ПРОПОВЕДИ
Обещанный Помазанник ли Иисус из Назарета
Ин.20.31 «Иисус есть Христос, Сын Божий»
В этом отрывке Бог через апостола Иоанна ясно говорит о том, что Господь Иисус есть Христос. Т.е. Тот, Кто под именем Мессии был обещан ветхозаветным святым (верующим) в книгах Моисея и пророков и Кого они ожидали. Кто, как указывает само имя Христос, был помазан Богом на то, чтобы быть Спасителем. Во-вторых, Он есть Сын Божий. Т.е. не только Посредник, ибо в таком случае Он был бы не больше Моисея, который был пророком, ходатаем и законодателем. Если бы Господь Иисус не был Богочеловеком, наделенным силой Божьей и облеченным в славу Божью, то не был бы пригодным для совершения порученного Ему дела – для того, чтобы совершить дело Искупителя. Иоанн говорит не о пустом титуле, украшая им Сына Божия. Но под именем Христа разумеет Его приход на землю, всё Его служение, Его страдания и смерть, которые Ему приписывали пророки. Поэтому рассмотрим, каким Христос описывается у пророков.
Слово «Мессия» (евр. «Машиах» от глагола «Машах» - помазать, натереть маслом), т.е. Помазанник соответствует греческому слову Христос. Цари, первосвященники и, иногда, пророки помазывались при посвящении на служение священным елеем. Поэтому «помазать» часто обозначало «посвящать», и помазанником назывался также посвящаемый человек. Так, напр., Кир (Ис.45.1) называется помазанником Господа. И первосвященник (Лев.4.3,5,16) называется помазанником. Но преимущественно это название обозначает обещанного Израилю через пророков и ожидаемого в течение всех времен Царя и Искупителя. Имя, по своему значению, указывает на то, что Ожидаемый в Своем лице должен соединить три служения, на которые посвящались помазанием. Т.е., что Он должен быть Царем, Пророком и Первосвященником.
Некоторые из иудеев всё еще продолжают ждать исполнения этих пророчеств Ветхого Завета, когда «Мессия» придет установить мировое царство мира и справедливости вокруг избранного народа Израиля. С другой стороны, группа верующих иудеев, ставших первыми основателями христианства, была убеждена, что Иисус из Назарета являлся обещанным им Мессией. Они проповедовали эту истину с такой убежденностью и силой, что не только многие евреи, но впоследствии еще большее число язычников уверовали в Иисус как в Мессию. И у них действительно были основания для такой веры. Мессианские пророчества Ветхого Завета оказались поразительно исполненными в Господе Иисусе Христе.
Если бы в Нем исполнились несколько пророчеств, то это можно было считать случайностью. Подобных пророчеств сотни (мы насчитали 37 наиболее важных). Поэтому вероятность совпадения их для любого обычного человека настолько ничтожна, что подобное их исполнение совершенно невозможно с точки зрения законов теории вероятностей.
Из множества библейских мест, в которых имеются обетования о Мессии (они проходят красной нитью через весь Ветхий Завет), мы выбрали только несколько из важнейших. Уже в раю было обещано Адаму и Еве после грехопадения семя жены. Господь Бог говорит сатане: Быт.3.15 «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». В этом стихе приводится обетование о Мессии как об освободителе падшего человека от власти сатаны. Хотя слова Бога адресовались змею, в то же время при этом присутствовали наши первые родители. Они, несомненно, обратили внимание на обетование благодати. И увидели открытую для них дверь надежды. Это был рассвет евангельского дня. Как только была нанесена людям рана, так сразу же было представлено средство для исцеления. У нас есть повод полагать, что верой в это обетование наши первые родители и верующие, живущие до потопа, были оправданы и спасены. Относительно Мессии мы можем обратить внимание на три момента. (1) Он будет семенем жены. Генеалогия Христа поднимается высоко, чтобы показать, что Он был сыном Адама. Но Бог также оказывает почтение женщине, называя Христа ее семенем. Т.к. именно ее обманул дьявол и обвинил Адам. Тем самым Бог возвеличил Свою благодать. Т.к. хотя женщина первая согрешила, в то же время она спасается чадородием, т.е. обетованным семенем, которое произойдет от нее (1Тим.2.15). (2) На Его страдания и смерть. На это указывают слова, что сатана будет жалить Его в пяту, т.е. поражать Его человеческую природу. Сатана искушал Христа в пустыне, он вложил в сердце Иуды предать Его, в сердце Петра – отречься от Него; в сердце первосвященников – погубить Его; в сердце Пилата – осудить Его. (3) Его победу над сатаной. Сейчас сатана обманул и оскорбил женщину. Но при наступлении полноты времени восстанет семя жены, которое отомстит за ее поругание, свергнет его и возьмет его в плен. Т.е. лишит его власти и окончательно разрушит его царство и влияние. Об исполнении пророчества Быт. 3.15 читаем из Гал.4.4 «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены».
Вспомним еще одно ветхозаветное пророчество о Мессии. Ис.9.7 «Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его …». Тот же самый ангел Гавриил, который возвестил Захарии о Божьих намерениях относительно его сына (Иоанна Крестителя), сообщает деве Марии следующее: Лк. 1.32,33 «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. И будет царствовать над домом Иакова навеки, и Царству Его не будет конца». Хотя ее будущий Младенец родится в мире при самых неблагоприятных обстоятельствах, однако Бог даст Ему престол Давида. Ангел напоминает ей, что она из дома Давида. И что для наследования престола Давида не имеет значения салический закон (не допускающий женщин к престолонаследию). И поэтому нет ничего невозможного в том, что она родит наследника престола. И что скипетр, который так надолго отошел от ее древнего и славного рода, теперь, наконец, возвратится к нему. Возвратится, чтобы принадлежать ему не путем передачи по наследству, но вечно оставаясь в одних руках. Ангел заверяет Марию в том, что Его царство будет духовным. Он будет царствовать над домом Иакова, а не Израиля по плоти. Ибо Израиль не стал Его уделом и недолго был Его народом. Поэтому то царство, над которым Он должен владычествовать, должно быть духовным царством. Никакая земная власть не длится вечно, а власть ее Сына будет вечна. Обратим внимание еще на один факт. Никогда не существовал такой народ, который бы придавал столь важное значение хранению именных списков и родословий, как евреи. Ибо они ими подтверждали принадлежность к одному из колен, т.е. право владения участком земли, и право на высшие должности (1Пар.5.1,17; Езд.2.62). В Ветхом Завете мы находим родословную, составленную и хранившуюся более 3500 лет (1 Пар., гл.1,3,6). Эти записи в особенности послужили доказательством того, что Иисус из Назарета, согласно пророчеству, родился от семени Авраама, и что Он был законным наследником престола Давида. Евангелисты дают нам родословие Господа Иисуса на протяжение 4000 лет. Родословия евреев, которые, по Иосифу Флавию (известный еврейский историк 1-го века), тщательно велись вплоть до его времени, исчезли с прекращением существования еврейского народа, как нации. Следовательно, теперь никто из них не мог бы доказать, что он Мессия, сын Давидов. Какого Мессию могут ожидать ныне живущие иудеи?
Обратим внимание на то, где Мессия был рожден. Он родился не в Назарете, где жила Его мать, дева Мария. Пророк Михей предсказал, что обещанный Помазанник Божий родится в Вифлееме. Михей 5.2 «И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Так оно и произошло: Иисус Христос родился в Вифлееме. Управляющее всем провидение Божье проявилось в этом простом событии. Господь Бог направляет сердца людей туда, куда хочет. Бог определил время, когда император Август должен был провести перепись. И сделал так, чтобы Мария отправилась в Вифлеем именно тогда, когда наступило время родить Ей. И надменный римский император, и его наместник Квириний даже не могли себе представить, что они были всего лишь инструментом в руках Владыки мироздания. И что исполнили задуманное Им от вечности. Они не думали, что разрушали римское идолопоклонство. И помогали положить основание Царства, перед которым все империи мира однажды падут. Ни один правитель не может противоречить своими действиями Божьей воле.
В Библии мы находим пророчество и о времени рождения Мессии. Дан. 9.25 «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены». О повелении восстановить Иерусалим мы можем прочитать в книге Ездры 1.1-3. В первый год царя персидского Кира возбудил Господь его дух издать указ об этом. Это пророчество, и некоторые другие, даны в таком виде, что исключают их исполнение кем-либо из живших позднее первого века нашей эры. Очевидно, что эти пророчества не могли относиться ни к кому иному, кроме Иисуса. Они абсолютно исключают появление в будущем другого Мессии.
В Библии мы находим пророчество и об избиении младенцев. Иер.31.15 «Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет». Царь Ирод долго ожидал возвращения волхвов. Надеялся, что они хотя и медлят, но придут, и он сможет уничтожить своего соперника (ему было тогда 70 лет). Но вот он узнает, что они другим путем отошли в свою страну. И это вызвало в нем еще большую ревность, а также подозрение, что волхвы пекутся об интересах этого нового Царя. Он весьма разгневался. Его хитрый замысел: убрать, несмотря ни на что, рожденного Царя иудейского. Если ему не удалось уничтожить Его одного, то он не сомневается, что сумеет поразить Его общим ударом. Об исполнении этого пророчества мы можем прочитать в Мф.2.16-18. Это пророчество в некоторой степени (но тогда казнили не только детей) исполнилось уже в дни Иеремии. Тогда халдейский военачальник Навузардан, после того как разрушил Иерусалим, привел всех своих пленных в Раму (Иер.40.1). И там распорядился их судьбой – кого казнил, кого отдал в рабство. Теперь оно по всей полноте исполнилось в великом плаче и рыдании об умерших детях. Плач в Вифлееме слышен был в Раме. Эти два города, Вифлеем из удела Иуды, а Рама из удела Вениамина, располагались недалеко друг от друга. Жестокость Ирода простерлась на все окрестности Вифлеема, даже до удела Вениаминова. Гроб Рахили, любимой жены Иакова, находится вблизи Вифлеема.
Вспомним пророчество о том, что иудеи не приняли Мессию. Само пророчество мы находим в Ис.53.3 «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его». Доказательства об исполнении этого пророчества мы приведем из Библии. Ин.1.11 «Пришел к своим, и свои Его не приняли». Он пришел не просто в мир, который был для Него своим, но к народу израильскому, который был Его особым народом. Он был послан к погибшим овцам дома Израилева. Из его среды Он происходил по плоти, среди него жил и к нему был послан наипаче. Но большинство иудеев отвергло Его. Они имели Божьи предсказания, задолго известившие их о том, где и когда ожидать Его. И из какого колена Он должен был восстать. Его приход сопровождали чудеса и знамения. И поэтому о них не сказано, как о мире (ст.10), что они Его не познали. Но как о своих, которые не могли не знать Его, и, тем не менее, Его не приняли. Они не приняли Его учения, не приняли Его как Мессию. Но, напротив, настроились против Него. Лк.23.18 «Но весь народ стал кричать: смерть Ему! И отпусти нам Варавву!»
Имеется пророчество и о предательстве собственного ученика. Пс.40.10 «Даже человек, мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту». Об исполнении этого пророчества читаем из Лк.22.47-48 «Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?»
Вероятность того, что сотни подобных определенных предсказаний (каждое из которых является совершенно независимым от остальных), по случайному совпадению исполнятся для одной личности, является ничтожно малой. Особенно если учесть чудесную природу многих из этих пророчеств (напр., рождение от девы, воскресение и т.д.). Единственно возможным разумным выводом из этого является принятие Господа Иисуса тем, кем Он Себя провозгласил – Мессией, Спасителем, Господом и Богом.
Слава Ему ныне и во веки веков!
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Несмотря на то, что мы, люди, грешники и богохульники, мы получили от Тебя неизреченный дар – дар прощения в Твоем Единородном Сыне Иисусе Христе. Ты так богат благодатью, что только Ты можешь дать такой дорогой подарок. Самое доброе из всего, что Ты сделал для нас, людей, это то, что Ты стал человеком. Какое великолепие славы покинул Мессия и какое унижение претерпел Он, чтобы сделать нам уникальный подарок – спасение! Просим, помоги нам осознать стоимость Твоего дара спасения через Твоего Сына Иисуса Христа. Помоги нам сделать то, что мы в силах сделать сейчас и в вечности – это пасть перед Господом, благодаря Его за чудесное спасение, доставшегося нам даром. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.