ПРОПОВЕДИ
Кораблекрушение в вере
1Тим.18-20 «преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами,
такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
имея веру и добрую совесть, которую некоторые, отвергнувши, потерпели кораблекрушение по вере;
таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать».
Здесь ап. Павел делает завещание Тимофею, чтобы он мужественно продолжал свое дело. Евангелие доверяется служителям его, чтобы они могли должным образом обращаться с ним, согласно его целям и назначению и в соответствии с намерениями его великого автора Иисуса Христа. Из текста следует, что относительно Тимофея были некогда высказаны пророчества о том, что он будет поставлен на служение и что проявит себя хорошим служителем. Это-то и побудило ап. Павла сделать это завещание ему. Т.о., служение Христу – это война, угодная Богу война против греха и сатаны, под знаменем Господа Иисуса, Вождя спасения нашего. Служители Его в этой войне задействованы особенным образом. Они должны вести эту войну как добрые воины, усердно и мужественно, невзирая на оппозицию и разочарования. Бывшие о Тимофее пророчества упоминаются здесь как повод для побуждения его к мужественному и усердному исполнению своего долга. В нашем служении, в нашей христианской жизни мы должны держаться веры и доброй совести – «имея веру и добрую совесть». Вера и добрая совесть тесно связаны друг с другом. Тот, кто отверг добрую совесть, вскоре потерпит кораблекрушение в вере. Отсюда видно, насколько это серьезно, отбросить веру и добрую совесть. Мы должны воинствовать в соответствии с указаниями нашей обновленной, просвещенной совести и должны хранить ее непорочной. Это поможет нам сохранить себя в здравой вере. Слово «кораблекрушение» подразумевает, что христианская и церковная жизнь подобны кораблю, плывущему по бушующему морю, который необходимо обезопасить верой и доброй совестью. В отрывке «потерпели кораблекрушение в вере» имеется в виду объективная вера, т.е. то, во что мы верим, а в начале этого стиха («имея веру») – субъективная вера, т.е. вера как наше действие. Что касается потерпевших кораблекрушение в вере, то ап. Павел приводит имена двух людей: Именея и Александра. Они некогда исповедовали христианство, но потом Именей стал еретиком (2Тим.2.17), а Александр выступал против ап. Павла и нападал на него (2Тим.4.14-15). Ап. Павел предал их сатане (объявил их принадлежащими к его царству), т.е., как некоторые понимают, своей сверхъестественной властью предоставил сатане устрашать и мучить их, «чтобы они научились не богохульствовать». Т.е. не противоречить учению Христа и не восставать против путей Господних. Бог может, если Ему угодно, действовать вопреки логике. Казалось бы, у сатаны они могли научиться богохульствовать еще больше. Т.о., главной целью наказания в церкви того времени было предотвращение дальнейшего греха и исправление грешника. В данном случае оно предназначалось для измождения плоти, чтобы дух мог быть спасен в день Господа Иисуса. Те, кто отвергли добрую совесть, не останавливаются ни перед чем, вплоть до богохульства.
Наверное, ап. Павел думал о том, почему Именей, Александр и другие, начав хорошо, живой верой, утонули. В своем Послании Тимофею он, испытанный муж Божий увещал, ободрял, наставлял юного соработника. Но, полагаем, в какой-то момент он остановился. Ему нужно было сказать о потере веры, представить образно эту потерю и ее последствия. Нет уже Именея, нет Александра, нет их на поверхности, они – на дне. Они потерпели кораблекрушение в вере. Но почему они утонули? Почему ап. Павел нашел нужным вставить в свое послание эти слова: «кораблекрушение в вере?» Может быть, нам удастся немного проникнуть в мысли апостола.
Одно из назначений корабля – доставить груз в место назначения в целости. Между берегами часто бывает громадное водное пространство. И только сравнительно тонкая перегородка, стены бортов или трюма, отделяет груз от водной массы. Пока корабль в пути и не пристал к берегу, груз в опасности. Но корабль хранит груз: последний находится в трюме. Придет момент, когда судно пристанет к берегу; вынесут груз на этот безопасный берег и передадут по назначению. Во время пути груз должен был отделен от окружающей водной среды. А что, если окружающая вода найдет отверстие (пусть даже самое маленькое), через которое она может проникнуть вовнутрь корабля? Тогда корабль может даже утонуть. Конечно, маленькое отверстие не опасно вначале. Но дело в том, что вода устремляется в это маленькое отверстие, расширяет его, набирается во внутренней части корабля и тянет его вниз, ко дну. Почему это отверстие не заметили и дали ему расширяться? Вероятно, по недосмотру. В то время как наверху, на палубе, все думали, что всё обстоит благополучно, там, в глубине и в темноте, появилась пробоина. И никто ее в свое время не заметил.
Часто вначале в трюме бывает только маленькая пробоина. Но откуда она взялась? Возможно, корабль наскочил на подводный камень или зацепил его, и помчался дальше. Но там образовалась пробоина и через нее начали проникать в корабль первые капли воды. Отверстие расширялось, на дне трюма собиралась вода, груз сырел и становился негодным, а в корабле появился враг – часть океана. А может быть и так, что, когда подул штормовой ветер и заколыхались высокие волны, они разбили руль на куски. Корабль понесся как щепка. Напрасно ждали на другом берегу прибытие груза, океан завладел кораблем. И понес его, куда хотел он – океан, а не туда, куда хотели люди на корабле.
Ап. Павел три раза испытал кораблекрушение. Но видел он и другие крушения – крушения в вере. На его глазах утонули в вере Именей, Александр, Димас и др. Причем утонули они по разным причинам. В чем же сходство их крушения по вере? В духовном плане груз – это спасенная, омытая Кровью Христовой душа человеческая. Впереди берег небесного города, там с нетерпением ждут прибытия груза. Океан – это окружающий нас мир; то тихий, то бурный. Это люди со своей злобой и ненавистью друг к другу. Это – мир, в котором растворено зло, как соль в море; и в этой соленой воде тонут миллионы людей. Мы, верующие, тоже находимся в этом океане людском, и окружены им со всех сторон. Мы на корабле, живем своей христианской жизнью. Тонкие или толстые (у кого как) стены корабля (вера и добрая совесть) отделяют нас от океана. На дне океана лежит не один разбитый корабль. Но, вместе с тем, многие корабли уже переплыли его со своим грузом и пристали к другому берегу. Груз отнесен в приготовленное место. Вспомним слова Господа Иисуса. Ин.14.2 Я иду приготовить место вам».
Почему гибнут духовные корабли? Даже если сначала имеется только маленькая пробоина в дне, в трюме. Вода океана находит это место и по каплям пробирается внутрь. Один «корабль» наскочил на подводные камни богатства: уже по каплям просачиваются мысли о заманчивой перспективе наживы. Правда, сначала это только капли – мысли. Напр., сестру во Христе океан ударяет волнами тщеславия и моды. Она сшила новую юбку, поуже. Дальше «пробоина в корабле» расширилась: заметна стала ее особенная нарядность в одежде. Потом океанная вода через «пробоину» потекла быстрее: она купила себе норковую шубу. А затем эта сестра приходит к мнению, что она гораздо лучше других. Соленая вода океана постепенно заполняет трюм.
Вот молодой брат во Христе по достоинству выдвинут в церкви на ответственный духовный пост. Как он энергичен, сколько преданности делу, сколько порыва и стремления вперед! Но он не заметил, как пробралась первая капля самомнения. Лицо его становилось важнее и серьезнее, а сердце – холоднее. Он начинает любить только головой. В записной книжке у него расписано, когда и кому он должен что-нибудь сделать, в какие часы он должен оказать тому или иному человеку какую-нибудь любовь. Головная любовь хороша бывает лишь тогда, когда сердце обнимает все движения человека любовным сочувствием и состраданием. Любовь без участия сердца порой уже свидетельствует о том, что вода «океана» уже заливает ценный «груз».
У другого брата во Христе появляется желание первенствовать. Эта пробоина Диотрефа (Библейский персонаж – гордый человек, противодействующий апостолу Иоанну, и относившийся холодно и даже враждебно к приезжающим благовестникам; 3Ин. 9). Сначала, может быть, ему было очень приятно, когда на деловых собраниях слушали его одного. Потом, возможно, он хотел, чтобы считались только с его мнением. Потом пробоина расширилась, и вода океана хлынула в трюм. Читаем про него из 3Ин.9-10 «Я писал церкви, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами. И, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви». Диотреф утонул, опустился на дно. Но ведь он выплыл из гавани без единой пробоины. Как же это случилось с ним? Часто человек не догадывается и не знает о появившейся пробоине в днище своего «корабля». Почему не знает? Потому что не осматривает днище, не исследует свое духовное состояние. Еще одна причина (о ней мы уже говорили) – сорванный «руль». Как корабль ни велик, но без руля он беспомощен. Он несется, куда хотят волны океана. Верующий в таком состоянии о прежнем пути и достижении цели и не вспоминает. Впереди не небесное блаженство, а гибель. Ап. Павел в Послании к Тимофею говорит о сорванном «руле». Он так сказал: «Имея добрую совесть, которую некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере». Значит, Именей, Александр, Димас и другие имели добрую совесть, но отвергли ее. Тут даже не недосмотр и не случайность: слышится как будто нарочитость. Они захотели и добровольно отвергли добрую совесть. Это всё равно что, скажем, капитан, имея на своем судне хороший руль, велел бы этот руль снять и бросить в море. Т.о., волны «океана» подхватили таких людей и понесли их, но не к небу. Иначе не писали бы эти слова: «кораблекрушение в вере». Понесли они их на скалы и со всей своей злобой бросили их на них, разбили их; океан их поглотил.
Правит ли наш руль к другому берегу? Там ждут нас. Будем следить за тем, чтобы нас не напрасно ждали. Сорвется руль – не доплывем. Бывает, что некоторые из людей делают еще то, что, казалось бы, никто из здравомыслящих не сделал бы: они устанавливают на корабле резиновый руль. Куда бы мог направить путь этот корабль с гибким рулем? Волны гнули бы руль то одну, то в другую сторону. Корабль с таким рулем повиновался бы не рулевому на мостике, а волнам океана. Есть люди, у которых имеется «руль», т.е. они не отвергли и не отбросили совесть. У них она есть, только она гибкая, «резиновая», гнется, куда хотят мирские волны. И не повинуется рулевому – Иисусу Христу. А если так, то можно ожидать пробоины, гибель. Решимся же раз и навсегда иметь надежный руль, добрую совесть. Есть и недобрая, т.е. гибкая совесть. Человеку с такой совестью и так хорошо, и этак хорошо. У такого человека пропадает различение добра и зла. Он теряет из вида цель своего пути. Его корабль плывет в тумане, а в тумане легко наскочить на камни.
Еще одна причина гибели корабля – лишний груз. Груз, который совершенно не нужен будет на другом берегу, который опасен будет при плавании, который в тревожную минуту выбрасывают поскорей за борт. Этим лишним грузом мы иногда нагружаем наш корабль до того, что он еле держится на воде. При малейшем волнении «океана» волны уже перекатываются через «борт» и заливают нас. И наш «корабль» может тонуть даже в том случае, когда тихо, нет бури и океан спокоен. Он нагружен тем грузом, о котором Господь Иисус сказал: Лк.21.34 «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно». Это не тот груз, который мы должны привести в Царство Христа.
Господь! Дай нам доплыть, выйти на берег и встретиться с Тобой и с дорогими нашими!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твои наставления, изложенные в 1 Послании к Тимофею. Просим, помоги нам в войне против греха, окружающего мира и сатаны. Помоги вести эту войну как добрые воины, мужественно и усердно, невзирая на оппозицию и разочарования. Помоги нам держаться веры и доброй совести, воинствовать в соответствии с указаниями нашей обновленной, просвещенной совести, и хранить ее непорочной. Господь Иисус, наш добрый рулевой! Дай нам иметь, по милости Твоей, добрую, крепкую, не гнущуюся совесть. Дай нам не потерпеть кораблекрушения по вере, но пристать к берегу назначения. Помоги нам избавиться от лишнего груза. Помоги выйти на берег и встретиться с Тобой и с дорогими нашими. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.