеют к поезду. Второй ответил: «Да, я хотел бы увидеть лицо того парня с чемоданом Библий, когда мы арестуем его». Приехав в город, полицейские высадили парня и помчались к вокзалу. Смотря вслед уезжавшему автомобилю, парень возблагодарил своего Спасителя за такое чудесное избавление.
Пастор церкви, расположенной в неблагополучном районе, сказал однажды собравшимся: «Многие люди придерживаются принципа: «око за око и зуб за зуб». Но в нашем районе скорее возьмут два глаза за один, а за зуб – сколько могут выбить». Люди с грустью размышляли о скорбной действительности. Мы замечаем, как происходит нарастание враждебности. Напр., на школьном дворе один ученик слегка толкнул другого. Тот ответил, и скоро на смену баловству приходит настоящая драка. Отвечая местью за причиненное оскорбление, каждый лишь способствует нарастанию вражды. В пятой главе Евангелия от Матфея Господь Иисус излагает несколько принципов отношений между людьми. Он изменяет общепринятые стандарты, повторяя несколько раз: «Вы слышали, что сказано … А Я говорю вам …». Приведем одно из Его наставлений. Мф.5.39 «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Учение Господа не аннулирует закон о попечении и самосохранении, которое мы обязаны проявлять в своей жизни. Мы можем противиться злу, насколько это необходимо для нашей собственной безопасности. Но мы не должны воздавать злом за зло, не должны носить в себе вражды и мстить за себя, не должны уподобляться тем, кто поступил с нами немилосердно. Но должны быть выше их, простив им всё. Рассмотрим случай, когда христианин должен проявлять терпение по отношению к поступающим с ним несправедливо – удар по щеке. Это не только причиняет физическую боль, но также и оскорбляет и унижает человеческое достоинство. Вместо того, чтобы мстить за обиду, Господь предлагает терпеливо снести его, не предпринимать против него никаких действий. Если ради общественного спокойствия необходимо призвать его к порядку, то предоставь это властям. Но, что касается тебя, то самым разумным будет простить и забыть об этом. И если гордые безумцы будут плохо думать о тебе и посмеются над тобой за это, то мудрые оценят и одобрят тебя как последователя благословенного Христа. Возможно, что прощение одного удара предотвратит другой, тогда как отмщение обязательно повлечет за собой другой удар. Некоторых людей можно победить смирением, в то время как сопротивление только больше возбуждает многих людей. Господь вознаградит нас вечной славой за тот позор, который мы терпеливо сносили.
Слоновый педикюр – не роскошь, а жизненная необходимость для этих животных. Если не ухаживать за ногтями слонов в неволе, возникает серьезная угроза инфекции, которая может закончиться смертью. Однако стрижка ногтей у слона, весящего около шести тонн, дело непростое и рискованное. Вот почему придумали «опрокидыватель слонов», позволяющий захватить слона в специальные держатели и легко положить его на бок. Устройство высотой в четыре метра весит более 15 тонн и стоит почти сто тысяч долларов. И всё же многие зоопарки приобретают этот агрегат ради безопасности сотрудников. Забота о душе людей может оказаться не менее рискованным занятием. Ап. Павел говорит о том, чего может стоить попечение о души тех, кто сошел с пути истины. К сожалению, агрегата, подобного слоновьему опрокидывателю, не существует. Вместо этого Божьему служителю нужно вооружиться Божьей мудростью, быть приветливым, незлобивым и кротким и надо 2Тим.2.25 «с кротостью наставлять противников». Божьи истины необходимо сочетать с любовью. Только так открывается сердце людей к принятию Спасителя.
Вспомним наш эпиграф. Ис.49.25 «Я буду состязаться с противником твоим, и сыновей твоих Я спасу». Эту историю рассказывает один немец. Предки его и он жили в России. Он только в недавнем прошлом переехал жить в Германию. После того, как он уверовал и увидел, сколько христиан томятся в узах, как жестоко обращались с некоторыми из них, в его душе нарастал страх. Фамилия его Лёвен, но, по его словам, в нем гораздо больше было заячьей крови, чем львиной. Так думал он, так считала и его жена. Жена его так сказала про себя: «Я такая трусиха, если тебя когда-нибудь арестуют или посадят, я никогда не приду на встречу». И вот его пригласили в отделение милиции. И вот чудо – едва переступив порог, он почувствовал, что страх исчез куда-то. И тут он вспомнил обетование из Библии: Мк.13.11 «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, говорите; ибо не вы будете говорить, но Дух Святой». Еще не успел войти, уже мог уповать на Божью помощь. Еще не дошел до врага, а уже получил всеоружие Божье, чтобы можно было стать против козней дьявольских. Несколько часов от двух десятков сотрудников милиции сыпались вопросы, и он едва успевал отвечать. И не успевал удивляться, как Дух Святой давал ответы. Наконец они сказали: «У вас замечательная вера». Уж этого он совсем не ожидал. Затем сказали: «Вы свободны». Встретив жену после освобождения, он спросил: «А как же ты решилась посетить органы милиции и даже КГБ? И в прокуратуру ты ходила ходатайствовать за меня. Куда же девался твой страх?» «А знаешь, я забыла бояться, я только любила».
1Пет.5.8 «противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Апостол указывает на опасность со стороны врага более жестокого, чем наихудший из людей. Он не обычный противник, а враг, ведущий против нас тяжбу в важном для нас деле – в деле спасения нашей души. Его задача – погубить душу. Он неутомим и неотступен в своих злобных устремлениях.
Верующий заметил, что его соседка недолюбливает его. Он решил, что сделал что-то не так. Но когда он спросил ее, не было ли с его стороны какой-нибудь обиды, она отрывисто ответила: «Нет!». Тогда он сказал: «Я бы не хотел, чтобы между нами была напряженность. Если я, правда, как-то обидел вас, то простите меня». Увы, после этого разговора их отношения не улучшились. Кто-то сказал: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак». Собаки миролюбивы, страстно хотят угодить хозяину, быстро прощают и забывают обиды. Хорошо бы и людям так, но нет: иногда как бы мы ни старались построить хорошие взаимоотношения, ничто не помогает. Ап. Павел говорит о таком положении в Рим.12.18 «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Обратим внимание на выражение: «Если возможно с вашей стороны». Для ссоры нужно активное участие двоих, также и для примирения. Если вы сделали всё возможное со своей стороны, но ничего не выходит, то вот что следует сделать. Не затаивайте обиду, не отгораживайтесь стеной молчания. Старайтесь побеждать зло добром и просите Бога помочь.
Боже! Помоги нам следовать Твоим наставлениям, изложенным в Библии!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за предостережения, данные нам через Библию. Ты предвидел, что мир будет преследовать и нас, последователей Иисуса Христа. Просим, избавь нас от бессовестных и коварных противников. Яви нам благость и славу в нашем спасении от врагов, приведи их к покаянию. Помоги нам следить за собой, чтобы не давать врагам справедливого повода для обвинения. Помоги нам жить благочестивой жизнью, чтобы этим заграждать уста наших противников. Помоги нам побеждать зло добром, благословлять гонителей наших. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.