ПРОПОВЕДИ
Грех и благодать
Исаия 8.14,15 «И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна …
И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются,
и запутаются в сети, и будут уловлены»
Лк.20.18 «Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется,
а на кого он упадет, того раздавит».
В этих стихах сказано о Господе Иисусе. Он вознесен одесную Отца Небесного. Ему дана всякая власть, Он будет судить всех. Он краеугольный камень и венец Церкви. Его враги не могут ожидать для себя ничего иного, кроме гибели. Даже те, кто пренебрегает Им, соблазняется и претыкается на Нем, разобьются. И это будет их погибелью. Но на тех, кто не только отвергает Его, а также ненавидит и преследует Его, как это делали иудеи, Он упадет и раздавит. Осуждение злобных преследователей будет значительно более суровым, чем осуждение беспечных неверующих. Итак, на небесах на престоле восседает Судья, великий святой Бог.
Он послал с небес вечное, святое, непоколебимое Слово. Воистину, ни одна черта или буква из этого Слова не изменится и не исчезнет, даже если небо и земля погибнет. Что же говорит это вечное небесное Слово о наших величайших и важнейших вопросах: о Боге и о нас, о грехе и благодати? Слово говорит, что Бог искал по всей земле, сможет ли Он найти единственного человека, который был праведен перед Ним, но не нашел никого. В Библии написано: Пс.13.2-3 «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Рим.3.10 «Нет праведного ни одного». Когда мы также добавляем, что Бог совершенно свят, что даже ангелы Его не чисты перед Ним, это означает, что ни один человек не может устоять перед Ним. Все достойны вечного осуждения (Рим.3). Различие существует перед людьми, но не перед Богом. На земле существует определенное расстояние между низом долины и вершиной горы. Но если рассмотреть расстояние обоих от солнца, это различие исчезает. Тогда это различие не принимается в расчет, поскольку расстояние столь велико. Говорят, что расстояние, как от низа долины, так и от вершины горы до солнца огромно. Так и для нас существует различие между одним человеком и другим, но не перед Богом. Лучшие дела человека, даже благочестивого христианина, его вера, любовь, молитва и хвала, заражены ядом древнего змея (сатаны). Вера его смешана с леностью, самоправедностью и неверием. Любовь ничтожна, ограничена и невнимательна. Молитва и хвала холодна, слаба и недостойна Божественного Величества. Кроме этих постоянных недостатков он также непрестанно оскверняется грехами. Там, где всё не вырывается наружу в делах, сердце всё же кипит злыми желаниями и мыслями, которые есть нечистота перед очами святого Бога. Поэтому Лютер с полным правом говорит, что если бы человек однажды увидел все свои грехи, он никогда не смог бы найти утешения, но в тот же миг умер бы от отчаяния.
Когда лосось идет на нерест сотни километров вверх по течению, он повинуется инстинкту. В каком-то смысле рыбой управляют силы, которые ей неподвластны. Некий молодой человек, отбывающий тюремный срок, считает, что человек ведет себя как лосось. О совершенных им убийствах, о своей судьбе он сказал: «Ну что поделаешь? Так случилось». Получается, в том, что он нажал на курок и убил двух человек, виновата какая-то неведомая сила. Но это неправда. Человек имеет свободную волю и не может ответственность за свои грехи переложить на слепую силу вроде инстинкта. Более двух с половиной тысяч лет назад некоторые израильтяне точно так же оправдывали свой грех. Они повторяли известную в Израиле пословицу, которая винила во всем не грешников, а их предков (Иез.18. 2). Но Бог им сказал, что они неправы. Праведник не будет наказан за грехи сына-разбойника. И точно так же сын-праведник не будет наказан за грехи разбойника-отца. Не нужно обманываться. В какую бы мы ни попали ситуацию, мы отвечаем за свои поступки. Так что не надо выдумывать оправдание своим грехам, а лучше признать перед Богом свою вину и принять прощение, которое Он предлагает нам (Пс.31.5). Вот первый шаг человека, который за себя отвечает.
Одна христианка спросила другого верующего, как он поживает? Он улыбнулся во весь рот и ответил: «Каюсь и радуюсь, сестра!» Наверно, этот человек и в самом деле жил в покаянном духе – исповедался в грехах своих, отвращался от них и радовался прощению Божьему. Т.к. искреннее покаяние подразумевает огорчение, мы порой забываем, что ведет-то оно потом к радости. В своем первом покаянии мы становимся верующими, мы испытываем великую радость. Но если после этого мы живем с не исповеданным грехом, радость наша куда-то уходит. Давид верил, что радость его можно вернуть. Излив сердце в молитве покаяния Богу, он смиренно просит Его: Пс.50.14 «Возврати мне радость спасения Твоего». Вера во всепрощающего и милостивого Бога помогла Давиду вновь испытать радость спасения. Мы иногда тоже теряем радость спасения, потому что не разбираемся, как следует, со своими прегрешениями. Если мы исповедуем их, Бог нас простит (1Ин.1.9), вернет нам радость и поможет справиться с грехами, которые не дают нам покоя. Вот так и нужно христианину «каяться и радоваться».
Вечное и небесное Слово о воле Бога и о нашем спасении говорит так: Ин.3.16 «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Рим.3.22-24 «Нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божьей, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». Так звучат святые слова, перед которыми должны с почтением склониться небеса и земля. Они гласят, что всё человечество испорчено, потеряно, достойно погибели – «нет различия». Но единородный Сын Божий воспринял нашу плоть и однажды принес жертву, которая была угодна Отцу и которая действительна вовеки. Слово гласит, что поэтому мы оправданы без собственной заслуги, Божьей благодатью, через искупление во Христе Иисусе.
Некоторые люди считают, что Бог помогает тем людям, кто сам себе помогает. Они просто уверены, что это сказано в Библии. А в Библии такого нет и быть не может. В Библии сказано как раз наоборот: Бог помогает беспомощным людям. Вспомним Новый Завет – Господь Иисус не отказывался помогать тем, кто никак не мог помочь сам себе. Он не отвращался от тех, у кого не было сил изменить себя. Его как раз больше всего огорчали те, кто считал, что ему ничья помощь не нужна. Мы видим свои сильные стороны – как мы умеем справляться с трудностями. Бог нам показывает слабости наши, уча полагаться на Его силу. Мы гордимся своими успехами и начинаем думать, что нам Божья помощь не нужна. Бог попускает нам ошибаться, чтобы научить нас великой истине: всё доброе мы творим по благодати его. Если вы чувствуете себя беспомощным, если вы признаетесь, что сами себе помочь не можете, для вас открыт путь к благодати Божьей. Вспомним рекомендацию из Послания к евреям. Евр.4.16 «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Бог жаждет давать их.
Некий верующий временами испытывал своего пса на послушание. Он клал на пол аппетитный кусочек мясца и давал команду: «Фу!» Бедному псу, которому ужасно хотелось схватить этот кусок и проглотить, приходилось делать мучительный выбор – слушаться или ослушаться хозяина. Заметили, что пес на мясо даже не смотрел. Наверно, он почувствовал, что если посмотрит, то слишком уж непосильным окажется искушение. Поэтому он смотрел, не отрываясь, прямо в глаза хозяину. Из этого хозяин делал такой духовный вывод: «Это нам всем урок. Нужно всегда смотреть в глаза Хозяину-Христу». Бог нас на злое не искушает (Иак.1.13), но в жизни нам встречается много соблазнов. Однако если мы будем взирать на Господа Иисуса, мы всегда можем устоять в любом искушении. Евр.12.1,2 «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса». Так что, когда нам кто-то подкладывает аппетитные кусочки, смотреть будем на Христа и идти туда, куда ведет Он. Он поможет нам устоять.
Вернемся к нашему эпиграфу. Вечный приговор Слова гласит, что каждый человек сам по себе, в любое время одинаково достоин осуждения. В Библии написано и то, что наш Ходатай Иисус Христос во все времена одинаково праведен. Поэтому во Христе человек во всякое время одинаково праведен и угоден Богу. Если бы праведность человека происходила бы от дел, Христос умер бы напрасно. Бог во всякое время имеет одинаково вескую причину для того, чтобы гневаться и осуждать человека, но во Христа Он во всякое время имеет одинаково вескую причину для того, чтобы миловать и любить нас. Когда я думаю, что Бог, должно быть, устал от меня из-за всех моих грехов и что теперь Он не благоволит ко мне, но гневается и отвернулся от меня из-за того или иного греха, мне нужно сказать: «Этот образ Бога совершенно неудачен». Через Давида Бог сказал, что блажен тот человек, «которому Бог вменяет праведность без дел» и «которому Бог не вменяет греха». Никакие грехи не уменьшают и никакие добрые дела не увеличивают ту благодать и праведность, в которой стоят истинные верующие перед очами Божьими. Бог видит их лишь во Христе, Своем возлюбленном Сыне. Если я более праведен перед Богом в тот момент, когда я более благочестив, то я становлюсь праведным через дела, и тогда учение в Библии ложно. Когда Бог наказывает грех Своих детей, тех, к которым Он более всего внимателен, это происходит не из-за гнева и не для того, чтобы потребовать какой-то долг. Но из-за отеческой любви, чтобы умертвить корень греха и вожделения.
Греческие мифы гласят, что у царя Авгия были хлева, в которых стояли три тысячи быков, и конюшни. Эти хлева и конюшни не чистили 30 лет. Поэтому «авгиевыми конюшнями» называют что-то ужасно запущенное, что не убиралось много лет. Гераклу, герою древнегреческих мифов, было велено очистить авгиевы конюшни за один день. Когда Геракл увидел их, он был потрясен и их размерами, и грязью, и вонью. Но потом он заметил, что стоят эти конюшни между двумя большими реками. И Геракл взялся за работу – запрудил русла рек и направил их прямо на конюшни. Очень скоро они были полностью очищены. Это всё – миф, но в мифах всегда отражаются чаяния людей. В этом мифе, возможно, нашло себе выход вечное человеческое желание, чтобы кто-то смыл с душ наших весь сор и грязь, которые накопились там за многие годы. С креста Христова течет полноводная и могучая река прощения. И никакая грязь, будь она даже под стать авгиевым конюшням, не устоит под напором этой реки. Если мы в смирении исповедуем свои грехи, всякая неправедность наша будет смыта (1Ин.1.9).
С тех пор, как единородный возлюбленный Сын Божий отдал для искупления наших грехов не серебро или золото, но Свою собственную драгоценную кровь, что значат наши оскверненные и незначительные дела в очах великого святого Бога? Они – просто щепки. Что означают все наши грехи по сравнению с драгоценной Кровью искупления? Какое безумие и богохульство хотеть нашими ничтожными делами сделать совершенным тот выкуп, который уже заплатил Сын Божий? Ведь праведность Христова в любое время одинаково совершенна. Поэтому наши маленькие, незначительные дела угодны великому Царю лишь потому, что Он благоволит к нам на основании праведности Своего Сына.
Но, возможно, кто-нибудь опасается: «Ведь это учение преуменьшает и ослабляет учение об освящении». Такому человеку предлагаем испытать состояние своей души. Ему нужно обратить внимание на то, что производит это учение в его душе. Приводит ли это учение к тому, что он думает: «Хорошо, благодать покрывает все грехи. Тогда я хочу жить свободно по желаниям моей плоти». В таком случае он вовсе не христианин, но духовно мертвый лицемер. Истинный христианин, который хорошо знает, что такое грех, радуется Божьей благодати. От нее он получает новую жизнь и новое желание делать добро. И скорее восклицает: «Благой Боже! Какая благодать! Помоги мне во все дни моей жизни быть более верным и послушным Тебе, ибо Ты построил мое спасение на столь незыблемом основании – на праведности Твоего Сына!»
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, умножь нашу веру в Тебя, во всепрощающего и милостивого Бога. И в то, что Ты поможешь нам справиться с грехами, которые не дают нам покоя. Ведь Ты, великий Бог, с нами, чтобы нам радость даром дать. Благодарим, что Ты построил наше спасение на столь незыблемом основании – на праведности Твоего Сына. Помоги нам не смотреть в прошлое, смотреть только вперед, а не назад. Ибо в прошлом много горя и падений, а в будущем полно благословений Твоих. Прости, что мы часто шли туда, куда не надо, хоть прекрасно знали, что творим. А теперь нам нужна лишь Твоя пощада, Твоя благодать. Дай нам осознать, что в какую бы мы ни попали ситуацию, мы отвечаем за свои поступки. Поэтому мы не должны выдумывать оправдания своим грехам, а лучше признать перед Тобой свою вину и принять прощение, которое Ты предлагаешь. Дай нам верный путь держать. От Тебя не дай нам отступать. Помоги нам с дерзновением приступать к престолу благодати, чтобы обрести благодать для благовременной помощи. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.