ПРОПОВЕДИ
Значение смерти и воскресения Иисуса Христа для людей
Деян.2.23,24
«Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного,
вы взяли и,
пригвоздивши руками беззаконных, убили;
но Бог воскресил Его, расторгнув узы
смерти».
Перечислить значение смерти и воскресения Спасителя в рамках одной проповеди невозможно. Поэтому рассмотрим только наиболее важные факты.
Будучи исполнением ветхозаветного прообраза двух козлов – одного жертвенного за грехи, и второго – козла отпущения, который символически уносил на себе грехи людей в пустыню (Лев.16), Господь Иисус взял на Себя вину и наказание за грехи мира. Мы грешили, нарушали Божьи законы и заповеди, бунтовали против Бога, а понес наказание за всё это наше безобразие безгрешный Сын Божий. Мы заслужили вечной смерти, но Господь стал нашим козлом отпущения. Необходимо сказать о том, что мы, люди, были бы не в состоянии вынести всю тяжесть Божьего гнева. Это мог сделать только Бог – наш Спаситель Иисус Христос.
Израильтяне, уставшие от долгих скитаний в пустыне, возроптали не только на своего вождя – Моисея, но и на Господа. Господь наказал Свой народ, послав на него ядовитых змей. И многие умерли от их укусов. Понимая, что такова Господня кара, люди покаялись в своих грехах и просили Моисея молить Бога, чтобы Он избавил их от змей. И вот что произошло дальше: Чис.21.8 «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя. И ужаленный взглянув на него, останется жив» Смотреть на медного змея, чтобы исцелиться от укуса? Что за странная идея! Но именно таково было посланное Господом средство от укусов. Каждый, кто воспользовался предложением Господа, остался жив, а кто не хотел посмотреть на медного змея, умирал. Подразумевая эту историю, Господь Иисус сказал: Ин.3.14 «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Он имел в виду Свою смерть на кресте. Смерть эта уничтожила проблему греха как основного препятствия для воссоединения и примирения Бога с человеком. Это означает, что нет причины для смерти, т.е. отлучения человека от вечно живого Бога. Каким бы грешником ни был человек, все, кто верит в Него, что Он искупил наши грехи, исцеляются от греха, получают жизнь вечную.
Обращаясь к верующим в Колоссах, ап. Павел пишет: Кол.2.12,13 «В Нем (во Христе) вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи». Согласно этим словам Писания, воскресение Христа имеет отношение не только к будущей жизни человека после смерти физического тела. Новая жизнь начинается для верующих уже здесь, на этой земле. Человек не только обретает прощение грехов, но получает веру. Он, как пишет ап. Павел, совоскресает с Иисусом Христом, возрождается к вечной жизни от Духа Святого. И Сам Бог обитает теперь в его сердце. Т.о., воскресение Христа является неотъемлемой частью Божьего замысла о спасении человека.
Одному проповеднику в США из отдела пенсионного обеспечения пришло письмо. В нем сообщалось: «Мы прекращаем выплату пенсии, поскольку обладаем информацией о вашей смерти. Да благословит вас Бог. Если обстоятельства изменятся, можете обратиться к нам с запросом». Нелепо ожидать ответа от трупа, еще нелепее предполагать, что у покойника могут измениться обстоятельства. Раз ты умер, твои земные дела покончены раз и навсегда. Вот почему невероятным кажется утверждение в Библии о чуде победы над смертью. О чуде воскресения Спасителя Христа, о чуде Его Голгофской жертвы, благодаря которой мы обретаем прощение грехов. В Библии провозглашено великое исключение из общего правила, гласящего, что со смертью всё для всех заканчивается навсегда. После наших похорон мы не восстанем из гроба и не напишем постскриптум к своей жизни. Но Христос победил власть смерти, восстал из мертвых и Своих сомневающихся учеников убедил, что Он вновь жив. Он прошел через смерть и победил этого беспощадного врага людей, явив жизнь и нетление. И раз Он жив, то мы, верующие в это, тоже будем жить.
Пастор на похоронах верующего сказал, что истинное утешение можно найти лишь во Христе. После похорон к нему подошла недовольная женщина: «Все вы проповедники такие. Одно и то же, одно и то же: Христос, Христос, Христос!» Пастор постарался ответить как можно добрее: «Это – правда. А вы чем можете утешить родных покойного?» Дама помолчала минуту, а потом с неохотой признала: «Вы правы. У вас хоть ваш Христос есть». Раньше или позже у нас тоже умрет кто-то нам близкий и родной. И нам тоже захочется утешения. Конечно, нас кто-то обнимет, нам кто-то чем-то поможет, с нами кто-то поплачет, кто-то просто посидит рядом – и от этого может стать легче. Но никакие из этих знаков внимания не дадут нам ответа на самые больные наши вопросы: «А что потом, после смерти? Где сейчас тот, кто нас покинул? Встретимся ли мы с ним на небесах? Как мне узнать, имею ли я жизнь вечную?» Ответ на эти вопросы мы найдем только у Иисуса Христа. Только Он победил грех и смерть. Он один умер за нас на кресте и воскрес из мертвых. Он жив, и потому все, кто уверует в Него, будут вечно жить с Ним. Когда умирает верующий во Христа, те, кто остается по эту сторону жизни и смерти, могут найти утешение и помощь именно в Нем, во Христе.
В декабре 2000г. на мемориальном линкоре «Миссури» несколько американских ветеранов, переживших нападение на Пирл-Харбор, обнимались в знак примирения с тремя бывшими японскими летчиками, которые тогда нападали на американскую базу. Эта церемония примирения была организована Комитетом американско-японской дружбы. Но этот трогательный эпизод всего лишь слабое отражение того, что делает для нас благодать Божья. Хотя мы все грешники, противники Бога, Бог дает каждому из нас возможность прийти к Нему через простую веру во Христа. Христос умер вместо нас на кресте, и поэтому Бог стирает список наших грехов и делает нас чистыми перед Собой. Рим.5.11 «посредством Которого мы получаем ныне примирение». Благодаря великой Голгофской жертве Спасителя мы могли примириться с Богом, и нам доверена честь нести благую весть другим людям, чтобы они тоже могли примириться с Богом.
Конрад Аденауэр, бывший канцлер западной Германии, однажды сказал: «Если Иисус Христос жив, то у мира есть надежда. Если нет, я не вижу на горизонте даже самого слабого проблеска надежды». А потом канцлер добавил: «Я считаю, что воскресение Христа – один из самых подтвержденных и доказанных исторических фактов». Воскресение Спасителя и наше воскресение неразрывно связаны. Так рассуждал апостол Павел. Если Христос не воскрес, что у нас остается? Пустая проповедь, лживые свидетельства, тщетная вера, непрощенные грехи, никакой жизни после смерти. Т.е. полная безнадежность и отчаяние. Но Христос воскрес из мертвых. Апостол Павел приводит доказательства воскресения, называя Петра, пятьсот братьев, всех апостолов и самого себя. Когда древнегреческий философ Сократ умирал, друзья спросили его: «А есть ли жизнь после смерти?» Он мог сказать только одно: «Надеюсь». А вот писатель и путешественник сэр Уолтер Рейли в последнюю ночь пред казнью записал в своей Библии: «Из этой земли, этой могилы, этого праха мой Бог меня воскресит». Воскресение Христа – гарантия нашего собственного воскресения.
Смерть и воскресение Христа стали основной сутью Благой Вести. Внимание апостолов были сосредоточены, прежде всего, на том, чтобы донести до людей истину о смерти и воскресении Христа. Ученики на этом основании строили послание миру. Примером такой проповеди является первая проповедь ап. Петра в день Пятидесятницы, после сошествия Святого Духа (Деян.2.22-32). В этой проповеди ап. Петр практически ничего не говорит о жизни и земном служении Иисуса Христа. Он не вспоминает о высоких этических заповедях Спасителя, не доказывает их превосходство в сравнении с наставлениями иудейских учителей. Он только вскользь упоминает о чудесных деяниях Господа, в доказательство того, что на Нем пребывало Божье благословение. Но ап. Петр передает людям главное: Иисус был казнен и воскрес из мертвых. Божья благодать пребывала на Церкви благодаря именно такому благовествованию.
Воскресение Христа разрушает материалистическое представление о человеческой жизни как о существовании высокоорганизованной материи на коротком отрезке времени от рождения до смерти. Верующий в воскресшего Христа выходит за временные границы своей жизни и соприкасается с вечностью. Уже в этой жизни человек начинает постигать утраченное в результате грехопадения Адама и Евы состояние блаженства, праведности и бессмертия в Боге. Такие Божьи деяния в жизни человека, как обращение к Богу, возрождение от Святого Духа, принятие Божьего прощения, Его мира и любви, освящение жизни верующего Святым Духом, означают присутствие вечно живого Бога в жизни человека. Ап. Павел называет верующих храмом Духа Святого (1Кор.3.16 и др.).
Смерть и воскресение Иисуса Христа стали также поражением сатаны. В Иерусалиме, перед распятием, Господь Иисус объявил ученикам: Ин.12.31 «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». Нельзя недооценивать значение этих слов Спасителя. С его воскресением началось время распространения света Евангелия среди всех народов. Если человек вышел из-под власти греха и сатаны, он должен подчиниться только Богу, Который возвращает Себе Свой народ. Обновленное творение подчиняется Творцу. Освобожденные Богом люди стремятся руководствоваться Божьими заповедями в своей земной жизни. После воскресения Христа Его учеников нельзя было заставить совершать действия, противоречащие заповедям Иисуса Христа. Мирская власть теряла доверие людей, если сама шла против Божьей истины.
Воскресение Христа высвободило творческую энергию человека. Люди, приходящие к вере в воскресшего Спасителя, освобождаются от страха смерти. С боязнью смерти связаны страхи, тормозящие инициативу и творчество человека в областях жизни и культуры. Смерть была дубинкой в руке сатаны, с помощью которой он поражал страхом человеческое сердце. Но эта дубинка была вырвана из его руки. Страх потерять работу и умереть голодной смертью, страх заболеть, утратить добрые отношения с людьми – все эти и другие страхи связаны со страхом смерти. Верующие в воскресение Христа освобождаются от этого страха.
С воскресением Христа люди по-новому взглянули на окружающий мир и на собственную жизнь. Если умерший в мучениях и скорбях стал живым и неуязвимым для смерти, то, в общем, нечего и страшиться. Христос победил смерть. Это для человека невозможно, но на это способен будет каждый, кто отдает Ему свою жизнь. Факт воскресения настолько потряс мир, что уже никакая сила не могла заставить людей отказаться от Христа. Когда Господь воскрес, то люди поняли, что на земле совершилось нечто великое, необъятное. Что нанести духовный вред человеку, который верит в Иисуса Христа, не может никто и ничто. Никто и ничто не сможет отлучить верующих от любви Бога, а значит, и от жизни вечной. После всех радостей и страданий в этой жизни верующим предстоит познать Божью силу воскресения из мертвых.
Когда башни Всемирного торгового центра со страшным грохотом обрушились на землю, жители Нью-Йорка на своем собственном опыте познали то, с чем уже были знакомы многие люди из других частей мира – ужас терроризма. А последовавшие за этим теракты в других странах дали основание опасаться, что человечество стремительно приближается к самоуничтожению. Всё, что творится в мире, может нас навести на мысль, что будущее у нас невеселое. Можно даже прийти к выводу, что в таком мире опасно рожать детей. Но у нас есть надежда, которая может помочь нам смелее смотреть в грядущее. У певца Билла Гейзера есть песня «Потому что жив Господь». Сама идея этой песни родилась у него в конце 60-х, когда и в самой Америке было очень неспокойно, а во Вьетнаме шла война. Глория, жена Билла, ждала ребенка. И им обоим казалось. Что этому ребенку совсем не время появляться на свет. Но когда у них родился сын, Билл подумал о живом Спасителе, и ему на ум пришли такие слова: «Пусть дни лихие летят, но не погибнет дитя, потому что жив наш Господь». Две тысячи лет тому назад Христос воскрес из мертвых «со многими верными доказательствами» (Деян.1.3) того, что Он действительно жив. Поэтому-то мы можем смело жить, несмотря на все ужасы и страхи, которые порой окружают нас. Раз жив Господь Иисус, то и мы не пропадем, даже в грядущих бурях.