ПРОПОВЕДИ
Личная и общественная сторона христианства
«Еф.4.1 умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны»
Истинное живое христианство имеет две стороны: чисто личную и чисто общественную. Если же одной из них недостает, то у человека что-то не в порядке. Попытаемся показать обе стороны истинного христианства, истинной христианской жизни, Творцом которой в нас является Святой Дух.
Чтобы пояснить одну из характеристик личной стороны христианства, расскажем одну историю. Пастора пригласили в дом богатого фермера, который сам был честным работящим человеком. Но проповеди он ненавидел до глубины своего сердца. Он не сознавал себя грешником. Ему не нужен был Спаситель грешников – Иисус Христос. Он говорил: «Я праведен и никого не боюсь». Теперь он заболел смертельно и пожелал причаститься. Пастор пошел к нему. Он подходит к постели больного, долго молча глядит на него, а затем говорит: «Я очень опасаюсь за Вас. Если всё останется по-прежнему, то путь ведет вас не в небо, а прямо в ад». Сказал, поворачивается и уходит. Фермер в ярости бушует: «И он себя называет пастором! Разве это христианская любовь?» Наступает ночь, тяжело больной фермер не спит. Его мучает совесть: «Путь не в небо, а в ад! А если это правда?» Ему вспоминаются всякие грехи. Он не почитал Бога. При случае он очень хитро обманывал людей. Он увидел, что его жизнь полна грехов, что он далеко не дитя Божие. Его охватывает страх. Через три дня он снова посылает за пастором. Был поздний вечер, но пастор тотчас же пришел. Фермер говорит в большом смятении: «Пастор, я думаю, что мне нужно измениться!». Пастор говорит: «Вы зовете, находясь в крайней нужде, а вынужденное покаяние – мертвое покаяние! Должно быть совсем иначе». Пастор уходит. В фермере пробудилась настоящая ярость. Но пастор был человеком Божьим, он знал, что говорил. Через несколько дней фермер, когда чувствовал, что скоро умрет, опять позвал пастора. Пастор подвигает стул к постели, садится и спрашивает: «Верно ведь, путь идет к аду?» «Да, к аду». «Тогда пойдем на Голгофу, к распятому Спасителю». Когда пастор на следующий день пришел, то встретил человека, примиренного с Богом. Фермер радостно сообщил ему: «Он принял меня благодатью». Итак, к личной стороне христианства относится, что каждый должен искренно покаяться, увидеть духовными глазами, кем он является на самом деле. И обратиться к Спасителю.
Бог не осуждает кающихся грешников, но прощает их. Неправедные грешники становятся правыми в глазах святого и справедливого Бога, Он их оправдывает. Праведность, в которой нуждаются неправедные, даруется им по вере в Иисуса Христа. Оправдание только верой означает оправдание только праведностью Христа, Его заслугой, но не нашими добродетелями или делами. К личной стороне христианства относится и то, каждое чадо Божие должно быть оправдано.
Однажды ночью к Господу Иисусу пришел один ученый иудейский богослов (Никодим) и сказал: «Господь Иисус, я хотел бы поспорить с Тобой на религиозную тему». Господь ему возразил: «Спорить здесь нечего. Но если кто не родится свыше, не родится от воды и Духа, не может увидеть Царствия Божия». Это не какая-то маловажная теологическая теория, но путь к вечному спасению. И в этом заключается личная сторона христианства. Этот переход от смерти в жизнь должен испытать каждый лично. Верующий в Спасителя должен пройти свой земной путь узкими вратами, он должен родиться свыше посредством великого чуда Божия. Но возрождение – это не конечный этап личного христианства, это лишь начало.
После возрождения христианин обычно принимает решение: «Теперь я обязательно, каждый день должен слышать голос своего Спасителя». И начинает читать Библию. К сожалению, для некоторых это остается лишь кратковременным порывом. Когда христианин читает Слово Бога к людям и обращается в молитве к Нему, это тоже относится к совершенно личной стороне живого христианства. Некоторые не находят время на чтение Библии, ссылаясь на то, что у них нет на это времени. А жизненный опыт верующего показывает обратное. Если вы будете регулярно читать Библию и молиться, то с делами своими будете справляться быстрее и успешнее. Бог благословит наш труд, наши дела. Чем больше у вас дел, тем нужнее вам эти 15-20 минут. Многие люди, даже христиане, жалуются на что-то. Жены жалуются на своих мужей. Мужья жалуются на своих жен. Родители жалуются на своих детей. Дети жалуются на своих родителей. Каждый стремится обвинить другого в своей неудаче, в своем несчастье. Но поверьте, если будете практиковать эти тихие минуты общения с Богом, Господь откроет вам, что всё несчастье заключается в вас самих. Ваша семейная жизнь не клеится, потому что вы живете не по Божьим повелениям. У вас неудачи на работе, потому что вы нарушаете Божьи законы. Когда вы в тишине будете общаться со Спасителем Иисусом, вам станет хорошо и легко на душе.
Летом, рано утром, временами мы видим густой туман. Потом восходит солнце, и туман рассеивается. Осевшие на деревьях, кустах и траве капельки росы сияют как россыпь бриллиантов. И в капельках отражается солнце. Нам, христианам, наблюдение такого восхода напоминает о собственной жизни. Мы раньше были в тумане, блуждали, не знали, куда идти. Пока в нашем сердце не взошло Солнце правды. Прочитаем из Малахии 4.2 «А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его». (Солнцем правды является Господь Иисус). Сначала сквозь туман пробились лучи надежды, а потом вдруг однажды воссиял яркий свет, и мы увидели Того, Кто рассеял наши сомнения и страхи. Христиане, как сияющие капельки росы, призваны отражать свет и славу Спасителя. Христиане – это окна, через которые должна воссиять слава Христа. Люди в наших поступках и в наших словах должны видеть и ощущать яркий свет Спасителя – Сына Божьего. Это тоже личная сторона христианства.
Истинное, живое христианское состояние имеет еще и другую сторону, которая видна всем людям – общественную сторону. Рассмотрим и эту сторону.
К общественной стороне христианства относится присоединение к христианской общине. Истинные христиане присоединяются к тем, которые тоже хотят быть спасенными. Это желание самих христиан, но это и Божья воля. Бог уже здесь на земле готовит Своих чад к совместной жизни на небесах. В 284-305 годах после рождения Христа императором Римской Империи был Диоклетиан. Когда-то он был рабом, но, получив свободу, сделал успешную карьеру. И стал римским императором. К тому времени христианство уже распространилось широко. Диоклетиан хорошо знал, что его предшественники преследовали христиан. Но он не был столь глупым, чтобы преследовать самых лучших людей. Пусть люди верят, во что хотят. Это была добропорядочная позиция для императора, т.к. правителям обычно хочется управлять и убеждениями людей. Но у Диоклетиана был молодой соправитель по имени Галериус, ярый противник христиан. Он часто уговаривал императора принять меры против христиан, надоедал ему, пока тот не сдался, сказав: «Хорошо, мы запретим только христианские собрания». Был издан декрет: «Каждый желающий может быть христианином. Но христианам запрещается проводить собрания. За нарушение запрета – смертная казнь». Каждый мог быть христианином только для себя лично. Старейшины христиан собрались на совет. И вот, самое интересное то, что старейшины, жившие во времена гонений, решили: «Следует собираться для молитвы, пения, проповеди, слушания Слова Божия и принесения пожертвований. Это неотделимо от христианства». Они и дальше продолжали собираться в своих общинах. И началось одно из жесточайших гонений на христиан. Некоторые тогда уступили, говоря: «Можно же и дома быть христианином. Мы не пойдем в собрания». И спасли себе жизнь. Но христианская община признала их отпавшими. Это стоит запомнить современным христианам. Среди нас много таких отпавших. Правы были христиане того времени, что не подчинились декрету императора. В Библии ясно написано: Евр.10.25 «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай». Для наших дней точнее было бы так сказать: «как есть у многих обычай». Желающие получить спасение не могут упускать возможности посещать эти христианские общения. Ибо в Библии сказано и следующее: Иоиль 2.32 «всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение». Гору Сион однозначно отождествляют с церковью. Именно в церкви обещает Господь спасение. В одиночке человек не может устоять в искушениях и испытаниях этой жизни. Исключения могут быть. Напр., разбойник на кресте спасся, хотя не был членом церкви. Но этот отрывок содержит угодный Богу и полезный для нас самих путь спасения. Кого не тянет к другим христианам, к братьям и сестрам во Христе Иисусе, то духовное состояние такого является крайне жалким.
Второе, что относится к общественной стороне христианства: мы должны исповедовать Иисуса Христа устами. Мы заблуждаемся, если думаем, что, отдав в церкви положенные пожертвования, мы выполнили свой христианский долг. А остальное нас не касается. Мы предоставляем дело распространения Евангелия пастору. Господь Иисус говорит, что все Его последователи должны свидетельствовать о том, что они принадлежат Ему. Мф.10.32-33 «Итак, всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным. А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным». Как ужасно будет, когда в день суда называвшие себя христианами, предстанут и скажут: «Господь Иисус! Я тоже верил в Тебя». А Он скажет Отцу: «Я не знаю их». И обращается к отвергнутому со словами: «Я не знаю тебя! Твой сосед не знал о том, что идет дорогою в ад! Ты не предупреждал никогда его, хотя ты знал о пути, ведущем в жизнь. Ты молчал в беседе с людьми мира, когда следовало открыть уста и рассказать о Спасителе мира». Человек, возможно, возразит: «Да, но я сам был слаб в вере!» Ожидаемый ответ Господа на это: «В таком случае ты должен был исповедовать свою слабую веру. И слабая вера имеет сильного Спасителя. Впрочем, ты мог бы исповедовать не свою веру, но Меня».
По воскресеньям Бог еще популярен в тех странах, местах, где живут христиане. Миллионы людей в разных уголках земли откладывают свои обычные дела, чтобы сходить туда, куда ходят именно для того, чтобы вместе славить Бога, петь Ему хвалу, узнавать о Нем что-то новое. Но за воскресеньем приходит понедельник. И популярность Бога резко падает. У людей появляется тысяча других дел, и многие «верующие» целую неделю о Боге даже и не вспоминают. Даже те, кто всё воскресенье проводит в церкви, в будни мало думают о Боге. Планы строят по своему разумению, всё решают сами, без Бога. А порой еще и обижаются, что Бог им в чем-то не помог. А откуда мы вообще взяли, что от Бога нужно откупаться воскресением? Не от апостола Павла же. Он говорил, что непрестанно надо молиться. 1Фес.5.17 «Непрестанно молитесь». Непрестанно здесь значит, что молиться надо не только в воскресенье, а с понедельника по субботу включительно. Надо молиться регулярно и соблюдать определенное время для молитвы. Мы должны не ослабевать в молитве, не оставлять и не прекращать молитвы до тех пор, пока не придем в тот мир, где молитву сменит хвала. Это не значит, что мы ничего не должны делать, только молиться, но ничто не должно препятствовать нам соблюдать часы молитвы. Я читал рассказ об одном монахе, который долго искал ответ на вопрос, как надо молиться непрестанно. Ему подсказали, что он должен, если только есть такая возможность, повторять фразу: «Господь Иисус, Сын Божий, помилуй меня». Мы не сомневаемся в полезности и необходимости такой молитвы, но полагаем, что Господь не хочет превратить Своих детей в роботов. Ему нужны живые слова, исходящие из глубины нашего сердца, а не только из наших уст. В этом же послании мы читаем: 1Фес.5.16 «Всегда радуйтесь». Душа наша должна петь Господу и хвалить Его каждый день. Петь можно и в прямом смысле. Я читал о человеке и знал верующую, которые в любой день, когда только представилась возможность, пели хвалебные песни Богу. Быть христианином каждый день – это тоже общественная сторона христианства.
Итак, является ли христианство личным делом? Да, но не только. Христианин должен заботиться не только о своем спасении, но и о спасении окружающих. Мир через нас должен знать, что Бог спасает людей от вечной погибели благодаря вере в силу голгофского подвига Его Единородного Сына. Да будет Бог прославлен во все века.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твои наставления! Ты нам показал, что посвящение себя Иисусу Христу не торжественная неповторимая церемония, а ежедневная процедура. Просим, дай нам осознать, что мы не граждане этого мира, мы граждане страны другой, гораздо лучшей. И что мы никогда не станем здесь своими – просто не можем стать. Помоги нам жить так, как жил здесь на земле наш Спаситель Иисус Христос, чтобы Он принял нас в Свой дом, в наш дом. Помоги нам отражать свет и славу Спасителя. Дай нам благодать всё больше познавать Твою любовь и благодарным сердцем возвращать Тебе нашу любовь, стать ближе к Тебе. Помоги нам стать богатыми во Христе, упражняясь в благочестии и делая добро людям. Мы благодарим Тебя, наш Спаситель, что Ты являешься вечным светом души нашей. Когда Ты рядом с нами, в ней нет тьмы и ночи. И света Твоего не может погасить никто и ничто. Помоги нам в том, чтобы люди в нашей жизни и в наших делах видели и ощущали Твой яркий свет. Мы благодарим Тебя за то, что Ты сделал для нас. Помоги нам посвятить себя искреннему и верному служению Тебе. Помоги нам отдать всё, что мы можем отдать во славу Твою. И получить всё, что Ты приготовил для нас. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.