ПРОПОВЕДИ
Грех злословия
Иак.4.11,12 «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата
или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон,
то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судья,
могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»
В этих стихах нам дано предупреждение против греха злословия. Греческое слово, которое здесь переведено как злословить, означает: говорить то, что может повредить другому человеку или осквернить его. Мы не должны говорить о других людях плохого, даже если оно достоверно, когда нас не обязывают к этому и когда в этом нет необходимости. Тем более, не следует говорить плохого, если оно является ложью или, насколько нам известно, может быть ложью. Наши уста должны управляться как законом правды, так и законом доброты. Каждый истинный христианин должен обладать качеством, которое мудрый царь Соломон считает необходимым для добродетельной женщины: Пр.31.26 «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее».
Ап. Иаков говорит: не злословьте друг друга, потому что вы братья. Повеление не злословить друг друга одновременно содержит в себе и аргумент. Поскольку христиане – братья, они не должны порочить или бесславить друг друга. Более того, от нас требуется, чтобы мы заботились о добром имени своего брата. Если мы не можем сказать ничего доброго о нем, то лучше ничего не говорить, чем говорить плохое. Мы не должны находить удовольствие в разглашении ошибок других или их тайн просто с целью их разоблачения, в преувеличении их недостатков. И, тем более, в сочинении ложных слухов и распространении того, в чем они невиновны. Это лишь может возбудить ненависть со стороны мира и вызвать преследование его против тех, с кем мы вместе подвизаемся в одном деле. И поэтому вместе с ними либо стоим, либо падаем.
Ап. Иаков объясняет, что кто злословит или судит брата своего, тот злословит или судит закон. Закон Моисея гласит: Лев.19.16 «Не ходи переносчиком в народе твоем». А закон Христа таков: Мф.7.1 «не судите, да не судимы будете». Содержание и сущность, как закона Моисея, так и заповеди Христа заключается в том, чтобы люди любили друг друга. Следовательно, пороча своих ближних, злой язык осуждает закон Бога и заповедь Христа. Нарушать Божьи заповеди – это, в сущности, то же, что злословить и осуждать их как слишком строгие и налагающие на нас чрезмерные ограничения. Христиане, к которым обращается ап. Иаков, были склонны очень жестко говорить друг о друге по причине своих разногласий относительно некоторых второстепенных вопросов. Таких как различение дней и пищи, что следует из 14-ой главы Послания к римлянам. Раскроем более подробно слова апостола. «Тот, кто критикует и осуждает своего брата за несогласие с ним в вопросах, оставленных законом Божьим без внимания, тем самым критикует и осуждает закон, как если бы в этом упущении закона было что-то плохое. Кто ссорится со своим братом и осуждает его за то, о чем ничего не сказано в Слове Божьем, тем самым бросает тень на него, как если бы оно не является совершенным правилом. Будем остерегаться судить закон, ибо закон Божий совершен. Если люди нарушают закон, то предоставим закону судить их. Если же они не нарушают его, то не будем судить их». Это – грех отвратительный, потому что осуждение закона означает забывать о своем месте как исполнителей закона. Это значит ставить себя выше закона. Виновный в грехе, против которого здесь дано предостережение, является не исполнителем закона, а его судьей. И будет, в конце концов, обязательно наказан за свою самонадеянность. Склонные занимать положение судей закона обычно бывают менее всего послушными ему.
Злословить друг друга недопустимо, потому что Бог, Законодатель, полностью сохраняет за собой право вынести окончательный приговор над людьми. Здесь сказанное не лишает права правителей издавать законы. И не подстрекает граждан к неподчинению человеческим законам. Требование Бога – Его следует признавать как Верховного Законодателя. Только Он один может устанавливать законы для человеческой совести. И Ему одному следует оказывать абсолютное повиновение. Он может душу человека спасти или погубить, что не может сделать никто другой. Окончательно всякий суд будет передан Ему. Еще раз повторяем: никакой человек и никакое общество в мире не может претендовать на издание законов, непосредственно связывающих совесть. Это прерогатива Бога. Не будем столь самонадеянны, чтобы свое личное мнение и понятие делать правилом для всех окружающих. Ибо сказано – «един Законодатель».
Несмотря на наше пренебрежительное отношение к злословию, оно является одним из самых губительных грехов. Оно ударяет по достоинству человека, порочит личность и подрывает репутацию, т.е. наносит ущерб тем человеческим качествам, которые являются самыми ценными с точки зрения этого мира. Человеческое общество признает опасность клеветы и издает законы, позволяющие тем, кто был оклеветан, подать в суд на обидчика. Злословие не только грех губительный, но и вездесущий. Если для совершения многих грехов нужны определенные обстоятельства, для клеветы требуется лишь лживый язык, движимый коварством и ненавистью. В силу легкости совершения злословие широко распространено, его почти невозможно избежать.
В Библии злословию уделяется много внимания. В Ветхом Завете грех злословия в отношении Бога или людей обличается чаще, чем любой другой грех. В книге Левит Бог заповедует Своему народу: Лев.19.16 «Не ходи переносчиком в народе твоем». В этом стихе нам запрещено публично заявлять об ошибках другого человека, разглашать тайны, усугублять вину, излагать в наихудшем свете то, что было сделано неверно, с целью разрушить и погубить чью-то репутацию. И посеять разногласие между людьми. При даче свидетельства тот, кто может своим свидетельством очистить обвиненного, обязан сделать это. В Библии сказано также, что благочестив тот, «кто не клевещет языком своим» (Пс.14.3). Он знает, как дорого доброе имя, и поэтому не клевещет языком своим, не оговаривает ни одного человека, не говорит зло ни об одном человеке. Не делает ошибки других темой для разговора, не смеется над ними и не говорит о них с удовольствием. Он говорит лишь для назидания. Зная о тяжком бремени клеветы, Давид поклялся: Пс.100.5 «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню». Многие, чтобы возвыситься и завоевать благоволения правителей, стараются представить других людей в ложном свете. Но Давид не только отказывается слушать таковых, но собирается препятствовать продвижению тех, кто таким образом заискивает перед ним. Он будет не только наказывать тех, кто лжесвидетельствует на суде, но и того, кто тайно клевещет на другого. Давид также молился: Пс.139.12 «Человек злоязычный не утвердится на земле». Тому, что достигается ложью и мошенничеством, клеветой и ложными обвинениями, не суждено преуспеть и длиться вечно. Злодеи будут разоблачены и уничтожены, уготованная им погибель настигнет их и низвергнет. Мудрый Соломон советовал избегать злоязычных людей. Пр.20.19 «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся». Нечестивцами можно считать тех людей, которые пересказывают истории, сеющие вражду между соседями и родственниками, а также недовольство в народе их правителями, служителями и друг другом. Опасно общаться с льстецами. Если человек лебезит перед вами, льстит и расхваливает, то будьте готовы к тому, что у него есть планы относительно вас и будьте бдительны. Он выудит из вас то, что может послужить ему темой для рассказа о вас и причинит вам вред. Поэтому с тем, кто широко раскрывает рот, не сообщайся. Тому, кто доверяет свои тайны и дела человеку из-за того, что тот льстит, придется дорого заплатить за свою любовь к славе.
Новый Завет тоже осуждает злословие. Господь Иисус называл злое сердце источником хулы (Мф.15.19) и учил, что «это оскверняет человека» (Мф.15.20). Ап. Павел, собираясь к коринфянам, опасался встретить среди них клеветников, (2Кор.12.20) и наставлял эфесян и колоссян избегать этого зла. Еф.4.31 «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас». Ап. Петр также увещал своих читателей отложить всякое злословие. 1Пет.2.1 «Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие и зависть, и всякое злословие». В этом отрывке апостол призывает к святости и к взаимной любви. Грехи, которые он перечисляет здесь, разрушают любовь и препятствуют эффективному воздействию Слова и, как следствие, нашему освящению. Злословие – это признак того, что злоба и коварство гнездятся в сердце человека. Любое сочетание перечисленных апостолом грехов препятствует нам получать пользу от Слова Божьего.
О клевете написано уже в первой книге Библии. В Эдемском саду появился сатана, которого нередко называют подходящим именем «дьявол», что означает «клеветник» (Быт.3.1-6). Сначала сатана опорочил Божью честность («подлинно ли сказал Бог»), а потом оклеветал Божий замысел («но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги»). Тем самым он сказал, что Бог из корыстных соображений скрывал от Адама и Евы некое благо. Т.о., первая клевета в истории человечества привела к совершению первого греха. В Библии содержатся сведения о вредном воздействии злословия. В притчах 16, 28, 17 и 9 отмечается, что они расстраивают дружбу. В притчах 18 и 8 говорится о глубоких душевных ранах оклеветанного, в то время как в притчах 11, 9 и в книге пророка Исаии 32.7 сказано о том, что клевета может даже погубить человека. Злословие – тяжкий грех, который ненавистен Богу (Пр.6.16-19) и за который Он будет судить людей (Пс.51.2-7). Пс.51.6-7 «ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный. За то Бог сокрушит тебя в конец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых».
Существует заблуждение, что якобы налагаемый Библией запрет на злословие не дает нам обличать тех, кто пребывает в непокаянном грехе. В действительности как раз наоборот. Бог через Библию велит нам обличать грех ближнего. В Евангелии от Матфея Господь Иисус говорит: Мф.18.15-17 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, …». Тот, кто отказывается покаяться, обличаемый тем, против кого он согрешил, должен был обличен прилюдно на глазах у всей церкви. В Послании Титу ап. Павел повторяет эту заповедь Господа. Тит 3.10 «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся». Поскольку в церкви будут все-таки ереси и еретики, ап. Павел дает Титу указания относительно того, как обращаться с ними. Кто отвергает истину, которая во Христе Иисусе, того, после попыток вразумления следует отвергнуть. Руководитель общины обязан обличать такого человека, но кто не исправляется, но упорствует в своем заблуждении, тот «развратился и самоосужден». Он сам себя отлучает от церкви. Т.о., слова ап. Иакова «не злословьте друг друга» не запрещают нам обличать согрешающих при условии, что мы это делаем с праведным намерением, но предостерегают от злобной лжи.
Злословие является одним из критериев для испытания истинности нашей веры, а также мерилом духовной зрелости верующих. Если человек злословит и клевещет на ближнего, то это свидетельствует о том, что у него злое, не любящее и не обновленное сердце. 1Ин.4.20 «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» С другой стороны, праведные речи присущи верующим. Еф.4.29 «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». Гнилые, нечистые слова так же ядовиты и опасны, как испорченная пища. Они исходят из порочного сердца говорящего и доказывают его испорченность. Они развращают умы и нравы слушающих, поэтому христианам следует остерегаться подобных разговоров.
Господь! Просим, помоги нам не давать повода к преткновению своими устами, но использовать беседы и разговоры для блага других!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за предупреждение против греха злословия. Просим, даруй видеть нам наши прегрешения и не осуждать ближнего своего. Замкни наши уста для слова злого и пустого. Дай нам понять, что мы не должны говорить то, что может повредить другому человеку или осквернить его. Более того, мы не должны говорить о других людях плохое, даже если оно достоверно. Просим, помоги нам в том, чтобы наши уста управлялись как законом правды, так и законом доброты. И чтобы мы заботились о добром имени своего брата. Дай нам всегда помнить Твое повеление: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». Просим, помоги нам не давать повода к преткновению своими устами, но использовать беседы и разговоры для блага других. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.