ПРОПОВЕДИ
Возрастание в благодати
2Пет.3.18 «возрастайте в благодати и познании
Господа нашего Иисуса Христа»
Слово «благодать» имеет массу нюансов и коннотаций, перечислять которые здесь едва ли необходимо. Поэтому в нашей проповеди мы будем рассматривать его основное значение. Благодать – это незаслуженный дар, ниспосылаемый человеку Богом. Такое понимание не только лежит в основании христианской теологии, но и составляет ядро всякого подлинно христианского опыта. При обсуждении этого понятия важно различать общую (основную, универсальную) благодать и особенную (спасительную, возрождающую) благодать, если мы хотим составить правильное представление об отношении между божественной благодатью и положением человека. Здесь мы будем говорить об особенной, т.е. спасительной, возрождающей благодати.
В нашем эпиграфе ап. Петр указывает на то, что мы должны делать для того, чтобы избежать отпадения. (1) Возрастать в благодати. (2) Возрастать в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. В начале своего Послания ап. Петр призывал дополнять одну благодать другой, здесь же он советует нам возрастать во всякой благодати, в т.ч. в вере, добродетельности и в рассудительности. Чем сильнее в нас благодать, тем более утвержденными мы будем в истине. Здесь же он призывает нас стремиться познавать Господа Иисуса. Познавать Его более ясно и более полно, больше узнавать о Нем и с более высокой целью – чтобы больше уподобиться Ему и больше любить Его. Такого Его познания стремился и желал достичь ап. Павел. Флп.3.10 «Чтобы познать Его (Христа), и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его». Такое Его познание содействует нашему уподоблению Ему, и делает Его более дорогим для нас. Поэтому оно сохранит нас от падения во времена всеобщего отступления.
«Возрастайте в благодати», чтобы ваша духовная жизнь не остановилась и не умерла. Возрастайте, всегда ищите больше веры и познания Христа, больше любви, небесного настроения, смирения и страха Божия. Если бы кто-нибудь сказал: «У меня есть достаточно веры, любви к Богу и к людям, достаточно мира и радости в Святом Духе, смирения и страха Божия», мы содрогнулись бы от такого духовного состояния. Такое состояние свидетельствует о силе сатаны и о духовной самоуверенности. Хотя человек не говорит так устами, но если не ищет никакого возрастания в этом отношении, стоит опасаться того, что в глубине души он думает именно так. Вопрос о возрастании в благодати является предметом, испытывающим наше духовное состояние. Некоторые люди вздыхают: «Как обстоит дело с моим возрастанием в благодати? Не отступаю ли я назад?» Другие, напротив, читают слово о возрастании совершенно спокойно, лишь исследуя его и изучая. Принятие этого слова в сердце они оставляют другим людям. Здесь можно сказать словами Лютера: «Чего следует бояться, они не боятся, но того, чего не следует бояться, они боятся».
Чарльз Колсон, основатель Тюремного братства, в течение сорока лет доносил до многих Евангелие Иисуса Христа. Когда он умер в 2012г., в одной газете появилась статься с названием: «Чарльз Колсон, исполнитель грязных делишек Никсона, умирает в возрасте 80 лет». Человека, дивно преображенного Божьей благодатью, связали с делами, которые он совершил давным-давно, еще до прихода к Христу. Обращение апостола Павла и его искреннее свидетельство многими также воспринималось с недоверием и даже страхом. Когда он начал проповедовать Евангелие, люди говорили: Деян.9.21 «Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих сие имя? Да и сюда за тем пришел». А когда он прибыл в Иерусалим и пытался пристать к верующим, те боялись его (Деян.9.26). В последующие годы апостол никогда не отказывался от своего прошлого, но говорил о нем как о доказательстве Божьей милости (1Тим.1.13-14). Подобно ап. Павлу, нам не нужно выставлять напоказ свои прошлые согрешения или притворяться, что их не было. Лучше вместо этого благодарить Бога, что Его благодатью и силой наше прошлое было прощено, настоящее преображено, а будущее освещено надеждой на приготовленное нам.
В известном гимне «Дух Святой, Дух благодати» есть такие слова: «Мы так склонны заблуждаться, уходить с Твоих путей». Многие из христиан временами обнаруживают, что уклонились и начали удаляться от Спасителя. В такие времена духовного блуждания наш внутренний человек не желает удаляться от Бога. Однако, как пишет ап. Павел, мы часто делаем не то, что хотели бы (Рим.7.19). И, конечно же, нам следует, как можно скорее возвращаться в Пастырю нашей души. Псалмопевец писал об этой борьбе в Псалме 118: Пс.118.10 «Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих». Порой, даже если наше сердце стремится к Богу, яркие приманки мира могут уводить нас от Него. Какими же благодарными мы должны быть сострадательному и терпеливому Небесному Отцу, чьей благодати всегда довольно, даже для тех, кто склонен уходить с Его путей.
Джон Ньютон был призван на службу во флот, но отчислен из его рядов за несоблюдение субординации. Он занялся работорговлей, работал на судне, перевозившем рабов. И, в конце концов, дослужился до капитана. Он был известен своей изощренностью в ругательствах и богохульствах. Драматические события привели его на путь благодати. Большинству христиан он известен как автор стихов, вероятно, самого известного духовного гимна «О, благодать». Всё доброе, что в нем было, Ньютон приписывал действию Божьей благодати. Та же благодать доступна для всех, кто призовет Божье имя, потому что во Христе «мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф.1.7). В последние годы жизни Джон Ньютон страдал от слабоумия. Но при этом говорил: «Я – великий грешник, а Иисус Христос – великий Спаситель». Это действительно самое главное из того, что мы должны знать.
Сатана делает душу человека спокойной, смелой, жестокой и очерствевшей. Так что она ничего не боится и ничего не принимает. Даже серьезные увещания Христа не доходят до сердца такого человека. Он не задумывается: «Почему именно он свободен от обольщения сатаны? Неужели у сатаны больше нет никаких злых замыслов о нем?» Истинные христиане, которые не заснули, часто в величайшей степени обеспокоены именно этим вопросом: они не находят в себе духовного возрастания. Они имеют Духа Святого в своем сердце и позволяют Ему пробудить себя. Лютер говорит, что вера в сердце никогда не стоит на месте, «но вера либо прибывает, либо убывает. А если с человеком этого не происходит, тогда это не живая вера, но лишь мертвое воображение в сердце». Здесь речь идет вообще обо всей жизни благодати в сердце: о вере, любви и страхе Божьем. Т.о., духовная жизнь зависит от духовного попечения и питания. Поэтому она иногда оживляется и прибывает, а иногда убывает. И наоборот, та вера, которая не зависит от духовного питания, но всегда остается твердой и уверенной, это лишь самодельная и мертвая вера. Она имеет один грубый отличительный признак: она не просто живет одинаково уверенно без духовного питания, но она сильнее всего, когда Слово Божье не подходит слишком близко. Мертвая вера разрушается от Слова Божия. Истинная вера получает жизнь от Слова Божия. От содержания того, что читает и слышит человек. Поэтому ап. Петр и говорит: «Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа».
Поскольку жизнь благодати в сердце человека либо возрастает, либо убывает, ужасно, когда христианин не заботится о своем духовном состоянии, но живет совершенно невозмутимо. Если жизнь веры убывает, она умрет, если вскоре не произойдет изменения. Если о внутренней жизни благодати некоторое время плохо заботились, и она убывает, важно, чтобы вскоре она вновь пробудилась, оживилась и укрепилась. Иначе это приведет к духовной смерти. Христианин не сможет сохранить жизнь веры, если он снова и снова не стремится к постоянному возрастанию в благодати. Духовный застой влечет за собой духовное отпадение, а возрастание в благодати влечет за собой утверждение в благодати.
Возрастание в добродетели означает, что человек заботится не только о внешних добрых делах, но и о чистоте сердца, об истинном освящении. Дитя Божье – храм Духа Святого, наследник небес, соль земли и свет миру. Он хочет быть вечно блаженным и может быть таким. Но Отк.3.11 «держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего». Если он хочет сохранить свое великое сокровище спасения, важно, чтобы он заботился о возрастании в благодати. Иначе он утратит благодать. Наши духовные враги так могущественны, а наша плоть, т.е. наша злая природа, испорчена до основания. Сатана твердо намерен погубить нас. Все святые на небесах, будучи здесь на земле, боролись за жизнь вечную. Как может человеческая жизнь закончиться блаженством, если спать, отдыхать и стоять на месте в духовной жизни? Сам Господь и Его апостолы призывали к возрастанию в благодати. Наши верующие отцы в молитве, борьбе и лишениях заботились об этом. Если ты проживешь свою жизнь в полной духовной «безопасности», то твое губительное положение будет катастрофическим. Не обращать внимания на то, что Бог говорит в Своем Слове и не заботиться о том, чтобы поступать в соответствии с ним – верх безответственности. Да смилостивится над нами Господь и откроет понимание!
Возникает вопрос: «Откуда мы получаем силу для возрастания в благодати?» Ап. Павел провозглашает: Еф.4.15-16 «но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело … получает приращение для создания самого себя в любви». Обладание истиной Божьей наделяет нас такой крепостью, что мы никогда не уйдем от нее, какие бы козни ни строил сатана. Однако, поскольку мы еще не достигли полной и нужной крепости, нам следует преуспевать до самой нашей смерти. Апостол указывает на цель этого преуспевания: один лишь Христос должен иметь для нас важность, лишь в Нем мы можем быть духовно сильны. Ибо именно Он дарует нам всё, именно Он хранит нас невредимыми, и мы можем спастись, находясь только в Нем. Подобно тому, как из корня дерево получает влагу, так и мы, какую бы крепость ни имели, черпаем ее от Христа.
В сказке Р. Толкиена «Хоббит» гномы собираются в поход против Смога, огнедышащего дракона. Перед этим опасным предприятием Балин, второй по положению гном, выражает уверенность в своем предводителе: «За ним я пойду куда угодно. Его я могу назвать царем». Решимость этого маленького существа перед лицом большой угрозы вдохновлялась его уверенностью в своем вожде. В самом начале Своего земного служения Господь Иисус собрал вокруг Себя группу тех, кто присоединится к Нему в царственном деле спасения погибающих от духовного врага, сатаны. Призывая их, Он говорил: Мф.4.19 «Идите за Мною». Для них это означало оставить привычную ловлю рыбы и стать ловцами людей, утопающих в пучине греха. Этот труд далеко не прост. Как нам не дрогнуть в битве с духовными врагами? Способ только один – не сводить глаз с Христа, Начальника и Совершителя нашей веры. За Ним можно пойти куда угодно.
Снег, который уже выпадал этой осенью, напоминает нам о духовной истине. Как снег покрывает всё в поле зрения, так Божья благодать покрывает наш грех. Впрочем, она не просто покрывает, а удаляет его. Через пророка Исаию Бог сказал израильтянам: Ис.1.18 «Придите – и рассудим …Если будут грехи ваши, как багряное – как снег убелю». В то время Его дети погрязли в грехах. Бог сравнил их состояние с телом, в котором «от подошвы ноги до темени головы нет … здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис.1.6). Но, несмотря на это, Бог желал очистить их. Сегодня Его дети – мы. Грех может запятнать нашу жизнь, но если мы раскаиваемся и исповедуемся, то получаем «прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф.1.7).
Господь! Дай нам всегда помнить слова Христа: «Без Меня вы не можете делать ничего».
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы вечно благодарны за чудо Твоей благодати. Не проклятьем Ты нас сразил, а благодатью навсегда преобразил. Просим, научи нас принимать ее и жить в силе благодати. Помоги делиться Твоей благой вестью с окружающими. Когда нам станет страшно идти в мир достигать других Твоим Словом, напомни нам, что они – Твое драгоценное сокровище. И следовать за Тобой к ним – великая честь. Просим, вовеки будь к нам близок, сохраняй в нас Свой залог. Ибо мы так склонны заблуждаться и уходить с Твоих путей. Просим, помоги нам умертвить плоть, ее нечистоту, злые желания и жадность. Помоги нам возрастать в любви, быть милосердными, дружелюбными, смиренными и терпеливыми. Мы благодарим Тебя за то, что Твоей благодатью и силой наше прошлое прощено, настоящее преображено, а будущее освещено надеждой на приготовленное нам. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.