ПРОПОВЕДИ
Женщина из Вифании возливает миро на Господа
Мк.14.9
«Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие
в целом мире,
сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала».
Выполняем пожелание, а, может быть, точнее будет сказано – повеление Господа Иисуса. Вспомним про угодном Ему повествовании.
Из Мк.14.1-9 мы видим, как порой недооцениваются и неверно истолковываются добрые дела. Перед нами – женщина, сделавшая доброе дело, возлив благовоние на голову нашего Господа Иисуса Христа в доме в Вифании. При исследовании этого повествования возникает вопрос о том, одна, две или три женщины помазали Господа во время Его земного служения. Есть богословы, которые считают, что их было три. В подтверждение этого мнения можно привести следующие доводы. (1) Женщина, о которой говорится в Лк.гл.7, упоминается первой. Очевидно, это помазание было не в Вифании, а в другом городе. О ней сказано, что она была грешницей. Из описания следует, что дом принадлежал фарисею. Были помазаны ноги Господа, а не Его голова. Имеются свидетельства, основанные на самом тексте Библии, что всё это произошло в относительно ранний период служения Господа. Мы должны учитывать все эти моменты. (2) Помазание, которое описывает ап. Иоанн (Ин.12), следует за предыдущим. Нам дается понять, что это произошло за 6 дней до Пасхи. Женщина, помазавшая Господа, была Мария, сестра Лазаря. Снова помазаны были Его ноги, а не голова. (3) Помазание, о котором говорит ап. Матфей и евангелист Марк, является третьим по порядку. Это произошло, как читаем (ст.1), всего за 2 дня до праздника Пасхи. Имя женщины, помазавшей Господа, в этом случае не упоминается. Но, как мы видим, миро было возлито на Его голову. Конечно же, мы задаем себе вопрос: «Возможно ли, чтобы такое могло случиться с Ним целых три раза?» В ответ на это необходимо отметить, что в дни земного служения Господа помазание человека являлось знаком почести и уважения. Поэтому вполне возможно, что такое событие могло повториться трижды. Главная сложность состоит в большой схожести речи, которой описывают помазание евангелисты Иоанн, Матфей и Марк. Объяснить это можно тем, что Господь иногда повторял некоторые важные мысли.
Рассмотрим некоторые эпизоды этого события. Один из последователей Господа пригласил Его с учениками в гости. И Господь принял приглашение, несмотря на приближающуюся смерть. Он не впадал в уныние и не избегал общества даже в эти дни. Женщина, возлив драгоценное миро на голову Господа, сделала это в знак уважения и почтения. Примечательно то, что она позаботилась вылить всё содержание сосуда на голову Спасителя – она разбила сосуд. Христос должен быть почтен всем, что у нас есть, и мы не должны помышлять о том, чтобы удерживать часть жертвы. Отдаем ли мы Ему драгоценное миро наших лучших чувств?
Однако некоторые осудили ее действие, они назвали его тратой мира. Считали, что не стоило тратить столько денег на миро и разлить его, т.к. через некоторое время миро всё равно улетучивается. Можно предположить, что ранее она не жалела денег на свою косметику. Но после того как Господь вытащил ее из ее старого, греховного мира, она стала неспособна много тратить на себя. Видя такой поступок, люди задумываются: уж наверняка что-то есть в этом Иисусе Христе, раз делают Ему такие подарки. «Некоторые же вознегодовали». Их холодные сердца не могли понять ее великой щедрости. Их сердца не были склонны к таким расходам ради почтения Господа. Поэтому они посчитали женщину, сделавшую это, расточительной. Какие растраты не бывают только у нас в жизни: времени, энергии, материальные растраты и т.д. Сколько раз в жизни тратим деньги, может быть даже сверх своих материальных возможностей, лишь бы удовлетворить наши эгоистические желания. Какие суммы поглощает наше служение греху: пьянство, наркотики, курение, блудная жизнь, развлечения, модная одежда и т.д. То, что тратим на Господа, никогда не будет растратой. А то, что мы тратим на грех или на непотребства – это безвозмездная пропажа. К сожалению, встречается и в наших церквах дух придирчивости. Нет недостатка в людях, возмущенных, по их словам, «крайностями» в религии и настойчиво рекомендующих быть «умеренными» в служении Христу. Если человек отдает свое время, деньги и любовь мирским вещам, в том числе и хобби, то никто не станет упрекать его. Если он посвящает себя богатству, удовольствиям или политике, никто не осуждает его. Но если тот же человек решит посвятить себя и всё, чем он обладает, Христу, то сразу появятся люди, которым не хватает слов, чтобы выразить свое возмущение его «глупостью». И сразу наклеят на него ярлыки: «он вне себя», «он сумасшедший», «он просто фанатик», «чересчур праведный нашелся», «он бросается в крайности». Проще говоря, они считают это тратой.
Если мы стремимся служить Иисусу Христу, и слышим в свой адрес подобные обвинения, не будем беспокоиться. Будем переносить их с терпением, помня, что они так же стары, как и само христианство. Такие обвинители достойны сожаления. Они ясно показывают, что не испытывают чувства долга перед Господом Иисусом. Не мог ли бы Господь считать за растрату пожертвовать Своей кровью, Своей жизнью за наш мир греха и порока, за грешников? Но Он не думал так. Для Него ничего не было слишком многое, слишком большое, что требовалось от Него для нашего спасения. Он лишился за нас Своей славы на небесах, терпел за нас унижения, поругания и побои, умер за нас крестной смертью. И за такого Искупителя можем ли мы сделать слишком многое? Если только человек поймет весь ужас греха и милость умершего за него Христа, он никогда не сочтет что-либо настолько хорошим или дорогим, что не сможет отдать это Христу. Скорее он скажет: Пс.115.3 «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» Он побоится тратить время, таланты, деньги и любовь на вещи этого мира. Он хочет всё это отдать Спасителю. Он не будет бояться сделать слишком много для Христа.
Слова тех, которые вознегодовали, были направлены не только против женщины, но и против Господа. Как относится ко всему этому Спаситель? А Господь так поступил, как поступал в течение всей Своей жизни на земле: прямо, искренно, свято. Для Него чуждо было лицемерное притворство. Он не делал вид, что Ему не нравятся данные Ему почести. Он дал понять, что это Ему нравится это, что Он заслуживает подобные почести. Слова Его к ученикам предельно лаконичны. Он мог бы сказать: «Не стыдно ли вам говорить о трате миро? Разве Я не отдал все Свои силы, всё Свое время для вас? А сейчас собираюсь принять страдания и смерть за вас? А в награду за это от вас ничего не получил». Но Господь оставался смиренным, спокойным даже тогда, когда отвергли и унижали Его. И в этом случае Он только напомнил им о Своей скорой жертвенной смерти. Можем предположить, что после Его слов все-таки сжалось сердце у большинства Его учеников. Из-за того, что даже перед смертью огорчили Его таким недостойным поведением.
А женщина помалкивала. Ей не требовалось говорить. Если нас защищает наш Спаситель, то нет нужды в наших собственных защитных речах. Наш мир не ценит действительно добрые дела, дела без примеси эгоизма. Так случилось и с поступком женщины. За свой добрый поступок она получила от окружающих лишь бессердечную критику и насмешки. Кто любит Спасителя, тот не хочет сверкать, выделяться своими добрыми делами. Чаще всего такой человек избегает публичности, любит скрытости. Проявить нашу любовь к Иисусу Христу можно и в наши дни. Если, напр., ухаживаем за чужим больным человеком, выполнили очень неприятную работу, то можем считать, что намазали голову Господа миром. Так считает и Сам Господь. Для Него радость и то, если мы свои ежедневные обязанности выполняем для прославления Его имени: от души, качественно. Это полезно будет и для нас самих. Потому что свои работы будем выполнять не как невольные рабы, и не будем чувствовать себя роботами.
Любовь к Богу неотделима от любви к Иисусу Христу, поскольку Бог Отец и Бог Сын – одно. Господь хочет от нас истинной любви. Любви, которая не смешивается с нашей любовью к себе, с нашим желанием выделиться, приобрести значимость в жизни, признания от людей. Женщина, упомянутая в нашем повествовании, не выделиться хотела тем, что вылила драгоценное миро Господу на голову. Душа у нее была простая, и в ее голове отсутствовали побочные или задние мысли. Только одна цель была перед ее глазами – делать приятное Господу. Преданность ее сердца к Господу сильнее благоухала, чем миро, которое она возлила на Его голову, и запах которого заполнил комнату.
Далее отметим, как высоко ценит Господь любые служения, совершаемые ради Него. В словах Его звучит возвышенная похвала этой женщине. В словах Господа выделяются три детали, на которые следует обратить внимание тем, кто высмеивает и обвиняет других, готовых послужить Господу, подобно этой женщине. Вначале Господь Иисус сказал: «оставьте ее; что ее смущаете?» (ст.6). Этот вопрос проникает глубоко в сердце, и на него трудно ответить всем тем, кто гонит других за их веру. Как они объяснят свое поведение? Ведь у них нет разумной причины, а значит, у них нет оправдания. Они смущают других из зависти, злобы, невежества и неприязни к истинному Евангелию.
Далее Господь говорит: «она доброе дело сделала для меня» (ст.6). Какая приятная и великая похвала из уст Самого Царя царей. Многие жертвуют деньги на церковь или выделяют средства на благотворительные организации, стремясь показать себя или из других недобрых побуждений. Но лишь человек, исполненный любовью и почтением к Христу, способен сделать истинное доброе дело (не руководствоваться эгоистическими целями).
Господь также говорит: «Она сделала, что могла» (ст.8). Это чудесная похвала из уст Господа. Чаще всего мы не можем совершить такие дела как, напр., ап. Павел или Ж. Кальвин. Но Господь и не ожидает от нас этого. Он желает, чтобы мы сделали для Него всё то, на что мы способны. Господь Иисус истолковал этот поступок в лучшем смысле, чем он был в действительности (насколько можно об этом судить). Намерение женщины, вероятно, заключалось лишь в том, чтобы выразить перед всеми свое глубокое почтение Христу. Но Сам Господь представляет ее поступок как акт великой веры и великой любви. «Она сделала, что могла» - более яркое выражение похвалы этой женщине трудно придумать. Тысячи людей живут и умирают без благодати, уходят в вечную погибель. Хотя постоянно повторяют: «Я пытаюсь изо всех сил делать добрые дела. Я делаю всё, что могу». Но их слова не соответствуют действительности. Про них Господь не скажет, что они сделали всё, что могли.
«Предварила помазать тело Мое к погребению» (ст.8)- как если бы предвидела, что Мое воскресение помешает ей сделать это потом. Этот погребальный ритуал был своего рода предсказанием приближающейся Его смерти, или прелюдией к ней. Смерть Христа и Его погребение были для Него унижением до самой глубокой степени. Он подчинился им, тем не менее, хотел, чтобы они сопровождались некоторыми знаками почета.
Давайте извлечем практический урок из этого отрывка. Давайте, подобно этой женщине, о которой мы сейчас говорили, посвятим себя и всё, чем мы обладаем, во славу Христа. Наше положение в этом мире может быть незначительным, а наши средства – скудными. Но, как и эта женщина, давайте, сделаем всё, что можем.
Вспомним заключительные слова Господа, произнесенные Им для поощрения поступка женщины. Мк.14.9 «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала». При проповеди Евангелия мы говорим о том, что Господь возлюбил нас. А история этой женщины свидетельствует о том, что она возлюбила Господа. Настоящие добрые дела не забываются у Господа Бога. Бог не забывчив. Евр.6.10 «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его». Пророк Малахия пишет, что у Бога имеется памятная книга. Мал.3.16 «пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». Господь Иисус позаботился о том, чтобы добрый поступок этой женщины стал известным уже в этом мире. История эта уже почти 2000 лет побуждает многих детей Божьих на подобные поступки. На протяжении последних двадцати столетий тысячи драгоценных жизней, сокровищ сердца, высоких положений и радужных перспектив были «потрачены» ради Господа Иисуса. Для тех, кто любит Его, Он достоин любой жертвы.
Боже наш! Помоги нам в том, чтобы и среди нас Господь Иисус был постоянно прославляем!
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за это повествование, в котором мы видим, что добрые дела порой недооцениваются и неверно истолковываются. Мы видим в нем много прекрасных примеров для себя. В том числе и то, что Господь Иисус даже за два дня до Своих искупительных страданий и смерти не впадал в уныние и не избегал общества. Просим, дай нам осознать, что наш Спаситель Иисус Христос должен быть почтен всем, что у нас есть. И мы не должны помышлять о том, чтобы удерживать часть предназначенной Ему жертвы. Осознать и то, что всё то есть безвозмездная пропажа, что мы тратим на грех или на непотребства. Дай нам посвятить себя Иисусу Христу, делу Его Царства. Ведь наш Спаситель лишился ради нас Своей славы на небесах, терпел за нас унижения, поругания и побои, умер за нас крестной смертью. Помоги нам сделать всё то для нашего единственного Спасителя, на что мы способны. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.