ПРОПОВЕДИ
О вере Авеля
Евр.11.4 «Верою Авель принес Богу жертву
лучшую, нежели Каин;
ею получил свидетельство, что он праведен, как
засвидетельствовал Бог
о дарах его; ею он и по смерти говорит еще»
В Библии упоминается о многих героях веры. Есть кому подражать. О них говорит Бог через Библию именно потому, чтобы мы подражали их вере. Об этом сказано и в самой Библии. Евр.6.12 «дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетование». Евр.13.7 «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». В Евр.12.1 говорится о том, что мы имеем вокруг себя облако свидетелей веры и поэтому «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще». Т.е. изучение их жизненного опыта поможет нам в нашей христианской жизни.
Первым из этого облака назван Авель, сын Адама и Евы. Евр.11.4 «верою Авель …». Авель не случайно причислен к героям веры. Сам Господь Иисус высокую оценку дал Авелю. Осуждая книжников и фарисеев, Он говорит: Мф.23.35 «Да придет на вас кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии». Бог ведет счет, начиная с крови «Авеля праведного». С него начинается эра мучеников. Как рано вошло мученичество в мир! Первый умерший человек умер за свое благочестие.
Первые люди, Адам и Ева, жили на земле не верой, а видением. Они видели и знали Бога. Он говорил с ними в Едемском саду лицом к лицу. Там они получили от Него заповедь не вкушать от дерева познания добра и зла. Когда же нарушили это Божье повеление, т.е. после грехопадения, подпали под губительную силу греха, под власть сатаны. После изгнания из рая у Адама и Евы родились два сына – Каин и Авель. Каин означает «приобретение», т.к. Ева, когда носила его, сказала с радостью, благодарением и великими надеждами: «приобрела я человека от Господа». Авель означает «суета». Ева, думая, что в Каине она получила обещанное семя, так была поглощена этим приобретением, что второй сын стал для нее напрасной обузой. Обратим внимание на то, что у обоих были занятия, были профессии. Хотя они были наследниками всей земли, в то же время они не воспитывались в праздности. Бог дал призвание их отцу даже в период невинности, и им тоже. Бог желает, чтобы каждый из нас что-то делал в этом мире. Родители должны приучать своих детей к труду. Один проповедник выразился так: «Дайте им (детям) Библию и профессию, и Бог будет с ними». Занятия Каина и Авеля отличались, чтобы они могли обмениваться товаром друг с другом. Авель выбрал такую профессию, которая больше всего содействовала созерцанию и молитве. Т.к. пастушеская жизнь считалась особенно благоприятной для этих занятий.
Оба сына слышали о Боге из уст родителей и видели, как они поклонялись Ему. Но они по-разному относились к поклонению Богу. Это различие между ними стало явным, когда они принесли свои дары Богу. Отрывок в Быт.4.1-8 с описанием их жертвоприношения представляет нам два типа веры: человеческую веру Каина и
Божию веру Авеля. Во всех своих религиозных действиях мы, прежде всего, должны стремиться, чтобы Бог принял их. Мы напрасно поклоняемся Богу, если не добиваемся этого (2Кор.5.9). Возможно, для рядом стоящего человека жертвы Каина и Авеля были одинаково хороши. Но Бог видит не так, как человек видит. Новый Завет поясняет, что Каин был от лукавого. 1Ин.3.12 «не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны». Каин был первенцем от семени сатаны. Его зложелательство не знало границ. Оно зашло так далеко, в нем было так много дьявольского, что он убил своего брата на религиозной почве. Он был раздражен тем, что Авель превзошел его в служении, и позавидовал благоволению, которое тот обрел у Бога.
По своему естеству и по своим делам Каин был плотским человеком. Он носил грех в своем сердце, но не хотел сознавать этого. Даже после описанного в Библии жертвоприношения, когда Бог предостерегал его словами: Быт.4.7 «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним», он не внял словам Бога. Хотя мог бы понять, что Богу не всё нравится в нем. Уж тем более до жертвоприношения он не считал себя грешником. Он считал себя праведником, достойным принести Богу жертву благодарения, которую означали плоды земли. Когда Каин увидел, что Господь не принял его дара, он вознегодовал на Бога. Словно Тот был предвзят и несправедлив, распределяя улыбки и недовольство, и словно Бог причинил ему значительное зло. Лицо его поникло, что свидетельствует не столько о печали и недовольстве, сколько о злобности и ярости. Он должен был гневаться на себя самого за собственное неверие и лицемерие, из-за которого Бог не принял его жертву. И его лицо должно было поникнуть в покаянии и святом стыде. Недовольство порицанием, которого мы заслуживаем за свои грехи, является четким признаком не смиренного сердца. Хотя у брата не было мысли унизить его пренебрежением или оскорблением, чтобы спровоцировать его, в то же время в Каине зарождается ненависть к нему, как к врагу. В нем возгорелось чувство горечи и зависти, давшее свободу действия дьяволу. Зависть породила ожесточение и гнев, который в свою очередь привел к тому, что Каин убил благочестивого Авеля. С тех пор «рожденный по плоти гонит рожденного по духу» (Гал.4.29).
Но почему Господь не призрел на жертву Каина, а жертву Авеля принял? Попробуем ответить на этот вопрос. Господь показал Свое благоволение, возможно, огнем с небес. Мы уверены, что у Него для этого разделения было веское основание. Владыка мира, хотя и обладает абсолютной властью, но не действует произвольно, когда распределяет Свои улыбки и недовольство. В обоих жертвоприношениях братьев обнаружилось различное по существу состояние их духа перед Богом. Внешне может показаться, что они находились в одном отношении к Господу. Ведь оба они приступили к жертвеннику со своими дарами. Однако Бог судит о даре в соответствии с образом мышления того, кто приносит дар. Ведь жертва издревле являлась проявлением души, приносящего ее. Посредством дара человек всегда выражал то, что он хранил в своей сокровенной сущности. Обратим внимание на то, что сказано в тексте Библии. Господь призрел: 1) на Авеля; 2) и на дар его; 3) а на Каина и на дар его не призрел. Господу с Каином всё было ясно и понятно, поэтому не призрел на него. Мы видим, что дело было не столько в дарах, сколько в самих людях, принесших жертву, в образе их поведения, в их отношении к Богу. Каин был нечестивцем, вел плохой образ жизни, покорившись власти мира и плоти. Поэтому его жертва была «мерзостью перед Господом» (Прит.15.8) и «даром тщетным» (Ис.1.13). У Бога не было уважения к самому Каину. А Авель был мужем праведным, в Мф.23.35 он назван «праведным Авелем» Самим Господом Иисусом. Его сердце было право, а жизнь его – благочестивой. Он был одним из тех, на кого Богу было приятно смотреть. Пс.10.7 «Ибо Господь праведен, и любит правду; лицо Его видит праведника». Бог любил его как святого человека, и поэтому уважал его жертву как святую жертву. Дерево должно быть хорошим, в противном случае его плоды не могут быть благоугодны Богу, испытывающему сердца.
Существовала разница и между принесенными жертвами. Об этом четко сказано в Евр.11.4 «Авель принес жертву лучшую, нежели Каин». Разница была как по природе жертвы, так и по ее качеству. Жертва Каина была жертвой признания, благодарения, принесенной Творцу. Он служит примером людей нашего времени, которые считают, что не нуждаются во Христе. Служение таких людей Богу внешнее, формальное, не по духу. Заметим, что хотя Господь и отверг дар Каина, и этим осудил плотский образ его мышления, но Он не отверг самого Каина. Он дает ему возможность принести жертву за грех (ст.6,7). А Авель принес жертву искупительную. Состояние его души и его жертва означали, что он отождествлял себя с жертвой, считал себя грешником. Он понял, что Тот, Кто придет от семени жены (Спаситель Христос), Тот станет жертвой умилостивления человеческого рода. Для веры не существует времени. Поэтому и мог Авель в те отдаленные времена верой проникнуть в тайну искупления и увидеть Агнца Божия Искупителя. Поэтому и написано в Евр.11.4 «Верою Авель принес жертву». Из повествования о жертвоприношении можем предположить, что братья знали о значении пролитой жертвенной крови. Они, наверное, слышали, что впервые была пролита невинная кровь животных, из кожи которых Господь сделал Адаму и Еве одежды. Можно предположить, что они питались только овощами и фруктами, т.к. потреблять мясо животных Господь разрешил людям только после потопа. Т.о., после грехопадения умерли невинные животные, хотя смерть своим поступком заслужили люди. Авель уразумел, что для спасения нужна заместительная жертва и принял эту истину верой. Он осознал великий дар искупления от Бога и положился на него верой. Итак, главным отличием было то, что Авель принес жертву с верой, и Каин – нет. Он пренебрег ею.
Существовало различие между принципами, согласно которым они действовали. Авель принес жертву, взирая на волю Божью как на свою цель, уповая на обетование об Искупителе. Он имел смиренный дух, что драгоценно перед Богом. Он понимал всю глубину падения своих родителей и показал, что глубоко сокрушается перед Богом и полагается только на Его милость. Он искренно искал путь к божественной благодати и нашел его. Слова «Бог призрел на Авеля и на дар его» свидетельствуют о том, что Бог не мог не призреть на жертву, символизирующую жертву возлюбленного Сына Иисуса Христа. И на того, кто всецело полагается на эту жертву. Всевышний дал Авелю свидетельство, что он угоден Ему. Господь на все времена засвидетельствовал о преимуществе духа перед плотью, веры перед неверием, избрания перед первородством. Авель первый человек, получивший праведность по вере, как засвидетельствовал Бог о дарах его (Евр.11.4). А Каин принес жертву не с верой, а за компанию, или чтобы поддержать свое доброе имя. И она для него стала грехом.
Теперь обратим внимание на качество жертвы, принесенной братьями. Каин «принес от плодов земли». Не написано, что от лучших плодов. Возможно, принес то, что попалось под руку, что было ему не нужно или нельзя было продать. А Авель тщательно подбирал жертву. Он «принес от первородного стада своего», лучшее из лучшего. Исходя из этого, иудейские ученые богословы вывели правило, что всё, приносимое во имя Бога, должно быть наилучшего качества. Вполне разумно, что Тому, Кто есть наш Творец, должно принадлежать наше наилучшее время, сила и служение.
Авель стал первым праведником, убиенным за свою веру, за свое желание угодить Богу. Написано в Евр.11.4, что Авель верою «и по смерти говорит еще». Перечислим, о чем же он говорит всем поколениям сынов человеческих. 1) Авель свидетельствует о преимуществе веры перед неверием, духа перед плотью. 2) Авель свидетельствует, что есть путь избавления и спасения из состояния духовной смерти – это путь веры в искупительную жертву Агнца Божьего. 3) Авель получил личное удостоверение от Бога, что верой угодил Ему, и по сей день говорит всем людям, что всякий верующий во Христа умершего и воскресшего, угождает Богу.
Вера Авеля многому научает и христиан нашего времени. Подобно тому, как Авель верой постиг волю Божию, и нам надо верой познавать, какую жертву мы должны принести, чтобы угодить Богу. Несомненно, к таким жертвам можно отнести жертву любви к Богу и своим ближним, жертву хвалы Богу уст наших. Наивысшая жертва в наши дни – это сердце христианина, готовое к встрече с Господом при Его приходе во славе.
В Библии приводится сравнение между жертвой и кровью Авеля и Господа Иисуса Христа. Евр.12.22, 24 «Но вы приступили к горе Сиону … и к Крови кропления (Иисуса Христа), говорящей лучше, нежели Авелева». Проведем сравнительный анализ этих жертв и кровей. Можем сказать следующее. (1) Хотя Авель и принес жертву лучшую, чем Каин, но всё же его жертва не была совершенной. Спаситель принес совершенную жертву. (2) В то время как Авель своей жертвой засвидетельствовал, что мы нуждаемся в примирении, кровь Иисуса Христа примирила нас с Богом. (3) Кровь Авеля взывала к Богу о мщении, кровь Иисуса Христа свидетельствует о Его милости и прощении. (4) Кровью Авеля была запечатлена его личная вера, кровью Иисуса Христа запечатлен новый союз человека с Богом. (5) Кровь Авеля не имела никакой силы, кровь же Иисуса Христа имеет силу и власть смывать грехи и спасать грешников.
Да поможет Бог еще многим познать силу крови нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа!
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за примеры веры ветхозаветных святых, изложенные в Библии. Благодарим за ведущий пример веры Авеля, первого мученика за веру из всех святых. Помоги нам подражать его вере, использовать его опыт в нашей христианской жизни. Помоги нам исполнять все наши христианские религиозные обязанности так, чтобы Бог принял их. Помоги нам осознать наши грехи, дай нам смиренное сердце. Помоги нам понять, что для спасения нужна заместительная жертва и принять эту истину верой. А также найти путь к божественной благодати. Дай нам осознать, что всё приносимое Богу должно быть наилучшего качества. Помоги еще многим познать силу крови нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.