ПРОПОВЕДИ
О торжественном въезде Господа Иисуса в Иерусалим
Мф.21.5
«Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий,
сидя на ослице и
молодом осле, сыне подъяремной».
В Мф.21.1-11 описывается важное событие из жизни нашего Господа Иисуса Христа – въезд в Иерусалим перед распятием. С этого отрывка начинается описание того периода земного служения Господа, что мы называем страстной неделей. Этот день – первый день страстной недели. Кажется, что здесь описывается возвращение в свой город какого-то царя. Но в данном случае Господь прибыл в Иерусалим не для того, чтобы принимать царство. Он уже не раз говорил Своим ученикам: «Вот, мы идем в Иерусалим, там Сын Человеческий должен быть предан». Господь знал, что время Его земного служения подходит к концу, что скоро Он должен будет закончить то дело, ради которого пришел на землю. И что Ему осталось на земле только принести Себя в жертву на Голгофе.
Во время Своего земного служения Господь Иисус часто удалялся от людей, от их излишнего внимания. Так, большую часть служения Он провел в удаленных местах Галилеи. Иногда Он уходил один в пустынные места. И в этом исполнилось пророчество Исаии: Ис.42.2 «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах». Только этот раз Господь отступает от Своего обычая, и по Своей воле привлекает к Себе внимание народа. Он намеренно въезжает в Иерусалим в окружении ликующего народа. К тому же, всё это происходило при огромном стечении иудеев, которые собрались из разных мест Палестины, и даже из многих стран в Иерусалим на праздник Пасхи. Он знал, что вот-вот должно произойти самое знаменательное событие во всей истории человечества: вечный Сын Божий, величайший пасхальный Агнец должен быть заклан, и должно совершиться великое искупление грехов. Поэтому Господь устроил всё так, чтобы о Его смерти узнало как можно больше людей. Он считал, что должен публично прийти туда, где Он будет предан смерти. Не может Агнец Божий прийти на заклание к Голгофе тайно: люди должны посмотреть на жертву, прежде чем ее принесут как умилостивление за грехи всего мира.
Господь Иисус много путешествовал, и у Него был обычай ходить пешком. Много переходов по пыльным дорогам проделывал Он ради того, чтобы проповедовать о Царстве Божьем, чтобы творить добро. Однако однажды в Своей земной жизни, этот раз, Он с триумфом ехал верхом: когда Он вступал в Иерусалим с целью пострадать и умереть там. Искупающая кровь Агнца Божьего уже скоро должна будет пролиться, такое деяние не должно было произойти «в углу» (Деян.26.26). Об этом нужно помнить.
В нашем отрывке описываются приготовления, сделанные для этого торжества. Они были очень скромными, свидетельствуя о том, что Царство Господа Иисуса не от мира сего. Здесь не было герольдов (вестник, глашатай при дворах правителей, а также руководитель на рыцарских турнирах), не играла труба, не было парадных колесниц и лакеев. Всё это было несовместимо с Его уничиженным положением в то время. С другой стороны, если бы Он въехал в Иерусалим как земной царь, не посмели бы Его казнить – не был бы совершен акт великого искупления. Его величественное явление откладывается на день Его второго пришествия.
По длинной извилистой дороге они приблизились к селению Виффагия, к горе Елеонской (Масличной). Виффагия была пригородом Иерусалима и считалась частью святого города. Придя к Виффагии, Он послал двух учеников, чтобы они привели Ему ослицу с молодым ослом. Это были не Его собственные животные. Господь мог бы иметь Своего собственного осла, чтобы он возил Его повсюду. Но Он обнищал ради нас во всех отношениях. 2Кор.8.9 «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Он ничего не имел своего в этом мире, кроме того, что Ему дарили или давали во временное пользование. Ослы широко использовались в тех краях для путешествий. Кони были только у великих людей, и употреблялись для войны. Некоторые считают, что Господь ехал верхом на осле по обычаю израильских судей. Которые ездили верхом на белых ослицах. Суд.5.9,10 «Сердце мое к вам, начальники израилевы, к ревнителям в народе; прославьте Господа! Ездящие на ослицах белых, …». А сыновья их ездили на молодых ослах (Суд.12.14). Согласно этому мнению Господь хотел въехать в Иерусалим не как Победитель, а как Судья Израиля.
Стихи 2 и 3, описывающие заимствование животных, свидетельствуют о всеведении Господа и о Его власти над духом человека. Он мог сказать ученикам, где они найдут привязанную ослицу с молодым ослом. Он объясняет им, что они должны будут сказать владельцу животных. Он был уверен, что хозяин отдаст их им. Не только сердце царей, но и сердце самых незначительных людей находится в руках Господа. Повелевая ученикам привести к себе ослицу с молодым ослом, Господь предвидит препятствия, которые могут встретиться ученикам при исполнении Его поручения. Они должны брать животных не тайно, а на глазах их хозяина и с его согласия.
Через эти стихи Бог предостерегает нас, что Он всегда видит нас. Ничто не сокрыто от нашего Господа, для Него нет тайн. Одни мы или с друзьями, днем или ночью, Он всё знает, что мы делаем. Знание этого должно сдерживать и освящать нас. Все мы знаем, какое влияние оказывает присутствие начальника на его подчиненных. На глазах начальника мы должны быть сдержанными в словах, манерах и поступках. То же самое воздействие должно оказывать на нас ощущение того, что Господь Иисус знает всё о нас. Не делайте ничего такого, что Ему не понравится; не говорите ничего, что Он не захочет услышать. Живите с постоянной мыслью, что Господь Иисус рядом с вами. Так нужно готовиться к небесам. Ибо в небе мы «всегда с Господом будем» (1Фес.4.17).
Обратим внимание на то, что в стихах нашего отрывка (Мф.21.1-11) исполнились пророчества о первом пришествии Господа Иисуса. У Матфея сказано (ст.4-5), что, принародно войдя в Иерусалим, Господь исполнил слова пророка Захарии. Зах.9.9 «се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Примерно 550 лет прошло с тех пор, как прозвучало это пророчество. А когда пришло время, оно исполнилось буквально. Обещанный Мессия буквально въехал на осле на Сион. К их погибели, большинство жителей Иерусалима не видели в этом ничего удивительного, потому что их духовные глаза были закрыты. Но мы то не сомневаемся, что в этом исполнилось пророчество, ибо ясно сказано: ст.4. «Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка». Господь Иисус есть Царь, помазанный над Церковью и принятый Церковью. Как Царь Своей Церкви, Он пришел к ней в этот низший мир, ибо Церковь и ее интересы для Искупителя составляют всё во всём. Церковь была заранее предупреждена пророком Захарией о приходе ее Царя: «скажите дщери Сионовой». Господь хотел, чтобы Его пришествие ожидалось, чтобы Его подданные были исполнены этого ожидания. Предупреждения о приходе Мессии и здесь, как обычно, начинаются со слова «се». Это слово «се» – «вот» призывает к вниманию. Смотри и дивись Ему, смотри и принимай Его.
Пришествие царя обычно ожидается величественным и пышным. Но здесь ничего такого нет. Ст.5. «се, Царь твой грядет к тебе кроткий». Он приходит не для того, чтобы владычествовать, но чтобы в милосердии Своем совершить спасение. Он кротко переносил величайшие оскорбления и унижения ради дщери Сионовой. Он так же кротко сносил безумие и злобу собственных сынов Сиона. Он был не только кротким Учителем, но и кротким Правителем. Ибо он управлял не силой, не принуждением, но любовью. Законы Его написаны не кровью Его подданных, но Его собственной кровью.
Сама процессия, как и приготовления к ней, была лишена мирской пышности, но сопровождалась духовной силой. В Его свите не было ничего величественного или важного. Царь Сиона приходит на Сион, и дочерям Сиона давно было сказано об этом. Однако Его не сопровождают знатные люди страны, городские власти не устраивают Ему торжественной встречи. Ему положено было бы вручить ключи от города и проводить со всеми возможными почестями на престол Давида. Но ничего этого не было. За Ним следовало великое множество сопровождающих, но это были всего лишь простые люди. Отметим, что Господь Иисус более прославляется численностью Своих последователей, нежели их знатностью. Ибо Он ценит души людей, а не их высокое положение. Сопровождающие Его делали всё, чтобы почтить Господа. Они постилали свои одежды по дороге, чтобы Он шел по ним. Такая форма почитания уже практиковалась в Израиле. Когда Ииуй был помазан царем северного израильского царства, военачальники постелили ему под ноги свои одежды, в знак своей покорности ему (4Цар.9.12.13). Принимающие Христа, признающие Его своим Господом, должны всё сложить Ему под ноги, как залог отдачи своего сердца. Ст.8 «Другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Подобно тому, как это делалось в дни праздника кущей в ознаменование свободы, победы и радости.
И те, которые возвещали о Его приходе, и те, которые следовали за Ним, были охвачены одним настроением. Они приветствовали Господа Иисуса как Мессию восклицанием: ст.9 «Осанна Сыну Давидову!». (Осанна (спасение), т.е. «помоги» или «дай счастье» - торжественное или молитвенное восклицание, взятое из Пс. 117.25). Во время праздника кущей, когда люди несли ветви, они имели обыкновение кричать «осанна». Почему и называли эти пучки ветвей своими осаннами. В псалме 117.25,26, откуда взято это слово, верные подданные Мессии торжествуют вместе с Ним, и выражают Ему свои сердечные пожелания успеха во всех Его предприятиях. Осанна, с которой народ встречал Христа, свидетельствует о том, что люди приветствовали Его воцарение. Словами «Осанна Сыну Давидову» они выражали: «Мы делаем это в честь Сына Давидова», т.е. Мессии. Относительно Сына Давидова было предсказано также, что все народы ублажат Его. Пс.71.17 «И благословятся в нем племена; все народы ублажат его». Здесь было положено начало этого прославления. К нему все истинные верующие последующих веков присоединились и присоединяются, называя Его также благословенным. Господь принял их благорасположение к Его Царству. Господь ожидает от нас, живущих ныне, чтобы мы тоже ревностно желали и молились о том, чтобы Его Царство преуспевало и распространялось в этом мире. Мы должны подразумевать именно это, когда молимся: «Да приидет Царствие Твое». К своему восклицанию народ еще добавил: «Осанна в вышних». Пусть имя Его будет превознесено выше всех имен и престол Его – выше всех престолов.
Когда Он вошел в Иерусалим, многие обратили внимание на Него. Некоторые, полагаем, из чувства удивления перед новым, необыкновенным явлением. Некоторые, из числа ожидавших утешения Израилева, испытывали радость. А другие, из сословия фарисеев, зависть и возмущение. Такими разными были настроения в народе при приближении Царя вечного Царства. По поводу поведения горожан здесь говорится, что жители спрашивали – «кто Он?» Многие ничего не знали о Спасителе мира. Хотя Он был славой народа Израилева, тем не менее, Израиль не узнал Его. Помазанный святой не был известен в святом городе. Несмотря на то, что Он прославился многими чудесами, сотворенными среди них. Но они не отличили Его от других. Однако они заинтересовались Им. Кто это, Которому восклицает народ, чьему приходу уделяют так много внимания. Народ знал Его лучше, чем великие мира сего. Итак, давая о Нем сведения, они говорили правду, называя Его пророком. До сих пор Господь был известен как Пророк научающий и творящий чудеса. Теперь же они прислуживали Ему как Царю. Осталось Ему принять служение Ходатая и Спасителя. А для этого предстояло Ему принести Себя в жертву на кресте.
Вечная слава и вечное благодарение нашему Спасителю!
Молитва. Господь Иисус, Владыка всех владык и Царь всех царей! Мы благодарим Тебя за Твою любовь к нам, грешным людям, что Ты Сам пришел в Иерусалим, чтобы умереть за нас, ничем не заслуживающих такую любовь. Дай нам сегодня, когда христианский мир отмечает праздник Твоего триумфального въезда в Иерусалим, выразить Тебе нашу любовь, нашу благодарность, нашу покорность. Осанна Тебе, Царь Вселенной и Царь нашей жизни, божественный пасхальный Агнец, совершивший великое искупление наших грехов. Осанна Тебе, наш Искупитель, обновляющий нашу жизнь. С этого дня начинается страстная неделя – дни особых Твоих страданий. Просим, помоги нам видеть нашими духовными глазами путь и всю тяжесть Твоих страданий за нас. Что только благодаря Твоей смерти у нас есть основание для твердой надежды. Пусть с каждым годом Твоя смерть становится всё дороже для нас. Пусть самой радостной мыслью во всех наших мыслях о Тебе будет мысль о том, что Ты умер за нас. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.