ПРОПОВЕДИ
Совет христианам в отношении одежды
Гал.1.10 «людям ли угождать стараюсь? Если
бы я и поныне
угождал людям, то не был бы рабом Христовым»
По вопросу одежды часто возникают конфликты в христианских домах, особенно между старым и молодым поколением. И особенно по вопросам допустимости современных стилей одежды. Западная реклама убеждает, что придерживаться постоянно меняющейся моды – это значит обеспечить себе личный, социальный и деловой успех. И, напротив, некоторые восточные культуры веками не вносят значительных изменений в свой стиль одежды. Наши (а точнее Божьи) советы важны в том плане, что некоторые, даже христиане, не видят никакой связи между скромностью в одежде и духовностью. В то время как другие устанавливают деспотические стандарты одежды, основанные больше на моделях десятилетней давности, чем на библейском откровении.
Как творения Божии, Адам и Ева жили без одежды в Эдемском саду и не знали стыда до проникновения греха в мир (Быт.2.25). Однако в результате греха в них проснулась застенчивость, и они сделали себе одежды из листьев (Быт.3.7). Бог одобрил их одеяния, и даже сделал для них «одежды кожаные» (Быт.3.21). Те, кто сегодня пытаются оправдать свою нескромность (в т.ч. нудисты), ссылаясь на Адама и Еву, не могут или не хотят объяснить и понять проникновение греха в нашу жизнь, как следствие человеческих потребностей и ценностей. С тех пор одежда стала средством самовыражения, а в наши дни и элементом конкуренции (напр., шарфы футбольных фанатов).
Некоторые могут сказать: «Не странно ли то, что Бог снизошел до замечаний по таким незначительным вопросам? Какая разница, чем покрыто тело, если мы позаботимся о душах? Какой вред может принести ношение серебра, золота, драгоценных камней или чего-то еще из прекрасного, дарованного нам Богом?». Цель Бога и в данном случае: заботится как о теле нашем, так и о душе нашей. О духовном вреде от ношения дорогих вещей поговорим ниже.
В книге Моисея Второзаконие находим странный на первый взгляд повеление (рекомендацию) Бога. Втор.22.11 «Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе». В одном из номеров «Международной христианской газеты» за прошлый год дали объяснение этому отрывку. Я изложу его коротко. Человек обладает биополем, которое взаимодействует с одеждой и легко настраивается на конкретный материал. Настройка на два материала для нашего организма уже проблематична. Т.о., если будем стараться носить одежду из одного материала, только себе будем делать хорошо.
В этой же книге Моисея находим другую заповедь Бога. Втор.22.5 «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок перед Господом, Богом твоим, всякий делающий сие». Различие между женской и мужской одеждой у евреев было очень небольшое. На большом расстоянии часто затруднялись отличить фигуру женщины от мужчины. Только женская одежда делалась из более тонкого материла и, по возможности, с украшениями. И, тем не менее, закон воспрещает мужчинам носить женское платье и наоборот. Апостол Павел в 1-м Послании к коринфянам пишет о том, что сама природа учит нас, чтобы мужчина и женщина отличались прическами (1Кор.11.14) и (согласно тому же правилу), одеждой. Возможно, запрет в книге Моисея дан по следующей причине: надевали чужую одежду для того, чтобы легче совершить грех и это запрещалось. Ибо, кто хранит себя от греха, тот должен избегать всего, что ведет и приближает к нему.
Переходим к рассмотрению облачения христианина. В Библии не оправдывается неряшливость. Аккуратность является обязанностью чада Божьего. Да будет ваша одежда настолько чистой, насколько позволит вам жизненная ситуация. Ясно, что бедные не могут быть такими опрятными, как им хотелось бы, так как у них немного сменной одежды. Но даже бедные христиане обязаны иметь чистый и опрятный вид. Это также соответствует здоровому образу жизни.
Некоторые дети Божьи могут спросить: в какой одежде можем обращаться к Богу? Это зависит от того, где мы обращаемся к Нему. Он для нас не только Царь, но и Небесный Отец. Т.о., дома мы можем обращаться к Нему в молитве в домашней одежде. Но, когда идем на богослужебное собрание, на поклонение Ему, мы должны быть одеты хотя бы так, как если бы мы шли на прием к высокопоставленному начальнику.
Многие богословы выводят из Библии, что одеяние христианина должно быть дешевым, дешевле, чем у людей, находящихся вокруг них. Или того одеяния, в которое вы были бы облачены, если бы не знали Бога. Пусть его одеяние будет не ярким, не воздушным или кричащим, не ультрамодным. Эти простые правила могут быть применимы как к материалу его одежды, так и к ее фасону. Не носите ничего, что сделано для привлечения взгляда окружающих. Новый Завет убедительно пропагандирует скромность. 1Тим.2.9-10 «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». (Логично будет отнести это и к мужчинам. Полагаем, что ап. Павел пишет о женщинах по той причине, что они в этом вопросе легче поддаются искушению.) Каждый предмет, упомянутый ап. Павлом, был символом безвкусицы в его время. Иногда до такой степени, что если женщина пользовалась всем этим, она рекламировала свою доступность. Напротив, христианская женщина должна одеваться таким образом, чтобы показать моральное различие между ней – ценящей благочестие, и другой – ценящей похоть.
И в другом месте сказано: 1Пет.3.3,4 «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы и нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом». В этих стихах поименно запрещаются ношение золота, драгоценных камней, дорогой одежды, завивка волос. Желание носить модную, нарядную одежду не может произойти от благочестия, от любви к Богу, от желания исполнять Его волю. Оно не сообразуется со святыми желаниями. В результате сердце становится глухим к воплю бедного и нуждающегося человека. Этими растратами мы показываем, что мы слабо верим или вообще не верим в то, что существует другой мир. Т.к. на небесах не будет никакой награды за то, что мы здесь тратим на украшения или дорогие одеяния. Но награда будет за добрые дела, совершенные на земле. Этого может быть трудно избежать в одном случае. Мы говорим о женщинах, находящихся под властью своевольных мужей или родителей. Их могут заставить делать то, что сами они не делали бы. И они не виновны в этом, если пытались возразить и использовали все возможные аргументы. Они могут подчиниться тому, что от них требуют, но не более.
Когда христианин выбирает одежду, он не должен забыть, что его тело – храм Святого Духа (1Кор.3.16-17; 6.19-20). Поэтому он должен одеваться, как это приличествует его положению во Христе. Но скромность является его долгом.
В последние годы в моде появились направления, всё больше и больше обнажающие тело. Выраженный замысел некоторых стилей – это неприкрытое сексуальное обольщение противоположного пола. И эта цель активизирует рекламные кампании таких моделей. Христианин должен ценить здоровые сексуальные отношения в браке, но должен презирать вопиющую демонстрацию соблазна и огульное осквернение секса, наблюдаемое в некоторых людях. Господь Иисус напоминал людям, что похотливый взгляд на женщину – грех, равноценный прелюбодеянию (Мф.5.27-28). Однако некоторые современные модели одежды созданы именно для того, чтобы вызвать эту похоть. Более того, каждый христианин обязан не только сохранять супружескую верность, но удержать своего брата от греха (Рим.14.21). А ношение так называемой сексуальной одежды действует как раз противоположно.
Ошибкой является предположение о том, что в облачении христиан не должно быть различий. В Библии не учат тому, что одежда господ или хозяев должна быть такой же, как у их слуг или подчиненных. Конечно же, существует различие в одеянии людей, занимающих разное положение в обществе. И где мотивы выбора одежды правильны, там к этому будет легко приспособиться с помощью правил христианского благоразумия.
Даже некоторые богобоязненные люди искренне придерживаются мнения, что всё сотворенное Богом благо и приемлемо. Они надевают на себя украшения и дорогую одежду. Им не нравятся те, кто отвергает эти вещи. Они считают такое отношение к своему внешнему миру частью христианской свободы. Поэтому нам стоит рассмотреть вопрос о том, какой вред причиняет ношение этих вещей.
Во-первых, это отрицательно влияет на смирение и увеличивает гордость. Всякий, кто внимательно следит за происходящим в его собственном сердце, легко поймет это. И наше самомнение тем выше, чем лучше одежды, в которые мы облачены. Это приведет к возникновению и увеличению тщеславия. Под тщеславием подразумеваем любовь к похвале и восхищению. Признаете вы это перед людьми или нет, но в своем сердце вы знаете, что одеваетесь так для того, чтобы вами восхищались. И чем больше вы угождаете своему глупому желанию, тем больше оно растет. Поставьте перед собой цель угождать только Богу и все эти украшения упадут с вас. Во-вторых, ношение ярких и дорогих одежд вызывает предрасположенность к зарождению пылкой похоти. Она распространяется как на обладателя одеяния, так и на тех, кто взирает на него. Вы разжигаете пламя, которое пожирает как любующихся вами, так и вас. В-третьих, ношение дорогих убранств ограничивает расходование ваших денег на добрые дела. Очевидно то, что чем больше человек тратит на внешнее убранство, тем меньше у него остается денег, чтобы одеть нищих, накормить голодных и творить другие дела милосердия. Моя племянница отказалась от покупки новой одежды на бал предпринимателей, т.к. в это время она кормила бесплатным обедом нескольких бедняков. Расходы на бальное платье не позволили бы ей это сделать. С какой целью вы приобретаете эти дорогие вещи, чтобы угодить Богу? Нет, но чтобы угодить вашей собственной прихоти или получить одобрение от таких же людей как вы сами.
Джон Уэсли (1703-1791, центральная фигура евангельского пробуждения XVIII века, основатель методизма) рассказал, что когда был в Оксфорде, в холодный зимний день, одна из служанок, работавших в школе, привлекла его внимание. Он сказал: «Вы, похоже, мерзнете. У вас что, нет другой одежды кроме этого тонкого льняного платья?» Она ответила: «Сэр, это всё, что у меня есть». Уэсли засунул руку в карман, но обнаружил, что денег там почти не осталось. Он вспомнил, что недавно картины купил себе. И тут же его будто ударило. Господь ему скажет: «Ты украсил свои стены деньгами, которые могли бы укрыть это бедное создание от холода. Не являются ли эти картины кровью этой бедной служанки?». Итак, всё на нас и вокруг нас, что стоит больше, чем того требует христианский долг, есть кровь бедных. Будьте более милостивыми к людям и верными к Богу. Пусть те из христиан, кто обладает богатством в этом мире, не пытаются оправдать себя в этом вопросе, говоря нелепость: «Я могу позволить себе то или это». Никто из людей не может позволить себе напрасно тратить то, что Бог доверил ему. Еще чуть-чуть и нам земная одежда не понадобится. Бог оденет нас в присутствии ангелов в Свою славу и честь, в белую одежду святых. Откр.6.11 «И даны были каждому из них одежды белые». Но пока этого не произошло, пусть нашей единственной заботой будет: «Облечься как святые, избранные Божьи, в одежды милости, добра, долготерпения и кротости».
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твои наставления, за Твои истины. Просим, дай нам мудрость и желание одеваться соответственно нашему христианскому призванию. Просим, направляй наши решения по выбору одежды, помоги нам отложить всякую предвзятость, упрямство и моду, подчиняясь священному Писанию, здравому смыслу и истине. Духом Твоим помоги нам принять правильное, угодное Тебе решение в вопросах нашего облачения. Помоги нам показывать в этом хороший пример молодому поколению. Помоги нам убрать с нашего пути всё, способное помешать нашей святости и кротости, духовной серьезности, единственному намерению прославить Бога во всех наших мыслях, словах и поступках. Чтобы наши пустые растраты на одежду не мешали нам творить добрые дела. Помоги нам ценить лишь те украшения, которые будут иметь ценность в вечности. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.