ПРОПОВЕДИ
Чуждый огонь
Лев.10.1-2 «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли перед Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. И вышел огонь от Господа, и сжег их».
В 10-й главе книги Левит описана история, которая является поучительной и для нас, сегодняшних христиан. Пусть Господь Своим Духом так оживит эти строки, чтобы они смогли громко заговорить к нашему сердцу, и, совершив в нем свою работу, принести впоследствии много плодов.
Если посмотреть на поступок Надава и Авиуда по-человечески, то их грех выглядит не таким уж большим. Суровость, с которой он был наказан, свидетельствует о том, что он чрезвычайно рассердил Бога небес, чей суд, мы уверены в этом, совершается по истине. В чем же заключался их грех? Здесь говорится лишь о том, что они «принесли перед Господа огонь чуждый, которого Он не велел им». Их посвящение состоялось в предыдущий день. И часть их служения, как священников заключалась в том, чтобы служить у алтаря воскурений. Но, похоже, в этот первый день служения всё должен был совершать один Аарон, ибо он заколол жертву (Лев.9.8), а его сыновья должны были лишь присутствовать при этом. Но Надав и Авиуд так возгордились положением, в которое только что были возведены, что, не спросив позволения, они взяли свои кадильницы и собрались войти в скинию. Священники должны были зажигать воскурения в том случае, когда выпадал их жребий (Лк.1.9). То, что они принесли перед Господа огонь чуждый, то же самое, что принести иное курение, что четко запрещалось (Исх.30.9). Приняв самонадеянное решение зажечь собственные воскурения без приказа, они сделали еще одну ошибку. Вместо того чтобы взять огонь с жертвенника, который был зажжен Самим Богом за день до случившегося, и с этого момента должен был использоваться для жертвоприношений и воскурений, они взяли обычный огонь. Это был не святой огонь, и поэтому его назвали огнем чуждым. Далее, воскурение должно было приноситься лишь одним священником в определенное время, а в данном случае они вдвоем пошли, чтобы совершить это. И еще: есть основания предположить, что они были выпившие во время этого действия, т.к. в связи с этим случаем был дан закон: Лев.10.9 «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть». В жизни людей существует много такого, что по нашим понятиям является чем-то маленьким, но в очах Божьих – это великое. Вот почему так важно, чтобы мы, молясь, постоянно просили Господа о способности видеть наши дела и поступки в том свете, в каком видит их Он, то есть – в свете вечности. В противном случае мы погибнем. Горе нам, если мы смотрим на вещи только нашими человеческими глазами, не зная при этом, как смотрит на это Сам Господь. Поэтому мы, христиане, не должны смотреть на людей этого мира, не должны подражать их поступкам, не делать того, что делают они. Мы не можем позволить себе быть неразумными. Так что горе тем, кто следует убеждению и мнению других, не утруждая себя вдумчивым размышлением. Таковым придется когда-нибудь познать, что ад всё-таки существует, и всегда готов к принятию таких безумцев как они.
Возможно, на человеческий взгляд грех Надава и Авиуда не представлял собой ничего страшного. Как часто мы сталкиваемся с этим явлением в нашей жизни. К примеру, что тут особенного, если христианин посмотрел на женщину и в сердце своем помыслил нечистое. Некоторые скажут на это: «Подумаешь! С кем такого не случается. Ведь никто же этого не знает. Это же были только мысли». Только Бог, Который за всем наблюдает, смотрит на это иначе. Он говорит: Мф.5. 28 «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». В очах Божьих и тот, кто украдкой взглянул с вожделением, также является прелюбодеем. Никто не заметил твоего быстрого, горячего взгляда. Никто не прочел твоих затаенных мыслей и желаний. Да, никто. Только Бог. Он назвал тебя в этот момент прелюбодеем или прелюбодейкой.
Сколько же бывает у нас вот таких «мелочей». Сколько такого, что мы считаем ничего не значащим, а Бог называет его великим. Разозлился на ближнего, обидел, оскорбил, … В таких случаях мы торопимся успокоить свою совесть: «Ну что тут особенного! В жизни всякое бывает! Ну, понервничал, погорячился!» Только Бог говорит таковому: «Убийца!» Сколько раз вы наблюдали, наверное, ссоры детей. Что-то не поделили, поссорились и подрались. Ну и что ж. Это ведь дети! Как подерутся, так и помирятся. Так рассуждаем мы, даже не подумав при этом, что перед Господом это было кровопролитием. И так можно было бы перечислять без конца наши так называемые «мелочи».
Если мы живем по духу и имеем духовное ухо, тогда этот описанный случай должен привести нас в страх и трепет. Это сигнал тревоги, данный нам Богом. Сигнал предостережения, призывающий к осторожности. И Надав и Авиуд – оба, без милосердия к ним были тут же, на месте, осуждены за то, что внесли в дом Божий огонь, который не был зажжен Им. А как обстоит с этим дело у нас с вами? Мы ведь тоже ходим в дом Божий. И горе нам, если, делая это, мы приносим перед Его лицо чуждый огонь, т.е. не тот, который заповедал нам Господь. На этом примере Господь раз и навсегда показал, что в служении Ему Он не потерпит чуждого огня. А как выглядит это у нас? Нет ли чуждого огня в нашем служении? Нет ли в нашей жизни чего-то такого, что Бог не только не заповедал, но даже запрещал нам? Если такое есть, то мы на опасном пути, потому что с нами может случиться то же, что произошло с сыновьями Аарона. Разумеется, это не означает обязательно сожжение огнем и мгновенную смерть. Потому что у Бога много путей, чтобы показать Свой гнев и совершить справедливую кару.
Идя путем Господним, мы не должны духовно жиреть и тучнеть. Напротив – смириться и умаляться. Иоанн Креститель, которого Господь Иисус назвал самым великим из всех рожденных женами, говорил так: «Ему (Христу) должно расти, а мне умаляться (Ин.3.30)». Это и есть стандарт христианской жизни. Христос должен расти в нас и крепнуть, являя силу Свою и могущество. Мы же при этом должны становиться меньше и меньше, пока наше человеческое «Я» не исчезнет совсем. Чем дальше идет духовный рост, тем меньше, незаметнее и смиреннее становится чадо Божье. Все мужи Божьи были скромными людьми, смиренными и кроткими. Например, о Моисее в Библии сказано, что он «был человек, кротчайший из всех людей на земле» (Чис.12.3). Если кто-то подходит к вам со словами обличения и предостережения, а вы в ответ начинаете сердиться и возмущаться, то это является тревожным сигналом. Говорящим о том, что вы на неверном пути, и что в вашей жизни загорелся чуждый огонь.
Не надо думать, что время справедливого Божьего суда давно прошло. И наш Бог, Которому мы служим, является только Богом любви. Если рассуждать так, тогда значит, и Библию нельзя считать теперь полностью приемлемой. Как бы люди ни изощрялись, подстраивая ее под свои понятия, она – незыблемая. Милость и любовь Божия, даруемая нам, не означает, что мы можем грешить. Напротив, Господь являет к человеку Свою любовь именно в том, что обличает и наказывает грех, чтобы душа могла спастись. Конечно, Бог прощает, когда мы в искреннем раскаянии приходим к Нему, принося свой грех. Однако, прощая, Он говорит: Ин.8.11 «Иди и впредь не греши!» Если же мы продолжаем грешить, то это как раз и есть тот чуждый огонь, который мы приносим перед лицо Господа. Так или иначе, но возмездие в этом случае неизбежно. В доказательство этому ограничимся только двумя примерами из жизни.
Бесславная кончина пастора церкви потрясла многие души. Он не смог победить в себе похоть плоти. И, хотя долгое время находил в себе силы противостоять этому, наступил все-таки момент, когда он сдал свои позиции перед долго преследовавшей его блудницей. Это был первый и единственный совершенный этим пастором грех блуда. Но этого оказалось достаточно, потому что сразу после произошедшего жизнь его была прервана. Он внезапно умер. В этом случае также не замедлил суд Божий. И что же было причиной этому? Женщина-блудница? Нет. Причиной стал чуждый огонь, который горел в сердце пастора.
Другой случай. Один молодой человек во Франции закончил ВУЗ и получил диплом инженера. Очень серьезный и нравственно стойкий, он всегда уклонялся от встреч и слишком близких знакомств с девушками. Желая как-то отметить для себя окончание института, он зашел в тот день в ресторан, решив хорошо поужинать. Там к его столу подсела молодая красивая девушка, которая завела с ним приятный, непринужденный разговор. После ужина девушка предложила ему прогуляться, а потом пригласила в отель. Первый раз в жизни этот юноша вкусил запретный плод. Когда он проснулся утром в гостиничной постели, девушки уже не было. В ванной комнате на зеркале губной помадой было написано: «Добро пожаловать в СПИД-клуб. Теперь ты тоже являешься его членом». Этот молодой человек всего один раз не сумел побороть в себе похоть плоти, но и этого оказалось достаточно для того, чтобы обречь себя на смерть. Безумен тот, кто все-таки решится испытывать судьбу. Тем более после того, как уже знает о трагическом конце Надава и Авиуда.
В нашей жизни не должно быть никакого чуждого огня. Не должен он гореть и на нашем языке. И, конечно, не должно быть ему места в нашем сердце. Проси у Господа открытые духовные глаза, которыми бы ты мог видеть вещи так, как их видит Бог. Иначе и тебе придется столкнуться с тем, что переживают многие, когда для них бывает уже слишком поздно что-то исправить. Один человек, жена которого попала в тяжелую аварию, и находилась при смерти в реанимации, рассказывал позже: «Как только я получил известие о том, что ее жизнь висит на волоске и она вот-вот умрет, у меня вдруг как бы пелена спала с глаз, и в свете вечности передо мной предстала вся моя жизнь с ней. Внезапно я осознал, как много грешил против нее, как часто бывал с ней неприветливым, черствым и грубым. Раньше я этого просто не замечал или находил себе оправдание. Я внутренне закричал: «О, Господь! Умоляю Тебя, не дай умереть ей, пока я не увижу ее и не попрошу у нее за всё это прощения! О, каким же я жестоким к ней был!» Только один луч света из вечности, и как много открылось. А ведь это может быть и ваша жена, ваш муж, ваш ребенок, или отец, или мать, или кто-то еще, чья смерть вызовет в вас подобную реакцию запоздалого раскаяния. Потому-то так важно, чтобы, молясь, христианин просил Господа послать ему свет свыше, который бы глубоко проникал в его сердце, освещая то, что глубоко сокрыто. Итак, Бог не терпит никакого чуждого огня, и поэтому грех не только может быть, но всегда является чуждым огнем. И не надо успокаивать себя тем, что тот или иной грех слишком мал, и не так уж страшен, чтобы его так называть. Сколько ужасных преступлений начиналось с «безобидных» шалостей, неприметных пороков и так называемых «маленьких» грехов.
Когда читаешь 10-ю главу книги Левит, невольно приходишь в страх, видя, как строго наказывал Бог Свой народ. Но ведь этот Бог является теперь и нашим Богом. А в Библии сказано, что Он «вчера, сегодня и вовеки – тот же» (Евр.13.8). Тогда давайте спросим себя, действительно ли мы отдаем себе отчет в том, с каким Богом мы имеем дело. Кто Он, по вашему мнению, Бог справедливый, праведный или Бог, способный пойти на любые компромиссы? Не должны ли мы принимать всё то, что написано в Библии, как одно неразрывное целое, перестав делить на «это – для нас, а это – для людей Ветхого Завета». Потому что те, видите ли, жили под законом, а мы – под благодатью. Т.к. Бог, Которому мы служим, и сегодня является тем же самым, о котором читаем в Лев.10, тогда давайте покончим с тем, что является для Него чуждым огнем. Довольно уже терпеть этот чуждый огонь, расплата за который будет смерть. Если вы не умертвите в себе свой грех, тогда наступит момент, когда он умертвит вас.
Да сохранит нас Господь от того, чтобы мы стали, как опьяневшие, но не от вина и другого алкоголя, а от собственной греховной натуры.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, даруй нам способности видеть наши дела и поступки в том свете, в котором видишь их Ты, то есть в свете вечности. Пролей на нас Свой свет свыше, способный проникать до сокровенных тайников сердца. Открой наши духовные глаза, которыми бы мы могли видеть вещи так, как их видит Бог. Пошли нам свет свыше, который бы глубоко проникал в наше сердце. Освещая то, что глубоко сокрыто. Вразуми нас и помоги нам не вырастать в своих глазах, но в умалении и смирении оставаться у ног Иисуса Христа и у подножия Его креста. Дай нам, чтобы в нас, называющих себя христианами, всегда мог гореть истинный и святой огонь, зажженный Самим Господом. Просим, яви себя нам, каждому в отдельности, так, чтобы мы уже никогда не осмелились приблизиться к Тебе со своим чуждым огнем. Всем тем, что не согласуется с Твоим совершенством и Твоей святостью. Даруй нам, чтобы этот печальный пример сыновей Аарона запал в наши сердца и умы, и чтобы мы никогда более не осмелились приближаться к Господу с тем, что Ему неугодно, и что в Его очах является чуждым огнем. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.