ПРОПОВЕДИ
Иисус Христос как Господь
Ин.21.7 «Тогда ученик, которого любил Иисус,
говорит Петру: это Господь».
Слово «Господь» (еврейский Адонай) часто встречается в Библии и соответствует еврейскому Иегова (Вечный) и Адон (Господин). Этому слову в греческом тексте Нового Завета соответствует «Кириос», которое относится как к Богу Отцу, так и к Сыну. Иисус есть Господь – одно из самых древних христианских вероисповедных положений. Это отражено в различных элементах христианского богослужения. По словам ап. Павла, которые могли относиться к обряду крещения, «если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, … то спасешься» (Рим.10.9). Итак, первые христиане должны были исповедать, что Иисус Христос есть Господь. Флп.2.10,11 «Дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Отца». Смысл выражения «Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» таков: Божье величие было явлено людям через Христа и одновременно сияет в лице Христовом. Так Бог Отец прославляется в Своем Сыне. Иисуса можно назвать Господом только под воздействием Святого Духа. 1Кор.12.3 «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божьим, не произнесет анафемы на Иисуса; и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Важно отметить, что Господом именуется в Новом Завете лишь прославленный Христос, т.е. господство Его признается общиной верующих потому, что Он прославлен. Отсюда не следует, что Иисус Христос не был Господом в годы земного служения и до этого. Даже враги Его признавали, что Он действовал и говорил от имени ветхозаветного Господа. Это ясно доказывается в Ис.48.16 и в предыдущих и последующих главах этой книги.
Обращенный к прославленному Христу титул «Господь» подразумевает, прежде всего, нынешний Его труд. Жизнь христианской общины осуществляется под Его господством. Труд этот можно видеть и через действие Святого Духа. Многообразие даров верующим и служений – исключительно действие Господа Иисуса (1Кор.12.4-5). То, что под властью Христа является Церковь, отражено у ап. Павла также в образах «главы» и «тела». Глава укрепляет тело и направляет по пути исполнения божественного замысла. Всё мироздание тоже под Его господством. Предвечно рожденный, Иисус всевластен над творением. Ибо оно было создано через Него и управляется Им (Кол.1.15-16; Евр.1.3).
Нет другого имени, которое так бы объединяло одних людей, в то же время, вызывая ненависть у других. Неделя за неделей по всему лицу земли те, кто любят Христа, собираются, чтобы прославить и возвеличить Его имя. Для них это имя синоним любви, радости, надежды и прощения. Почему же это имя так разделяет людей? Почему одни к имени Христову относятся с презрением, а другие превозносят его превыше всех других имен? Несомненно, некоторым становится не по себе при упоминании имени Христа потому, что они не хотят слышать о своих грехах. Иисус есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14.6). Он спасает нас от грехов наших. А те, кто отказывается просить прощения за свои грехи, никак не могут возлюбить имя Христа. Но оно всё равно «выше всякого имени». И однажды настанет день, когда «всякий язык исповедует Иисуса Христа Господом» (Флп.2.9,11). Прославим же за Него Бога!
Когда Христос на последней неделе входил в Иерусалим (Вербное воскресенье), многие видели в Нем Господа. Он отправил учеников за осленком и велел сказать хозяевам животного: «Он надобен Господу» (Лк.19.31). Всякий верующий в Него – подданный Его Царства. Если мы признаем Христа Господом нашей жизни, мы преклоняемся перед Его царским достоинством и живем в послушании Ему. Нам нельзя жить так, как жил один человек, который называл себя христианином, но продолжал при этом употреблять наркотики и жить в прелюбодеянии. Когда его пастор ему об этом сказал, он ответил: «Не волнуйтесь, пастор. Всё нормально. Просто я плохой христианин». Это даже совсем не нормально. Не может такое быть нормой для человека, который утверждает, что идет за Христом. Так что проверим, на словах только мы христиане или еще и в делах своих.
Мне часто приходил в голову вопрос: «Сколько было таких, кто кричал в вербное воскресенье: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» (Лк.19.38), а через несколько дней «Распни Его!»». Ведь были такие люди, которые очень расстроились и даже разозлились, что Христос не воспользовался Своей сверхчеловеческой силой, чтобы установить Свое Царство на земле. Разве можно придумать возможность лучше? Народ весь пойдет за Тобой, только стань царем. Многие иудеи так и не поняли, что Христос может воцариться при одном единственном условии – если люди примут Его сердцем своим. И израильскому народу нужно было не от кесаря избавиться, а от своей гордыни – перестать считать себя праведниками, перестать бунтовать против Бога. Сегодня так же Христос не предлагает нам избавления от житейских тягот, лекарства от всех болезней, не обещает, что мы будем деньги грести лопатой. Что Он тогда предлагал, то предлагает и сегодня: предлагает Себя в жертву за грехи наши и призывает нас служить Ему. И если мы примем Его предложение, не пожалеем.
После Своего воскресения Господь Иисус на берегу Тивериадского озера предсказал ап. Петру мученичество за Него. Петр принял свою судьбу безропотно. Однако затем он поинтересовался будущим ап. Иоанна (Ин.21. 21). Мы можем только догадываться, почему он спросил об этом. Было ли это братское участие? Или плотское любопытство? А, может быть, возмущение, поскольку Иоанну не предстояла мученическая смерть? Какими бы ни были побуждения Петра, Христос ответил словами, которые относятся не только к Петру, но и к каждому последователю Господа. Ин.21.22 «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». Этими словами Господь выразил важнейшую истину: «Не беспокойся чрезмерно о том, что происходит с тем или иным человеком. Твоя задача – верно следовать за Мной».
Писательская карьера христианки продолжалась три десятилетия. Она написала 12 книг и получила 16 почетных степеней. Умерла она от рака. Незадолго до своей смерти в интервью телекомпании она сказала, что количество изданных книг мало значит для нее. Главным своим наследием она считала троих детей. Она сказала: «Если я была для них плохой матерью, тогда всё остальное, что я делала, ничего не стоит». Хотя она добилась успеха, славы и любви среди миллионов читателей, но она понимала, что ее главный приоритет – забота о детях. Конечно, ни один родитель не имеет гарантии, что его дети будут послушными и обратятся к Богу. Однако каждому отцу и матери стоит задуматься над словами этой писательницы. Главные усилия следует направлять на духовное, душевное и физическое совершенствование наших детей. Родители несут за них ответственность перед Богом. Они должны вести их к Спасителю. Вспомним слова псалмопевца Давида: Пс.33.12 «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас». Родители обязаны также молиться за детей своих и быть для них примером святой жизни. Иногда это целая битва. Часто это требует множества времени и сил. Но цена – душа ребенка, дороже всех затрат. Пусть они от родителей услышат весть о Том, Кто дал их им.
Никому из нас не нравится, если кто-то начинает распоряжаться нашей жизнью. Пусть даже эти указания не плохи, всё равно может наступить момент, когда нам прикажут сделать то, что нам не понравится, либо поместят не в самые лучшие условия. Это может проявиться в нашем доверии Богу. Боязнь доверить свою жизнь в Его руки заставляет некоторых людей оттолкнуть Божью поддержку и помощь. Но такое мышление ошибочно. В 23-м псалме Давид говорит: Пс.23.1 «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и всё живущее в ней». Мы не должны думать, что лишь одни небеса и многочисленные обитатели верхнего мира принадлежат Господу. А земля, будучи незначительной и маленькой частью сотворения и, находясь далеко от царского дворца на небесах, остается в пренебрежении и Богу неинтересна. Когда Бог отдал землю людям, Он в то же время, решил сохранить за Собой право собственности, а им передал ее как временным жильцам. Все части и районы земли принадлежат Господу. Всё находится под Его бдительным оком и в Его руке. Так, что куда бы ни отправился человек, он может утешить себя, что Бог с ним. То, что в глазах всего мира принадлежит нам, не является таковым в свете Его прав. Мы сами – наши тела и наши души – не принадлежим себе, ибо Бог – Творец наших тел и Отец нашего духа. Даже те люди, которые не знают Его и не усыновлены Им, принадлежат Ему. Всё это можно сказать о владычестве Христа, как Посредника. Бог Отец любит Сына и всё отдал в Его руки, в том числе власть над всеми людьми. Это является хорошим объяснением, почему мы должны быть довольны своей участью в этом мире и не завидовать другим. Бог дает одним больше, а другим меньше, как Ему угодно. Поэтому единственное, что может сделать разумный человек – это обратиться сердцем к Господу Иисусу, признав Его власть и доверившись Его заботе.
Пастор говорил проповедь о том, что всё нужно «возложить на жертвенник», т.е. посвятить себя Христу. После служения к нему подошел пожилой фермер. Он рассказал о своих восьми коровах, которые все недавно пали. Это означало огромный ущерб, но главная трудность для фермера заключалась в том, чтобы принять случившееся, как Божью волю. В конце он сказал: «Благодаря вашей проповеди я обрел мир в сердце. Я возложил своих коров на жертвенник». Господство Христа затрагивает все области, все отношения, все заботы нашей жизни. Если мы действительно покоримся Ему, то будем смотреть на любую потерю, как на возвращение Богу того, что по праву принадлежит Ему. Когда Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына Исаака, это выглядело, словно Он изменяет собственным намерениям. Ведь Исаак был сыном обетования, в котором Бог обещал благословить все земные племена. Но Авраам доверился Богу и, еще не зная, что будет, сказал сыну: Быт.22.8 «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения». То же касается и нас. Можем ли мы доверить Богу всё: наши доходы, работу, здоровье, семью? Посвящая Ему каждый день своей жизни и, благодаря Его за всё, мы можем устоять в любом испытании.
Придя верой к Христу, мы получаем определенные общественные обязательства. Если мы верим, что Он правит историей так же, как нашей жизнью, то нам не следует сосредотачиваться только на собственном мире, забыв об окружающих нас людях. Правильно ли, если мы ищем Божьей воли касательно собственного переезда в другой город или женитьбы, но никогда не думаем о Его воле относительно положения бездомных, прав не рожденных детей или наркоманов? Забота о собственной жизни без заботы об общественной слишком ограниченна и недостаточна. С другой стороны, увлечение социальными проблемами без посвящения Богу напоминает прыжки на одной ноге. Если мы посвящены делу, но не посвящены Христу, то мы променяли силу Божью на силу политики. Неверующие люди не принимают господства Христа в своей жизни. Но для истинных христиан, забывающих, что Его господство распространяется и на мир внешний, не может быть никакого извинения.
Есть много вещей, побуждающих христиан к верному служению Господу. Одной из них является небесная награда. Не забудем, что награды, названные в Новом Завете и «венцами», получат те, кто принял дар вечной жизни. Кто-то, возможно, думает: «Зачем мне награда? Я же не для нее тружусь. И на небесах не будет витрин, где мы могли бы сложить свои трофеи и хвалиться ими». Искупленные грешники своей высшей радостью почтут сложить свои венцы перед престолом Господа и сказать: Отк.4.11 «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу».
Господь! Просим, помоги нам в том, чтобы мы тоже могли сложить свои награды к Твоим ногам!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Твой Единородный Сын Иисус Христос есть наш Господь. Просим, помоги нам найти свой жизненный путь и следовать за нашим Спасителем и Господом. Помоги нам, когда мы не знаем, что делать. Еще больше помоги, когда мы знаем, что делать, но не хотим. Пусть наша душа никогда не прилепится к тому, что не угодно Тебе. Дай нам осознать, что если мы хотим идти путем Божьим, Господь Иисус должен руководить нашим сердцем. Дай нам осознать, что Он – наш Царь, признать Его верховенств и иметь желание трудиться, исполняя Его волю. Просим, Господь Иисус, владей нами, в сердце нашем воздвигни Свой храм и воссядь на трон. Дай нам уверенность в том, что мы не пожелаем, если будем служить Тебе. Помоги нам отдать Тебе право распоряжаться всем в нашей жизни, благодарить Тебя за всё, довериться Тебе и жить для Тебя. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.