ПРОПОВЕДИ
Принимаемое Богом поклонение
Ин.4.24 «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему
должны поклоняться в духе и истине».
Христос пришел, чтобы явить нам Бога, и именно это Он явил нам о Нем. Он сделал это самарянке. Сделал же это с той целью, чтобы указать на ее ошибки в понимании вопроса о религиозном поклонении и исправить их. Этому ничто не может содействовать более чем верное знание о Боге. Бог есть Дух, ибо Он есть бесконечный и вечный Разум. Он есть Существо бестелесное, невидимое и не подверженное изменениям. Легче сказать, чем Бог не является, чем сказать, чем Он является. Если бы Бог не был Духом, то Он не мог бы быть ни совершенным, ни безграничным, ни вечным, ни независимым ни от кого, ни Отцом духов. Духовный характер божественной природы является хорошим основанием для духовного характера божественного поклонения. Если мы не поклоняемся Богу, Который есть Дух, в духе, то мы не только не воздаем Ему славы, достойной имени Его, и, таким образом, вовсе не совершаем самого акта поклонения, но и не можем рассчитывать на Его благоволение и одобрение. В результате, упускаем из виду саму цель поклонения. Поскольку люди суть плоть, не удивительно, если им нравится подходящее их природе. Поэтому к истинному божественному поклонению было примешано много показухи.
Девушка и молодой человек договорились вместе пообедать. Он хотел задать девушке несколько серьезных вопросов о смысле жизни, а она была рада, что ей представилась возможность поговорить с этим парнем о вере. Перед обедом она склонила голову и попросила благословения на еду. Когда девушка открыла глаза, парень сказал: «А я не помолился, Бог за это меня накажет?» Именно так многие и представляют себе Бога. Люди считают, что все «божеские дела»: пение, молитва, посещение церкви, чтение Библии – это как бы меры предосторожности от гнева Божьего. И пока у нас будет такое представление о Боге, поклонение наше будет неугодно Ему. Ему не нужно поклонение, вызванное страхом. Мы служим Богу не для того, чтобы от этого что-то получить. Всякая наша мысль о Боге, всякое дело для Бога должны проистекать из искреннего преклонения перед Богом и Его величием. В сердцах и устах наших должна звучать искренняя хвала.
Бог, наш Создатель, с полным правом является для нас Господом и Отцом. И поэтому мы обязаны прославлять, чтить, любить и бояться Его. Мы не вольны, повинуясь желаниям нашего ума, идти туда, куда он нас влечет, но во всем зависим от нашего Бога. И должны держаться только того, что угодно Ему. Ему угодны святость и праведность, а нечестие отвратительно. И если только мы будем стремиться в нашей жизни к святости и праведности, только тогда мы должным образом почтим Бога. И когда Его волю предпочтем нашей. Богу приятна истинная набожность, то есть честь, воздаваемая нами Его величию.
Познание Бога заключается не только в изучении, но неразрывно связано с поклонением Ему. Истинное поклонение отличается от суеверного. Греческое слово …, означающее богослужение, означает также служение правильное, упорядоченное. Даже люди, бредущие в духовном мраке, искали определенные правила для того, чтобы воздавать Богу почести надлежащим образом, а не как заблагорассудится. Хотя на словах все исповедуют истинную веру, мы всё же сталкиваемся с невежеством. Оно выражается в том, что люди порой не удовольствуются единым Богом и поклоняются не только Ему. Люди часто смешивают Его с выдуманными богами. Но Бог четко определяет в Библии, как нужно почитать Его, и другое поклонение неугодно Ему.
Некоторые задаются вопросом: должны ли мы поклоняться Иисусу Христу или нет? Вспомним, что сказано в Послании Флп.2.9,10 «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних». Бог превознес Его, т.е. вознес до предельной высоты. Он возвысил Его божественную и человеческую природу. Ибо о Нем говорится как об имеющем и образ Божий и образ человеческий. Что касается Его божественной природы, то это возвышение означало признание Его прав, или явление той славы, которую Он имел у Отца прежде бытия мира (Ин.17. 5), а не присвоение какой-то новой славы. Бог дал Ему достоинство, превосходящее достоинство всех творений, как людей, так и ангелов. Творение должно засвидетельствовать о глубоком почтении перед Его авторитетом и перед Его властью. Какое бы почтение ни оказывалось Христу, оно служит к славе Отца. Никакое служение никогда не было угодно Богу, если в нем не почитали Христа.
Если присущие одному лишь Богу свойства приписываются кому-либо или чему-либо иному, то тем самым Богу наносится оскорбление и поклонение Ему извращается. Суеверие не целиком склоняет нас к чуждым богам, вынуждая совсем отречься от живого Бога или сводя Его к одному лишь имени. Оно иначе действует: по видимости сохраняя за Богом высший авторитет, оно окружает Его сонмом мелких богов, между которыми делит Его могущество. Т.о. слава Божья приписывается многим существам и, в конце концов, совершенно рассеивается. Древние идолопоклонники выдумали себе «верховного бога», господина и отца всего сущего, и подчинили ему бесчисленное множество прочих богов. Которым приписывали совместно с верховным владыкой управление миром. Именно это теперь имеет место в отношении умерших святых: их превознесли до того, что стали почитать как Бога, обращаясь к ним с просьбами и вознося им благодарственные молитвы. Разумеется, если у нас сохраняется представление о суверенной власти Бога, возвышающей Его над прочими богами, то слава Бога не затмевается полностью, хотя и умаляется. Но все эти извращения сбивают людей с толку, заставляя их устремляться к целому сонму богов (святых, ангелов). Часто те, которые почитают их, до почитания Бога уже не доходят.
Нам приходится читать о людях, которым кланялись. Чаще всего при этом речь идет о поклоне вежливости. Иное дело религия. Всякий раз, когда в религии почитаются творения, профанируется почитание Бога. Вспомним случай с сотником Корнилием (Деян.10). Он, конечно, будучи мужем богобоязненным и добродетельным, почитал как верховного владыку одного лишь Бога. Поэтому, кланяясь ап. Петру, он вовсе не имел намерения поклониться ему вместо Бога. И, тем не менее, ап. Петр сурово запретил ему это делать. Для чего? Для того чтобы люди, не умевшие отличать почитание Бога от почитания творений и религиозно поклонявшиеся творениям, не отнимали у Бога чести, принадлежащей Ему одному. И не воздавали ее тем, кому она не принадлежит. Ведь если мы хотим иметь единого Бога, то должны помнить: непозволительно даже в ничтожной степени умалять Его славу, но следует в полной мере воздавать принадлежащую Ему честь. Нам необходимо запомнить: когда люди тем или иным образом из религиозных побуждений поклоняются творению, они совершают святотатство. Люди, профанируя всё святое, принялись наряжать таких же смертных людей, как они, в одежды, похищенные у Бога. И хотя на словах почитание единого Бога сохранилось, появилось поклонение маленьким божкам, духам и усопшим. Так сильна в нас склонность к этому пороку – отдавать многим то, что Бог строго заповедал беречь для Него одного.
Некоторые считают, что сходить в церковь – это то же самое, что сходить на концерт. Но в церковь ходят не для забавы. Некоторые верующие думают, что люди за кафедрой устраивают в церкви для них представление – чтобы им было интересно, красиво и хорошо. На самом деле всё совсем не так. Церковь – для Бога. Мы ходим туда, чтобы поклониться Ему. Человеческое «Я» не должно быть в центре служения. В центре должен быть Бог. Вспомним, к чему призывает нас Бог: Пс.94.6 «Придите, поклонимся и припадем». Псалмопевец приглашает к поклонению Богу. «Придите, поклонимся и припадем» – восхищение Богом всегда производит в человеке смирение. Поклоняться Богу следует так, чтобы всем своим существом явить смирение и уничиженность перед лицом великого и могущественного Бога.
Некоторые церкви разделились на почве разногласий в стиле богослужений. Одна часть привержена традиционной манере, другая ратует за современный формат. Всем нам будет полезен урок, полученный одним человеком во время деловой поездки после посещения церкви. Разговаривая с пастором, он сказал, что получил от проповеди большое благословение. Несмотря на то, что некоторые особенности богослужения были не в его духе. Пастор спросил: «А что, по вашему, не понравилось Богу?» Посетитель, подумав, ответил: «Мне кажется, что Ему понравилось всё. Я говорил о своих впечатлениях. Но поклонение было адресовано не мне». Мы движимы своими собственными предпочтениями, но, несомненно, должны твердо держаться библейских принципов. Однако прежде чем возвысить свой обличающий голос, давайте серьезно попытаемся понять Божий взгляд. Поразмыслим над тем, что записано в Послании к ефесянам применительно к поклонению. Еф.5.18,19 «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными». Каким бы ни был стиль богослужения, если мы прославляем Бога за то, Кто Он есть и что Он сделал, мы возносим Его и ободряем друг друга. И это нравится Богу. Сердце поклонения – это поклонение от искреннего сердца.
Бог провозглашает, что высшее поклонение, высшая ценность для Него – это призвание Его имени в день скорби. Пс.49.15 «И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Не это ли истинная жертва? Разве Бог не ценит более всего остального наше упование на помощь небес? Истинно так. Больше всего Богу нужно наше упование. В молитвах о помощи проявляется наша вера и испытывается наша любовь – в скорби все мы прибегаем к тем, кто любит нас. Обращение к Богу в час нужды не кажется нам поклонением. Однако Бог благоволит к нему более, нежели к закланию волов и козлов. Бог обращается к нам с престола, и голос Его исполнен милости и любви. Из уст Его струятся потоки благодатного дождя. «Я избавлю тебя». Господь подтверждает этим Своим ответом, что Ему угодно наше обращение к Нему. Независимо от того, угодна ли будет Ему жертва хвалы уст наших, наша материальная жертва, Ему приятно будет услышать нашу смиренную молитву о помощи. Он ее примет с великой радостью и явит Свое благоволение в милостивом ответе на нее. Обещание этого стиха весьма обширно и может относиться как к спасению от земных тревог, так и к вечному спасению. Бог будет прославлен нашими молитвами и благодарностью за полученные милости. Волы и козлы – бесполезная жертва; истинное же приношение всегда угодно Богу. Итак, Господь Сам открывает нам правила настоящего поклонения. Главная жертва Богу – духовное поклонение. Всё прочее не угождает Ему, т.к. совершается без веры.
Миллионы христиан каждое воскресенье собираются для поклонения Богу как своему Творцу и Искупителю. Церковное богослужение – это всегда возможность провозгласить Божьи достоинства и воздать Ему хвалу. Но столетия истории Церкви свидетельствуют о том, как быстро поклонение может превратиться в пустой ритуал. Это случается везде, где Божий народ поклоняется Богу не в соответствии с Его Словом. Господи, просим, наполни нас восхищением и благодарностью за Твое чудесное спасение. Помоги воздать Тебе достойную хвалу, сделай нас верными в любви, послушании и в служении Тебе.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! В Своем Слове Ты призываешь нас поклоняться Тебе в духе и истине. Духовный характер Твоей природы является основанием для духовного характера божественного поклонения. Только так мы можем воздать Тебе славу, достойной Твоего имени. Просим, помоги нам в том, чтобы всякая наша мысль о Тебе, всякое дело для Тебя проистекала из искреннего преклонения перед Тобой и Твоим величием. И чтобы в сердцах и устах наших звучала искренняя хвала. Помоги нам держаться того, что угодно Тебе, подчинить нашу волю Твоей воле. Дай нам осознать, что никакое служение никогда не было угодно Тебе, если в Нем не почитали Иисуса Христа. Помоги нам благодарить Тебя за чудо сотворения. И за то, что Ты даешь нам не только воздух, которым дышим, но и вечную жизнь через Иисуса Христа. Просим, наполни нас восхищением и благодарностью за Твое чудесное спасение. Помоги воздать Тебе достойную хвалу, сделай нас верными в любви, послушании и поклонении Тебе. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.