ПРОПОВЕДИ
Хлеб жизни
Ин.6.35 «Иисус же сказал им: Я есть хлеб жизни:
приходящий ко Мне не будет алкать,
и верующий в Меня не будет жаждать никогда».
«Богатство не делает людей счастливыми. Несмотря на высокий уровень жизни в некоторых странах, обеспеченные люди не испытывают чувства удовлетворения» – таким был вывод редакции одной ежедневной газеты, проводившей опрос общественного мнения. Нет ничего нового в том, что деньги не способны сделать людей счастливыми. Если мы, несмотря на хорошие условия жизни, испытываем чувство неудовлетворенности, то это является признаком неблагодарности. Тот, кто не благодарит за то, что у него есть, а лишь думает о том, чего у него нет, и завидует тем, кто имеет больше, всегда неудовлетворен будет. Все мы знаем, что за деньги невозможно купить ни здоровье, ни счастливую семейную жизнь. А наша душа жаждет того, что тоже невозможно приобрести за деньги. Многие ощущают этот «голод», эту «жажду» души, что выходит за пределы земного. Именно это имел в виду Господь Иисус, произнося слова, которые приведены в нашем эпиграфе. Насыщение пяти тысяч дало Ему возможность указать на духовный смысл этого чуда. Он пришел с небес, чтобы дать нам «пищу, пребывающую в жизнь вечную». Веруя в Него, мы питаемся от Него и навсегда утоляем свой духовный голод. Это приносит истинную и устойчивую радость, независимо от того, какое у нас материальное положение.
Хлеб в Библии является символом истинного питания. Если не хватает хлеба, то нет полноты жизни. Точно так же и в духовном мире. Если где-нибудь есть духовная жизнь, то она нуждается в пище, чтобы иметь возможность открыться в полноте. В главе 6 Евангелия от Иоанна Господь объясняет Своим слушателям, как им следует добывать эту духовную пищу.
О снисхождении Христа говорит то, что Он позволил Своим слушателям задавать Ему вопросы. Стремящиеся учить должны быть скоры на слышание и уметь отвечать. Мудрость учителей заключается в том, что даже неуместные и бесполезные вопросы, задаваемые им, они используют для того, чтобы ответить на другой вопрос, способный принести слушателям пользу. Чтобы таким образом не была отвергнута их просьба, а лишь неправильно заданный вопрос. Поскольку Господь сказал им, что они должны трудиться – «стараться не о пище тленной» (ст.27), то они спрашивают, что надо делать? Их вопрос вполне уместен: ст.28 «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» Этот вопрос доказывает их убеждение в том, что желающие получить вечную пищу должны стремиться сделать что-то великое – дела Божии, отличные от дел мирских людей с их мирскими целями. Когда же Господь сказал, что им необходимо поверить в Него как в Мессию, посланного Богом, они задали вопросы: «Какое же Ты дашь знамение? Что Ты можешь делать?». А ведь совершенно недавно многие из Его слушателей, полагаем, были свидетелями великого чуда с хлебами и рыбкой, которое, казалось бы, было достаточно убедительным знамением. Но люди остались духовно слепыми и глухими. Дело веры есть дело Божье. Они спрашивали о делах Божьих, во множественном числе, заботясь о многом. Христос же указывает им на одно дело, включающее в себя все остальные. Одно только нужно, чтобы они уверовали. А это заменяет собой все дела обрядового закона. Это дело необходимо для принятия Богом всех других дел. И именно оно их и производит, ибо без веры угодить Богу невозможно.
Господь Иисус говорит о Себе, что Он, и единственно Он есть хлеб духовной жизни. Он говорит определенно: «Я есть хлеб жизни». Он не говорит: «Я есть тоже один из хлебов жизни» или «Я один из различных видов или сортов хлеба, которые дают или поддерживают жизнь». Т.о., есть только один Хлеб небесный, и потому только через Него может произойти жизнь вечная и только через Него она может развиваться во всей полноте. Да западет это в самую глубочайшую глубину нашего сердца. Сказав о Себе, как о великом даре Божьем и истинном хлебе (ст.32), Христос подробно объясняет и подтверждает сказанное, чтобы мы имели правильное представление о Нем. Он говорит, что является истинным хлебом, и повторяет это снова и снова (в стихах 33, 35, 48-51). Христос является тем же для души, чем является хлеб для тела. Он питает и поддерживает духовную жизнь точно так, как хлеб поддерживает жизнь тела. Доктрины Евангелия о Христе: что Он является Посредником между Богом и человеком, что Он – наш мир, наша праведность, наш Искупитель – это то, чем люди живут. Скорее наши тела обойдутся без пищи, чем наши души без Христа. Он родился в Вифлееме, что означает «дом хлеба», и прообразом Его был видимый хлеб. Читаем слова Господа из Ин.6.32,33 «Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру». Употребление в этом отрывке глагола «дает» в форме настоящего времени не случайно. Слова, сказанные Господом в этой главе, имеют следующий смысл: «То, что не мог дать вам Моисей, а именно истинный хлеб для души, Мой Отец дает вам прямо сейчас. Этот хлеб – Я». Выражение «дает вам» не означает, что иудеи принимали истинный хлеб. Слово «дает» употребляется здесь в значении «предлагает». А то, что предлагается, не всегда принимается. Христос – это Божий дар всему миру. Этот дар, как и многие другие дары Бога, не приносит пользы, если человек его отвергает. Выражение «сходящий с неба» указывает на божественную природу этого духовного хлеба, посланного Богом. Как вскоре откроет Господь, этот хлеб – Хлеб-Личность.
Но не слышали ли мы, как некоторые называли Слово Божье хлебом жизни? Это правильно, т.к. оно является пищей и питанием для души. Но теперь мы слышим, что Иисус – хлеб жизни. Конечно, Слово Божье настолько хлеб жизни, насколько оно приносит нам Бога во Христе Иисусе, в Котором одном и есть жизнь. Слово Божье, если только можно так выразиться, есть сосуд, который содержит Христа. Оно как кружка, наполненная молоком, в которой находятся все питательные вещества, необходимые для жизни и роста ребенка. В то время как дитя берет наполненную кружку и пьет из нее молоко, его организм приходит в контакт с жизненными силами не кружки, но содержимого в ней молока.
Христос есть хлеб живой. Обычный хлеб сам по себе мертв, он питает лишь при участии действующих начал живого тела. А Христос Сам является живым хлебом, и питает Своей собственной силой. Когда манну оставляли на ночь, она портилась и в ней заводились черви. А Христос вечно живущий, Он вечный хлеб. Учение Его и теперь укрепляет и утешает душу верующего точно так же, как и всегда. Его посредничество остается таким же ценным и действенным, каким было всегда. Христос дает жизнь миру, духовную и вечную жизнь. Т.е. дает жизнь души в союзе и общении с Богом здесь на земле, и жизнь в лицезрении Его и обладании Им в будущем веке. Жизнь, включающую в себя все блаженства. Манна только продолжала и поддерживала жизнь. Но она не сохраняла и не увековечивала ее и, тем более, не возвращала. А Христос дает жизнь мертвым в грехах. Манна предназначалась только для жизни израильтян, а Христос дан для жизни всего мира. Никому не отказано в этом хлебе, кроме тех, кто сам себе в нем отказал. Это место учит нас: весь мир остается мертвым для Бога, пока Христос его не оживотворит. Во фразе «сходит с небес» мы должны обратить внимание на два факта: первое: во Христе у нас имеется божественная жизнь, поскольку Он вышел от Бога. Чтобы стать для нас автором жизни. Второе: небесная жизнь близка к нам, так что не стоит лететь за ней к облакам и переплывать море. Ведь Христос сошел к нам потому, что никто не мог взойти к Нему на небо.
Христос учит, что хлеб, который его слушатели требовали в насмешку, уже стоит перед ними. В Его речи (ст.35) содержится два момента: Он показывает, где следует искать жизнь, и каким образом мы становимся ее причастниками. Мы видим, что Христу представился удобный случай употребить иносказание, пример из жизни. Он упоминает о манне и ежедневном хлебе. Такой способ научения больше подходит для невежд, чем прямое утверждение, чем научное изложение истины. Аналогия переводит нас от тела к душе, чтобы мы лучше почувствовали благодать Христову. Слыша, что Христос является хлебом жизни, которым надлежит питать нашу душу, мы больше проникаемся этим, чем, если бы Он просто сказал, что Он наша жизнь. Однако следует отметить, что слово «хлеб» не выражает животворную силу Христову так, как мы ее ощущаем. Ведь хлеб не вдыхает в нас жизнь, а только питает и лелеет ту жизнь, которая уже находится в теле. Благодеянием Христовым мы не только сохраняемся в жизни, но и получаем ее начаток. Поэтому отчасти такое сравнение не справедливо. Но нет никакого абсурда в том, что Христос заимствовал из Своей предыдущей речи сравнение для последующей. Был поставлен вопрос: кто лучше окормляет людей: Моисей или Христос. Вот почему Он говорит о хлебе. Ведь иудеи ставили Ему в вину отсутствие манны. Поэтому у Господа были все основания противопоставить манне иной хлеб. Итак, утверждение Его достаточно просто: наши души живут не какой-то внутренней силой, но заимствуют свою жизнь у Христа.
Имеющийся на лицо хлеб не есть еще питание само по себе, он делается им только через употребление. Точно так с Христом. Какие бы глубокие знания о Нем не имели, как бы живо нам Его не проповедовали, сколько бы мы не знали о Его чудесной силе, всё это оставляет нас слабыми и жалкими. Что же нужно? Это выражено одним единственным словом «вкусить». Он хочет, чтобы Его Самого вкусили. Порой приходится видеть детей Божьих, которые не имеют особенно много познания, и все-таки полны божественной силы. Они не могут объяснить много, но могут многое исполнять. И жизнь течет из них, потому что они питаются Христом. Через отрывок «приходящий ко Мне не будет алкать» Господь говорит о способе, которым Он питает людей. Мы напитываемся им тогда, когда верой принимаем Его. То, что Христос есть хлеб жизни, никак не поможет неверующим, поскольку они всегда лишены Его. Он лишь тогда становится нашим хлебом, когда мы, алчущие, приступаем к Нему, чтобы Он насытил нас. «Приходить к Христу» и «верить в Него» означает в этом месте одно и то же. Однако в первом отрывке выражается следствие веры. А именно то, что, толкаемые чувством духовного голода, мы прибегаем к Христу для получения жизни. Мы не иначе вкушаем Христа, как веруя в Него, но вкушение это есть следствие и плод веры. Ибо вера не смотрит на Христа, как на что-то далекое, но обнимает Его, чтобы Он стал нашим и обитал в нас. Итак, истинно, что вкушение Христа происходит одной лишь верой, но надо помнить, каким именно образом вера соединяет нас с Ним.
«И верующий в Меня не будет жаждать никогда». Некоторым может казаться, что это добавлено без причины. Ведь служение хлеба – утолять не жажду, а голод. Т.е. Христос приписывает хлебу больше, чем позволяет его природа. Между тем под названием хлеба Христос разумеет всю сущность окормления. Причем Он пользуется вполне обычным способом употребления этого слова. Ведь евреи фразу «поедать хлеб» понимают как «полдничать» или «вечерять». Когда же мы просим у Бога каждодневный хлеб (Молитва Господня), мы имеем в виду также и питье, и всё остальное необходимое для жизни. Итак, смысл слов Господа следующий: всякому, приходящему к Нему, чтобы иметь от Него жизнь, ни в каком духовном благе не будет недостатка. Он до предела насытит нас всем, необходимым для поддержания духовной жизни.
Господь Иисус говорит о том, что наше духовное питание должно совершаться в настоящее время. Оно должно происходить именно теперь и беспрестанно. Он не говорит: «Кто ел Меня» или «Кто будет есть Меня», «тот имеет жизнь вечную». Но «тот, кто вкушает плоть Мою. (Кто пользуется заслугами страданий Моей плоти)». Вкушение в настоящее время приносит с собой жизнь. Если вкушение делается небрежнее, уменьшается или совсем прекращается, то же самое происходит с биением нашего жизненного пульса. Потому что мы не имеем жизнь в нас самих, в нас нет источника, текущего без соединения с Ним. Если сообщение с Ним нарушено, засорено, то приток Его сил ухудшается или совсем прекращается, и полнота наша быстро убывает. Но вина заключается не в Нем, но в нас. Потому что мы не воспринимаем, не вкушаем Его. Поэтому примем теперь же Его приглашение: Ис.55.2 «Вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком».
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты дал нам хлеб духовной жизни. Что Твой Единородный Сын пришел к нам с небес, и предлагает Себя как хлеб жизни. Он – пища той жизни, которой живут в небесной славе. Христос является тем же для души, чем является хлеб для тела. Благодарим, что, веруя в Него, мы питаемся от Него, и навсегда утоляем свой духовный голод. Благодарим, что это приносит истинную и устойчивую радость, независимо от того, какое у нас материальное положение. Просим, помоги нам стараться не о пище тленной. Мы благодарим, что учение Иисуса Христа и теперь укрепляет и утешает душу верующего точно так же, как и всегда. Что Его посредничество остается таким же ценным и действенным, каким было всегда. Просим, помоги нам пребывать в тесном отношении с Иисусом Христом, чтобы иметь эту жизнь по всей полноте. Помоги нам изучать Слово Божье, чтобы получать из него Христа в силе. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.