ПРОПОВЕДИ
Гневливость
Еф.4.26-27
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
и не давайте
места дьяволу»
Нам необходимо изучать человеческие пороки, т.к. они часто переходят в грех. Мы должны четко представлять, что можно, а что нельзя делать. Рассмотрим один из таких пороков – гнев человека. Есть гнев Божий, он всегда праведен и свят. Под термином гнев будем понимать выражение нашего негодования или недовольства, вызванное поступками, словами или намерениями людей. Современные психологи вместо слов «гнев» и «гневливость» используют термины «агрессия» и «агрессивность». И пытаются объяснить их проявлением врожденного инстинкта разрушения, аномалиями хромосомного набора, мутациями генов. Наследственность и плохое воспитание, несомненно, дают предпосылки для раздражительности, жестокости и гневливости. Но наука чаще всего не учитывает то, что на людей влияют и бесовские силы. Человек, не владеющий собой, является легкой добычей духовного врага.
Как правило, в гневе мы ощущаем себя правыми и думаем, что действуем справедливо. Но мы видим лишь одну сторону проблемы, не можем объективно посмотреть на себя и оценить ситуацию. И считаем, что должны восстановить справедливость любой ценой, причем немедленно. Приведем пример из жизни. Женщина ехала в машине, когда увидела, что двое злодеев грабят прохожего на автобусной остановке. Она поступила опасно, может быть, даже неразумно. Она включила в машине звуковой сигнал. В ответ раздался выстрел из охотничьего ружья. Она бесстрашно направила машину прямо на автомобиль преступников. Погоня закончилась тем, что беглецы врезались в машину на стоянке и были арестованы. Женщина сказала репортеру: «Я решила, что не позволю, чтобы это сошло им с рук! Я настолько реально представила себе состояние несчастной жертвы, что потеряла контроль над собой!» После очередного приступа гнева каждый нормальный человек обещает себе больше не срываться. Но проходит время, и вновь переживает конфликт. Хорошо запомним, что проявление гнева – не показатель силы. Гнев, скорее, свидетельствует о слабости, обидчивости, ранимости. В гневе человек удаляется от мудрости. Еккл.7.9 «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых».
В Библии осуждается гнев неправедный, ибо он гибельный. Но праведный гнев, напротив, может обличить и обнажить зло, грехи и пороки. Аристотель сказал: «Рассердиться может любой – это легко; но рассердиться на кого нужно, насколько нужно, когда нужно, для чего нужно, как нужно – вот в чем проблема». Слово «гневаясь» из Эф. 4.26 указывает на то, что гневу есть место в жизни христианина. Отсутствие гнева может даже указывать на безразличие верующего, на его духовную слабость. Гнев быстро вооружает, концентрирует наши страсти, наши силы против зла, неправды и бесчестия. Если он сочетается со святостью, он безопасен и благ. Господь Иисус не только любил, но и гневался. Вспомним Его гневный взор на меновщиков денег в храме, а также на фарисеев, когда Он хотел исцелить в субботний день сухорукого, а они противились этому (Мф.12.9-14). Гнев – разрушительная эмоция. Позволив гневу управлять нашими мыслями и поступками, мы рискуем причинить зло не только ближним, но и себе самим. Научные изыскания установили наличие ярко выраженной зависимости между отрицательными эмоциями и развитием сердечно-сосудистых заболеваний. Группа ученых провела обследование 118 студентов. По результатам тестов каждому из них было присвоено количество баллов, обозначающее их степень гневливости. Спустя 25 лет обнаружилось, что в группе с наивысшим показателем гневливости смертность за это время составила 20% - в сравнении с 5% для группы с наименьшим показателем. Некий доктор так описывает наиболее рискованный для выживания характер: «Люди с таким характером очень раздражительны. Их может вывести из себя, напр., медленно движущаяся очередь. Они изумляются глупости всех остальных стоящих в очереди, которые не могут заранее приготовить деньги или сразу внятно сказать, что им нужно. Раздражение проявляется у таких людей в виде гримас или даже язвительных комментариев». Поэтому Бог через Библию предостерегает нас, людей. Пс.36.8 «Перестань гневаться и оставь ярость»; Еф.4.31 «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, да будут удалены от вас».
Еф.4.26,27 «Гневаясь не согрешайте; …и не давайте места дьяволу». Слова «гневаясь не согрешайте» заимствованы из Пс.4.5. В переводе семидесяти толковников (Септуагинта) звучит так: «Остановитесь в гневе и не грешите». Если мы хотим, гневаясь, не согрешать, то должны гневаться только на грех, а не на грешников, не на людей. Патриарх Иаков осудил гнев своих сыновей – Симеона и Левия. Быт.49.7 «Проклят гнев их, ибо жесток; и ярость их, ибо свирепа». Обратим внимание на то, что не детей своих проклинает он, а их жестокость и ярость. Гневаться на кого-то из чувства личной обиды и зависти – это грех. В гневе легко впасть в большой и распространенный грех – позволить ему перерасти в злобу и потом ожесточиться в ней. Поэтому и дается нам такое предупреждение против гнева. Христианин ни в коем случае не должен позволить своему гневу вырваться наружу в злобных и неприличных поступках. Если к одному злу прибавить другое, то добро из этого никак не получится. А христианин призван делать добро. «Не давайте места дьяволу». Кто упорствует в гневе и злобе, тот пускает дьявола в свое сердце и позволяет ему взять верх над собой, пока тот не доведет его до злых умыслов и действий. У всех христиан есть общий враг, сатана, («клеветник братьев наших»), и в противостоянии с ним нам нужно было бы забыть все разногласия наши. Это и имел в виду апостол Павел, когда говорил нам, чтобы мы откладывали в сторону свои антипатии к кому-то, свой гнев на кого-то. Так нужно поступать, потому что, покоряясь своей плоти, мы даем место дьяволу. А для него нет ничего отраднее, чем наблюдать, как мы бьемся друг с другом, а не с ним.
Маленький мальчик подрался со своим старшим братом. Потерпев поражение в бою, он надулся и сел в углу комнаты. Когда брат, подойдя к нему, попытался помириться, он отказался слушать. Так и дулся целый день. Пришел вечер, мама сказала ему: «Может быть, простишь брата своего? В Библии сказано: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4.26). Мальчик немного подумал, а потом озадаченно посмотрел на маму и спросил: «А как же мне остановить солнце?». Этот малыш напоминает нам некоторых христиан. Они злятся на тех или иных людей и лелеют обиду в душе уже долгое время. А когда им указывают на необходимость прощать и убеждают примириться, они уходят от темы, отказываясь подчиниться прямым указаниям Бога. В Библии сказано: Еф.4.32 «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Солнце зайдет независимо от того, простили мы или нет. Однако в нашем гневе мы можем не дать ему сесть в нашем сердце, можем не обрести радость и покой. И, в конце концов, этот грех реализуется в греховном поступке. Человек порой оправдывает свой поступок тем, что у него плохой характер, что это присуще его родителям, или что гневливость не поддается контролю. Пора решительно отбросить эти ложные представления и взять на себя ответственность за собственное поведение. Этого хочет Бог. Читаем из Быт.4.6,7 «И сказал Господь Каину:… если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Английский писатель Чарльз Лэм (1775-1834) так сказал об одном человеке: «Не представляйте меня ему! Я хочу его и дальше ненавидеть, а человека, которого я знаю, я ненавидеть не могу». Если мы на кого-то таим зло, у нас не может быть с человеком этим близких отношений. Порой в церквях наших атмосфера тоже далеко не теплая и не задушевная по той же самой причине. Некий пастор как-то спросил прихожан одной церкви, почему она не растет? Ему ответили: «У нас один в братском совете затаил зло на другого». Злобу нужно не таить, а исповедовать перед Богом как грех и просить у Него избавления от этого греха. Нужно начинать молиться за этого человека, который у нас вызывает отрицательные эмоции и, если можно, решать проблемы. Нужно искать возможность проявить к этому человеку любовь. Если мы на человека смотреть не могли, а теперь молимся за него и хотим ему делать добро, обида, зло и злоба наша пройдут. Не могут не уйти.
В 4-й главе своего послания ап. Иаков берется за одну из наших самых серьезных проблем: желание добиться своего, во что бы то ни стало. Если же по-нашему не выходит, это желание может быстро перейти в слепой гнев, унижающий других и позорящий нас. Лучше покориться Богу и молиться, как молился Господь Иисус: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22.42). Ничего хорошего не будет, если вынашивать в себе обиду. Если мы предаемся собственным желаниям ради собственного же удовольствия, будут «вражды и распри» и с собой и с людьми. Иак.4.1 «Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших?» Пока гнев не дошел до точки кипения, нам нужно поговорить с Богом, т.к. Он понимает нас лучше, чем мы сами себя понимаем. И Он заботится о нас больше, чем мы можем себе это представить. Мы можем Богу рассказать всё о своем гневе и обдумать с Ним всё происходящее. Мы можем просить Бога, чтобы Он ответил на наши нужды так, как это Ему угодно. В большинстве случаев Его дар намного больший, чем всё, что мы можем придумать сами.
Один американский политик во время предвыборной кампании поспешил сообщить прессе, что его соперника лечили от депрессии электричеством. Конкурент обиделся и сказал, что «джентльмены так не поступают». Политик ответил, что не собирается разговаривать с человеком, который «сорвался с провода». Прошло 10 лет, и у политика нашли неизлечимую опухоль мозга. Остаток жизни он пролежал весь в трубках и проводах. Перед смертью он написал своему бывшему сопернику и попросил прощения за свою жестокость. Да, словом можно ранить человека очень сильно. И раним-то мы чаще всего даже не соперников, не конкурентов своих, а тех, кто ближе и роднее всего. Хотя мы, верующие во Христа, должны знать, что за все наши злые слова нам придется держать ответ (Мф.12.36, 37).
Один христианин вспылил на работе из-за несправедливого с ним обращения. Его товарищ внимательно выслушал все жалобы, а потом дал мудрый совет: «Не руби сгоряча». Конфликты неизбежны, ведь у каждого из нас особенный, порой сложный характер. Люди, искренне желающие мира, забудут о своей выгоде, и будут пытаться разрешить проблему в общих интересах. Мудрец говорит, что «разумный воздержан в словах своих» (Пр.17.27). Он обладает способностью рассмотреть всё множество различных мнений и воздерживаться от тех, которые могут вызвать ссору. Мудрый человек подумает, прежде чем выскажет свою мысль. Книга Притчей дает нам и другой разумный совет, как справиться с эмоциональным напряжением: Пр.17.27 «благоразумный хладнокровен». Человек, могущий совладать с собственным гневом, не потеряет голову во время перепалки, а попытается разрешить спор без излишнего напряжения. Когда вам покажется, что с вами обходятся несправедливо и пора встать на защиту своих прав, остановитесь и помолитесь. Попросите у Бога спокойствия духа и нужные слова. Не рубите сгоряча.
Когда в недавнем прошлом дочь училась водить машину, ей приходилось постоянно выслушивать советы родителей: «Если тебя кто-то подрежет, не нервничай. Кто знает, что он может сделать в ответ». Житейская мудрость подсказывает, так будет лучше. Но как же всё изменилось с тех пор, когда они учились водить машину. Тогда не было такой проблемы, что водитель может выскочить и на тебя наброситься. А теперь наброситься на тебя может кто угодно и где угодно. Люди бросаются друг на друга перед телекамерами. Студенты спорят с преподавателями до хрипоты. Незнакомые люди обмениваются «любезностями» у всех на виду без зазрения совести. Соперничающие спортсмены и болельщики вообще готовы друг друга убить. Мы живем в век гнева. Но мы, христиане, не являемся чадами гнева.
Дадим несколько советов, как победить гневливость. 1. Обуздание гнева можно рассматривать как тренировку невозмутимости и спокойствия. Президент США Джефферсон, автор «Декларации независимости», советовал: «Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если ты сильно разгневан, сосчитай до ста». Иными словами, не спешите отвечать, если вы чувствуете приближение вспышки гнева. Именно так разговаривала сестра великого скрипача Паганини со своим сильно вспыльчивым братом. 2. Конкретные рецепты из Библии: А. Пр.15.1 «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». См. выше стихи из Пр.17. Б. Имейте желание смирять свой неуправляемый гнев. В. Просите Бога о помощи. Признайте искреннюю потребность в Его помощи, потому что силы собственного желания еще недостаточно. И если чувствуете приближение вспышки гнева, обратитесь к Нему, Он всегда поможет.