ПРОПОВЕДИ
Серьезность любого греха
1Кор.5.6 «Разве вы не знаете, что малая закваска квасит всё тесто?»
По словарю русского языка «закваска» - вещество, вызывающее кислое брожение. Коротко расскажу, откуда берется закваска. Я помню то время, когда моя мама еще сама пекла хлеб для семьи. Из готового теста для хлеба отделяют кусок примерно величиной в кулак. Этот кусок теста высушивают и могут использовать при другом хлебопечении. Моя мама пользовалась закваской тогда, если не было дрожжей. Потому что, в отличие от дрожжей, закваска дает хлебу кисловатый привкус.
В этой проповеди намереваемся доказать, что подобно тому, как малая закваска квасит всё тесто, так и малый грех может привести к серьезным последствиям. А на самом деле малого греха для Бога не существует. Любой грех разделяет нас от Бога. Если мы нарушим любую заповедь закона, мы – преступники закона. Иак.2.10-11 «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона». Есть верующие, которые считают, что соблюдают весь закон. Но умышленно, открыто и постоянно грешат в одном чем-нибудь, по их мнению, несущественном. Думают, что будут прощены в этом, потому что послушны в других. На самом деле они навлекают на себя то же самое наказание, подвергаются тому же осуждению по приговору закона, как если бы нарушили и другие его заповеди наравне с той, в нарушении которой виновны. Это не означает, что все грехи одинаковы, но что все они одинаково оскорбляют авторитета Законодателя, Бога. И поэтому влекут наказание, полагающееся за нарушение закона вообще. Это показывает нам, как тщетно думать, будто наши добрые дела могут искупить плохие и ясно направляет нас искать прощение в другом. Один человек, возможно, чрезвычайно строг в вопросе прелюбодеяния и скрупулезен во всем, что приводит к этой скверне плоти. Но менее склонен осуждать убийство (напр., в случае кровной мести) или то, что приводит к нарушению здоровья, разбивает сердце и губит жизнь ближних. Другой очень страшится убийства, но проще относится к прелюбодеянию. Однако кто более смотрит на авторитет Законодателя, чем на предмет заповеди, тот видит, что для осуждения как за одно нарушение, так и за другое существует одно и то же основание. Повиновение тогда угодно Богу, когда всё делается из уважения к Его воле. И непослушание должно быть осуждено, в чем бы оно ни проявлялось. И, с другой стороны, Бог прощает не только малые грехи, а большие не прощает. Он прощает все грехи, кроме хулы на Святого Духа.
Человек любит приукрашивать свои злые поступки. Многие называют (а, может быть, и считают) свои грехи малыми, ошибками, срывами, плохим характером и т.п. Но незначительный для многих грех может привести и часто приводит к пугающим последствиям. Зло разрастается быстрее, чем добро, заразу свою умножает быстрее. Это можем наблюдать и в природе, напр., на огороде. Сорняки более живучи, чем огородные растения и растут быстрее их. Об этом тоже написано и в Библии. Еккл.9.18 «один погрешивший погубит много доброго». Еккл.10.1 «Мертвые мухи портят и делают зловонною масть мироварщика; то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью».
Всё сказанное о закваске, т.е. о как бы незначительных грехах, проступках, можно отнести как к церкви в целом, так и к отдельным людям. Вся церковь может быть отравлена вследствие незначительного дела. Ложное учение, проникая в церковь, может вызвать брожение и ереси, разрушающие церковь. Грех, в церкви к которому относились снисходительно, может осквернить всю общину. Из-за какого-то «малого греха» сатана может расстроить всю духовную жизнь человека. Ему он будет внушать: ты грешник, тебя Бог уже не любит и т.п. Незначительный поступок и в самом человеке может вырасти до большого греха. Один наш злой взгляд, одно наше злое слово может сделать другого человека злейшим врагом нашим. Взгляд женщины может возбудить в нашем сердце злые пожелания. Если не выбросить их сразу из головы, если не вырвать этот восходящий ядовитый росток, то будет расти до тех пор, пока не приведет к злым действиям. Одна единственная мысль может разрастать и отравить всю духовную жизнь нашу. Некоторые верующие годами противостоят искушениям, выдерживают кризисы, стойки силою Всевышнего. Но порой мелкие грешки закрадываются в их жизнь – где-то чуть-чуть слукавил, где-то поддался жадности или похоти. Тем грехам, которые постепенно разрушают характер. И вдруг они терпят падение. И их когда-то сильное свидетельство о Христе превратится в безмолвную жертву греха.
Некий семнадцатилетний парень любит своих братьев и сестер. У него хорошие друзья. Он заботится не только о близких, но и о незнакомых людях. Он всё делает по дому, учится и еще подрабатывает. Ну, просто идеальный сын. Но у него есть один недостаток. Когда к остановке подъезжает автобус, он преображается: невзирая на пол и возраст пассажиров, он расталкивает всех локтями, чтобы войти первым. Как в данном случае должны поступить его родители? На эту «автобусную невоспитанность» сына не обращать внимания, потому что во всем остальном он ведет себя безукоризненно? Или все-таки серьезно поговорить с ним? Вспомним, как поступил Господь. В Откр.2 Господь хвалит Фиатирскую церковь. Но добавляет: Откр.2.20 «Но имею немного против тебя». Даже если почти во всем в своей христианской жизни мы действуем по Его воле, это не значит, что Бог будет смотреть сквозь пальцы на то немногое, в чем мы идем этой воле наперекор, где мы сознательно не повинуемся Ему. Наш небесный Отец долготерпелив. Он понимает наши слабости, но Он очень серьезно относится к нашей неверности. А если уж говорить о духовном росте, а он необходим каждому истинному верующему, он зависит не только от того, что мы делаем правильно. Но и от того, что мы делаем неправильно.
Чем дольше у нас какая-то привычка, тем труднее от нее избавиться. Так бывает не только с алкоголем и наркотиками. Точно так же обстоит дело, напр., с привычкой за всё переживать или на всех злиться. Господь Иисус пришел не только для того, чтобы простить наши грехи, но и для того, чтобы освободить нас от грехов. Когда мы верой принимаем Христа как Господа и Спасителя, и просим Его нас спасти, Он тоже у нас кое-что просит: чтобы мы были готовы с Его помощью заводить себе новые привычки. Рим.6.19 «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности не дела святые». И когда мы посещаем богослужебные собрания, читаем Библию и по ней живем, Бог нам помогает с привычками: плохие забирает и хорошие дает. Он разорвет цепь наших упрямых привычек к греху.
Никто не застрахован от падения в искушении. Даже у зрелых христиан есть слабые места в духовной броне, которые их делают уязвимыми перед нападками врага душ человеческих. В те дыры, которые проделывает в нашей броне гордыня, как раз может попасть своим дротиком сатана. А кроме гордыни продырявить нашу защиту пытаются любовь к деньгам, несдержанность, привычка сплетничать, нетерпение. Что же такое, если разобраться, искушение? Это любое побуждение подумать, сказать или сделать что-то против святой воли Божьей. Побуждение может быть разным – и мимолетней прихотью, и неодолимым влечением. Но, в любом случае, это желание поступить вопреки Божьей для нас воле. У древних греков был миф об Ахиллесе. Его мать предупредили, что ее сын умрет от раны, и она погрузила его малышом в воды волшебной реки Стикс. Надеясь, что это делает Ахиллеса неуязвимым. Но, окуная младенца, мать держала его за пятку, и в эту-то «ахиллесову пяту» и вонзилась роковая стрела. Каждый из нас должен задаться вопросом: «а где моя «ахиллесова пята»»? Нам нужно знать свои слабости, в которые нас легко может поразить враг. И если мы будем полагаться на помощь Господа, мы будем надежно защищены от Еф.6.16 «раскаленных стрел лукавого».
То, что зло, грех разрастается быстро, давно замечено людьми. Известный всем пример: искру нетрудно погасить, но если не сделать этого, может возникнуть пожар. Второй пример. Многие дети любят кататься на роликах. Когда дорога неровная, нужно объезжать или перепрыгивать камни, корни, трещины. Но чаще всего спотыкаешься на маленьких камешках, которые не так заметны, как большие препятствия. Так и в жизни. На большую проблему настраиваешься, собираешься с силами, а маленькую упускаешь из виду и имеешь неприятностей. Большинство верующих очень осторожны с серьезными опасностями, с явными грехами. А вот с грешками меньшего калибра расслабляются и спотыкаются. Тут слово сердитое обронишь, там мыслишку пакостную не тормознешь, позлишься на кого-нибудь – и вроде как ничего страшного. Но для святого Бога все наши грехи серьезны. Вспомним Озу (1Пар.13.5-10). Ему, наверное, казалось, что поддерживать ковчег Божий – дело пустяковое. И за такую «мелочь» Оза поплатился жизнью. На маленьких грешках можно очень сильно споткнуться, вроде держа курс на святость и праведность. Так что не будем упускать из виду серьезных препятствий, но и про камешки не будем забывать. От маленьких грешков могут быть большие беды.
Нет для родителей хуже новости, чем узнать, что тебя вызывают в школу. И самые неприятные слова из уст учителя – это слова: «С вашим ребенком у нас проблемы». А он-то, глядя на вас невинными глазами, каждый день уверял, что дела в школе вообще и у него в частности идут как нельзя лучше. И он всеми доволен, и, конечно же, все им довольны. К счастью, часто после вызова родителей в школу и обстоятельной беседы с возможными оргвыводами дома проблемы решаются. И отношение к учебе у детей меняется. Так бывает не только с детьми. Так бывает и со многими верующими. В смысле духовности мы все отличаемся не в лучшую сторону. Делаем совсем не то, чего ожидает от нас Господь. Мы, разинув рот, глазеем, как дети, на мирские соблазны. Мы не выполняем домашних заданий по молитве и чтению слова Божьего. Мы бездумно присоединяемся к потехам наших неверующих друзей и только потом, когда на душе начинают кошки скрести, понимаем, что, наверное, всё-таки этого сделать не стоило. И тогда нужно срочно останавливаться и всем сердцем обращаться ко Христу.
Если не будем замечать малое согрешение, то этим мы уже дали место (зацепку) дьяволу. А Бог через Библию предостерегает нас: Еф.4.27 «не давайте места дьяволу». С появившимися недостатками, злыми помышлениями, малыми грехами надо вступить в борьбу немедленно. Иначе они укоренятся в нас и борьба наша значительно усложнится. Если наши греховные пожелания и «малые грешки» не прогоним с порога нашего дома, то они могут получать приписку в нашей квартире.
Когда дерево, выросшее перед домом, было еще молодое, с ним вполне можно было мириться. Его нежная зелень давала тенек и прохладу. Но со временем ветви его так разрослись, что закрыли собой окна. А тени стало так много, что грядки под деревом захирели, и от них стало мало проку. И когда хозяин захотел его спилить, он понял, что работа ему предстоит тяжелая. Если бы он понял вовремя, что дерево надо убрать, было бы ему намного легче. Точно так же и с грехом. Сначала он кажется безобидным, порой даже приятным. Но, как от разросшегося дерева, от него потом свету белого не видно. Грех как зараза, которая распространяется и губит всё живое. Иак.1.15 «Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Предлагаем разобраться прямо сейчас со всеми своими маленькими грехами. Не будем ждать, пока они разрастутся.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Помоги нам осознать, что мы свой путь выбираем в маленьких на наш взгляд грехах, в них проверяется наша вера и через них происходит наш духовный рост. Помоги нам осознать серьезность греха, и сохранить в чистоте свой путь. Ведь мы нередко думаем, что всего один грешок – это ерунда. А в результате он заведет нас в водоворот греха. Просим, укажи нам грехи наши, выверни наружу всю грязь. Не дай нам жить во грехе, во лжи. Не дай нам соглашаться с мелким злом, которое прогрызает до корней нашу жизнь. Иначе наше, когда-то сильное свидетельство о Христе превратится в безмолвную жертву греха. Помоги нам покаяться перед Богом прямо сейчас в наших прегрешениях, чтобы не произошло наше великое падение. Разорви цепь наших упрямых привычек к греху. Дай нам благодарить Тебя, если в чем-то верно поступаем. А если нарушили Божью волю, покаянием сотри наш грех. Благодарим Тебя за то, что Ты всё сделал, чтобы нас простить. Дай нам понять, что без Иисуса Христа у нас нет никакой надежды. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.