ПРОПОВЕДИ
Постоянно пребывать в страхе Божьем
Пс.102.17 «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его».
Около 15-и древнееврейских слов (существительных и глагольных форм) канонический русский перевод Ветхого Завета передает словом «страх». В НЗ понятие страха передают греческие слова, в значение которых входят боязнь и ужас.
Большинство верующих боятся Бога и не боятся этого признать. Некоторые люди боятся воды, но любят рыбалку. Боятся воды потому, что с водой нужно быть осторожным: реки, озера и океаны забрали много человеческих жизней. В детстве мы боимся отца. Мы любим его, и он нас любит, и знаем, что он хочет нам как лучше. Но мы знаем, что отец – это отец, и, когда на совести у нас какая-нибудь пакость, мы боимся, что от отца нам может влететь. Точно так же должны относиться мы, верующие, и к Богу. Мы должны преклониться перед Ним и любить Его, желать быть к Нему как можно ближе. Мы должны любить то, что любит Он, и ненавидеть то, что ненавидит Он. И должны всегда помнить, что Бога нужно бояться больше, чем кого бы то ни было еще. Что нам люди? Они могут уничтожить только тело наше, а вот Бог может «и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10.28).
О каком страхе идет речь в Библии? Неужели Бог хочет быть каким-то страшилищем для Своих детей и держать их в постоянном страхе? В связи с этим рассмотрим 2 факта: (1) Если это так, то как же совместить это с тем утверждением Библии, что «Бог есть любовь»? (2) Кто-то может спросить, как представление о страхе Божьем согласуется с утверждением ап. Иоанна: 1Ин.4.18 «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся несовершен в любви». Правильным ответом будет, что ап. Иоанн здесь говорит о раболепном страхе, в котором, как он говорит, есть мучение. Тогда как мы говорим о страхе, в котором нет мучения. Необходимо иметь в виду, что понятие страха Господня не означает ужаса перед Богом. Страх Божий – это почитание, полагающееся Богу как Творцу и Царю вселенной и послушание Ему в части выполнения Его законов, заповедей, воли. Это – благоговейное доверие к Богу, из-за которого мы хотим угождать Богу и повиноваться Ему. Кроме того, такой страх внушает благотворную уверенность в том, что мы не противимся Божьей воле.
Однако не следует отрицать того, что страх Господень нередко начинается с обычного человеческого страха. Устрашившись Бога, как судьи за грехи, человек затем ухватывается руками веры за Иисуса Христа. Начинает освобождаться от человеческого страха и боязни наказания, переходит к сердечной близости с Богом. Ходящий в страхе Господнем человек боится не того наказания, которое его может постигнуть за нарушение воли Божьей, а боится своим нарушением воли Божьей нарушить сердечную близость с Богом.
О страхе Божьем в ВЗ говорится весьма много, но мы возьмем лишь несколько мест: Пр.1.7 «Начало мудрости – страх Господень». Иов 28.28 «Страх Господень есть истинная премудрость». Пр.14.27 «Страх Господень источник жизни». Ис.8.13 «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он - трепет ваш».
Но страхом Божьим должен обладать и верующий Нового Завета. В книге Деян.10 римский сотник Корнилий характеризуется как «муж благочестивый и боящийся Бога», т.е. пригодный стать христианином. В 2Кор.7.1 написано: «Итак, … очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем». Мы должны стараться достигать святости и стремиться к безгрешному совершенству. Хотя и не можем достичь его, пока живем в этом мире. И делать это следует в страхе Божьем. Он является корнем истинного благочестия, и без него не может быть святости. Еф.5.21 «Повинуясь друг другу в страхе Божьем». Христиане обязаны взаимно повиноваться друг другу, снисходительно нося бремена друг друга. Не возвышаясь над другими, не господствуя один над другим и не диктуя друг другу свои правила. И всё это должны делать в страхе Божьем, т.е. в соответствии с Божьими повелениями. Ради Бога и ради чистой совести перед Ним, чтобы показать таким образом, что мы действительно боимся Его. Евр.12.28 «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом». Чтобы служить Богу благоугодно, необходимы как вера, так и благоговение и страх.
Страх Божий нужен был не только верующим Ветхого Завета и христианам Нового Завета. В страхе Божьем должны будут пребывать и люди мессианского времени и в вечности. Об этом можем узнать в пророчестве Исаии о мессианских временах. Ис.33.6 «И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим». Пс.18.10 «Страх Господень чист, пребывает вовек».
Уже говорили о том, что под страхом Божьим следует понимать почитание, полагающееся Богу как Творцу и Царю вселенной и послушание Ему в части выполнения Его воли, законов и заповедей. Это обоснованный и необходимый страх. Такой страх должен быть у каждого творения перед своим Творцом, у каждого подданного перед своим царем, у каждого дитя перед родителями. Надо взращивать тот сыновний страх перед Богом, который заставляет нас бояться греха и вынуждает подчиняться заповедям Божьим. Такой страх заставляет нас покаяться, просить у Бога прощения грехов. Страшиться Бога – это не рабство, а честь. Евр.12.9 «если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?»
Мы должны иметь страха Божьего не только по той причине, что этого требует Бог. И для нас пользы от благочестивого страха много. Приведем несколько из них.
(1) Он лучше всего сохраняет от греховного и опасного союза с нечестивыми. Ис.8.12-13 «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш». Сколь много нечестивых союзов образуется; и только по одной причине люди вовлекаются в них, что у них отсутствует этот безупречный религиозный принцип. От сколь многих страданий люди были бы спасены страхом Господним. Иисус Христос Сам предлагает страх Божий как великое лекарство от страха людского. И нет ничего другого более адекватного. Лк.12.4-5 «Говорю же вам … : не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну». Как справедливо Бог упрекал в том страхе людском. Ис.51.12-13 «Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю». Несомненно, когда мы имеем правильное понимание о вечной силе и величии Божьем, у нас не будет мучительного страха перед слабой рукой смертных.
(2) Страх Господний дает уверенность и смелость в праведном деле. Это было явлено в тысячах удивительных примеров в истории, и ясно провозглашено в Библии. Пр.14.26 «В страхе перед Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище». Подлинный страх Божий всегда приносит святость, счастье и почтение. Этот страх не изгоняет любовь, а открывает перед ней двери. Он есть исполненное любви благоговение. Мы боимся, потому что любим. Мы боимся, но не ужасаемся. Уверенность в Боге и покой поселяются в сердце благодаря святости и смирению. Страх перед человеком лишает сил, а страх Божий придает нам смелости. Имея страх Божий, мы, подобно детям, не ведаем ни угрызений совести, ни страха перед вечностью.
(3) Страх Божий – великое предохраняющее средство от греха. В этом деле важно соблюдать правило: «Держись подальше от греха и ничего не бойся». Если мы можем сопротивляться всем искушениям греха, наша совесть будет чиста. Это может быть сделано только должным страхом Божьим. Пр.14.27 «Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти». Все благочестивые люди во все времена были осторожны, чтобы не совершить грех. Все искупленные Христом избегают вечного осуждения и возрождаются духовно.
(4) Страх Божий успокаивает душу. Об этом говорит Давид в Пс.59.6 «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины». Какими бы плохими ни были времена, каково бы ни было отступничество от Бога, среди Божьего народа всегда есть остаток, который боится Его имени и о котором Он заботится. Он даровал им знамя, чтобы они подняли его ради истины Его обетования, которое Он исполнит. Чтобы они подняли его в защиту истины и справедливости. Это знамя символизировало правление царя Давида. Благочестивые израильтяне, которые боялись Бога и уважали Божественное предназначение его для престола, восприняли его превозношение как доказательство перемен к лучшему и одобрили поднятием знамени. Иисус, Сын Давида, получил знамя для народов. Ис.11.10 «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, и покой его будет слава».
(5) Страх Божий также приводит к общению с Богом. Этому нас постоянно учит Бог через Библию. Пс.24.14 «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им». Тот, кто боится Господа, выбирает то, что угодно Богу. Если мы выбираем правильный путь, то Бог будет направлять наши шаги и вести нас к нему. Пс.146.11 «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его». Святой страх перед Господом и надежда на Него не только могут сочетаться, но и должны действовать одновременно. В одном и том же сердце, в одно и то же время должны быть как благоговение перед величием Господа, так и радость от Его благости. Должны быть как страх верующего перед гневом Всевышнего, так и надежда его на Божью благодать. Страх должен уберечь надежду от раздувания в самонадеянность, а надежда должна уберечь страх от падения в отчаяние.
(6) Страх Божий способствует возрождению истинной веры. Так ап. Лука, описывая состояние ранней церкви, говорит: Деян.9.31 «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались».
(7) Страх Божий помогает нам побеждать зло. Пр.16.6 «Страх Господень отводит от зла». Пр.8.13 «Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу». Почитающий святого Бога и Его заповедей не может любить зла. При этом без страха Божьего никакое поклонение Богу неприемлемо, каким бы благопристойным, каким бы дорогим и мучительным оно ни было. Но со страхом Божьим любое поклонение угодно Богу, каким бы оно ни было несовершенным. Еккл. 12.13 «Выслушаем сущность всего: бойся Бога, и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека».
(8) Библия связывает страх Божий и с жизнью человека. Пр.14.27 «Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти». Пр.19.23 «Страх Господень ведет к жизни». Здесь речь идет не о земной жизни, которой обладают и нечестивые (хотя все благие стороны земной жизни здесь тоже подразумевается), а о жизни небесной, вечной. О жизни, которой живут в свете Божьего благоволения. Пр.10.27 «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся». Те, кто боятся Господа, существенно отличаются от нечестивых, которые боятся тех, кого ненавидят. Дитя Божье боится Бога, потому что любит Его. Здесь страх Господень справедливо противопоставлен нечестивым, потому что они отвергли Божью благодать. Непомерное увлечение миром иссушает источник жизни и часто приводит к безвременной смерти.
В Библии сказано еще о том, что страх Господень – начало мудрости; блажен боящийся Господа и т.д.
По своей злой природе мы враги Бога. Представление о Боге, как о жестоком и суровом существе только подливает масло в огонь нашей вражды с Ним. Мы не можем любить того, кого мы по рабски боимся. В этом сатанинская выдумка: обмануть человека, подсовывая ему отвратительный, страшный образ Бога. Рабский страх не только отчуждает человеческое сердце от Бога, но и порождает предубеждение против Божьего Евангелия.
После того, как мы поняли, что без страха Божьего мы жить не можем, не можем угодить Богу, у нас возникает желание завладеть им. И стараемся заработать его собственными силами. Но страх Божий исходит от одного лишь Бога, дается вместе с другими евангельскими дарами.
Царь Давид в день скорби в своей молитве взывает к Богу: Пс.85.11 «утверди сердце мое в страхе имени Твоего». Господь свою милость предлагает только тем, которые пробудились от сна греха и чувствуют себя в присутствии Бога. Страх Божий пробуждается присутствием Святого Духа в жизни человека.
Божье царство никогда не будет уничтожено никаким потрясением. Мы приемлем царство непоколебимое. Канон Священного Писания уже завершен, Дух пророчества прекратился, план Божьего спасения уже не является тайной. Евангельская церковь может всё более расти и преуспевать, всё более очищаться от всего оскверняющего ее. Но она никогда не уступит место другой диспенсации. Те, что погибнут в век Евангелия, погибнут навсегда. Исходя из сказанного, апостол делает справедливые выводы: Евр.12.28,29 «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которую будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий». И в евангельские времена Бог остается тем же самым справедливым и праведным Богом, каким Он был во времена Закона. Хотя Он является нашим Богом во Христе Иисусе и обращается теперь с нами более мягким и милостивым путем, тем не менее, Сам по Себе Он есть огонь поядающий. Т.е. Бог строго правосудия, Он воздаст всем пренебрегающим Его благодатью и всем отступникам. Поэтому мы должны постоянно пребывать в страхе Божьем.
Да будет страх Господень сокровищем нашим! Аминь.