ПРОПОВЕДИ
Если око твое чисто
Мф.6.22
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто,
то всё тело
будет светло. Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно»
Господь Иисус обращает внимание Своих учеников на эту истину по той причине, чтобы, если они будут нести служение, могли быстрее разобраться, с каким человеком они имеют дело. Знание этого правила пригодится и нам, ныне живущим людям. По причине его краткости высказывание Господа не совсем понятно, поэтому мы будем рассматривать его в различных интерпретациях. Оно применимо к различным обстоятельствам. Оно применимо к человеческому телу. Мы можем истолковать его и в том смысле, что оно говорит об оке совести как об оке души. Для чада Божьего вера является его духовным оком. Рассмотрим несколько применений этого высказывания Господа Иисуса.
Глаза отражают внутреннюю сущность человека. Есть люди с добрыми глазами. Глядя на них, человек чувствует к ним доверие, воспринимает теплоту их души. И, наоборот, есть люди со злыми, «колючими» глазами. Рядом с таким человеком чувствуешь себя неуютно, испытываешь непонятный страх, стараешься поскорее уйти от него. Итак, глаза – зеркало души. В Библии мы тоже находим несколько мест, указывающих на связь между глазами и душой человека. Прит.6.16,17 «Вот шесть, что ненавидит Господь; даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый, …». Прит.16.30 «Прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство». Он тщательно обдумывает, как причинить вред ближнему.
У человеческой души есть свои духовные глаза. Некоторые считают, что под словом «око» можно понимать и сердце. Чистое сердце – это милосердное и щедрое сердце. Если сердце щедрое, склонное к благости и милосердию, то оно будет побуждать человека к христианским поступкам. Всё его поведение будет полно света, полно доказательств и проявлений истинного христианства. Его добрые дела представляют собой свет, сияющий перед людьми. Но если сердце злое, алчное, жестокое и завистливое, скупое и сварливое, то все тело будет темным. Такой нрав часто выражается словами завистливое око. Вспомним слова хозяина виноградника из притчи о работниках в винограднике. Мф.20.15 «Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр?» Всё поведение человека с таким нравом, как у первых работников, будет нехристианским, порочным. Итак, в человеке может быть свет, т.е. могут быть в нем наклонности, побуждающие его к добрым делам. Но может быть и тьма, порочные и мирские наклонности. Велико развращение такого человека и велика тьма, в которой он находится. Такой смысл согласуется с контекстом. Однако в параллельном месте (Лк.11.34) слова об оке приводятся не по такому поводу. Поэтому здесь у Матфея связь с контекстом не определяет однозначно смысла этих слов.
Некоторые понимают под духовным оком разумение, т.е. практическую рассудительность. Итак, если око твое чисто, если оно выносит справедливые и верные решения, выводы, способно отличать добро от зла, то оно способно правильно руководить чувствами и действиями. И они наполняются светом благодати и утешения. Но око может быть худо и развращено. Это если оно, вместо того чтобы управлять низменными чувствами, оказывается под их влиянием, если оно вводится в заблуждение и ошибается. В этом случает и тело, и жизнь будут полны тьмы. И всё поведение человека будет неправильным. Сказано, что не разумеющий ходит во тьме (Пс.81.5). Печально, когда дух человека, который должен быть светильником Господним, оказывается блуждающим огоньком. Когда вожди народа и вожди душ вводят народ в заблуждение. Ибо в таком случае водимые ими погибнут (Ис.9.16). Ошибки практического суждения губительны. Они заключаются в том, что «зло называется добром, а добро злом» (Ис.5.20). Поэтому мы должны заботиться о правильном понимании вещей.
Духовным оком могут быть цели и намерения. Глазами мы ставим перед собой цель. Это может быть мишень, по которой стреляем, место, к которому идем. Мы держим это в поле нашего зрения и соответственно направляем свои движения. Во всех наших религиозных делах мы преследуем ту или иную цель, глаз наш на что-то устремлен. Итак, если наше око чисто, тогда наши цели честны и справедливы. Тогда мы правильно следуем к ним, тогда наши устремления чисты и направлены только к славе Божьей. Тогда мы ищем Его чести и благоволения к себе. Если всё направляем к этому, тогда око наше чисто. Таким было око апостола Павла, когда он сказал: «Для меня жизнь – Христос». Если в этих вопросах у нас всё в порядке, тогда всё наше тело светло, все наши действия правильны и благородны, угодны Богу и несут утешение. Но если око наше худо, то вместо того, чтобы искать славы Божьей и Его одобрения, мы озираемся по сторонам, ища похвалы от людей. Тогда, исповедуя поклонение Богу, мы поклоняемся самим себе. И, притворяясь, будто ищем Христа, на самом деле мы ищем своего. Этим всё оскверняется, всё наше поведение будет извращенным и неустойчивым, потому что неправильно выбрано основание. Основанием должен быть только Иисус Христос. Цель определяет действие. Самое важное в религии – сделать своей целью не земное, а невидимое. Лицемер подобен гребцу, который смотрит в одну сторону, а гребет в другую. А истинный христианин подобен путнику, который идет к своей цели. Лицемер парит высоко, подобно коршуну, но глаза его устремлены вниз, на добычу. К которой он готов спуститься, как только появится благоприятная возможность. Истинный же христианин подобен жаворонку, который поднимается всё выше и выше, забывая о том, что осталось внизу.
А теперь переходим к еще одному духовному оку, к оку веры. Для духовного человека вера является его оком. Им он взирает на Иисуса Христа, Которого ранее пронзил копьем неверия. Именно верой созерцает он свой путь, ведущий на небеса. И это видение не является естественной способностью видеть, оно даровано ему свыше. Верой он видит то, что пока невидимо глазу. Он видит суть ожидаемых явлений, тех свидетельств, которые не может различить естественное зрение. Итак, вера есть око души верующего. Поэтому любые немощи веры несут немощи человеку в целом. Если вера слаба, то духовный свет, поступающий к нам, будет весьма туманным. Тот, кто не принимает Божьи обетования верой, будет претыкаться и во всем другом. Он не будет иметь уверенности, преклоняя колена, его руки ослабнут, а сердце будет трепетать от страха. Тот, кто хорошо видит оком веры, сможет всё. Вспомним слова Господа Иисуса Своим ученикам: Мф.17.20 «если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». Некоторые считают, что, сравнивая веру с горчичным зерном, Господь имел в виду свойство горчичного зерна, заключающееся в том, что в растолченном виде оно обладает сильным проникающим действием. Тогда смысл слов Его такой: «Если бы ваша вера была активной, живой, а не мертвой, не пассивной, то вы не потерпели бы поражения». Но, скорее всего, Господь имел в виду размеры горчичного зерна. В этом случае Его слова можно перефразировать так: «Если бы вы имели хотя бы зернышко истинной веры, такое маленькое, как самое наименьшее из семян, то творили бы чудеса». Вера вообще – это видение духовными глазами божественных откровений и уверенность в них. Т.о., сильный в вере силен совершать настоящие подвиги. С Богом своим он победит большое войско.
Повторяем, что немощи веры приведут к немощи духовного состояния человека, а слабость в вере – к общей слабости. Если наша вера изменчива, если у нее имеются свои подъемы и спады, то каждое такое изменение затрагивает всю духовную суть. Трудно идти дорогой, ведущей на небеса, когда вера изменчива и непостоянна, как вода. Христианин, чья вера неустойчива, не будет успешен. Есть одна болезнь веры, которая ведет не просто к болезни души, но к самой ее смерти. Существует смертельная болезнь веры, которая неизбежно приводит страдающего ею человека к гибели. Эта болезнь – недостаточная чистота и простота веры. Тот, кто имеет два основания веры, погибнет. Тот, кто полагается на два спасения, и не может сказать о Господе Иисусе: «В Нем мое спасение», пребывает в большой опасности. Не только от того, что идет к гибели, но и оттого, что уже осужден. Ибо в действительности не верит в Сына Божия. Он вообще не живет для Бога, но полагается отчасти на крест Христов, отчасти на что-то еще. Лишь тот является рожденным и живым чадом Божьим, чья вера стоит только на крови и праведности Иисуса Христа, и ни на чем ином.
Коротко остановимся на упомянутой выше болезни веры. Коль свет твоего тела есть око твоей веры, то, когда око твое чисто, когда ты видишь лишь одну цель, и взираешь лишь на Господа Иисуса, всё тело твое будет светло. В нем будет свет мира и радости во Христе Иисусе. Но если твое око худо, а оно не может быть иным, если не чисто (старается видеть две цели), знай, что всё твое тело будет исполнено тьмы. Сомнения и уныние будут отбрасывать на тебя свою густую тень. И еще хуже будет, когда вскоре Бог отвергнет тебя, когда тебя поглотит египетская тьма отчаяния. И это всё из-за того, что ты уповаешь частично на Спасителя Христа, а частично на свои добрые дела. На обряды или благотворительность, на молитву или собственный духовный опыт. А может на знание доктрин. Уповаешь частично на Господа Иисуса, а частично на пояс святой Богородицы или на мощи Сергия. Всё это предательски затмевает Иисуса Христа, Спасителя людей.
Разве ты не знаешь, человек, чье око не чисто, что твоя идея о смешении собственных достоинств или достижений с Христовыми выдает абсолютное непонимание ни себя, ни сути своих добрых дел. Твои добрые дела запятнаны грехом. Грехом эгоизма: ты ждешь за них материальной выгоды или признания людей. Твои наивысшие свершения должны быть омыты в крови Спасителя. Пусть ты готов отдать тело свое на сожжение, провести целую жизнь в служении Христу, но, в конце концов, ты должен признать, что всегда был слугой, выполняющим свои обязанности. Пусть Святой Дух просветит тебя. Око, которое видит что-либо благое в своих делах, слепо. Горделивое око хочет видеть в человеке или в его делах некое средство, помогающее обрести божественное благоволение. Такое око слепо по отношению к истине, из него нужно удалить катаракту гордыни.
Избавьтесь от нечистого ока, от дурного ока, которое косится одновременно и на мир, и на крест. Не взирает прямо на какую-то цель, но глядит то туда, то сюда, то еще куда-то. Помните, это око мирского, неверующего человека. Он думает, что может служить Богу и маммоне (богатству). Бог через Библию говорит тебе: «Не заботься (беспокойся) о завтрашнем дне». Маммона тут же скажет тебе: «Заботься обо всем». Бог призывает тебя: «Давай бедным от имения твоего». Маммона предлагает: «Придержи деньги, именно такое даяние всё портит». Когда Бог скажет: «Не собирай сокровищ на земле», маммона убеждает: «Добивайся денег, денег, денег любым способом». А когда Бог скажет тебе: «Будь честным всегда», маммона скажет: «Обмани своего собственного отца, если это тебе выгодно». Маммона и Бог находятся на противоположных полюсах и противостоят друг другу. Если ты попытаешься служить им обоим, то у тебя око мирского человека и ты сам мирской.
Нечистое око стало причиной духовной смерти многих людей. Людей, которые стремились делать добрые дела в миру, но имели более одной цели. Необходимо сосредоточиться на одной единственной цели, на одной единственной мысли – мысли о драгоценной любви Спасителя Христа. Живите ей, идите в мир, и будь что будет: вас будут поносить, но уважать. Вас могут назвать фанатиком, глупцом, но эти имена, даваемые миром – знаки хвалы и славы. Будьте людьми веры, людьми с чистым оком.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за наставление Твое, за слова, которые сказал нам сегодня. Просим, даруй нам сердце, склонное к благости и милосердию, побуждающее нас к христианским поступкам. И удали от нас сердце алчное, злое, жестокое и завистливое, скупое и сварливое. Даруй нам Твой свет, наклонности, побуждающие нас к добрым делам. Удали от нас тьму, порочные и мирские наклонности. Дай нам разумение, способность выносить справедливые и верные решения, выводы, способность отличать добро от зла. Да будут наши цели честны и справедливы, наши устремления чисты и направлены только к славе Божьей. Чтобы нам искать Его чести и благоволения к себе. Даруй нам око веры, способное взирать на Иисуса Христа, Которого ранее пронзили копьем неверия. Утверди нашу веру только на крови и праведности Господа Иисуса, и ни на чем ином. Избавь нас от дурного ока, которое косится одновременно на мир наш и на крест Христов. Помоги нам стать людьми веры, людьми с чистым оком. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.