ПРОПОВЕДИ
Страдания за служение Богу
Флп.1.29 «Потому что вам дано ради Христа
не только веровать в Него, но и страдать за Него».
Нам даны два драгоценных дара, и оба – ради Христа: веровать в Него и страдать ради Него. Вера есть дар Божий, данный нам ради Христа, Который приобрел для нас не только блаженство, но и саму веру. Способность или расположение к верованию исходит от Бога. Еф.2.8 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар». Страдать ради Христа - это великая честь и великое преимущество, ибо, страдая, мы можем много содействовать славе Божьей, что является целью нашего сотворения, а также ободрению и утверждению веры других. Ап. Павел ясно свидетельствует: как вера, так и стойкость в перенесении гонений – незаслуженные дары от Бога. Кроме того, страдающим за Христа определено великое вознаграждение. Мф.5.11 «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, …ибо велика ваша награда на небесах». 2Тим.2.12 «И если терпим, то с Ним и царствовать будем». Когда мы терпим поношения и потери ради Христа, то должны считать это великим даром, и ценить его соответственно. Но только в том случае, если переносим все это с терпением и без ропота.
Когда мы задумываемся над тем, от чего отказался Сын Божий, придя на землю, то нам нужно помнить: нам, которые страдаем совсем чуть-чуть, стыдно жаловаться в Его присутствии, ибо Он страдал много. Напр., если у нас потрескалась кожа на руках, вряд ли уместно жаловаться о своем горе тому, у кого вообще нет рук. Каким бессердечным нужно быть, чтобы жаловаться на свои мозоли тому, у кого нет ног. Страдания Спасителя начались с Его рождения. Вечный Бог уничижил Себя и стал Человеком. Когда Он совлекся небесной славы, Он стал Слугой слуг. Господь Иисус пришел на землю именно для того, чтобы служить и давать. Он умер на кресте ради нас. И какое у нас в таком случае есть право роптать в ответ на призыв страдать в нашем служении ради Христа? И если мы поймем, для чего пришел Господь, то поймем, почему и нам надо служить Ему и людям, даже если страдать будем при этом.
В Библии сказано о многих христианах, которые страдали за служение Богу. Это закономерно, т.к. всякий, живущий благочестиво, будет испытывать гонение этого мира. 2Тим.3.12 «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Хотя не всегда одинаково, но они, в той или иной степени, будут гонимы. Они будут презираемы, их вера будет препятствовать их продвижению в мире. Это относится ко всем, кто желает жить благочестиво, но особенно к тем, кто желает жить благочестиво во Христе Иисусе, т.е. согласно строгим правилам христианской веры. Кто искренне желает носить имя распятого Искупителя. Все, кто хочет проявить свое благочестие в практической жизни, кто не только знают, что христианин должен быть благочестивым, но и живут так, пусть готовятся к гонениям. Особенно, если они непоколебимо тверды в этом решении. Хотя жизнь апостола Павла была очень плодотворной, она, в то же время, была полна страданий. Он страдал почти на каждом месте своего служения.
В Библии рассказано нам о том, как мы можем успешно жить благочестивой жизнью в безбожном мире. В 4-й главе книги Деяния апостолов говорится о том, как однажды ап. Петр произнес обличительную проповедь перед народом на тему об осуществлении заветов в будущем. Мы можем только удивляться, как его сразу же не побили камнями. По окончании проповеди, как сказано в Библии, «иудеи наложили на них руки» (на апостолов Петра и Иоанна, ст.4.3) «и отдали их под стражу до утра, ибо уже был вечер». В результате этой проповеди многие уверовали. Число обратившихся в тот день составило пять тысяч человек.
Утром апостолов привели в синедрион и спросили: ст.7 «какою силою или каким именем вы сделали это?» (речь шла об исцелении хромого). Чьей властью вы это делаете? (Тот же самый вопрос задали раньше и их Учителю Иисусу Христу, Мф.21.23). Другими словами, их спросили: «Кто дал вам право и силу творить такие чудеса? Мы не давали вам на это ни полномочий, ни разрешений, поэтому давайте нам отчет о ваших полномочиях». Считается, что за этим вопросом кроется безрассудное представление о том, что одни лишь пустые заклинания, чередующиеся упоминанием важного имени, в состоянии творить чудеса. На это имеется указание в стихе Деян.19.13 «даже некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса Христа». Итак, судьи желают знать, каким именем пользовались апостолы для исцеления хромого. И, соответственно, какое имя они принялись возвещать в ответ на поставленный им вопрос. Им было хорошо известно, что апостолы проповедовали Иисуса, воскресение мертвых и исцеление больных в Иисусе (ст.2). Но, несмотря на свою осведомленность, они задали им этот вопрос, надеясь найти в их ответах хотя бы что-нибудь, походящее на преступление. Так, оказавшись в темнице, апостолы получили возможность проповедовать об Иисусе Христе перед синедрионом. Сатана рассчитывал нанести ущерб делу благочестия. А что из этого вышло? Сатана часто так поступает. Он бросил апостола Павла в темницу в Филиппах, и тогда темничный страж и вся его семья обрели спасение. Он думал, что, отправит Христа на крест и покончит с Его делом, Его служением. А что из этого вышло? Христос искупил мир, и началось сильное распространение Его учения, расширение Его Царства. В действительности сатана не знает, во что выльются Его действия. Бог же всеведущий. Апостолы Петр и Иоанн как должно приняли страдания. Они никому не докучали. Они не убегали, не прятались и не делали ничего подобного. Они шли вперед с уверенностью, что эта возможность дана им Богом. Позже, ап. Петр, исполнившись Святым Духом, проповедовал в синедрионе об Иисусе Христе, и завершил проповедь хорошо знакомой истиной: Деян.4.12 «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Синедрион – слово греческое. Еврейское «санхедрин» – верховный суд в Иерусалиме, который, по Талмуду, являлся продолжением совета семидесяти, избранного Моисеем (Исх.24.1).
Представим ап. Петра, который стоит в просторном зале из тесаных камней, неподалеку от храма. Здесь собрался весь синедрион, в т.ч. и первосвященник Каиафа, он сидит позади всех в кресле первосвященника. Ап. Петр проповедует об Иисусе Христе. Он не проявляет какого-либо замешательства, он спокоен. Его спросили, чьим именем он исцелил хромого у Красных ворот храма, и он всего лишь искренне отвечает им. Далее страдания апостолов усугубляются. Власти повелевают Петру и Иоанну вообще не говорить и не учить об имени Иисуса (ст.18). И мы читаем о мужественном решении узников продолжить свой труд служения вопреки решению суда, и об их заявлении о принятом ими решении. Апостолам Петру и Иоанну не нужно было совещаться, чтобы сообщить свои мысли друг другу. Оба они действовали под влиянием одного и того же Святого Духа. Их наполнили одни и те же чувства, и потому они единодушно ответили: ст.19 «судите, справедливо ли перед Богом – слушать вас более, нежели Бога». Которому и вы и мы одинаково подотчетны. Посудите сами: мы не можем не говорить всякому того, что видели и слышали; того, что переполняет нас, того, что нам должно возвещать. Расчетливость сатаны могла бы побудить апостолов на этот раз промолчать. Ведь им не обязательно было открываться и сообщать начальникам, что они их ослушаются. Однако любовь к Спасителю подвигла их бросить вызов силе и ненависти гонителей. Поэтому они объявляют о своем решении не прекращать проповедовать Христа. Здесь они обращаются к утвержденной и общепризнанной максиме естественного права, суть которой состоит в том, что в случае противоречия человеческих повелений Божьим повелениям исполнять надлежит Божьи повеления. Невозможно допустить нелепость большую, чем подчинение немощным и склонным ошибаться людям. Дело это очевидное, бесспорное и неопровержимое. Членам синедриона было сложно ответить на этот вопрос. Ведь они считали себя набожными. Если бы они сказали: «вам следует слушать нас, а не Бога», то явно выразили бы несогласие с Богом. Если бы они сказали: «Вам следует повиноваться Богу, а не нам», они были бы вынуждены оправдать апостолов. Апостолы поставили их в тупик. Власти еще раз пригрозили апостолам, и, не найдя возможности наказать их, потому что боялись народа, отпустили их.
Апостолы поспешили туда, где собрались христиане, и вместе прославили Бога. Они не просили в молитве: «Боже! Защити нас, нас преследуют». Они молились так: ст.29 «Господи! Воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всей смелостью говорить слово Твое …». Они молятся о том, чтобы Бог обратил внимание на злые помыслы врагов. Время Богу вступить в защиту Своего народа приходит тогда, когда наступление Его врагов принимает наибольшие масштабы. Они не диктуют Богу, что Он должен делать по их просьбе. Они просят, чтобы Бог связал руки врагов или же обратил их сердца. Наше утешение заключается в том, что, когда гонимы несправедливо, но переносим это с терпением, мы получаем облегчение, если обращаемся со своим делом к Господу и передаем его в Его руки. Они молятся и о том, чтобы Бог по Своей милости укрепил их в духе и воодушевил на дальнейший труд. Открыл уста их и исполнил сердца их отвагой. Чтобы Бог благословил их на продолжение служения, и не дал им убояться человеческого лица. Итак, когда враги угрожают нам, желая делать так, чтобы у нас опустились руки и оторвать нас от нашего служения, их угрозы должны только порождать в нас большую решимость и отвагу в нашем деле. Как печально, что смелость, которую ощущает большинство из нас в своей жизни, так далека от смелости апостолов Петра и Иоанна.
В своем Послании к колоссянам ап. Павел радуется страданиям в служении Христу. Кол.1.24 «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь». Он был страдающим проповедником. Он страдал за проповедь Евангелия, за дело Христа и ради блага Церкви. Страдая ради этого, он мог радоваться в своих страданиях. Он радовался тому, что удостоился пострадать, и расценивал это как честь для себя. Ему была отведена определенная мера и степень страданий за Христа. И, т.к. его страдания должны были соответствовать этому определению, то он старался более и более восполнить то, чего еще недоставало, что еще оставалось в его доле страданий. Ап. Павел сказал, что переносит страдания, предназначавшиеся Христу. Мир не успокоился, убив Христа. А т.к. мир не может добраться до Божьего Сына, ведь Он на небе; поэтому всю свою злобу мир вымещает на нас, Его последователях. Ап. Павел настолько стоял миру поперек дороги, что должен был даже умереть за служение Христу, Который умер за него. Подобным образом и нам следует почитать за радость принимать на себя стрелы, предназначенные для Господа Иисуса.
Финны часто пользуются свечами. Для них свечи не просто элемент дизайна. Они считают, что свеча, если она есть в доме, обязательно должна гореть. В длинные зимние вечера от свечей в домах становится не только светлее, но и теплее. И еще одна польза от свечей: они не спички, они горят долго. Одна верующая рассказывает, что когда они с мужем стали миссионерами, она страстно хотела сгореть для Бога дотла. Хотела – и сгорела, только не для Бога. Это был классический пример бессмысленного горения: она сама сжигала себя всевозможными способами. Однажды вечером она упала без сил. Ей казалось, что она летит в пропасть, но вдруг она ощутила, что ее подхватил Христос. И когда Он начал учить ее, что во всем надо полагаться на Него, свеча ее жизни вновь зажглась, но уже для Него. Теперь она хорошо видит разницу между горением на служении и горением для Бога. Гореть для Бога – значит мудро служить Ему всей своей жизнью. Именно для этого мы и были созданы. Господь! Просим, дай нам осознать, что важно не то, сколько мы сделаем для Тебя, а то, сколько Ты сделаешь через нас!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что мы, дети Твои, подвергаемся притеснениям и гонениям, ибо страдающим за Христа дано великое обетование: «Блаженны вы, когда будут поносить и гнать вас; … ибо велика награда ваша на небесах». В школе страданий мы постигаем такие уроки, каким не научимся нигде больше. Ты даруешь нам надежду, и мы никогда не оказываемся в безвыходной ситуации. Ты обещаешь нам такую грядущую славу, по сравнению с которой «нынешние временные страдания ничего не стоят». Благодарим Тебя за то, что мы можем не сомневаться в постоянстве Твоей благодати. Как и в том, что в этой благодати мы можем обрести и безопасность и радость. Когда верой приходим мы к Тебе, то имеем полное основание быть спокойными в этом мире. И осознать, что находимся вне пределов достижения какого-либо реального зла. Благодарим, что Ты охраняешь нас от скорби и беды, и нас никогда не оставишь. Просим, помоги нам поднимать взор к Тебе, к нашему Небесному Отцу. Ибо Ты всегда с любовью предлагаешь Своим страдающим детям помощь и надежду. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.