ПРОПОВЕДИ
О Церкви как тайне Христовой
Еф.3.8,9 «Мне … дана благодать – благовествовать язычникам
неисследимое богатство Христово, и открыть всем,
в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности
в Боге, создавшем всё Иисусом Христом».
В этом отрывке ап. Павел говорит ефесянам о том, как он был употребляем в этом служении. После распятия, воскресения и вознесения Христа и отвержения Богом Израиля мы видим, что Бог приступил к созданию чего-то нового, более ценного, предусмотренного еще до создания мира. Мы наблюдаем появление Церкви Христовой, состоящей как из израильтян, так и язычников. Бог определил ап. Павла на служение проповедника язычников и соответствующим образом подготовил его к нему, дав ему особое откровение. Апостол упоминает как о самой тайне, что было открыто ему, так и об ее откровении. Тайна, открытая ему, состоит в следующем: Еф.3.6 «Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе, посредством благовествования». Т.е., чтобы и им, вместе с верующими иудеями, стать сонаследниками в небесном наследстве и членами одного тела, быть принятыми в Церковь Христа. И стать сопричастниками евангельских обетований наравне с иудеями, в частности, великого обетования о Духе Святом. И всё это во Христе, через единство с Христом. В этом и состояла великая тайна, открытая апостолам, а именно: Бог призвал и язычников к спасению через веру во Христа, причем без дел закона. Объединение язычников и иудеев в одну евангельскую Церковь было великой тайной, которая была в планах Божьих прежде основания мира, но не могла быть полностью понятой в течение многих веков, пока пророчества о ней не исполнились. Она названа тайной, потому что некоторые обстоятельства и детали ее (такие как время, методы и средства ее исполнения) были сокрыты в Самом Боге. И хранились в тайне от всех, пока Он не возвестил Своим рабам через откровение. Она названа тайной Христа, поскольку была открыта Им и касалась Его, в основном. Нет ничего удивительного в том, что Бог спасает язычников, так же как и иудеев, ибо Он – Творец и тех и других. И силен совершить дело искупления их, как совершил великое дело творения. Несомненно, что и первое творение, когда Бог всё создал из ничего, и новое творение, когда грешник через возрождающую благодать становится новым творением, всё создано Богом через Иисуса Христа.
Частью этой великой тайны является то, что как в иудеях, так и в язычниках веру во Христа Бог производит посредством проповеди Евангелия. Об откровении этой тайны ап. Павел говорит в Еф.3.3,5 «Потому что мне через откровение возвещена тайна …, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом (Святым)». Бог подготовил Павла к апостольскому служению среди язычников. Тайна создания единой Церкви не была так полно и ясно открыта во времена, предшествующие пришествию Христа, как открыта сейчас пророкам (служителям) Нового Завета. Они вдохновляются и научаются непосредственно Святым Духом. Кто бы мог представить, что язычники, так долго находившиеся во тьме духовной, и так далеко отстоявшиеся от Бога, будут просвещены дивным светом и станут близки к Богу. Пусть это научит нас не презирать самого плохого человека и самую плохую (на наш взгляд) нацию. Для Божьей любви нет настолько плохого человека, чтобы Бог не захотел даровать ему Свою благодать.
Ап. Павел говорит о Церкви не как о какой-то организации или священном союзе, но как о живом организме, как о теле Христа. Рим.12.5 «Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». У Церкви, выделенной из всех племен и народов, принцип принадлежности только один: Рим.8.9 «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Церковь – это неотъемлемая часть Самого Господа, и она является Его полнотой. Еф.1.23 «Которая есть Тело Его, полнота наполняющая всё во всем». Господь Иисус наполняет всё во всем. Он восполняет всякий недостаток во всех членах Своей Церкви, исполняя их Святым Духом и даже полнотою Божией (Еф.3.19). И в то же время о Церкви говорится, что она является Его полнотой. Он как Посредник без Церкви, без этого живого организма не имел бы полноты.
У входа в одну церковь повесили плакат: «Войдите в присутствие Божье». Если мы не приложим достаточных усилий, то наши церкви отразят лишь присутствие людей, а не присутствие Бога. Между тем именно Божье присутствие делает Церковь Церковью. Чтобы явить миру Спасителя, мы должны уподобиться Ему. А это участие в нуждах людей, готовность к служению Богу и людям, усердная любовь, несущая умиротворение и не глядящая на положение людей в обществе, а также терпеливое снисхождение к немощам других. Станем жить так, чтобы окружающие нас люди ощутили через нас присутствие Бога, живущего в нас, где бы мы ни находились, а особенно в Его церкви.
По Библии можно проследить параллель между женой Адама – Евой и Церковью. Прежде чем получить Еву, самое лучшее от своего Творца, Адам должен был почувствовать в этом недостаток. И когда Адам почувствовал в этом нужду, Бог дал ему помощницу. В Библии написано о глубоком сне Адама. И о том, что, пробудясь, он увидел жену и сказал: Быт.2.23 «вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Адам получил себе помощницу, после чего его радость и блаженство стали более совершенными. Сравним теперь с этим другое место Библии, повествующее о втором Адаме, Иисусе Христе и Его помощнице – Церкви. Еф.5.30,32 «Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. … Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и Церкви». Ап. Павел в стихе 30 указывает на то, «что мы члены тела Его, от плоти и от костей Его», как на причину, почему Господь питает и греет Свою Церковь. Потому что все принадлежащие к Церкви суть члены тела Его, т.е. Его мистического тела. Или, мы члены, взятые из Его тела, подобно тому, как Ева была взята из тела мужа. Это означает, что вся благодать и слава, какие имеет Церковь, исходят от Христа. Слова, сказанные об Адаме, которые привел апостол в стихах 30 и 31, касаются брака. Но, кроме буквального значения, они имеют и скрытый мистический смысл, относящийся между Христом и Церковью. Прообразом чего был союз между Адамом и Евой. Христос должен наследовать всю вселенную и управлять ей, как Адам был призван управлять всем земным миром. Он должен наполнять Собою всё, сделаться «всё во всем». Но Он один, у Него нет помощника. Все ангелы, господства и власти – только служебные духи, исполняющие Его волю. Но кто займет место рядом с Ним, на Его престоле? В Нем скрывалась эта тайна от вечности: Еф.1.4 «Он избрал нас в Нем прежде создания мира». От вечности до определенного времени это оставалось тайной. Но пришло время, когда второй Адам, Господь Иисус, должен был уснуть сном смерти, чтобы через это получить Свою Церковь, а через нее – духовное потомство, новое человечество. Он восстал от Своего смертного сна. После этого началось воплощение этой тайны, и явилась Его помощница для вечного царствования с Ним. Сотворенная Ева была подобна Адаму, мы же должны быть подобны Христу.
Мы склонны думать о церкви как о своего рода театре. Мы словно сидим в зрительном зале и наблюдаем за происходящим на сцене. А ведь всё должно быть не так. Если уж сравнивать церковь с театром, то в зале должен быть Бог, а мы все на сцене. Главное в церкви должно происходить в сердце собравшихся, а не за кафедрой и возле нее. После богослужения нужно спросить: «Было ли всё это угодно Богу?» Господь дал подробные указания древним израильтянам о жертвоприношениях в храме. Однако впоследствии устами Асафа Он изрек: Пс.49.9,10 «Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу и скот на тысяче гор». Прежде всех жертв Богу были нужны искренняя хвала и сердечное послушание. Пс.49.23 «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня». Обращая внимание только на внешние аспекты поклонения, мы упускаем из виду главное: Господу нужно жертвоприношение сердца, посвящение души и подчинение жизни. Для этого мы и идем в церковь.
Во время демонстрации пастушеского мастерства собак породы колли собаковод объяснил зрителям, что, поскольку овцы крайне уязвимы, их главной защитой от хищников является плотное сбивание в стадо. Он сказал: «Одинокая овца – погибшая овца. Поэтому собака держит овец вместе». Библейский образ Бога как нашего Пастыря – это напоминание о том, насколько нуждаемся мы в своих по вере. Псалмопевец описывает исход израильтян из Египта: Пс.78. 52,53 «И повел народ Свой как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно, и они не страшились». Будучи частью Божьего стада мы, уверовавшие во Христа, находимся под особой защитой Церкви. Мы – члены большого тела, в котором обретаем безопасность и надежность. В наш век индивидуализма и стремления к независимости очень важно понять это. Конечно же, в этом теле должно быть место и для личной ответственности за слова и дела каждого, но нам более пристало понятие «мы», нежели «я».
У легендарного баскетбольного тренера было интересное правило: когда какой-нибудь игрок из его команды забросил мяч в корзину, он должен был поблагодарить своего ассистента. Однажды один из игроков спросил: «Тренер, не теряем ли мы попусту время на все эти благодарности?». Тренер ответил: «Я не прошу, чтобы ты бежал к нему через весь зал и бросался в объятия. Просто кивни». Мудрый тренер понимал, как важно всем участникам игры чувствовать связь с другими. Баскетбол – игра всей команды, а не гордых и независимых одиночек. Каждый вносит свой вклад в общий успех. Это напоминает нам о том, как должно действовать тело Христово. Каждый из нас вносит свой вклад, чтобы дело совершилось. И наставления ап. Павла учат нас, что мы нуждаемся друг в друге. Будем же употреблять свои дары для созидания тела Христова.
Воскресенье жена пастора возвращалась из церкви, и проходила мимо дома соседа. Сосед подстригал газон. Она обратилась к нему: «Здравствуйте, как дела?» Сосед ответил: «Какие еще дела, обычное воскресенье». Видимо, он имел в виду, что надо выполнять рутинные обязанности. Порой и для верующих церковное собрание в воскресный день становится тягостной обязанностью. А между тем для первых христиан в Иерусалиме совместное поклонение Богу было радостным и восторженным переживанием (Деян.2.41-47). Возможно, причина в том, что все они были новообращенными, горели первой любовью. Но для христиан со стажем не всё потеряно. Делайте вот что: (1) Идите в церковь, ожидая встречи с Богом. Хотя Он с нами всегда и везде, Он пребывает особым образом с теми, кто собирается во имя Его (Мф.18. 20). (2) Идите в церковь, чтобы лучше узнать Бога. Возможно, вы не услышите новых истин, но зато снова увидите яркий свет, исходящий от Божьего Слова (Пс.118. 105). (3) Идите в церковь, чтобы встретиться с братьями и сестрами во Христе. Мы нужны друг другу, чтобы поощрять, увещать и утешать друг друга (Евр.10,24,25). Духовный голод и жажда лучше всего утоляются в церкви.
Закончивается вторая тысяча лет с тех пор, как Господь Иисус Своей драгоценной кровью приобрел Себе Церковь. И, несмотря на свое многовековое бытие в мире, Церковь Иисуса Христа до сего времени остается тайной для мира. Тайна эта – чудесный, непостижимый план любви Божьей – спасение во Христе Иисусе. Для людей, которые имеют только те способности, что есть в них самих и что дает им сатана – Христос распятый, проповедуемый Церковью, не только не понятен, но и возмущает их гордыню. Тайной для мира является и состояние Церкви. Церковь в мире, но не от мира сего, она чужда миру. Вспомним слова Господа Иисуса: Ин.17.16 «они не от мира, как и Я не от мира». Поэтому мир не принимает ее. Две тысячи лет мир воюет с Церковью. Многократно объявлялась победа над ней. Но Церковь всё еще существует. Ибо Господь Иисус сказал: Мф.16.18 «врата ада не одолеют ее». И Церковь, как «столп и утверждение истины» (1Тим.3.15) стоит и будет стоять, пока Господь не отзовет ее к Себе.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Церковь Твою и за то, что она объединяет в себе всех, кто принадлежит Господу Иисусу, кто искуплен Его кровью. Просим, помоги нам выполнять нашу христианскую обязанность – неизменно присоединиться к собранию верующих для совместного поклонения, подчиняться церковной опеке и дисциплине, и свидетельством своим деятельно участвовать в миссии церкви. Помоги нам проявлять милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. А больше всего, облечься любовью, которая есть совокупность совершенства. Помоги нам осознать, что наша безопасность не только в Иисусе Христе, нашем добром Пастыре, но и в стаде. Что вместе с сестрами и братьями по вере мы единое стадо. Что если мы будем жить сами по себе, то упустим много благословений. Помоги нам помнить, что Бог в премудрости Своей сводит нас друг с другом для нашего же блага. Помоги нам употреблять свои дары для созидания Церкви, для большей славы Господней и для лучшего исполнения Его воли. Даруй каждому из нас живую любовь к Твоей Церкви. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.