ПРОПОВЕДИ
Как возрастать в вере
Еф.2.8-9
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар.
Не от дел,
чтобы никто не хвалился».
В Библии мы находим следующее определение веры: Евр.11.1 «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Вера – это сущность наших надежд на будущее. Мы полагаемся на Бога в отношении будущего, ибо верим в то, что было совершено Им в прошлом. Наша вера в то, что Бог и впредь будет достойным доверия, не беспричинна. У нас есть все основания считать, что Бог и в будущем будет так же верен Своим обетованиям, как это было в минувшем.
Наша культура часто смешивает веру с суеверием, то есть слепым верованием в нечто, не поддающееся человеческому разумению. Однако называть христианскую веру «слепой» - значит не только принижать христиан, но и наносить оскорбление Богу. Библейский слепец, блуждающий во тьме – это образ грешника. Христианство зовет людей из тьмы к свету, а не ведет их во тьму. Вера – это средство против слепоты, а не причина, ее вызывающая. Также существует огромная разница между верой и легковерием. Легковерный человек склонен верить чему-либо без разумных на то оснований. На этой почве зарождаются и процветают всяческие суеверия. Вера наша покоится на прочном основании и очевидности нашего духовного опыта. Вера и доверие – однозначные слова. Доверяясь Богу, мы делаем это отнюдь не из суеверных побуждений. Бог являет нам Себя в высочайшей степени достойным доверия. Он дает нам все основания полагаться на Него. Он доказывает нам Свою верность и ждет от нас столь же безраздельного доверия.
Приводя библейские отрывки, мы покажем, что вера не является продуктом наших природных способностей, и что она нам очень нужна. Еф.2.8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар. Не от дел, чтобы никто не хвалился». Евангелия свидетельствуют о том, что наш Спаситель Иисус Христос требует веры в Него и признания Его Мессией, несущим спасение. Грех и дьявол настолько ослепили падшее человечество, что оно не может прийти к вере во Христа, пока Святой Дух не просветит его. Поэтому Бог дает нам возрождающую благодать. Как вера, так и спасение, основанное на ней, являются дарами Божьими.
Евр.11.6 «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Без веры, помогающей нам жить по Божьим повелениям, угодить Богу невозможно. Ищущий Бога должен веровать, что Он есть и что Он такой, каким открывает Себя в Библии. Наша вера в существования Бога должна внушать нам благоговейный трепет, быть для наших душ уздой, удерживающей от греха, и стимулом, побуждающим к послушанию. Через грехопадение мы потеряли божественную жизнь, подобие Божие и общение с Ним. Но через веру в Иисуса Христа мы можем восстановить всё это.
1Ин.5.4 «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша». Вера является тем средством, духовным оружием, с помощью которой мы побеждаем. Ибо: (1) Презирая этот мир и противостоя ему, мы в вере и верой прилепляемся к Христу. (2) Вера действует из любви и любовью к Богу, т.о., уводит нас от любви к миру. (3) Вера очищает нас от плотских похотей, властвующих над нашей душой. (4) Вера извлекает и получает от Бога силу для победы над миром. (5) Вера видит невидимый мир, не идущий ни в какое сравнение с этим миром, и говорит душе нашей, что ей надо быть готовой войти в этот мир.
Евр.11.1 «Вера же есть … уверенность в невидимом». Вера в мире духовном выполняет те же функции, что пять органов чувств в мире материальном. Верой мы признаем существование духовного мира и учимся полагаться на помощь Господа в нашей земной жизни. Мы порой сомневаемся, есть ли у нас настоящая вера. Такая, которая соответствует библейскому определению веры (Евр.11.1). Трудно бывает всегда найти в себе такую веру, непоколебимую уверенность. Уверенность приходит не сама по себе, а тогда, когда мы, несмотря ни на что, всё-таки верим Христу и Его Слову, тогда-то нам и открываются небеса обетованные. Вспомним о тех, кто пронес веру во Христа через все испытания, беды и муки. Спросите их, и они вам скажут, что в самые тяжкие моменты Господь Иисус был к ним так близок, что они и подумать не могли усомниться в Нем и в Его обетованиях. Не давайте место сомнениям. Храните веру и послушание Господу Иисусу и Его Слову. И тогда и уверенность появится.
2Кор.5.7 «Мы ходим верою, а не видением». В этой жизни мы должны принимать решения, руководствуясь верой, а не тем, что мы видим глазами или знанием законов этого мира. Пример такого хождения мы находим в Библии и в истории исцеления сына царедворца (Ин. 4.46-54). Он пригласил Господа Иисуса прийти к нему домой и исцелить его сына. Но, когда Господь сказал ему: Ин.4.50 «пойди, сын твой здоров». Он поверил его словам и пошел. В итоге Ин.4.53 «уверовал сам и весь дом его».
Евр.10.38 «Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа моя». Через этот стих Бог призывает праведников не только к вере, но к стойкости в вере. Стойкость – это замечательное качество истинных верующих, живущих верой даже во время великих испытаний. Они живут, опираясь на твердую уверенность в истинности Божьих обетований. Вера наполняет их жизнью и энергией.
Поскольку «праведный верою жив будет», необходимо укреплять веру. Господь Иисус выразил разочарование слабой верой Своих учеников. Мф.8.26 «что вы так боязливы, маловерные?» Из этих слов следует, что даже спасающая вера, которую имели апостолы, порой идет рука об руку со слабостью и несовершенством. Многие, имеющие истинную веру, немощны в ней. Такая вера не способна на большие дела. То, что во время бурных дней нами овладевает страх, объясняется слабостью нашей веры. А верой мы можем сквозь бурю видеть спокойный берег и утешать себя надеждой, что с помощью Бога всё выдержим. Страх, малая вера, неугодны Господу, потому что бесчестят Его и лишают покоя нас самих. Господь раскрыл также могучее воздействие истинной веры, когда ученики попросили Его: Лк.17.5-6 «И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас». Апостолы сознавали слабость и недостаток своей веры. Видели свою нужду в том, чтобы благодать Христова усовершенствовала ее. Некоторые считают, что апостолы обратились к Христу с этой просьбой в связи с Его наставлением о необходимости прощать обидчикам. Полагали, что иначе им ни за что не справиться с такой тяжелой обязанностью, как эта. Вера в прощающую Божью благодать делает нас способными преодолевать величайшие затруднения, могущие встать на пути прощения нашего брата. Другие считают, что поводом для этого послужило нечто иное. А именно: те затруднения, которые апостолы испытали при совершении чудес. В связи с этим Господь укорил их за недостаток веры. Господь заверяет их в замечательной действенной силе истинной веры – см. ст.6. Если бы вы имели такую веру, как самое малое зерно, семя горчичного растения (похоже на дерево), то вы смогли бы творить чудеса, превышающие те, что вы видите сейчас. Для вас ничего не будет трудного, что бы ни потребовалось сделать во славу Божию и в подтверждение проповедуемого вами учения. Мы тоже должны ревностно желать умножения своей веры и излагать это желание в своих молитвах Богу.
Бог раскрыл два основных способа, посредством которых христианин может укрепиться в вере: изучать Библию и выдержать посланные нам Богом испытания.
Во-первых, вера укрепляется вследствие усиленного изучения Библии. Рим.10.17 «Вера от слышания, а слышание от слова Божия». Слово Божие называется словом веры. Производит веру Бог, но Он делает это именно через Слово как орудие. Вера возникает не от слышания слов человеческой мудрости, но от слышания именно Слова Божьего и принятия его как такового. Ин.20.31 «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Слова «веруя, имели жизнь во имя Его» должны направлять и ободрять нашу веру, призывать нас к вере. Усиленное изучение Библии вызовет также усиленные молитвы, служение и общение. Всё это играет важную роль в развитии веры.
Негативной стороной нашего века является и то, что многие, стремящиеся укрепить веру, не следуют рекомендациям Библии. Искренние, но не истинные верующие могут растрачивать свою духовную энергию в поисках какого-то «богодухновенного опыта». Который, как они надеются, укрепит их веру. Такой опыт, особые знаки были закономерны в ранней церкви, которая еще не владела завершенным записанным Словом. Но даже в это время Господь Иисус строго предостерегал тех, кто пренебрег откровением и искал знамения (Мф.12.38-39). Сейчас, когда Библия закончена, ее вполне достаточно, чтобы добиться духовного роста. Богодухновенное Слово вызывает духовную зрелость. Оно должно быть центральным в жизни христианина, который живет, идет по жизни верой, а не видением.
Отдельный христианин несет ответственность за свой рост в вере. Поскольку этот рост не произойдет без смиреной преданности Слову Божьему. И это, несмотря на то, что рост и укрепление нашей веры зависит от Бога, Который не только дает нам Свое Слово, но активно помогает нам пользоваться им.
Второй путь к более крепкой вере не существует независимо от первого. Бог активно работает, чтобы обогатить веру христианина, посылая ему испытания, бросающие вызов его вере. 1Пет.1.7 «Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота». Вера, которая торжествует над испытаниями – это твердая надежда на обещания Иисуса Христа, ведущая к реальной уверенности, что Бог отстоит Свой народ и Свое Слово. Некоторые считают Божьи испытания слишком суровыми, тяжкими. Поскольку Бог дает дар веры, Его следует считать Авторитетом в том, как наилучшим образом довести эту веру до зрелости.
Некоторым не очень нравится история о том, как Авраам собирался на горе Мориа принести в жертву своего сына Исаака (Быт.22). Не могут понять, зачем Бог требовал от Авраама такой ужасной жертвы, почему именно таким образом испытывал веру Авраама. Но Авраам испытание выдержал (что Бог предвидел). Даже когда он занес нож над собственным сыном, Авраам верил Богу. Верил, потому что знал, что Ему можно верить. И стал он отцом всех верующих, т.е. образцом для всех верующих. Называться верующим нетрудно. Но чего стоят наши слова, это выясняется, когда Бог просит нас отказаться от самого для нас дорогого. И тогда нам, как в свое время Аврааму, приходится решать вопрос послушания. А если хочешь быть послушным Богу, никуда не денешься, от многого придется отказаться. Напр., можешь потерять работу, и даже пасторское служение. За верность Богу здесь на земле нас часто ожидают не награды, а наказания. И вот тут-то и испытывается наша вера и решается: поверим ли мы Богу. Бог может и от нас потребовать назад что-то из того, что Он же нам и дал. Так будем же к этому готовы. Будем знать и помнить, что испытание – это возможность для нас проявить веру в Бога. В Того, Кто всегда действует нам во благо, даже тогда, когда мы этого не понимаем.
Когда вере христианина бросают вызов, он иногда не выдерживает испытания и грешит. Если это случается, он не может обвинять Бога в том, что его искушают, т.к. в любом испытании Бог предоставляет путь к победе. Иак.1.13-14 «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает». Потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью». Т.е. Бог может позволить нам упасть. И, хотя мы упали по собственной инициативе, Бог помогает Своим встать на ноги. 1Кор.10.13 «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении дает и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Как мышца тела атрофируется без упражнений, так и веру следует развивать и укреплять.
Почти в каждой стране есть памятники воинам, павшим в битвах за родину. Есть и день, в который эта страна вспоминает своих павших. Можно соглашаться или не соглашаться с идеалами, за которые отдавали жизнь солдаты, но нельзя не задуматься над их храбростью и самопожертвованием. В Библии мы тоже имеем такой памятник. В 11-й главе Послания к евреям перечислены имена героев веры. Сначала автор послания называет их поименно, а потом говорит, что одним Бог посылал победу и избавление от опасностей, а другим – мучения и смерть. Но ни одни, ни другие не отрекались от веры в Бога. А для нас это напоминание о том, что духовная брань еще далеко не закончилась. Значит, и нам пора стать на этот путь. Давайте же решимся не сводить взора с Христа и пойти вслед за торжественным парадом ветеранов веры, если это потребуют обстоятельства.