ПРОПОВЕДИ
Уподобление Христу
2Кор.3.18 «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню,
преображаемся в тот же образ от славы во славу, как от Господня Духа».
Израильтяне созерцали славу Божию в облаке, которое было темным и внушало страх. А христиане видят славу Божию, как в зеркале, более ясно и без страха. Общаться с Богом лицом к лицу было особой привилегией Моисея, а теперь каждый истинный христианин с открытым лицом взирает на Него в лице Иисуса Христа. Он являет им Свою славу. Свет Его славы и свобода преображают нас, мы «преображаемся в тот же образ от славы во славу», от одной степени благодати в другую. И это до тех пор, пока благодать, какую мы имеем сейчас, не завершится вечной славой. Мы не должны успокаиваться, если не познаем на своем личном опыте преображающую силу Евангелия, через действие Святого Духа. Именно Святой Дух приводит нас в соответствие с характером и целями славного Евангелия нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Ап. Павел не напрасно добавляет здесь обобщение «мы же все», т.е. всё тело Церкви, все христиане. Преображение не происходит в нас сразу: надо постоянно расти как в познании, так и в уподоблении Иисусу Христу. Это и хочет сказать Ап. Павел, говоря: «от славы во славу». Добавляя же «как от Господня Духа», он снова напоминает то, что сказал ранее: вся сила Евангелия зависит от того, что его животворит для нас благодать Святого Духа. Ведь слово «как» помещено здесь не для обозначения различия, но для выражения способа. Цель Евангелия в том, чтобы восстановить в нас образ Божий, поврежденный грехопадением Адама и Евы. И восстановление это продолжается всю жизнь. Ведь Бог постепенно проявляет в нас Свою славу. Здесь может возникнуть следующий вопрос. Апостол говорит, что мы с открытым лицом созерцаем славу Божию. Но в своем Первом Послании (13.12) он пишет: сейчас мы познаем Бога только в зеркале и в тусклом подобии. Эти слова, кажется, противоречат друг другу. Однако на самом деле противоречия нет. Сейчас наше познание Бога действительно тускло и блекло по сравнению со славным лицезрением при втором пришествии Христа. Однако Бог дает нам видеть Себя так, как нужно для нашего спасения, и насколько вмещает наше восприятие. Поэтому апостол и говорит о постепенном продвижении сейчас. Ведь совершенство наступит лишь в будущем.
Если у нас есть друг, который лучше и умнее нас, глубже мыслит, имеет успехи в спорте, то общение с ним побуждает нас становиться лучше, серьезнее. Его образ жизни ставит перед нами высокие ориентиры. В этом отражается важный духовный принцип. Нам нужно проводить время с Божьим Словом, чтобы уподобляться Иисусу Христу. Читая о Его беззаветной любви, мы тоже хотим любить бескорыстно и искренне. Его милость и дар благодати к тем, кто этого не заслуживает, устыжают нас, которые склонны скорее мстить, чем прощать. И нам хочется больше благодарить, когда мы осознаем, что вопреки всем недостаткам нашим и общей греховности Господь облек нас в белые прекрасные одежды Своей совершенной праведности. Его дивные пути и непревзойденная мудрость преображают нас и побуждают к жизни иного рода. Непросто быть довольным собой, находясь в Его присутствии и видя Его удивительный образ.
Отправляясь миссионером на остров Гренландия в 1721 году, Ханс Эгед не знал ни слова на языке инуитов. Он обладал вспыльчивым характером, поэтому изо всех сил старался быть добрым к людям, с которыми поселился. В 1733 году на острове вспыхнула эпидемия оспы, уничтожив почти 2/3 населения. Жена Эгеда тоже умерла. Внезапная скорбь изменила его характер. Он начал неустанно трудиться, оказывал духовную и физическую помощь окружающим. Теперь его жизнь лучше отражала учение, которое он распространял. Инуиты, увидев искренность его любви, стали прислушиваться к его словам, их сердца стали обращаться к Богу. Зная нашу слабость и нужду, Бог показал нам Свою любовь на деле и послал Своего Сына Иисуса Христа умереть за наши грехи. Такова мера Его любви. Господь Иисус – совершенный пример любви. Глядя на Него, мы узнаем, что любимы, и сами учимся любить.
Одно из любимых мест многих туристов на Ямайке – Око Рио. Там находятся красивейшие водопады. Вода каскадами низвергается по грядам камней, устремляясь к Карибскому морю. Любители экстрима проводят здесь много времени, карабкаясь по отполированным скалам к вершине. Текущая вода делает поверхность скользкой, а острые выступы создают дополнительную опасность. Поэтому смельчаки должны проявлять высочайшую осторожность. Им приходится следить за каждым шагом. Неосторожные и беспечные люди запросто могут сорваться и печально закончить не только восхождение, но и жизнь. Ключ к успеху – собранность и внимание. Сказанное выше является хорошей иллюстрацией того, о чем пишет ап. Павел в Еф.5.15 «поступайте осторожно». Действительно, среди многих опасностей и угроз, которыми изобилует жизнь, крайне важно быть мудрым и внимательным. Неразумные люди, как гласит текст, поступают неосторожно, а мудрые следят за каждым шагом, чтобы не оступиться. Наша цель – подражание Иисусу Христу. А достичь ее можно, лишь поступая осторожно и живя в любви.
В течение столетий ценители предметов искусства предпринимали попытки восстановить поврежденные произведения. Некоторые попытки оказались удачными, зато другие не только не помогли, но и нанесли непоправимый урон многим шедеврам. В их числе древние греческие статуи и, по меньшей мере, две картины Леонардо да Винчи. В Послании к колоссянам ап. Павел описывает процесс реставрации, невозможный в мире искусства. Это восстановление Божьего народа. Он призывает читателей начать жить, «совлекшись ветхого человека с делами Его и облекшись в нового, который обновляется по образу Создавшего Его» (Кол.3.9-10). Это не попытка восстановить труд умершего художника или скульптора, а духовное обновление, совершаемое живым Богом. Который создал нас и дарует новую жизнь в Иисусе Христе. Его прощение яркими красками окрашивает нашу душу, в то время как благодать делает четкими линии Его замысла. Холст нашей жизни находится у Него, Он знает, какими мы должны стать. Независимо от того, насколько мы запачканы и повреждены грехом, есть уверенность на обновление и восстановление. Всемогущий Художник трудится над нами – Иисус Христос, Который есть Мастер восстановления.
Богослов, читая лекцию студентам семинарии в Бухаресте, обратил внимание на одного человека. У всех остальных одежда была делового стиля, а он пришел в джинсах, футболке и потертой кепке. В конце занятия этот человек подошел представиться. Его звали Эммануил. Лектор спросил, знает ли он, что это означает. Он без тени смущения заявил: «С нами Бог». Он не только знал, что значит его имя, но и был явно рад, что его так назвали. Вспомним Мф.1.23 «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог». Мы призваны являть Его присутствие миру. Спаситель сказал: Ин.20.21 «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Когда наша жизнь отражает характер живущего в нас Бога, мы начинаем разительно отличаться от мира. И это отличие может благословить других людей силой Его любви и благодати.
Река Чикаго отличается тем, что течет в обратную сторону. Инженеры повернули ее вспять больше ста лет тому назад, потому что жители города превратили ее в сточную канаву. Помои, канализационные и промышленные отходы по реке попадали в озеро Мичиган. А поскольку из озера брали питьевую воду, тысячи горожан заболели и умерли, прежде чем власти решили перенаправить реку. Теперь не она впадает в озеро, а озерная вода втекает в нее. Некоторым может показаться, что земная жизнь Христа была не такой, какой должна была быть. Царь славы пришел на нашу землю как беспомощный Младенец. Воплощенный Бог был обвинен в богохульстве. Святой Богочеловек был распят как злодей. Но такова была Божья воля (Ин.6.38). Такова цена нашего спасения. Да и жизнь Его последователей тоже во многом представляется обратной тому, чего следовало бы ожидать. Мы призваны благословлять врагов (Рим.12.14), ставить благочестие выше собственного благополучия (1Тим.6.6-9) и радоваться в скорбях (Иак.1.2), что противоречит земным понятиям. И еще Господь Иисус сказал: Мф.16.25 «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». Жизнь в подражании Христу являет Его присутствие в нашей жизни. Не беспокойтесь из-за того, что ваша жизнь является текущей в сторону, противоположному общепринятому направлению. Бог дарует вам силу и поможет дойти до конца.
Многие женщины тщательно изучают список ингредиентов, когда покупают продукты. Они выискивают консерванты, вредные для здоровья человека. Эта привычка соответствует тому, что от нас ожидает Бог. Важно то, что внутри, а яркая и привлекательная обертка ничего не стоит и ни о чем не говорит. Не удивительно, что мудрый Соломон, автор Книги Притчей убеждает нас следить за тем, что входит в сердце, «потому что из нее источники жизни» (Прит.4.23). Следование за модой и поддержание хорошей формы значат не много, если в сердце человека таится зависть, злоба, досада и другое вредное содержимое. Спросим себя: «Если бы окружающие могли видеть не только мою внешность, но и сердце, увидели бы они во мне здоровые, славящие Христа добродетели?» Исполняясь мудростью свыше, милостью, добротой, долготерпением и состраданием, мы отразим в себе удивительную природу Спасителя.
Это был ничем не примечательный дом на оживленной улице. Никто из людей не выделял его особым вниманием, пока на стене дома не появился рекламный плакат: «Продается», а под ним текст «Внутри я великолепен». Этот текст заинтриговал многих, даже тех, которые не собирались купить дом: «Что там внутри? Какие чудеса скрывает невзрачная внешность?» Служитель Христа, увидев это, подумал: «Нельзя ли нечто подобное сказать о христианах?» Внешне большинство из нас – обычные люди, ничем не примечательные и не выдающиеся. Но не должно ли внутри нас сиять небесное сокровище Божьей любви? Вспомним, что сказано в Библии о внутренней красоте. Можно начать с Послания к римлянам, где сказано: Рим.7.22 «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем». Чуть ниже ап. Павел говорит о помышлениях духовного человека, которые «суть жизнь и мир» (Рим.8.6). В Послании к галатам говорится, что Божий Дух производит в нас добрый плод (Гал.5.22) – прекрасный плод добродетелей, таких как «любовь, радость, мир, долготерпение, благость …». Углубляясь в изучение Библии и позволяя Святому Духу руководить нашим сердцем, мы удивительным образом преобразимся изнутри, что станет заметно окружающим, без всяких рекламных текстов.
Многие дети любят играть с наборами конструктор. Но часто они заключают, что не нуждаются ни в каких схемах. Без предлагаемых схем дело идет сразу быстрее. Однако в результате у них часто ничего хорошего не получается. Тогда они ломают плоды своих трудов и начинают всё заново, только на этот раз уже с пониманием того, как важно следовать инструкциям. Не похоже ли это на нашу жизнь, если мы пытались строить ее самостоятельно, не следуя указаниям Бога? Если так, то начнем сначала. И самое главное – положим в ее основание Иисуса Христа, а затем последуем Его чертежам. Ап. Павел писал: 1Кор.3.10-11 «Каждый смотри, как строит».
Господь! Просим, помоги нам жить достойно Тебя и следовать Твоему замыслу, который Ты определил для нас в Библии!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя за сегодняшние наставления. Просим, ниспошли нам силу, чтобы противостоять течениям мира. Помоги отвергнуть неугодное в Твоих глазах и делать то, что служит к славе имени Твоего Сына Иисуса Христа. Даруй нам мудрость и смелость в отношениях с людьми. Помоги быть кроткими и являть ту же любовь, которую Господь Иисус явил нам. Научи нас любить бескорыстно и искренне, прощать, а не мстить. Благодарим за совершенный пример любви Иисуса Христа. Глядя на Него, мы узнаем, что мы любимы и сами учимся любить. Пусть наше сердце не охладеет и не очерствеет от прошлых ран, чтобы все увидели в нас Его отражение. Просим, научи нас ценить внутреннее больше, чем внешнее. Даруя мудрость, чтобы взращивать в себе добродетели для блага тех, с кем мы встречаемся на жизненном пути. Благодарим за блаженство пребывания в величии Твоей славы. Пусть Твой Дух Святой в кроткую душу войдет, и пусть та душа покорится Его силе. Пусть покорное сердце преобразится в образ Спасителя. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.