ПРОПОВЕДИ
Иисус из Назарета есть долгожданный Мессия
Мк.8.29 «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
Петр сказал Ему в ответ: Ты – Христос».
Слово «Мессия» представляет собой эллинизированную транслитерацию еврейского «Машиах» («Помазанник»), ему соответствует греческое «Христос». Цари, первосвященники и иногда и пророки помазывались при посвящении на служение священным елеем. Поэтому «помазать» часто обозначало «посвящать», и помазанником назывался даже посвящаемый человек. Так, напр., Кир (персидский царь, который в 536 г. до РХ разрешил пленным израильтянам возвратиться в Палестину) в книге пророка Исаии 45.1 называется помазанником Господа. Но преимущественно это название обозначает обещанного Израилю через пророков и ожидаемого в течение всех времен Искупителя и Царя. Имя, по своему значению, указывает на то, что Ожидаемый в Своем лице должен соединить три служения, на которые посвящались помазанием, т.е. Он должен быть Царем, Первосвященником и Пророком.
Обратим внимание на то, что среди евреев во время земного служения Иисуса из Назарета существовали различные мнения относительно Его. Одни считали, что Он – Иоанн Креститель, другие – что пророк Илия, третьи – что пророк. Но все эти предположения были неверными. И даже в наше время есть люди, не считая исповедующих иудаизм, которые сомневаются в том, был ли Иисус из Назарета долгожданным Мессией. Из нашего эпиграфа мы видим, что ап. Петр имел правильное представление о Господе Иисусе. На вопрос Господа «а вы за кого почитаете Меня?» он дал ответ «Ты – Христос». Иисус Христос в это время был беден и не обладал ни царской властью, ни царским достоинством. У Него не было ни величия, ни власти. Никто из власть имущих не хотел Его признать за Мессию. Но вера Петра не была поколеблена всем этим. Противостояние Господу духовных руководителей Израиля: фарисеев, книжников, законников и священников также не поколебало его веры. Он верил, что Иисус из Назарета есть долгожданный обещанный пророками Мессия, Спаситель, Пророк, больше Моисея. Он заявил о своей вере смело и без колебаний: «Ты – Христос».
В Библии мы находим очень много ветхозаветных пророчеств, указывающих на Его приход, служение, отвержение, страдания и смерть. Уже в раю было обещано «Семя жены» (Бытие 3.15). Аврааму обещается «семя», в котором благословятся все народы земли (Быт.12.3, 18.18, 22.18). Умирающий патриарх Иаков видит в Нем Примирителя (Быт.49.10). Языческий пророк Валаам говорит о звезде от Иакова и жезле от Израиля (Чис.24.17). И т.д. Все эти пророчества получили свое завершение в Иисусе из Назарета. Он был помазан сверх меры, причем не елеем, который только символизировал Святого Духа, а Самим Святым Духом. Евр.1.9 «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя Боже, Бог Твой, елеем радости более соучастников Твоих». Деян.4.27 «Ибо поистине собрались в городе сем на святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, …».
Господь Сам применял к Себе древние пророчества о Мессии и принимал без возражения название Мессия или Христос. Мф.16.16 «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого». Мы уже рассматривали этот ответ ап. Петра. Мф.26. 63,64 «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал». Идет суд над Господом во дворе первосвященника. Молчание Его в ответ на все обвинения привело всех в изумление.
Первосвященник, будучи судьей, поднялся в гневе и сказал: «Что же ничего не отвечаешь?» Христос молчал, но не так, как молчит человек, замкнувшийся в себе, или осуждающий сам себя. Молчал не потому, что Ему нечего было сказать или Он не знал, как выразиться. А потому, что таким образом исполнилось место Писания: Ис.53.7 «как овца веден был Он на заклание и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». Он не хотел опровергать возводимые на Него обвинения потому, что добровольно подчинялся приговору. В противном случае Он мог бы и теперь с легкостью повергнуть их в молчание и стыд так же, как неоднократно делал это и прежде. После этого стали допрашивать Его с клятвой, как бы по обязанности. Поскольку им не удалось обвинить Его, они, в нарушение права справедливости, пытаются заставить Его Самого обвинить Себя. Суть слов первосвященника «Ты ли Христос, Сын Божий?»: «Претендуешь ли Ты на звание Сына Божьего?» Они даже и не рассуждают о том, действительно ли Он Мессия или нет. Они были на удивление до того одурманены ревностью ко всему, что угрожало их непомерной власти и величию, что ни за что не соглашались поднимать вопрос о том, Иисус Мессия или нет. Никогда не допускали они даже мысли о том, что Он может быть Мессией. Они хотели лишь одного: чтобы Он исповедал устами, что Он называет Себя Сыном Божьим. Чтобы на основании этого признания они имели возможность осудить Его как самозванца. Господь Иисус признает Себя Христом, Сыном Божьим. До сих пор Он редко с такой же определенностью делал такое заявление. Об этом свидетельствовало общее направление Его учения. И Его чудеса доказывали это. Но теперь Он не стал уклоняться от такого исповедания, потому что, во-первых, подобное уклонение выглядело бы как отвержение той самой истины, свидетельствовать о которой Он пришел в этот мир. Во-вторых, подобное уклонение выглядело бы как уклонение от Его страданий. Он знал, что признание Им этого факта даст Его врагам все те преимущества в их борьбе против Него, которые они так желают получить. В доказательство истинности Своего утверждения Он ссылается на Свое второе пришествие.
Расширим слова Господа: «Я сейчас предстою перед вами таким униженным и жалким. И вы считаете смешным то, что Я называю Себя Мессией. Тем не менее, настанет день, когда Я явлюсь в совершенно ином виде». Его возвеличивание началось спустя всего несколько дней после этого, когда Он воскрес. Поэтому Он мог сказать «отныне узрите Сына Человеческого». Ужасы судного дня будут самым страшным, самым ощутимым приговором для упорного неверия, приговором к вечному осуждению. Итак, Господь признает Себя Сыном Божьим даже в нынешнем состоянии уничижения. С другой стороны, Он говорит о Себе как о Сыне Человеческом даже в состоянии прославления. Воплощение Мессии сделало Его Сыном Человеческим.
Несколько раз Господь принимал именование «Сын Давидов», которое есть отчетливо мессианский титул. Это было, напр., когда к Нему обратился слепой Вартимей (Мк.10.47), а также, когда Он триумфально входит в Иерусалим (Вербное воскресенье). Давно идут споры, почему Господь Иисус не именовал Себя Мессией открыто, а использовал более неопределенный титул Сына Человеческого. Вероятно, это было связано с политическими соображениями. Если бы Он публично заявил о Себе как о Мессии, это породило бы у слушателей надежды увидеть Его Царем, национальным лидером, который освободит их от римской оккупации. Именно такие настроения вызвал Его триумфальный вход в Иерусалим. Титул «Сын Человеческий» Он использовал иначе, чтобы скрыть Свое мессианское достоинство от слушателей, но раскрыть его ученикам.
Первое поколение христиан без колебаний приняло Господа Иисуса как Христа и, соответственно, как Царя, Сына Давидова. Сначала слово «Христос» в качестве титула употреблялось (Мф.16.16), а позже – как часть Его личного имени (Еф.1.1). В числе других мессианских титулов, которыми величали Господа Иисуса: Раб Мой, Господь, Сын Божий, Царь, Святой, Праведник, Судья.
Если нас неправильно понимают, обычно в этом виноваты мы сами. Напр., кто виноват, что владелец автомастерской растерял всю свою клиентуру после того, как вывесил такую рекламу: «Автосервис. Бесплатные консультации. Если вы обратитесь к нам, больше уже никуда не поедете». Христа тоже неправильно понимали, когда Он был на земле. Но, в отличие от хозяина автомастерской из вышеприведенного примера, в этом не было Его вины. Просто Он пришел таким, каким Его не ждали. Израильтяне ждали Мессию, Который освободит их от врагов, явив власть и могущество Бога Израилева. Было, впрочем, и то, чего они не ждали от грядущего Мессии. Они не думали, что Он объявит Себя Богом. Не ожидали они и того, что Мессия станет обличать и обвинять правящих духовных вождей. Они не предполагали, что Он покажет им, насколько они были слепы и несовершенны в понимании своего Бога и высоких нравственных требований Его закона. Люди, бывшие свидетелями слов и дел Христа, многократно убеждались, что в Нем воплотились все качества ожидаемого Мессии. Такие как: явление Божественной силы; действие Божественной власти; истина Божественного закона; праведность Божественного Посланника. Всё, что они видели и слышали, звучало в гармоничном созвучии с тем пониманием, которое они вынесли из пророчеств Ветхого Завета. Но если же Иисус явил им то, чего они ждали, почему же они не узнали Его? Было ли это только потому, что Он не стал освобождать их от языческого угнетения? Или потому, что Он возвестил, что должен пострадать и умереть? Или было еще что-то, что ослепило их? Почему же израильтяне не увидели исполнения ветхозаветных пророчеств в Иисусе Христе? Причины их ослепления должны послужить предостережением всем нам. Они были не просто в искаженном понимании Писаний, но, прежде всего, в ложных допущениях и предположениях. Иудеи в дополнение к учению Моисея и пророков привнесли в духовную жизнь множество преданий и легенд. Сами того не замечая, они стали верить в то, о чем Священное Писание совершенно не говорит. Приведем несколько из них. 1. Они верили, что знание и внешнее исполнение закона делают их лучше «нечистых» язычников и грешников. 2. Они верили, что являются хранителями праведности. И, поэтому, должны всячески удаляться от язычников и грешников. 3. Они верили, что жертвоприношения в храме могли покрывать грехи. 4. Они думали, что Мессия спасет их от внешних врагов, а не от внутренних грехов. 5. Они предполагали, что Мессия подтвердит их власть и одобрит посвящение закону. 6. Они отвергали обличения в свой адрес. 7. Они завидовали влиянию Христа на людей, которых сами теряли. Когда Мессия пришел как Спаситель душ, они не осознали никакой нужды в Нем. Им совершенно не нужны были ни прощение, ни милость. В результате, когда Христос представил народу Божий взгляд, не совпадавший с их мнением, они заявили, что Он не может быть от Бога. Ложные предположения и ожидания ослепили их умы.
Римский император преподнес своему другу поистине царский подарок. Но друг отказался принять его, сказав: «Для меня это слишком дорого». «А для меня нет» – ответил император. Если хорошо подумать, какие мы грешники и богопротивники, то Божий дар прощения в Иисусе Христе покажется нам бесценным, неизреченным. Но Бог богат благодатью. Самое доброе из всего, что сделал для нас Бог, это то, что Он стал человеком. Мы не можем определить стоимость Божьего дара спасения через Сына Его. Всё, что мы в силах сделать сейчас и в вечности – это пасть перед Господом, благодаря и восхваляя Его за чудесное спасение, доставшееся нам даром.
Исповедание ап. Петра может многому научить нас, проявленная им вера достойна подражания. И сегодня тот, кто хочет доказать, что он истинный ученик Христа, должен последовать его примеру – смело исповедать свою веру. Господь Иисус и Его учение никогда не были особенно популярными среди людей. Но мы должны быть готовы исповедать Его не только Мессией, но и нашим Господом и Спасителем. Даже если у нас много противников и мало сторонников. Если у нас хватит смелости пойти по следам ап. Петра, то мы можем получить от Господа великую награду. Господь Иисус знает, кто исповедал Его перед людьми и однажды Он исповедует нас Своими рабами перед всем небесным миром.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твою неизреченную любовь к человеческому роду, за Мессию – Твоего Единородного Сына. Благодарим за то, что Твоя любовь воплотилась в Вифлееме, воплотилось вечное Божье Слово. Родился в Вифлееме Тот, Кого люди ждали много лет. Благодарим за свет Его Евангелия, которое ярко сияет в нашем мире. Просим, помоги нам укрепляться Его Заветом и преисполняться небесным светом. Благодарим, что Ты для нас сошел с небес, родился, чтобы нас поднять к Себе на небеса и рождение свыше дать. Благодарим, что Ты умер, чтобы мы вовек жили. Ты воскрес к духовному исцелению всех. Просим, ниспошли нам силу, чтобы противостоять течениям мира. Помоги отвергнуть неугодное в Твоих глазах и делать то, что служит к славе Твоего имени. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.