ПРОПОВЕДИ
Старая и новая эпохи несовместимы
Лк.5.36-39 «При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше».
В этих словах Господа сказано о правилах проведения реформации. Слово реформация означает: исправление, изменение, преобразование.
Праздник реформации дан нам и для того, чтобы мы снова и снова исследовали свою жизнь, и привели ее в соответствие со Словом Божьим. Чтобы мы жили не по человеческим представлениям, а по воле Всевышнего.
В прочитанной нами притче мы видим чудо благодати Господа Иисуса. То, что Он соразмерял требования к Своим ученикам с их силами. Он не хотел обременять их строгими и суровыми правилами ученичества сразу после того, как призвал их из мира, чтобы они не поддались искушению оставить Его. Когда Бог вывел из Египта израильский народ, он не хотел вести их через земли филистимские, чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвращался в Египет (Исх.13.17). Так и Господь Иисус хотел постепенно приучать Своих учеников к дисциплине, положенной для Его последователей. И Он просит их нежно и мягко обращаться с молодыми и неопытными христианами.
Господь рассказывает им притчу, состоящую из двух частей, приводит два примера из повседневной жизни. Не так уж легко понять притчу о новых заплатах и старой одежде, и о новом вине и ветхих мехах. Есть комментаторы, которые объясняют ее в контексте спора Господа Иисуса с фарисеями. Мы не будем искать в каждой детали некий духовный смысл, а будем воспринимать ее как единое целое. Т.е., что Господь хотел показать, что старая и новая эпохи несовместимы. Бесполезно ожидать, что тот, кто приучен был к одному образу жизни, может мгновенно перестроиться и зажить по-другому. Наоборот, таких людей надо вести к новой жизни постепенно, уча тому, что они способны понять. Этот урок должны усвоить все истинные христиане, особенно служители и родители. Забыв о нем, можно нанести огромный ущерб делу реформации, т.е. делу изменения, исправления, преобразования людей и общества. Осуждения и чрезмерные требования «старых» верующих обычно обескураживают «первоклассников» в школе Христа.
В первой части притчи Господь показывает, что преобразование похоже на ношение одежды. Метафора «облечься во что-нибудь» часто употребляется в Библии в отношении того, что-либо украшает, либо уродует человека. И то, и другое означается одеждами. Грязная и рваная одежда бесчестит человека, а красивая и чистая возвышает его в глазах других. Читаем из Откр.19.8 «И дано было ей (церкви) облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». Эта одежда Христовой праведности, как вмененной путем оправдания, так и достигнутой путем освящения. Церковь Христа будет в белой одежде прощения, усыновления и освобождения, в белой одежде чистоты и полной святости. Итак, в Библии одежда не только поступки человека символизирует, но и то, как он живет, как ведет себя, разговаривает, т.е. полное поведение святых. Кто смотрит на нас, видит всё это.
В Библии в нескольких местах сказано о том (Рим.6.6, Еф.4.22, Кол.3.9), что мы люди все рождаемся в образе ветхого человека. Т.е. со старой греховной природой, с врожденной склонностью грешить, в грязной одежде. В мире много даже верующих, которым надо переменить одежду, «отложить прежний образ жизни ветхого человека» (Еф.4.22). Надо переменить принципы, привычки и склонности души, если христианин хочет двигаться вперед по пути праведности и освящения. Чтобы не бесчестить святого и праведного Бога. И чтобы стать способным быть в Царстве Божьем. Греховные желания и наклонности, т.е. обольстительные похоти следует отложить как старую одежду, в которой мы стыдимся показаться людям. Надо подавлять и умерщвлять их. Но недостаточно избавиться от порочных мыслей, принципов, поступков, необходимо быть под влиянием новых принципов благодати. Т.е. надо облечься в одежду праведности и святости. К этому призывает нас Бог и через Рим.13.14 «Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». На этот призыв Господа человек часто отвечает: «Нет, меня устраивает и старая одежда, и прежний образ жизни». И просит Бога дать ему заплату на одежду. Помочь ему в беде, а в остальном оставить его в покое. Немало родителей просят, чтобы Господь дал их детям немного послушания, почтения, но чтобы всё остальное пусть остается по-старому. Просят у Господа, чтобы Он избавил их ребенка от плохой компании, но чтобы жизнь его пусть остается по-старому. Жены просят у Господа, чтобы их мужья не выпивали, но чтобы всё остальное оставалось по-старому. Просят, чтобы Господь благословил труд их рук, дал им хороший урожай, но сами не хотят изменяться в лучшую сторону: завидуют другим, обманывают других, ругают начальство и Бога, если не всё получается по их желанию. Суть этих просьб: «дай мне только одну заплату, Господи!». Господь Иисус говорит, что так не пойдет. Или облекись в новую одежду, или всё остается по-старому. Господь хочет не заплаты ставить на нашу жизнь, но обновить ее полностью. Даже если мы не хотим этого. Он готовь нас очистить, омыть, облечь нас в новую одежду, потому что только так можем войти в Его Царство. Мы должны это запомнить раз и навсегда.
Во второй части притчи Господь Иисус говорит о винных мехах. Объясним, почему нельзя новое вино держать в старых мехах. Для нас это непонятно, потому что вино у нас держат в деревянных бочках, которыми пользуются годами, и даже десятилетиями. Хозяин винного погреба только вымывает бочку для нового урожая вина. В Израиле это делалось по-другому. Бочек не было, а вино держали в шкуре животных. Виноградный сок, предназначенный для вина, заливали в новые мехи. В мехе началось брожение сока, что привело к деформации меха. Деформация продолжалась до тех пор, пока брожение не закончилось. После этого кожа меха затвердела. Поэтому процесс брожения нового вина нельзя было повторить с тем же мехом, надо было взять новый. Поэтому говорит Господь Иисус: «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие …». Это хорошо знали в Израиле.
На примере с одеждой Господь Иисус показывает, что происходит снаружи. А винный мех дает нам представление о внутренних процессах, о невидимых для нас последствиях. К таким последствиям относятся возрождение и работа Святого Духа в христианине. Брожение вина хорошо иллюстрирует происходящие в нашей душе процессы. Когда Святой Дух начинает в нас Свою работу по преобразованию нашей души, в ней тоже начинается замутнение. Что до сих пор считали важным, становится несущественным. Что до сих пор считали несущественным, на что не обращали внимания, становится целью нашей жизни.
Если кто хочет, чтобы Святой Дух преобразовал его душу, он должен захотеть стать новым мехом. Надо просить Бога, чтобы Святой Дух совершил в нем преобразование. Чтобы сделал его храмом Своим. Святой Дух готов трудиться как в каждом христианине, так и в каждой церкви. Хотите ли, чтобы Бог произвел в вас полную замену, чтобы дал вам новое сердце, новую цель в жизни, новую жизнь? Вместо старых наших привычек, вместо нашей греховной природы, вместо любви к миру Господь дает нам новую жизнь. Всё это будет иметь и существенные, для всех заметные последствия. Ваше поведение будет непривычно для окружающих, будет им бросаться в глаза. Увидят это в семье, на работе, в кругу друзей. У них создается впечатление, что вас подменили. И всё это закономерно, всё по праву. Потому что для Бога нет невозможного. У возрожденного человека изменяется мышление, изменяются чувства. Не проклинает своих врагов, а благословляет их, молится за них. Ничего не считает случайностью в своей жизни, за всё благодарит Бога. А другим человеком стал он не в результате упорных тренировок силы воли, а благодаря действиям пребывающего в нем Святого Духа.
Вторая часть притчи заканчивается так: ст.39 «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше». Скорее всего, что в этом заключительном стихе Господь Иисус обращается непосредственно к ученикам Иоанна Крестителя. Они пили «старое вино» учения Иоанна, «новое вино» нашего Господа им не нравилось. Кто пил старое вино, тот привык к его вкусу, и ему не нравится вкус нового. Человек сильно привыкает к чему-то. Как говорит пословица «привычка – вторая натура». Господь приготовляет новую одежду, новое вино, готов преобразовать человека снаружи и изнутри. Но ответ человека на это чаще всего таков: «Пусть остается всё по-старому. Мы уже к этому привыкли. Кому надо это обновление? Кто придумал это или то?». Такое и подобное ему высказывание мы слышим и в наших христианских церквях. Но от Бога ли они?
Старую дорогу человек неохотно оставляет, потому что новая чаще всего создает проблемы, она неизвестная, нехоженая. Путь Господа Иисуса более узкий, трудный, менее удобный, чем тот, по которому мы до сих пор шли, но именно он ведет к вечной жизни. За реформацию взялись герои веры, наши реформатские предки не по той причине, что им делать было нечего, или хотели обратить на себя внимание мира. Просто по той причине, что они стремились к небу. Они подчинились Божьей воле, не считаясь с мнением людей. Если хочешь попасть в небесные обители, ты должен согласиться на такую реформацию. Потому что туда мы можем попасть только в чистой, подобающей одежде. Поэтому каждый христианин должен дать ответ на вопрос: Что я хочу, старое или новое? Хочешь жить дальше прежней жизнью, в своей старой одежде, по своему старому мышлению, т.к. всё это для тебя привычно, удобно? Хочешь жить и умереть в своих старых грехах и, в конце концов, быть осужденным на вечные муки? Хочешь ли передать свой старый образ мышления своим детям, родным и близким, знакомым? Или сказать: Господь, прошу, переодень меня полностью, очисть меня снаружи и изнутри. Пусть моя жизнь полностью принадлежит Тебе, используй меня для Своей славы!
Постараемся всегда помнить, что надо обладать огромной мудростью, чтобы решать вопросы веры с неверующими, а также со всеми недавно уверовавшими. Человеколюбие, терпение, мягкость в этом деле важнее всего. Мы должны взять начинающих христиан за руку и потихоньку вести за собой. Не нужно торопить их, пугать и давить на них. Если они усвоили только основные принципы Евангелия, не считайте их нечестивцами из-за того, что они не знают всего остального. Смиритесь с их временной немощью, не рассчитывайте увидеть на молодых плечах пожилую голову. Пусть они привыкают к упражнениям в благочестии, потом они будут изобиловать в них, так же как и мы.
Несомненно, российское христианство нуждается в реформации. Происходит реформация государства. Она, по нашему мнению, будет мало эффективна без реформированных, обновленных людей. Без верующих, мыслящих и поступающих по воле Божьей. В противном случае это будет вливание нового вина в старые мехи. Истинный верующий чувствует, что в настоящее время в красивых храмах с красивым убранством духовно он получает очень мало. Более того, даже во многих протестантских церквях модно стало Слово Божье частично заменить чтением стихов, индивидуальным пением, свидетельствами. Об этом сокрушались и в протестантской газете. Недавно в конце одного такого богослужебного собрания один пожилой верующий с большим стажем в вере сказал мне: «Чем и пришел, тем и ушел». Т.е. духовно он не получил ничего. Изменяет человека не воздействие красотой на его эмоции, не концертные номера, а только Сам Бог через Свое Слово. Обратимся же к Нему искренней верой и надеждой, чтобы Он руководил реформированием Российского государства.
пастор З. Тырык
Молитва. Бог и Спаситель наш! Мы благодарим Тебя за то, что Церковь принадлежит Господу славы – Иисусу Христу. Он – ее Глава, она – это «Тело Его, полнота Наполняющего всё во всем» (Еф.1.23). Мы благодарим за то, что Господь Иисус – наш Владыка, а мы – Его особый народ, возлюбленный Им от вечности, избранный в Нем прежде создания мира. Мы – народ, находящийся под Его властью; народ, которому надлежит исполнять Его волю в жизни личной, семейной, деловой и церковной. Мы благодарим Тебя и за то, что Господь Иисус имеет право делать в Своей Церкви то, что Он хочет, что Он наблюдает за нами. Помоги нам, служителям и последователям Его, проповедовать Христа, прославлять Его имя перед людьми. И при этом занимать такое положение, чтобы виден был только Он, а не мы сами. Мы благодарим, что Ты соразмеришь требования к Своим ученикам с их силами. Помоги нам не только избавиться от порочных мыслей, принципов, поступков, но и быть под влиянием новых принципов благодати, т.е. облечься в одежду праведности и святости. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.