ПРОПОВЕДИ
Рождество и люди
Ис.9.6 «Ибо младенец родился нам, Сын дан нам»
Примерно лет 10 тому назад вышла книга с названием «Если бы …, или переписанная история». В этой книге историки рассуждали на такие темы: Что, если бы из Испании не прогнали мавров? Что, если бы голландцы сохранили за собой Новый Амстердам (ныне Нью-Йорк)? Что, если бы убийца Линкольна промахнулся? Что, если бы Наполеону удалось бежать в Америку? И т.д. Попытка «переиграть» прошлое – это просто шалость историков. Но давайте подумаем, а что бы на самом деле было, если бы не случилось самого главного события в истории человечества – рождение Иисуса Христа? Оно было предсказано пророком Михеем с поразительной точностью за несколько веков до того, как произошло. Михей 5.2 «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». А что было бы, если бы его не было? Это просто невозможно представить. Это то же самое, как представить себе, напр., что утром не взойдет солнце или вечером на небе не появятся звезды. Но все-таки нужно подумать над этим предложением, потому что многие в мире живут так, как будто никакого Рождества не было и в помине. Что творилось бы в духовной сфере на земле без Христа? Что случилось бы в истории человечества? Что случилось бы с нами, верующими лично, если бы в мир не пришел Христос? Слава Богу, что в Божьих пророчествах нет никаких «если бы».
Когда мы задумываемся над тем, от чего отказался Сын Божий, придя на землю, то нам нужно помнить: тому, кто страдает совсем чуть-чуть, стыдно жаловаться в присутствии того, кто страдает много. Напр., если у нас потрескалась кожа на ладони, вряд ли уместно плакаться о своем горе тому, у кого вообще нет рук. Каким бессердечным нужно быть, чтобы жаловаться на свои мозоли тому, у кого нет ног. Какой нормальный гражданин своей страны будет сокрушаться, что его душат налогами, стоя у памятника героям, отдавшим жизнь за эту страну? И насколько же серьезно мы должны относиться к рождению Иисуса Христа, потому что этим начался путь к величайшей жертве нашего Бога, на фоне которой бледнеют наши мелкие неудобства и болячки. Вечный Бог уничижил Себя и стал человеком, который жил и умер ради нас. Когда Господь совлекся небесной славы, Он стал Слугой слуг. И какое у нас в таком случае есть право роптать на призыв Господа служить Ему и друг другу?
Слово воплощение внушает многим верующим благоговейный трепет. Попробуем разобраться, что означает фактически этот богословский термин. Посмотрите на себя в зеркало и подумайте: а как вы себя чувствовали, если бы вы вдруг стали не вы? Можно накачать мускулы или похудеть, сев на диету. Можно развить специальным упражнением свой ум, можно изменить свое поведение. Можно, в конце концов, даже сделать пластическую операцию. Но, несмотря ни на что, мы всё равно будем мы, мы с вами остаемся теми уникальными личностями, которыми нас сотворил Бог. Каково же было Богу, когда Он принял человеческий облик, и жил на этой греховной планете среди падших людей презираемым и непонятым? Он и без этого прекрасно знал, с чем сталкивается грешный человек. Ведь Он Бог и всё знает. Но Он пришел на землю, в Вифлеем, окунулся в наши страдания и горести. И Сам испытал наши искушения и соблазны. Из любви к нам Он стал таким же, как мы, чтобы заплатить Собой за наши грехи и победить смерть. Вот что такое воплощение. И даже если мы будем вечно за него благодарить нашего Спасителя, всё равно этого будет мало.
Христианский мир готовится к тому, чтобы великий праздник Рождества провести в особенном торжестве в кругу своих родственников и друзей. Каждый христианин на западе желает обрадовать подарком не только своих любимых, но и незнакомых, и даже чужих и далеких. И это христиане делают потому, что в свое время люди получили драгоценный подарок от Бога: Бог послал на землю Своего Сына в качестве нашего Спасителя. Ин.3.16 «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Людей того времени, когда родился Спаситель, можно разделить на три группы.
Первая группа – люди, которые находятся в суете. В то время велась перепись населения. Каждый иудей должен был явиться в тот город, к которому принадлежал его род. Это заставило многих оставить свои дома. По этой причине не были дома Иосиф с Марией. Можно предположить, что большая часть людей, которые были в пути, настолько были озабочены своими проблемами, связанными с этим, что не заметили великого события, происшедшего в Вифлееме. Не так ли получается и в наши дни? В большинстве своем люди настолько озабочены празднованием, подарками и развлечениями в дни праздника Рождества, что главное у них забыто. Забыто поклонение Спасителю Христу. Люди забывают отдать честь и славу Тому, Кто этого достоин – Богу. Они празднуют Рождество Христово только для того, чтобы хорошо покушать и повеселиться. Такие люди – жалкие христиане. Давайте, исследуем себя, не принадлежим ли мы к этой группе христиан.
Такое впечатление, что с каждым годом на Рождество само рождение Христа упоминается всё реже и реже. Христос Сам по Себе, Рождество само по себе. Люди просто встречаются за праздничным столом и стараются быть добрыми друг к другу. Но у нас, верующих есть хорошая возможность напомнить тем, кто позабыл и кто не знал, что Рождество – праздник прихода Мессии на землю. Так давайте же используем эту возможность рассказывать другим чудесную историю Спасителя, Сына Божьего. И давайте молиться, чтобы еще многие люди пришли поклониться обещанному Богом Спасителю.
Вторая группа – это те люди, которые слышали весть, но не верят в действительность рождения Спасителя и продолжают жить в своих грехах. Когда ангел сообщил пастухам о том, что в Вифлееме родился Спаситель, они немедля пошли посмотреть. И нашли всё так, как сказал ангел. Эту радостную весть они не таили, а наоборот, рассказывали всем о том, что слышали и видели в Вифлееме. Люди же дивились тому, что рассказывали пастухи. Здесь подчеркиваем слово «дивились», т.е. приходили в удивление, слыша рассказ пастухов. Но не верили, что те говорят правду.
Не так ли получается и в наши дни? В наши дни во всех христианских храмах произносятся речи о рождении Иисуса Христа, о приходе Мессии на землю. Христианские радио- и телепередачи посвящены этому великому событию. Сегодня, как и в прошедшие годы и века, проповедники, исполненные силой Духа Святого, возвещают о том, что человечеству дан Спаситель, Сын Божий. Взявший на Себя грехи людей и прощающий грехи каждому человеку, приходящему к Нему верой и молитвой покаяния. Сегодня люди во всех местах земного шара слышат эту Божественную истину, передаваемую разными способами. Но как они относятся к этой правде? Люди слышат и это всё. Они сомневаются, не верят в действительность рождения Иисуса Христа и продолжают жить в своих грехах. Для таких людей праздник Рождества Христова не имеет важного значения. И если такие люди называют себя христианами, то это весьма жалкое христианство. Да даст нам Бог не быть в числе этой группы людей.
В канун Рождества пастор возвращался домой после вечернего служения в церкви. По пути домой он проходил мимо открытых дверей частных клубов, где люди кричали, песни распевали. Рядом на тротуаре лежали те, кто уже ни петь, ни кричать, ни ходить не мог. «Разве так нужно отмечать рождение самого святого Существа, когда-либо жившего на земле?» - подумал пастор. Многие совсем не поняли, зачем Он приходил на землю.
Для многих из нас знакомы слова: Лк.2.7 «Не было им места в гостинице». Те, кому приходилось ездить в командировки или еще по каким-нибудь делам, хорошо знают, что означают эти слова. Хочется отдохнуть, прилечь, попить чаю, а на столе у администратора табличка «Мест нет». Настроение от нее совсем не подымается. Но сравним наши проблемы с проблемами Марии и Иосифа. Насколько хуже было их положение, когда они пришли в Вифлеем, а им сказали, «мест нет!». Можем представить, как Иосиф умолял хозяина гостиницы. Как говорил ему, что Марии очень тяжело и что им нужно хоть какое-нибудь место, где можно было бы принять роды. Но «не было им места в гостинице». Сегодня, через две тысячи лет, миллионы людей говорят Господу Иисусу те же слова: «Мест нет». Хотя на Рождество они веселятся вовсю, главному виновнику торжества на их празднике места нет. Если Христа держат за дверью, значит что-то не так в доме.
Третья группа – это те люди, которые слышали добрую весть о рождении Спасителя, поверили в эту истину, приняли Его верой и другим рассказывают о Нем. Именно так поступили пастухи. Они поверили ангелу, пошли в Вифлеем, нашли Младенца Иисуса и всем рассказывали о Нем. Так поступила и Мария, матерь Иисуса. Сказано, что она сохраняла все слова, сказанные ангелом и пастухами, в сердце своем. Так поступили и мудрецы. Они пришли с востока, поклонились Ему и преподнесли драгоценные дары. И в наши дни есть миллионы людей, которые не только слышат правду о рождении Иисуса в Вифлеемских яслях, но верят в это событие и верой принимают Иисуса Христа в свое сердце. В сердцах таких людей воистину рождается Христос. Более того, их сердце является не только яслями, но и престолом, на котором восседает Господь Иисус. Таким христианам подобает провести этот день в особенном торжестве. И с сердечной благодарностью Богу за неизреченный дар Его.
По данным одного опроса 84 процента американцев хотели бы, чтобы праздники типа Рождество проходили поспокойнее, поуютнее, без гонок по магазинам. Наверное, то же самое сказали бы люди и в других странах. Но как найти путь к более духовному и спокойному празднованию дня рождения Иисуса Христа? Некоторые служители церкви предлагают соблюдать предрождественский пост. И, вместо того, чтобы бегать в эти дни по магазинам и готовиться к праздникам, выматываясь и духовно и физически, нам нужно бы вспомнить о духовных составляющих праздника. Хорошо бы задумываться о Рождестве Христовом и о Самом Христе. Рождество без Христа как фальшивая монета.
В 1969 году на Луне высадились американские астронавты. Нил Армстронг произнес слова: «Маленький шажок человека есть гигантский скачок для человечества». Но за 2 тысячи лет до этого Тот, Кто сотворил Луну, совершил более гигантский скачок. Сам Бог спустился с небес на землю. Бог Сын сошел с небес и стал во всем подобным человекам, во всем оставаясь Богом. На этот поразительный скачок Бог пошел из любви. Человеком Он стал, чтобы смертью на кресте искупить нас от кары за грех. Если мы верим, что Христос спас нас от вечной погибели, то наши грехи прощены. Космические «скачки» могут объединить человечество гордостью за людские свершения. Но всё это меркнет по сравнению с тем, что совершил Бог, когда с небес на землю сошел Христос. Ныне Бог объединяет всех, кто уверовал в Мессию, не в гордости, а в смирении и любви, которые понемногу приходят на смену эгоизму и гордыне человека.
Однажды рождественская песня прекратила сражение на поле боя. Это случилось в канун Рождества во время франко-германской войны 1870-1871 годов. Из французских окопов встал солдат и запел: «Ночь святая». Удивленные немцы не стали стрелять, и потом один из них тоже вылез из окопа и запел свою песню, тоже о Рождестве. Хоть на какое-то время на земле воцарился мир. А между теми, кто думал о том, как убивать врага- благоволение. В рождественских песнях поется о надежде. О, как она нужна была солдатам во тьме этой зимней ночи. Надежду в мир принесло рождение Спасителя.
«Представьте, что король влюбился в простую девушку» - так начинает свою притчу датский философ Серен Кьеркегор (1813-1855). Как королю признаться в любви? Ведь девушка может ответить согласием из страха, по принуждению. А он-то хотел, чтобы его любили просто так, потому что он – это он. И вот король, будучи убежден, что ему нельзя являться перед девушкой королем, чтобы не лишать ее свободы, решил снизойти до своей возлюбленной. Он сошел с трона, снял свое королевское облачение и оделся в старый плащ. Это было не просто переодевание, это было перерождение – король стал совсем другим человеком. Чтобы завоевать руку и сердце своей любимой, он решил жить как слуга. Он очень рисковал! Девушка могла его полюбить, а могла отвергнуть – и тогда бы он ее потерял навсегда. Истинный смысл этой притчи – выбор, который предоставил человеку Бог. Наш Господь уничижил Себя, чтобы мы Его полюбили. Вот суть Рождества – Бог в яслях, Бог в таком виде, в котором испугаться Его не сможет никто.
Так, как мы с Ним поступим: полюбим или отвергнем? Да даст Бог нам мудрость сделать единственно правильный выбор!