ПРОПОВЕДИ
Первая любовь к Богу
Отк.2.4 «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою».
В краткой биографии Франциска Ассизского Г. Честертон раскрывает перед читателями сердце этого удивительного, сострадательного человека, живущего в 12-ом веке. Честертон пишет: «Как святой Франциск любил не человечество, а людей, так же он любил не христианство, а Христа… Читатель даже близко не подойдет к пониманию его натуры и жизни, пока не осознает, что для этого великого мистика вера была не теорией, а неким подобием любовного романа». Когда Господа спросили, какая наибольшая заповедь в Моисеевом законе, Он ответил: Мф.22.37 «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь». Спрашивающий искушал Господа, но Он в Своем ответе указал ключ к угождению Богу. Прежде всего, и больше всего, наши отношения с Ним утверждаются на любви. Если для нас Бог – начальник, а послушание Ему – бремя, то мы из тех, о ком Господь сказал Отк.2.4 «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь». Настоящая вера проистекает из любви к Богу от всего сердца, души и разумения. Исполним же эту наибольшую и наиважнейшую из заповедей. Даруй нам, Боже, благодать, чтобы всё сердце Тебе могли отдать.
Проповедник рассказывает, что его жена порой после ужина спешит по делам, оставляя его перед выбором: завалиться с книгой на диван или прибраться на кухне. Чаще всего он выбирает второй вариант: засучивает рукава и принимается за посуду. Возвращаясь домой, она говорит: «Ах! Ты не должен был всё это делать!» Он, пользуясь возможностью, отвечает: «Мне хочется показать, как я тебя люблю». Господь Иисус укоряет эфесскую церковь за утрату первой любви: Отк.2.4 «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь». Он указывает на то, что верующие там самоотверженно трудились, но в основании этого труда лежала не любовь. Терпение и верность – великие добродетели, но с точки зрения Христа без любви они теряли свою значимость. Противостояние искушениям, прощение других, служение Богу и людям – всё это возможности зримым образом выразить нашу любовь к Христу, а не средства заслужить похвалу у людей или поднять самооценку. Любовь – действенна.
Довольно легко случается, что искренний христианин или христианская община теряют истинную жизнь во Христе и впадают в некую ложную духовность. Так постепенно произошло с эфесской общиной. Верный Господь не допустил, чтобы эта община осталась без увещания и предостережения. Когда ап. Иоанн был на острове Патмос «за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Отк.1.9), явился ему Господь и пересказал послание семи церквям. Воистину, Он ходит и сегодня среди общин и смотрит на каждую. В самом деле, нам должно быть важно узнать, что Он думает и говорит о нас. Горе тому, на кого Господь не смотрит, кого Он не испытывает и не судит! Но если мы хотим быть испытаны и судимы Им, нельзя дать никакого другого совета, кроме того, что нам нужно обращать внимание на то, что Он сказал другим людям в Своих дошедших до нас словах. Таким образом мы можем узнать себя и услышать, что Он хочет сказать нам. Христос вчера, сегодня и во веки Тот же.
Обратим внимание на то, с какой признательностью Христос говорит об ангеле (служителе) эфесской церкви. Как много хорошего Он нашел в нем, и как Он похваливает его. Он был не простым христианином с обычными добрыми делами, но также столь усердным служителем, так много трудившимся ради имени Христа, что ему пришлось претерпеть гонения ради Него. Кроме того, он был непоколебимым, упорным и терпеливым, не сдавался и не обращал внимания на усталость. Христос также упоминает о том, что придерживается хорошей церковной дисциплины. Господь упоминает особую категорию людей (николаитов), от которых предостерегал этот служитель. Так много хорошего мог сказать Господь о нем. Подумаем о том, что то, что признает и хвалит Господь, должно быть искренним, великолепным и действительным. Итак, этот служитель внешне был хорошим христианином. Было лишь одно внутреннее обстоятельство, один недостаток, которого не видел никто, кроме Господа – отсутствие первой любви. Из-за этого недостатка Он делает служителю очень серьезное предостережение.
Мы видим, что Господь хочет, прежде всего, нашей любви. Он хочет, чтобы мы были не только Его слугами, но и друзьями. Христос хочет иметь не только наше служение, но и любовь наших сердец. Здесь мы также видим, что среди христиан, великолепных во всем, что относится к нашему проявлению христианства, могут быть такие, которые в сердце всё же не имеют подлинной жизни. У них есть всё, что относится к благочестию, кроме одного – первой любви.
Посмотрим, что такое первая любовь, как она возникает и как выражается. Тот, кто в своем сердце не имел и не испытал этой любви, никогда не сможет понять ее, благодаря какому-либо описанию. И наоборот, тот человек, который испытал эту любовь, понимает ее лучше, чем могут объяснить какие-либо слова.
Человек, когда по Божию милосердию пробудился от греховного сна и увидел свое бедственное положение, начинает каяться, оставлять этот мир, читать Слово Божие, избегать греха и делать добро. Всё это идет хорошо до тех пор, пока он не заметил, что Господь требует чистоты его сердца, искренности и любви. Тогда он становится несчастным. Тогда он становится грешным в своих глазах, ибо духовно он никогда не был таким, каким следовало быть. Он понимает, что он становился всё более и более несчастным и далеким от того, каким он должен был и хотел быть. Его положение всё более и более ухудшалось до тех пор, пока Бог не одолел его Своим Словом благодати, и не дал утешение его душе. Он дал это утешение прежде, чем человек понял, что хотел бы обрести утешение. Бог пробудил в нем стремление к вере и благодати прежде, чем он подумал, что он в них нуждается. Он дал ему веру, благодать, мир и спасение именно тогда, когда он был недостоин обрести всё это. Вспомним отрывок из Притчи о блудном сыне. Лк.15.20 «И когда сын был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Обратим внимание на то, что сын еще не пришел к тому сокрушению, смирению и молитве, о которых он принял решение. После такого приема со стороны отца появилась любовь и в сердце сына. И в сердце новообращенного появляется великая любовь к безмерно милостивому Богу. Теперь он начинает доверительно общаться и беседовать со своим Спасителем, как дитя со своим отцом. Теперь и перед людьми он начинает говорить на новом языке. Он говорит о том, чем полно его сердце: о любви и благодати Божьей, о заслуге Христа, о вере, о ничтожности наших дел, о наших грехах и т.д. Всё согласно слову Писания: Мф.12.34 «От избытка сердца говорят уста». Теперь в его сердце также появилась искренняя любовь ко всем людям, которые также любят Спасителя и рождены от Бога. Теперь они стали его новыми братьями и сестрами, о которых он думает только хорошо, которых он не хочет подозревать или оговаривать. В самом деле, несмотря на их недостатки, он не смог бы обойтись без них. Самые немощные из детей Божьих для него дороже лучших детей этого мира, презирающих его Спасителя. И всё это в соответствии с Библией, со словами апостола: 1Ин.5.1 «Всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него». И по слову Христа: Ин.13.35 «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». У него появилась особая забота о спасении других душ. Он стремится пробудить, просветить и привлечь их к Христу. Любовь приносила в нем и другие добрые плоды, согласно 1Кор.13.4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует … не мыслит зла … всё покрывает, всему верит, всего надеется». Теперь мы видим, как появилась первая любовь и каковы были первые дела.
Следует сказать, что нужно проводить различие между первой любовью и первым чувством. Обратим внимание на то, что кроме любви, появившейся у блудного сына из Притчи, когда отец так незаслуженно обнял его с таким горящим сердцем, Христос также говорит о том, что был устроен радостный пир, на котором ели откормленного теленка. Этот радостный пир не мог продолжаться ежедневно. Затем сыну пришлось участвовать в работе и есть ежедневную пищу. Это показывает, как Бог имеет обыкновение поступать со Своими детьми. Сначала – приятное время блаженных чувств, когда ап. Иоанн мог возлежать у груди Христа, а Мария Магдалина могла видеть Его прекрасный лик. Теперь гости на брачном пире не могут поститься. Но, «когда отнимется у них жених, тогда будут поститься» (Мф.9.15). Это приходится испытать всем христианам. Здесь подтверждаются слова Лютера: «По мере возрастания веры уменьшаются чувства». Это следует отличать от первой любви.
Христос часто и серьезно предостерегает нас. Если мы не принимаем Его предостережения, это происходит по нашей собственной вине. Очень легко может случиться так, что человек будет жить и говорить как христианин, но он потеряет из виду свои грехи и вновь заснет в самоуверенности. Когда совесть заснет, а чувство греха прекратится, то что можно сказать о заслуге Христа как нашего Спасителя? Лишь знание в голове и хвастовство на устах. В самом деле, это происходит легко, ибо от природы человек склонен к самоуверенности.
Но так же легко может случиться, что человек, который чувствует грех, теряет подлинное упование на Христа и утешение в Нем. Он тайно подчиняется игу Закона Моисея, наполняется законническим настроением. Хотя он исповедует спасение по вере и благодать, всё же он живет с постоянным чувством самореализации и покаяния перед самим собой, чтобы он мог обрести веру в прощение. Но неверие и законническое отношение пробуждает грех, а увеличивающийся грех увеличивает рабское отношение. Что же тогда даст жизнь, радость, мир, любовь и силу? Тогда христианство становится мрачным исправительным домом, а сердце – темной и холодной могилой. В нем нет никакого царства небесного, никакого солнца радости, но лишь мучение и труд. Грех вновь обретает полную силу и действие. Таким образом, утрачивается первая любовь, ибо она не возникает лишь из знания о грехе, или из какой-либо самостоятельной деятельности. На самом деле человек должен убедиться в своем помиловании, в Божьей милости и любви. Воистину, здесь нужно полностью освободиться от рабства закона, стремиться стать счастливым и блаженным лишь во Христе, чтобы наше сердце могло согреться от любви к Нему.
В воскресной школе одной группой руководила женщина. Она всех учеников очень любила: на каждом занятии молилась за каждого из них. Интересовалась, почему они пропускали занятия. Слегка бранила за шалости и строго наказывала за прегрешения. Она была для учеников и адвокатом, и поверенным в их делах, и представителем их интересов. В этой женщине воплотились принципы, о которых говорил Господь Иисус в Ин.21.15-17. Трижды Господь спрашивал ап. Петра, любит ли он Его. И трижды Петр отвечал, что любит. И тогда Господь сказал: «Паси овец Моих». А это значит, что, если мы переполнены любовью к Христу, эта любовь будет изливаться и на других, она проявится в конкретных делах любви. Что толку говорить Спасителю о своей любви к Нему, не показывая ни капельки любви к Его овцам?! Мало толку говорить, нужно на деле помогать, напр., верующим, которые сидят в тюрьмах. Истинная любовь к Христу должна проявляться в нашем отношении к другим людям. Если же мы говорим, что любим Христа, но ничего не делаем для блага других людей (особенно для верующих), в искренности такой любви стоит усомниться. По настоящему любит Его тот, чья любовь хорошо видна.
Господь! Помоги нам всегда помнить жертвенную любовь нашего Спасителя и любить Его, сохраняя первую любовь!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы просим, даруй нам ключ к угождению Тебе – укрепи нашу любовь к Тебе. Ибо все наши отношения с Тобой утверждаются на любви. Любви от всего сердца, души и разумения, чтобы мы исполнили наибольшую и важнейшую из заповедей. Пусть Христос будет для нас главнее всего, и тогда радость наша не будет иметь конца. Помоги нам выразить нашу любовь к Христу Тебе посвященной жизнью, прощением обижающих нас, и служением Тебе и людям. По Твоей любви, Отец наш Небесный, даруй нам в избытке благодать, чтобы, обретя этот Твой чудесный дар, могли всё свое сердце Тебе отдать. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.