ПРОПОВЕДИ
Прощение и христианская жизнь
Кол.3.12,13 «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение; снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу. Как Христос простил вас, так и вы».
Ни одно религиозное учение, кроме библейского, не говорит о всепрощении Божьем. В Библии, как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете, эта мысль звучит неоднократно. Осия 14.5 «Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению». Еф.4.32 «будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Евр.10.17 «И грехов их и беззаконий их не воспомяну более». Готовность Божья к прощению явствует из притчи о блудном сыне (Лк.15.11-32).
Прощение беспредельно. В Лк.17.4 сказано, что прощать нужно до «семи раз в день», в Мф.18.22 – «до седмижды семидесяти раз». Вероятно, эти цифры означают беспредельности. Из слов Господа Иисуса Мф.18.35 «если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» следует, что нужно научиться прощать прежде, чем обидчик попросил прощения.
Нам, чтобы получить прощение Бога, необходимо покаяться (Лк.17.3,4). Богу необходимо пролитие крови, поскольку Евр.9.2 «без пролития крови не бывает прощения». В конечном счете, речь идет о пролития крови Христовой (Евр.9.26) и Его воскресении (Рим.4.25). Трагедия многих людей в том, что они находятся в рабстве греха. И поэтому не могут понять величия Божьего прощения. Подавляется их способность любить и принимать тех, которые больше всего заслуживают быть любимыми. Это рабство разрушает браки. Оно способно заглушить полноту жизни, обещанную Христом всем верующим. Только правильно поняв изложенные в Библии принципы прощения, можно сбросить бремя рабства, обрести способность радоваться свободе, которая за этим последует. И начать жить христианской жизнью во всей ее полноте.
Изложив главные мысли по нашему вопросу, теперь перейдем к рассмотрению конкретных ситуаций.
Начнем с непрощения. Большинство людей, страдающих от духа непрощения, не знает, насколько оно опасно для них самих. Такие люди понимают только то, что они не «выносят» того или иного человека. Они постоянно борются с чувством вины за грехи, совершенные в прошлом. И они не могут справиться с приступами ненависти к самым дорогим и близким, которых должны бы любить больше всех. По такому поведению и образу мыслей легко узнать человека, не понимающего сути прощения. Его точку зрения можно так выразить: «Пока не искупишь свою вину, не жди моего расположения». Не желая прощать других (или даже самого себя), такой человек теряет такие общечеловеческие ценности, как: любовь, доверие, уважение, готовность помогать другим, доброту, терпение и т.д.
Человек, в котором сидит дух непрощения, всегда в проигрыше, притом даже большем, чем тот, против кого он затаил обиду. Только посмотрите, какие ценности приходится скрывать в себе от своих обидчиков: любовь, доверие, и т.д. По самой своей природе нежелание прощать несовместимо с радостями христианской жизни, поскольку вынуждает фактически жить по плоти, а не по духу. Он редко одаривает своих обидчиков любовью. Не имеет в сердце ни радости, ни мира и немилосерден к тем, кто причиняет ему боль. Плода Святого Духа не видно в нем. Человек, проникнутый духом непрощения, часто отказывается уладить отношения с другими людьми. Он ищет извинения в своей природной нечувствительности. И ждет, что другие будут, образно говоря, «суетиться» вокруг него. Его девизом жизни становится: «Либо принимай меня таким, какой я есть, либо оставь меня в покое. Но только не пытайся меня изменить». Он причиняет боль тем, кого больше всех любит. Подобное чаще всего можно наблюдать в отношениях между супругами.
Есть важная причина, по которой дух непрощения может разрушить чью-то жизнь. Обычно человек, не умеющий прощать, ждет, пока его обидчик загладит свою вину, а это порой происходит нескоро. А тем временем у такого обиженного развивается плотской образ мышления и поведения, который непременно отразится на его взаимоотношениях с людьми. Даже если дух непрощения будет преодолен, его последствия еще долго будут давать о себе знать, особенно в области человеческих отношений. Ирония ситуации в том, что духовный рост отказывающегося простить и ждущего принесения извинений в свой адрес ставится в зависимость от желания его же обидчика первыми пойти на компромисс. А духовный рост у верующего должен быть обязательно, он должен двигаться вперед по пути совершенствования и освящения. Но обиженные позволяют держать себя в заложниках плоти, рассуждая: «Если он извинится …», «Если она сама вернется ко мне …», «Если он снова возьмет меня на работу …», «Если она пригласит меня …» и т.д. Начинается странная игра под названием: «Чей ход первый». А в это время дух непрощения действует не в его пользу. Необходимо учитывать еще один факт: нередко бывают ситуации, когда человек, причинивший кому-то боль, просто не замечает это, сделал он это ненамеренно.
Бывают обиды, которые забыть легко (стоит только перестать с ними носиться). А бывают такие, которые не забудешь, как ты ни старайся. А тебе говорят, что ты должен их забыть, а раз не можешь, это твои проблемы. Бог, объясняют тебе, прощает и забывает. И если ты кого-то хочешь простить, будь добр, забудь свою обиду. Но это заблуждение, что Бог забывает наши грехи. От первой до последней страницы Библии речь идет как раз о том, что Бог помнит о грехах народа Своего. И в Ветхом, и в Новом Завете сплошь и рядом говорится, как Бог прощал грехи Своего народа. Эти рассказы о грехах и их прощении как раз для того и записаны в Библии, чтобы было ясно: у Бога никто не забыт и ничто не забыто. А когда Бог говорит, что не «воспомянет» наших грехов, речь идет о том, что Он не обвинит нас в них. Бог хочет, чтобы мы знали: Он не списывает нас со счетов и не считает ни на что не годными за то, что мы в чем-то не оправдали Его доверия.
Человек попросил прощения у того, кого он обидел, и спрашивает: «Так что ж ты на меня дуешься? Я же признал, что был неправ». Прощение не подразумевает, что всё начинается с нуля – как будто ничего не было. Бывают такие последствия, которые не вырубишь ни топором, ни самым искренним сожалением и покаянием. Бог простил Моисея, но в землю обетованную не дал ему войти. Бог простил Давида за прелюбодеяние и убийство, но ребенка, рожденного от прелюбодейства, забрал у Давида. Прощение подразумевает, что грех обижающего влечет за собой последствия. Тот, кто прощает обидчика, имеет полное право с мудростью и любовью, без мести и злости попросить возместить причиненный ущерб, оформить необходимые документы, спросить, что думает обидчик сделать, чтобы в будущем такого не повторялось. Да и вообще, тот, кого обидели, может попросить, чтобы ему дали время прийти в себя. Тут нельзя спешить, нельзя всё решить в одно мгновение. Иначе это будет не прощение, а лицемерие, не любовь, а показуха.
Любой, кто уверует в Сына Божьего, должен твердо знать: Бог перечеркивает список всех наших грехов и навеки оправдывает нас по вере во Христа. А после этого Бог продолжает прощать (уже по семейному) тех, кто продолжает исповедовать всё, ему известное, чем он согрешил против Отца Небесного. Эта река прощения способствует быть в нормальных отношениях с Богом. Как сам получаешь от Бога прощение без меры, так и другим, своим обидчикам, давай вкусить от Божьего прощения. На этот раз уже через тебя изливаемого. Как Бог нас прощает ради нас же самих, так и от нас Он ожидает, чтобы мы даровали прощение тем, кто о нем просит. И не просто ожидает, но и дает нам силу Своей благодати.
Пастору позвонила женщина. В ее голосе слышалась боль. Она звонила уже не первый раз и всегда по одному и тому же поводу – она очень обидела свою сестру. И не могла поверить, что она прощена. Она, конечно же, сделала всё, что советует в таких случаях Бог через Библию. Она исповедала свой грех Господу (и не один раз), она просила сестру простить ее (и не один раз). Но прощения не чувствовала. Она просто не могла поверить, что ее действительно простили. Почему некоторые люди не могут принять Божьего прощения? Часто причина в их неверии. Бог обещал простить нас, если мы исповедуем грехи наши (1Ин.1.9). Сомневаться в Его прощении – значит сомневаться в Его правдивости. Мы прощены, потому что Он так сказал, а не потому, что мы это чувствуем. У нас нет причин позволять неверию стоять на пути радости, мира и свободы, на которое мы имеем полное право. Бог верен Своему слову. Так что, когда мы просим Его, чтобы Он нас простил, то можем быть уверены, что прощены.
Разве может быть что-то невозможное для Бога? Но некоторым христианам кажется, что может. Речь идет о тех, кто совершил очень тяжкий грех и просто не может поверить, что Бог его простит. Убедить таких людей, что Бог прощает всякий грех, очень трудно. Пастор Чарльз Стэнли пишет о девушке, которая отказывалась поверить, что Бог может простить ее блуд. Она сказала пастору, что верит во Христа, и много раз просила у Него прощения. Но, хотя она и знала прекрасно, что в Библии сказано: Бог прощает всякий грех, на сердце у нее было тяжело. Она не чувствовала прощения и очищения совести. Этой девушке казалось, что Бог может простить всё, кроме ее конкретного греха. И когда мы думаем или говорим, что наш грех настолько тяжел, что Бог его не может простить, мы сомневаемся в Его всемогуществе. Мы сами у себя крадем великие дары Божии – чистую совесть и общение с Богом (1Ин.1.5-10).
Не очень то мы спешим к Богу за прощением. Носимся со своим грехом днями, неделями и еще дольше, а признаться в нем боимся. Почему же мы так мучим себя? Кто-то боится, что слишком уж всё просто получается: согрешил, покаялся и гуляй себе. Кто-то считает, что Бог совсем не обязан нас прощать и поэтому шансов у нас на прощение не много. Но еще устами пророка Исаии Господь возвестил упрямому, непокорному Израилю, что Он ждет, не дождется, когда Ему предоставится возможность проявить милость к грешникам. Бог говорит через Своего пророка, что помилует израильтян сразу же, как только услышит их вопль. Ответит им сразу же, как только услышит их голос. Ис.30.19 «Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе». Что Бог готов прощать грехи наши, ясно уже из того, как Христос страдал на кресте ради этой возможности прощать. Читаем из Евр.4.16 «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Приступить к Богу с дерзновением не значит приступить с наглостью, высокомерно. Это значит приступать, понимая, Кто дал тебе это право и Кто ждет, когда же ты, наконец, «приступишь».
Вьетнамка Ким Фук в ужасе убегала из своей деревни в надежде спастись от напалма, уже горящего своим адским пламенем на ее теле. Командир экипажа посчитал, что в деревне нет мирного населения, и отдал приказ начать ее обстрел. В 1996г. Ким пригласили выступить в Вашингтоне в мемориале в честь ветеранов вьетнамской войны. Вспоминая пережитое, Ким сказала, что, если бы ей встретился тот летчик, она смогла бы его простить. К ее великому удивлению он оказался в зале. Летчик беспрестанно повторял: «Простите меня! Простите меня!» И Ким спокойно ответила: «Я вас прощаю». Как же она могла простить того, кто так жестоко изуродовал ее тело и сломал всю ее жизнь? Дело в том, что и Ким, и летчик стали христианами. Они познали, что значит прощать и принимать прощение. Христос простил их, а они несли прощение, как эстафетную палочку, дальше.
Можно ли «замерить» духовную зрелость христианина? Если да, то уж, конечно, не по продолжительности и не по содержанию его публичных молитв. Слишком многие молятся при людях на публику, забывая, что молитва – это разговор не с людьми, а с Богом. Не замеришь духовности и суммой пожертвований – жертвовать можно напоказ или для очистки совести. Самый верный признак духовности – это способность прощать. Трудно ли нам простить того, кто нас обидел? Чем больше мы будем уподобляться Христу, тем легче нам будет прощать других. Стоит вспомнить, сколько простил нам Бог, и как же тогда можно не прощать кого-то? Когда кажется, что кого-то простить нельзя, подумай: а тебя было можно?
Господь! Даруй нам духа прощения, помоги нам прощать и принимать прощение!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы восхваляем Тебя за чудо Твоей всепрощающей благодати и за силу Твоей всеобъемлющей любви. Ты нас не отвергаешь, если мы на чем-то оступились – Ты нас понимаешь и прощаешь. И не хочешь, чтобы мы сбились с пути. Не дай укрепиться в нашем сердце сомнению в силе Твоего прощения. Не дай нам забыть, что прощение не от нас зависит, но от Тебя, от того, что сделал Христос. Благодарим Тебя за это прощение. Благодарим Тебя за то, что Ты всё сделал, чтобы нас простить. Убереги нас от глупого безрассудства не бояться Тебя, не искать Твоей милости. Если бы Ты хоть один из неисчислимых наших грехов вменил нам в вину, нам не было бы на что надеяться. Помоги нам, наставь, дай мудрость, чтобы знать, как этой милостью мы можем делиться с теми, кто обижает нас. Дай, чтобы мы, покоясь в объятиях Твоей любви, чувствуя на себе нежную и невыразимую Твою благодать, прощали обидчикам нашим. Даруй нам духа прощения и способность принимать прощение. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.