ПРОПОВЕДИ
Взгляд на Рождество
Лк.2.10 «я возвещу вам великую радость, которая будет всем людям»
Когда приближается Рождество, легко поддаться общему сумасшествию, и броситься вместе со всеми рыскать по магазинам в поисках подарков. И мотивы-то ведь в общем благородные – мы ведь хотим проявить свою любовь к родным и близким. Можно даже и духовную основу под это всё дело подвести – мол, делая друг другу дорогие подарки, мы намекаем на самый дорогой дар – жертвенную смерть Сына Божьего. И дарим вместе с подарками рождественскую радость. Но, может, мы всё-таки размениваем радость великую и вечную на мелочи? Ведь подарки-то радуют нас совсем недолго. Когда ангел Господень явился пастухам в Вифлееме, он им сказал: «я возвещаю вам великую радость». Т.о., мы должны искать эту великую радость. Которая, как и тогда, заключается в том, что на землю пришел Спаситель (Лк.2.11).
Однажды по всему городку перед Рождеством были расклеены афиши, извещавшие, что к ним приезжает цирк. Цена билета – 1 доллар. Мальчик из бедной семьи захотел побывать на представлении, но отец сказал ему, что деньги он должен заработать сам. Мальчик еще никогда не был в цирке и стал усердно работать. И он заработал на билет. В день приезда цирка он вышел посмотреть, как актеры и животные идут в парадном шествии по улицам городка. Когда мальчик вернулся домой, он рассказал родителям, что он видел и какой это был замечательный цирк. Отец выслушал его, а затем взял сына за руку и сказал: «Сынок, то, что ты видел, не цирк. Ты видел всего лишь парад». Эта история чем-то напоминает нам рождественский праздник. Многие люди любуются праздничными представлениями, но при этом упускают главное событие. Давайте в рождественские дни вспомним, что для нас означает рождение Иисуса Христа.
Картинки, песни и представления на рождественские праздники повествуют нам о маленьком городке Вифлееме и Младенце, Который спит в яслях. Мы радуемся прекрасному напоминанию о приходе на землю Спасителя. Но мы не должны ограничивать свое восприятие Господа Иисуса только Младенцем в яслях. Мы поклоняемся не только спящему Младенцу. Мы имеем живые, жизненно необходимые отношения с распятым, воскресшим и прославленным Спасителем. В 1-й Книге Царств в 7-й главе сказано, как ковчег завета Божьей силы и присутствия стоял заброшенный в маленькой деревушке (ст.2). Народ израильский уже давно не чтил Бога Всемогущего. Он был отставлен в сторону, позабыт. Многие из нас, людей из христианских стран, тоже допускают подобный провал в памяти. Неужто мы вспоминаем о Мессии только на Рождество? Неужели все наши помыслы о Царе, господствующем над всем творением во вселенной, сосредоточены только на Младенце в пеленках? Если да, то мы упустили самую главную радость в празднике Рождества. Мы не можем ограничить образ Иисуса Христа изображением на рождественской открытке. Он пришел на нашу землю, чтобы иметь живое общение с нами. Подобно тому, как Израиль вернул ковчег из забвения к повседневной жизни, давайте, и мы вынем Христа из ясель и поместим Его в наши сердца. Если вы не допускаете Его в сердце, значит там не всё чисто.
Народ Израиля ждал пришествия Избавителя многие века. Впрочем, еще до появления этого народа, от времени грехопадения прародителей в Эдемском саду, сердца верных Богу согревались надеждой увидеть тот день, когда «семя жены» сокрушит голову змея (Быт.3.15). Ветхозаветные пророки и священники, цари и военачальники, певцы и мудрецы говорили о Мессии, Который придет и избавит Божий народ от скорбей. Это ожидание и сегодня не угасло в правоверных иудеях. А потом ангел Божий принес деве Марии благую весть о том, что долгожданное обетование начинает исполняться. И на землю сошел Сын Божий.
Когда принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, чтобы представить перед лицом Господа (Лк.2.22), там встретили Его две души, которые тоже ждали рождения Царя. Это были Симеон и Анна. Прочитаем об Анне из Лк.2.38 «И она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем (Младенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». Избавление, которое она возвестила, касается всякого человека. Через Библию Бог называет каждого, родившегося в этот мир, пленником греха, погибающим. А Спаситель пришел, чтобы освободить падшее человечество. Он принес избавление, искупление и спасение от греха и наказания за него. Вспомним ветхозаветного пророка Осию, который, влекомый всепобеждающей любовью, выкупил из позорного рабства свою жену-блудницу и восстановил ее в правах своей супруги. Иисус Христос пришел на оскверненную грехом землю и искупил свою невесту (Церковь) ценой, достаточной для покрытия грехов всего мира. Итак, Рождество – не просто рассказ о рождении беспомощного Младенца в хлеву, об удивлении пастухов, о дарах волхвов, о восторженном пении ангелов. Суть рождества – в той истине, что Ин.3.16 «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». В разгар праздничной суеты, которой полны рождественские дни, легко забыть, что первое Рождество случилось по той причине, что наши грехи требовали возмездия и только Спаситель Иисус мог уплатить достаточную цену, чтобы покрыть этот долг.
Некий ведущий детской христианской передачи говорит: «Рождественские праздники я бы сравнил с тем, как дети слушают любимую сказку. Удовольствие для них заключается в том, что они всё знают заранее. А когда наступает счастливый конец, они радуются, что всё кончится именно так». Однако в нашем случае долгожданное счастливое рождение было только началом. Цель Мессии заключалась не просто в том, чтобы прийти в наш мир и жить на земле. Но в том, чтобы служить и умереть, а затем воскреснуть. Его пришествие было земным началом исполнения предвечного Божьего плана по спасению погибшего человечества. И Он исполнил Свое предназначение до конца. А для тех, кто признал свою греховность и верой принял прощение, даруемое Христом, начиналось новое ожидание. Это ожидание вечной жизни. И оно – не просто мечта или желание, подобное тому, с которым дети ожидают Рождество. Это убежденность, основанная на верности Бога. Который вначале обещал Избавителя, а затем послал Его в мир, обещает прощение и дарует его, открывает вечный дом для всех, кто уверует в Его Сына. Если вы еще не приняли Божий дар прощения, обратитесь к Нему сегодня. Его любовь и мир намного ценнее любого дара, который вы только можете себе представить.
Рождество – это не несколько праздничных дней в году. Это дар небес, выражающий великое Божье желание сделать нас Своими детьми. Создатель неба и земли открыл перед нами возможность узнать Его, найти прощение всех грехов, принять вечную жизнь и удостоиться великой чести стать частью Его семьи.
Рождество всем нам показывает, как мало мы на самом деле знаем Бога. И как много из того, что мы думаем, что знаем о Нем, на самом деле неверно. (Впрочем, человечество недопонимало Бога с самого начала. Поэтому неудивительно, что мы идем тем же путем.) Зная Бога как всемогущего Творца всей вселенной, на славу Которого человеку и взглянуть невозможно, как бы мы представляли себе боговоплощение? Разве не вправе мы были бы ожидать, что Он сойдет с небес с ярким сиянием и громогласным трубным звуком так, что весь мир замрет перед Ним в трепете? Во-вторых, Бог не избрал местом Своего прихода в мир величественный Рим, Он родился в скромном Вифлееме. И не во дворце, а в хлеву. Его царственный эскорт состоял не из увешанных наградами вельмож и князей, а из домашних животных. Мы имели бы все основания предположить, что всемогущий Бог проявит Свое могущество, чтобы утвердить Свою власть и сохранить за Собой всю славу. Он должен был явиться в мир Судьей, неся кару всем, кто пренебрегал Его законом и отвергал Его заповеди. И уж точно Бог не допустил бы, по нашему представлению, Своему ничтожному творению так непочтительно обращаться с Собой. Однако Он поступил в полном соответствии со Своим возвышенным характером. Вот только мы знали Его не настолько хорошо, как думали.
Имея в виду всё, что, нам кажется, мы знаем о Боге, мы, вероятно, высказали бы массу предположений, многие из которых выглядели бы резонными, логичными и даже прогрессивными. Читая о том, как проявлялась Божья верховная власть и сила в Ветхом Завете, мы логически должны были ожидать, что Бог всегда будет общаться с людьми в такой же манере. Вспомним Его явления в горящем кусте, огненном и облачном столпе, громе, молниях и многих других вызывающих трепет и благоговение образах, мы не сомневаемся, что когда Он придет к нам, то поступит подобным же образом. Но могли бы мы себе представить, что Он смирит Себя перед собственным творением, родившись крохотным, беспомощным Младенцем? Мы не можем объять того, что произошло в первое Рождество. Рождество – это напоминание о непостижимом и удивительном факте, что Бог таинственнее и мудрее, чем мы можем себе представить. Нас не удивил бы тот факт, что Он во славе намного величественнее, чем мы можем вообразить. Однако открытие, что Он намного величественнее в смирении, чем доступно нашему уму, слишком тяжело для понимания. Бог и смирение кажутся нам настолько противоположными понятиями, что совместить их никак не удается.
Когда приближается Рождество, опасность кроется не в том, что мы пренебрежительно отнесемся к святости праздника, но в том, что мы станем равнодушными к приходу в мир Спасителя. Великое чудо и тайна воплощения уже не тронут наших сердец.
Рождество – это приход Бога неузнанного, непонятного. А еще, к нашей великой радости, Бога, открывшего Себя. Неоднократно предсказанное Его рождение оказалось совершенно непохожим на то, что мы ожидали. Его смирение глубоко трогает нас, открывая глубину небесной любви. Вся Его жизнь от кроткого рождения до ужасающей смерти – единое ее доказательство. Слова были бессильны для нашего спасения. Только деяние могло явить замысел, по которому Он и пришел, чтобы привести нас домой.
Дни и недели, следующие за Рождеством, понемногу угашают ощущение чуда. Мы смотрим на дом, ставший непривычно будничным, и поневоле думаем: «Вот если бы Рождество длилось вечно!» Дело тут вовсе не в украшениях и гостях. На Рождество мы прикасаемся к вечному, и это касание пробуждает в нас жажду большего, чем может дать земная жизнь. Душа наша тоскует о будущем, лучшем мире. Когда радостные дни праздника заканчиваются, вдруг возвращается недовольство. Недостатки окружающих, на которые мы в праздничные дни закрывали глаза, опять раздражают нас. Мир с Богом несомненен для тех, кто доверился Иисусу Христу, но совершенный мир в отношениях с близкими для нас всё еще недосягаем. Боль, разочарование, сомнения и печаль, обезболенные радостью на время праздника, снова возвращаются. Жизнь возвращается в прежнее русло. Но ничто не может сравниться с тем фактом, что мы живем в посещенном Богом мире. Поэтому, ходя по поверхности нашей маленькой планеты, будем отражать уверенность в том, что здесь был Бог. Рождество – подзорная труба, в которую мы видим дивные берега вечности. Бог пришел, чтобы жить с нами, а теперь мы ждем дня, когда будем жить с Ним.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты исполнил, что обещал – дал Того, Кого обещал. Благодарение Тебе за Твой неизреченный дар. Благодарим, что Твой Единородный Сын покинул небеса и принес к нам на землю весть любви Твоей. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3.16). Помоги нам, празднуя Рождество, задумываться о Самом Христе. Чтобы мы не разменивали радость великую и вечную на мелочи. Дай нам всегда помнить, что вифлеемские ясли – первый шаг на Божьем пути любви, который завершился на кресте. И возвещать эту великую радость другим людям. Благодарим, что Ты пришел к нам, чтобы мы могли прийти к Тебе; Ты уничижил Себя, чтобы мы могли любить Тебя. Ибо Бог в яслях, Бог в таком виде, в котором испугаться Его не может никто. Без света Христова мы были бы во тьме безбожия. Просим, помоги нам осмыслить славу воплощения, а также тяжесть человеческих грехов, вознесенных на крест Спасителем. Помоги изумиться чуду рождения Младенца Иисуса, а также чуду нашего возрождения свыше. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.