ПРОПОВЕДИ
Раздражение
Эф.4.31
«Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик,
и злоречие со всякою злобою да
будут удалены от вас».
Под раздражением подразумевается вызванное чем-нибудь состояние досады, недовольства против кого-нибудь. Раздражение у человека часто сопровождается яростью и гневом, на что указывает и апостол. Под криком следует понимать угрозы, грубые высказывания и другие проявления невоздержанности речи, в которых раздражение, ярость и гнев находят себе выход. Христиане не должны давать места в своих сердцах этим низким страстям и не должны быть крикливыми. Под злоречием подразумевается всякая брань, оскорбительные слова, упреки в адрес тех, кто нас раздражает. Злоба – это укоренившийся в сердце гнев, возбуждающий в человеке злые замыслы и толкающий на злые поступки против других. В противоположность всему этому мы должны быть друг ко другу добры. Это означает, что в сердце у нас должна быть любовь, и что она должна проявляться в смиренном и дружелюбном обращении с другими. Современные этические системы, которые ценят свободное выражение всех эмоций, осмеивают требования, изложенные в Библии. Тем не менее, мы должны их выполнять. В предыдущем стихе, в ст.30 апостол указывает на одну из главных причин, почему верующие не должны поступать так, как дети мира сего: «И не оскорбляйте Святого Духу Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Рассматривая предыдущие и последующие стихи, мы можем понять, что именно оскорбляет Духа Святого. В предыдущих стихах подразумевается, что Его оскорбляют всякое распутство и нечистота, ложь и гнилые слова, возбуждающие нечистые страсти и похоти. Далее следует, что всякое раздражение, ярость, гнев, злоба, крик и злоречие также оскорбляют этого благого Духа. Мы не можем позволить себе вынуждать благословенного Духа Божьего лишать нас Своего присутствия и благодатного влияния. Если видит Святой Дух, что мы не поддаемся Его воспитанию, нет у нас желания стать иным человеком, Он может покинуть нас. А без Его поддержки, водительства мы не устоим в этом греховном мире.
Временами нас раздражают другие, это – факт. Ведь нас обязательно кто-нибудь раздражает. Трудно найти человека, кто сказал бы, что ему никто не действует на нервы. Поэтому мы и ссоримся. В семьях, между соседями, на предприятиях, и даже в христианских кругах – люди часто действуют друг другу на нервы. Только и слышишь разговоры об этом. Поэтому мы поговорим о том, как нам жить, когда нас раздражают.
Наше раздражение имеет более глубокие корни, чем, к примеру, то, что сосед немного нам не по душе. В Библии сказано, что Бог создал мир совершенным. Тогда Адам не раздражал Еву, а Ева – Адама. И, тем более, Бог не раздражал людей, а люди не раздражали Бога. В Едемском саду всё было в согласии. После грехопадения, первой катастрофы в жизни человечества, вся гармония нарушается. С тех пор мы раздражаем Бога, а Бог – нас. Читаем слова Бога из Пс.94.10 «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающий сердцем; они не познали путей моих». Господь обвинил израильтян в том, что они своими поступками вызвали отвращение и негодование в Нем. Раздражить долготерпеливого Господа так, чтобы навлечь на себя Его гнев, поистине трудно. Кто дорожит своей репутацией, тот не станет терпеть беспочвенные подозрения со стороны окружающих, их недоверие или клевету. Когда совершенно очевидно, что он заслуживает всяческого доверия. Пастырь Израиля терпел такое обращение с Собой не день и не месяц, а сорок лет. К тому же Его доброе имя хулилось не одним маловерным израильтянином, а целым народом. Как уже и сказали, Бог тоже стал раздражать людей. Начните-ка говорить с людьми о Боге, они сразу же раздражаются. И выражают свое раздражение примерно такими словами: «Прекратите, наконец, об этом! Никто не знает, существует ли Бог на самом деле».
В результате грехопадения Адама и Евы разделились и люди. Уже с того времени они стали раздражать друг друга. Это стало ясно уже по их детям. Вот два брата – Каин и Авель. Они были очень разными. Однажды земледелец Каин трудился мотыгой на поле. Но вот приходит Авель. Представим, как в Каине всё перевернулось: «Скорей бы ушел этот кроткий подлиза! Видеть его не могу». Но Авель подходит к нему и заводит разговор. Тогда Каин наносит мотыгой удар по ненавистному лицу и приходит в себя лишь тогда, когда брат уже мертв. Мы цивилизованы и не убиваем друг друга мотыгой. Но нашли много других способов для этого. И если припомнить крупномасштабные процессы истребления во времена Второй мировой войны, а также до и после, то, в сущности, в них тот же каинский смысл: ненависть к людям. Таким образом истреблены миллионы людей. Бог раздражал Каина, также как Он раздражает многих из нас. Но мы не можем избавиться от Бога, так же как мы не можем избавиться от наших близких. Таков мир, в котором мы живем.
Воспитывать людей, убеждать их не раздражаться бесполезно. Один турист обратил внимание на швейцарской границе на плакат, который гласил: «Сообща – лучше!». Он подумал: «Ясно! Только плакат мне не поможет, если люди меня раздражают!». Часто встречаем плакаты с призывом: «Будьте взаимно вежливы!» Американцы на каждом углу развешивают плакаты такого содержания: «Улыбнитесь приветливо!» Но, в сущности, это делу не поможет.
Один пастор, будучи еще молодым теологом-студентом, часто бывал в одной семье, в которой все были в ссоре. Всё родство жило в одной местности и полностью перессорилось. В один из вечеров он их всех созвал и, с присущим ему воодушевлением попытался их всех примирить. В тот вечер он натер себе мозоль на языке. Часов в 11 вечера они, примирившись, пожали друг другу руки. Молодой теолог был очень счастлив и подумал: «Из меня в будущем получится дельный пастор, если начало уж такое хорошее». Радостный он пошел домой и безмятежно заснул. Утром, повстречав одну молодую женщину из примиренных, он сказал: «Как хорошо было вчера вечером, не правда ли?» «Хорошо?» – возразила она. «Разве вы не знаете, что произошло?» «Что же?» спросил студент бледнея. Оказывается, по дороге домой все снова перессорились, а потом дело пошло еще хуже. Он понял, что с грехопадением дело обстоит очень серьезно, что мы с Богом и с ближними разлучены. И что здесь даже самым добрым, разумным словом не поможешь.
Мы часто видим такого рода картины в своих и в окружающих нас семьях. Приходит домой 17-и летний сын в современных (дырявых) джинсах, с лохматой шевелюрой. Его отец, порядочный и корректный служащий, начинает раздражаться; в нем всё переворачивается, когда видит небрежность своего сына. Или, в другой семье, любящая мать, христианка, видя, как дочь подкрашивает губы, говорит: «Как она мне действует на нервы!» Когда служитель церкви одному разведенному мужу пытался объяснить, что он грешит, то муж ему возразил: «Перестаньте! Меня уже одно то раздражает, что моя жена чавкает, хлебая суп». Может быть, кто-то находит это смешным, считая, что это мелочи? На самом деле это ужасно, это – признаки того, что мир во время грехопадения выпал из рук Божьих.
В квартире большого дома жила парализованная девушка. А через стенку парень, который вечером до 11-ти любил смотреть телевизор на большой громкости. Девушка с больной нервной системой должна была всё это через тонкую стенку слушать вечер за вечером. Она просила его немного убавить громкость телевизора, но парень еще больше увеличивал ее. Какими чудовищными можем быть мы, люди! Не трудно представить себе, как бедную девушку раздражал этот парень. А этого парня, конечно, девушка. Нам хочется быть радостными, нужно трудиться, а при этом наши нервы постоянно разрушаются. Это становится невыносимым.
В Своем непостижимом милосердии живой Бог вмешивается во всю эту неразбериху взаимных раздражений и досад. Его вмешательство чудесно. Он разрушает стену, которая разделяет нас с Ним и снисходит к нам в Своем Сыне Иисусе Христе. В Нем Бог вторгся в наш погибший, проклятый мир. Он умирает за нас на кресте, чтобы извлечь нас из этого жалкого состояния, находясь в котором мы раздражаем других, раздражаем сами себя, и другие тоже раздражают нас, и примирить нас с Богом. Оставьте все свои сомнения, и придите в распростертые объятия Спасителя. Сложите к Его ногам все свои прежние привычки и грехи. То, что многие не принимают Божью помощь, говорит только об их недальновидности.
Одна молодая христианка рассказала на библейском уроке, что пока она не уверовала в Иисуса Христа, ее сильно раздражал муж тем, что он «всё делал не так». После ее обращения она по-другому восприняла всё это. К тому же, она поняла, что временами она сама делает не так.
Одному христианину сдавал квартиру владелец со скверным характером. К тому же он был очень жаден на деньги. Однажды он послал своему квартиранту письмо, в котором приказывал сделать то-то, заплатить за то-то. Христианин пошел к письменному столу, чтобы ему ответить. Вдруг перед ним встал образ Иисуса Христа. Он уже не мог дать резкий ответ. Тогда он пошел к владельцу домой и сказал: «Послушайте-ка, неужели мы действительно будем так разговаривать друг с другом! Мы же оба порядочные люди. Может быть, мы здраво поговорим? Я вас действительно уважаю. Поэтому нет необходимости со мной так поступать». Скандал не состоялся. Теперь они друзья: хозяин со скверным характером и последователь Иисуса Христа.
Расскажем одну историю про французского евангелиста по имени Дапоццо. Однажды в концлагере во время обеда его вызвал начальник. Его завели в комнату, где накрыт был стол. На столе был только один комплект столового прибора. Пришел начальник лагеря. Евангелист был очень голодный. Начальник лагеря сел за стол, и ему преподносили вкусные блюда одно за другим. Тогда как евангелист должен был стоять и смотреть. Всем своим видом он показывал, какая у него вкусная еда. Но этого еще было недостаточно. В конце ему принесли кофе. Он положил на стол сверточки и говорит: «Посмотрите-ка! Ваша жена из Парижа прислала вам печенье!» Евангелист знал, что у них там было плохо с продуктами. Знал, как жене пришлось экономить, чтобы испечь это печенье. Он просил начальника: «Дайте мне хотя бы одно. Я его есть не буду, но хотя бы взять на память о моей жене». Но, смеясь, он съел всё до последнего. Это был момент, когда раздражение достигает высшей точки – ненависти. В то время евангелисту стало ясно, что означает библейское выражение « любовь Божия излилась в наше сердце». Вместо ненависти в его сердце появилась жалость к этому человеку. Он подумал: «Бедный ты человек! Нет такого, кто мог бы тебя любить. Тебя окружает лишь ненависть! Как же хорошо мне быть дитем Божьим!». Начальник не раздражал его. Начальник это почувствовал: он вскочил и выбежал. После войны Дапоццо навестил его. Тот побледнел: «Вы хотите мне мстить?» «Я хотел бы выпить у вас чашку кофе. Я привез с собой торт, мы теперь сядем и поедим». Человек тот вдруг понял: тот, кто находится под властью Господа Иисуса, не может уже ненавидеть. Он свободен от раздражения, так как любовь Божия излилась в его сердце.
Привели несколько примеров с той целью, чтобы показать, что в верующих живет Божья любовь. Ибо многие говорят, что люди холодны, как сосульки.
Рассмотрим несколько библейских отрывков, связанных с раздражением.
1Кор.13.5 «Любовь не раздражается, не мыслит зла». Она сглаживает резкость характера, смягчает сердце, так что сильные страсти не вспыхивают в нем внезапно. И не длятся в нем слишком долго. Там, где горит огонь любви, не легко вспыхнуть пламени раздражения, и гореть оно будет недолго. Очень трудно сердиться на тех, кого мы любим. Один рабочий-коммунист с гордостью рассказывал: «Мы участвовали в Шанхае в демонстрации кули». На это рядом стоящий верующий сказал: «Это прекрасно! А каковы ваши отношения с соседом?» У рабочего выскочило: «Если я его встречу, то он у меня получит». Любить своего дальнего, китайского кули – это не так трудно. Любить своего ближнего, в том числе и членов своей семьи – это сложнее.
1Кор.10.22 «Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» Выше апостол говорит о недопустимости поклонения идолам. Но Бога мы раздражаем и другими своими грехами. Прежде чем это делать, человек должен подумать, сильнее ли он Бога? Об этом должны подумать все, кто продолжает любить грех, кто живет в нем и в то же время исповедует, что имеет общение с Христом. Разве это не означает возбуждать Его ревность и негодование, вызвать на себя гнев Всемогущего?
Пр.14.16 «Глупый раздражителен и самонадеян». Глупца несет необузданная воля и слепая страсть, он не видит того, что впереди. Он самонадеян, услышав предупреждение об опасности, раздражается. Он бросает вызов Божьему гневу и проклятию, упорствует в непокорстве, становится дерзновенным при возможности согрешить. Он поступает против здравого смысла и своей выгоды, а его гибель скоро станет доказательством его безрассудства.
Вот почему мы не должны раздражаться.
Когда Господь Иисус вселяется в нашу жизнь и дарует нам мир с Богом, и затем захочет нам даровать мир с ближним, то это очень болезненно. Так как Он нам тогда показывает, что мы раздражаем других не меньше, чем они нас. Что другим нас терпеть не легче, чем нам их. Ибо реальность такова.
Да поможет нам Бог не давать места в своем сердце раздражению, не делать ничего, что противоречит природе Святого Духа! Аминь.