ПРОПОВЕДИ
Испытание самих себя
Еф.5.10 «Испытывайте, что благоугодно Богу»
Представление о том, что следует постоянно исследовать свое внутреннее «я», чтобы определить его духовное состояние, мотивы и установки, принадлежит в основном христианской эпохе. В Ветхом Завете испытывать «сердца и утробы» мог только Бог. Исх.20.20 «И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был перед лицом вашим, дабы вы не грешили». Пс.25.2 «Искуси меня, Господи, и испытай меня». Новозаветный верующий обязан «испытывать себя», чтобы обрести уверенность в том, что его отношения с Богом и с ближними носят подлинный характер. Только в этом случае он может участвовать в Вечере Господней.1Кор.11.28 «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей». Пусть он размышляет о святых целях этой заповеди, о ее сущности и пользе, какую она приносит участвующим в ней. И пусть сопоставит всё это со своим отношением к ней и тем настроением, с каким он подходит к ней. И если убедится, что совесть не осуждает его перед лицом Божьим, тогда может участвовать. Не должны есть хлеб сей и пить из чаши Господней те, которые по честном испытании себя обнаружат, что имеют все основания для обвинения себя в неверии, нераскаянности и отчуждении от жизни Божьей. Кто хочет быть приглашенным на брачный пир, тот должен облачиться в брачные одежды (согласно притче о брачном пире – Мф.22).
Христианин обязан испытывать разные стороны своей духовной жизни. Приведем несколько из этих испытаний.
Еф.5.10 «Испытывайте, что благоугодно Богу». Наш долг узнать, исследовать, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная. И быть послушными Его воле. Более того, мы должны представить (Рим.12.1-2) тела наши в жертву живую, святую, благоугодную Богу.
В Послании к галатам нам дается совет – испытывать каждому свое собственное дело. Гал.6.4 «Каждый да испытывает свое дело». Под своим делом здесь надо понимать наши поступки или поведение. Ап. предписывает нам испытывать их, т.е. проверять серьезно и беспристрастно в свете Слова Божия. Чтобы увидеть, соответствуют ли они ему, могут ли они быть одобрены Богом и нашей совестью. Он говорит об этом, как о долге каждого христианина. Вместо того чтобы спешить судить и порицать других, нам гораздо более подобает исследовать и испытывать свои собственные пути, ибо сказано в Рим.14.10 «а ты что осуждаешь брата твоего?» и 14.4 «Кто ты, осуждающий чужого раба?» Если христиане должным образом займутся исследованием себя, то легко обнаружат в себе множество недостатков. Которые скоро убедят их, как мало у них оснований гордиться собой или быть строгими в осуждении других. Это дает нам повод заметить, что самый лучший способ удержаться от гордости – испытывать самих себя. Чем лучше мы знаем свое сердце и свои пути, тем менее склонны презирать других и тем более расположены сочувствовать и помогать им в их немощах и затруднениях.
1Фес.5.21 «Всё испытывайте, хорошего держитесь». Это повеление надо отнести и к проповеди. Несмотря на то, что к проповеди надо относиться с уважением, однако не следует все слова проповедника принимать на веру, но надо проверять их в свете Библии. Необходимо исследовать Библию, чтобы знать, говорит ли проповедник истину или нет. Такой подход мы находим в Библии. Когда ап. Павел проповедовал Евангелие в Верии, верийцы исследовали Писание с целью узнать, соответствует ли учение Павла ветхозаветным книгам Священного Писания. После чего многие уверовали. Деян.17.11 «Здешние были благомысленнее фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». (Верия – и ныне существующий город в Греции, расположен примерно в 40км от Фессалоник (ныне Салоники)). Однако не следует всё время только испытывать и всегда оставаться неутвержденным. Мы не должны без конца искать и колебаться духом. В конце концов, мы должны определиться и держаться хорошего. Когда мы убедимся в чем-то, что оно является правильным, истинным, добрым, то должны твердо держаться его. И не уклоняться и не отступать под влиянием оппозиции или преследований, могущих постигнуть нас за приверженность истине. Это должно быть целью данного испытания.
Ап. Иоанн говорит о том, что о Божьем пребывании в нас и с нами мы можем узнать по духу, который Бог дал нам. Он же объясняет, как можно распознать и отличить этого духа от других духов, появляющихся в этом мире. 1Ин.4.1 «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». Он призывает учеников быть осторожными в отношении духов, и испытывать называющих себя духовными. Не следуйте за каждым человеком, претендующим на то, что он имеет Духа Божьего. Или утверждающим, будто он получил видение, или вдохновение, или откровение от Бога. Бог изливает Духа Своего в эти последние дни, но не на всех, кто заявляет, будто он наделен Им. Ученикам предлагается испытывать духов – можно ли им доверять и полагаться на них в делах веры.
Христианину следует исследовать себя, подлинно ли он в вере, осознать степень своего отпадения от веры живой и суметь отличить подлинные и вечные ценности от ложных. 2Кор.13.5 «Испытывайте самих себя, в вере ли вы». Здесь ап. Павел делает свидетелями самих коринфян в том, что сила Христова явствует в его служении. Т.к. Христос един, необходимо, чтобы в служителе и в верующих обитал тот же Христос. В данном случае он хочет сказать, что если бы они могли доказать истинность своего христианства, то это было бы доказательством его апостольства. Ибо если они в вере, если в них пребывает Иисус Христос, то это доказывает, что и в нем говорит Христос. Потому что именно через его служение они уверовали. Он возродил их посредством Слова Христа. Его служение не могло сопровождаться божественной силой, если бы он не получил его свыше. То, что ап. говорит здесь об обязанности коринфян испытывать самих себя, является долгом всех, называющих себя христианами – исследовать свое духовное состояние. Мы должны испытывать, в вере ли мы, потому что в этом вопросе очень легко можно обмануться, а такое заблуждение крайне опасно. Поэтому мы должны испытывать самих себя, задавать себе вопрос, живет ли во мне Христос. Так что мы либо истинные христиане, либо великие обманщики. Позор тому, кто не знает самого себя, не знает своего собственного сердца.
Рассмотрим важнейшее повеление Господа относительно исследования, критики и осуждения не самих себя, а других людей. Ибо мы скорее склонны делать именно это. Господь Иисус говорит в Нагорной проповеди: Мф.7.1 «Не судите, да не судимы будете». В этом стихе наш Спаситель указывает нам на то, как мы должны относиться к чужим недостаткам. В Его словах содержится укор в адрес книжников и фарисеев, которые очень сурово, самоуверенно и высокомерно осуждали всех вокруг себя. Это свойственно людям гордым и уверенным в своей праведности. При прочтении этого стиха очень важно не пойти по пути его ложного понимания. Этим стихом злоупотребляют враги Евангелия, превращая его из лекарства в яд. Говоря «не судите» Господь Иисус не имел в виду, что мы не можем иметь собственного мнения о событиях и людях, нас окружающих. Мы обязаны иметь собственное мнение. Более того, мы призваны «всё испытывать» (1Фес.5.21) и испытывать даже духов, от Бога ли они (1Ин.4.1). Господь не говорит, что мы не должны замечать грех других людей. Такое толкование Его слов противоречит всему Писанию. Мы должны исследовать и судить себя и наши собственные действия. Но не должны судить своего брата, самочинно присваивать себе такую власть над людьми. Мы не должны судить поспешно, не должны производить над своим братом суда (даже в самой мягкой форме), не имеющего под собой серьезного основания. Мы не должны изображать людей в самом худшем виде, находить в их словах и поступках что-то оскорбительное и возмутительное, чего в действительности они не содержат. Мы не должны судить немилосердно, безжалостно, в духе мщения или желания причинить вред. Мы не должны судить о человеке по одному его единственному поступку. Или судить о нем по тому, как он обращается с нами, поскольку в делах, касающихся лично нас, мы можем быть пристрастны. Мы не должны судить сердца других, намерения их, ибо это особенно Божья прерогатива – испытывать сердца. И мы не должны занимать Его престол. Мы не должны выносить приговора другим по вопросу их вечного спасения, не должны называть их лицемерами, нечестивцами и отверженными. Это будет превышением наших полномочий. Мы можем ему посоветовать, помочь, но не судить.
Господь Иисус сказал апостолу Петру: Мф.16.19 «Я дам тебе ключи Царства Небесного». Каждое чадо Божие может открыть Небесное Царство любому из людей, возвестив ему Христово прощение. Но тот же Господь сказал: Отк.1.18 «Я имею ключи ада и смерти». Этих ключей Он не дал никому. Их он оставил у Себя, иначе бы некоторые из людей бросались в ад по глупости, или обрекали на адские мучения тех, кто не верит именно так, как они. Мать дает ребенку безопасную игрушку, а не нож, которым он мог бы порезаться. Поэтому Петру были даны ключи Царства Небесного, а не ада. Нам, верующим был доверен только один ключ. Открывайте другим врата неба. И не осуждайте, не пытайтесь загнать в ад никого.
Некоторые христиане ведут себя как некие самозваные обличители грехов своих братьев и сестер по вере. Они не упускают ни одной ошибки у других, и никогда не медлят указать на нее. Но часто такие люди оказываются слепы к недостаткам собственной духовной жизни. Именно таких предостерегает Господь Иисус: Мф.7.5 «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Жители одного городка в США были всерьез обеспокоены несоблюдением в их городке правил дорожного движения. И вот 53 человека решили подписать петицию с требованием к полиции установить более жесткий контроль за движением в их городке. В ответ на это требование начальник полиции устроил ночную облаву на нарушителей. Было задержано 5 человек, и все они оказались из числа тех, кто подписал петицию. Они сами были повинны в нарушениях, которые так осуждали. Бывает, что брат по вере нуждается в том, чтобы кто-то указал на его недостатки. Но, чтобы взять на себя такую нелегкую и деликатную миссию, надо быть уверенным в своей правоте и в своем праве советовать. Ап. Павел указал в Послании к галатам на необходимость исправлять заблудших братьев (Гал.6.1). Но тут же он добавил, что делаться это должно в духе кротости. Потому что ни один из нас не застрахован от того, чтобы пасть жертвой искушения и самому оказаться повинным в том же грехе.
В книге пророка Иоиля Бог обещал сражаться против Своего народа (гл.2). Трудно представить, что Господь будет воевать против избранного им народа. Но Израиль прочно привязался к ложным богам, и в этом была причина. Бог и раньше воевал против них по этой же причине. Читаем из книги Судей. Суд.2.15 «Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло … И им было весьма тесно». Если сердце чада Божьего удаляется от Бога, Он будет сражаться с ним, чтобы его привести обратно. Если верующий становится гордым и самоуверенным, если чтение Библии и молитвы начинают казаться ему пустой тратой времени, Бог выступает вперед и берет инициативу в Свои руки. Но Бог будет сражаться с нами не для зла, а для блага. Он даст нам почувствовать горечь поражения, чтобы мы прислушались к Его словам: Еф.5.10 «Испытывайте, что благоугодно Богу». Не ждите, когда Бог объявит вам войну. Исследуйте свое духовное состояние и, при необходимости, исправьте пути ваши.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты повелеваешь детям Своим постоянно исследовать свое внутреннее «я», чтобы обрести уверенность в том, что их отношения с Тобой и с ближними носят подлинный характер. Мы должны исследовать, узнать, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная. Просим, помоги нам в этом и помоги быть послушными Твоей воле. Помоги нам представить тела наши в жертву живую, святую, благоугодную Тебе. Дай нам Твою мудрость, чтобы мы могли наши поступки и поведение серьезно и беспристрастно испытывать в свете Библии. Дай нам понять, как мало у нас оснований гордиться собой или быть строгими в осуждении других. Чтобы мы не презирали других, а были расположены сочувствовать и помогать им в их немощах и затруднениях. Помоги нам выявить хорошего и твердо держаться его, не колебаться духом. Помоги нам распознать в этом мире духов зла и лжи, не следовать за каждым человеком, претендующим на то, что он имеет Духа Святого. Помоги нам исследовать себя, подлинно мы в вере, и осознать степень своего отпадения от веры живой, спасающей. Дай нам мудрости и кротости не судить других, а наставлять в духе смирения. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.