ПРОПОВЕДИ
Ложное поклонение
Пс.98.5 «Превозносите Господа, Бога нашего,
и поклоняйтесь подножию Его».
Исх.20.3 «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим».
Милосердный Господь даровал нам великую честь называть Его своим Богом. И никогда не отступит от Своего завета, будучи верен и праведен. Все, принявшие любовь Божью, должны славословить Его всем сердцем. Слава Его сияет на нас с небесного престола, а посему поклонимся подножию ног Его. Господь явил Себя в Иисусе Христе как Бог, прощающий беззакония, и позволяющий нам дерзновенно приступать к Его престолу. Нам надлежит превозносить Его искренне и смиренно, радостно и восхищенно.
Первая заповедь «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» касается объекта нашего поклонения. У египтян и у других народов было много богов, созданных воображением людей. По причине этого греха этот закон предварил остальные. Народу надлежало прилепиться к Господу, не стремиться ни к какому иному богу, своего ли собственного изобретения или заимствованному у соседей. Грех против этой заповеди, который и нам угрожает, заключается в воздаянии какой-либо твари славы и чести, причитающейся исключительно Богу. Гордыня делает бога из себя, алчность делает бога из денег, сладострастие делает бога из чрева. Всё, что мы ценим или любим, чего боимся или чему служим, в чем находим радость или от чего зависим более чем от Бога (что бы это ни было), мы фактически делаем из этого бога. Слова «перед лицом Моим» подразумевают, что у нас не может быть какого-либо иного Бога так, чтобы Господь не узнал об этом. Помимо Него нет Бога, но все – перед Его лицом.
Когда Моисей пас овец в пустыне, его внимание привлекло странное явление. Он увидел куст, который горел, но не сгорал. Он не мог оторвать взгляда от этого куста и вдруг услышал голос: Исх.3.5 «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». С Иисусом Навином произошло что-то похожее, когда он ввел израильтян в землю обетованную. Ему явился «Вождь воинства Господня» и, когда он к нему подошел, тот тоже повелел ему разуться. Потому что место, на котором они стояли, было свято (И.Н. 5.13-15). Уже из этих двух случаев ясно, что Бог ожидает от нас уважения и благоговения. Нам сказано, чтобы мы приступали к престолу благодати с дерзновением (Евр.4.16). И мы можем идти к Богу с твердым шагом, не на дрожащих от страха ногах. Потому что путь к Богу нам открыл Своей крестной жертвой Христос. Но речь идет совсем не о панибратстве. Наш Отец Небесный – это Царь вселенной. И как единственный истинный Бог, Он достоин самой величайшей хвалы и поклонения. Бог не только ожидает от нас почитания и поклонения, Он их заслуживает. Заметим, что мы, лично тоже имеем пользу от поклонения. Бог создал нас для Себя, и потому нам никак не найти смысла жизни, пока мы не найдем Его. Не найдем и не склоним перед Ним свои буйные головы. А когда мы преклонимся на богослужении или в другом месте перед Творцом своим, сердце наше из этого временного мира вознесется в мир вечный. Тогда нашу совесть оживляет Божья святость, разум наш насыщается Божьей истиной, сердце наше омывает любовь Божья. И мы становимся ближе к тому образу, по которому был сотворен человек.
В 148-м псалме псалмопевец призывает всё творение прославить Господа. Этот призыв обращен к великим рыбам, зверям и всякому скоту, пресмыкающимся и птицам крылатым. К хору хвалы приглашают присоединиться и ангелов, и звезд, и гор, и деревьев, зверей, царей, князей, юношей, девиц, старцев, отроков. Псалмопевец восклицает: Пс.148.13 «Да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесено, слава Его на земле и на небесах». Разве про кого-то или про что-то сказано, что он, или она, или оно освобождается от обязанностей славить Господа? Давайте же и сегодня и всегда отвечать на этот призыв – славить Бога радостно и непрестанно.
Многое из того, что в сегодняшней церкви называется поклонением, на самом деле неугодно Богу. В наши дни слово «поклонение» часто вызывает в нашем сознании образы строго зафиксированных священных обрядов. Многие считают неотъемлемой частью богослужения бороды священников, заученные молитвы, иконы и тому подобное. В некоторых религиях поклонение невозможно без определенной церемонии, проводимой в специально отведенном для этого святом месте. Даже для исповедующих христианство синонимом поклонения часто являются свечи, благовония, одеяния священников и литургия. Сам Господь Иисус говорил о существовании подобных заблуждений. Вспомним Его беседу с самарянкой (Ин.4). Она хотела узнать, где подобает поклоняться Богу: на горе Гаризим или в Иерусалимском храме? Господь сказал ей: Ин.4.23,24 «настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Итак, дело не в том, где именно поклоняться Богу. Но в том, что подлинное поклонение происходит в сердце верующего, в искреннем и чистом сердце. Поклонение, происходящее не в духе и истине, неугодно Богу, каким бы прекрасным оно не было внешне.
В Библии есть примеры, свидетельствующие о печальных последствиях ложного поклонения. Принесение жертвы Каином, поклонение золотому тельцу у горы Синай, принесение чуждого огня сынами Аарона, нечестивое поведение сыновей священника Илии, вмешательство царя Саула в дела священников и т.п. Все эти истории доказывают, что Бог не принимает поклонения, которое предлагается не в духе и истине. Заблуждаются те, которые полагают, что Бог принимает всё, что Ему предлагают от всей души. Богу неугодно самопроизвольное, придуманное человеком поклонение.
В Библии находим несколько типов неугодного Богу поклонения, таких как: поклонение ложным богам; поклонение истинному Богу, представленному в видимом образе; поклонение истинному Богу в самовольной форме; поклонение истинному Богу с неправильным отношением.
1. Коротко рассмотрим поклонение ложным богам. Все люди, даже атеисты, чему-либо поклоняются. Когда человек отвергает истинного Бога, он, как правило, выбирает поклонение ложным богам. Атеисты поклоняются самим себе. Люди могут поклоняться деньгам, материальным вещам, популярности, власти, искусству, спорту, телевизору, интернету и т.д. Всё это такие же идолы, как и боги, сделанные в древние времена.
2. Обсудим поклонение истинному Богу, представленному в видимом образе. В книге Исход рассказывается, как отреагировал Бог на то, что израильтяне у горы Синай сделали золотого тельца-идола. Исх.32.7-8 «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой. … сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы. И сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской». Израильтяне, сделавшие золотого тельца, думали, что поклоняются истинному Богу, но, изготовив образ, они осквернили самих себя и свое представление о Боге. Бог запрещает поклоняться образам, т.к. невозможно свести Бога к определенной статуе или картине. Кто поклоняется подобным вещам, изображающим Бога, считает, что он истинному Богу поклоняется. Но Бог такое поклонение не принимает, ибо такое поклонение принижает Бога. И поэтому неугодно Ему. В своей прощальной речи к народу Моисей сказал: Втор.4.15,16 «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира». Моисей запрещает поклонения образам даже в том случае, если через них будут стремиться поклоняться истинному Богу. Ибо они заменяют истину Божию ложью и Его славу бесславием. «Твердо держите, чтобы вы не развратились», т.е. чтобы вы не осквернили себя. Кто поклоняется образу Бога, формирует в своем разуме особое представление о Нем, которое открывает дверь всякой нечистоте. Это считается духовным прелюбодеянием. Если что-то может погубить человека, то это точно сильно способствует погибели его. Человек должен следить даже за тем, что он думает о Боге. Представлять себе Бога в зримом облике, напр. как старца, сидящего на престоле, немыслимо. Ни один видимый образ не может передать Его, ибо Бог есть Дух.
3. Поразмыслим над поклонением истинному Богу в самовольной форме. Библейское правило поклонения выражено в нашем реформатском принципе: «sola Scriptura» (только Писание). И в деле поклонения запрещено всё то, о чем не говорится в Библии. Втор.4.2 «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того, соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую». Втор.12.32 «Всё, что я заповедую вам, старайтесь исполнять; не прибавляй к тому и не убавляй от того». Итак, Бог повелевает не прибавлять к изложенному в Библии поклонению никаких собственных изобретений, тем оправдываясь, что хотите сделать его более значительным и величественным. И не убавлять от того под видом того, что хочешь делать его более простым и практичным. Наше религиозное поклонение будет принято лишь в том случае, если при этом мы соблюдаем божественные постановления. Поклонение должно быть сделано так, как Бог того желает.
4. Проанализируем поклонение истинному Богу с неправильным отношением. Самый неуловимый вид идолопоклонства, который трудно увидеть по внешним признакам – это поклонение истинному Богу верными способами, но с неверным отношением. У такого человека нет ложных богов, нет изображений истинного Бога, он поклоняется согласно Библии, но его духовное отношение к Богу лживо. Бог укорял израильский народ в притворном поклонении: они поклонялись Богу внешне, не поклоняясь Ему в сердце. Мал.1.7 «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб». Их поклонение было показным. Они приносили в жертву слепых, хромых и больных животных (Мал.1.8). Они показывали, что относятся к поклонению несерьезно. Бог не принимает такого поклонения: Мал.1.10 «нет Моего благоволения к вам … и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне». «Нет Моего благоволения к вам» – такими горькими словами обличал Господь Свой избранный народ через пророка Малахию. Его разгневало то, как экономили израильтяне на поклонении Ему. Богу в жертву приносили не лучших животных, как было заповедано, а украденных, хромых и больных (Мал.1.13). Мы, может, так уж явно Бога не оскорбляем, но порой тоже непозволительные вольности допускаем в поклонении. Женщина рассказывала своему пастору: «Когда я покупаю в магазине что-то простое, мыло там, масло, … я это делаю машинально, не задумываясь. А вот когда я подбираю блузку к юбке – это уже дело серьезное. Я обойду десять магазинов, пока не найду то, что мне нужно. Нужно бы так же внимательно к Богу относиться. Но иногда я к Нему прихожу совсем без всякого уважения и внимания, как будто салфетки покупаю». Мы на своих богослужениях очень часто не отдаем Богу всего своего внимания. На собрания опаздываем, мыслями витаем где угодно, только не там, где нужно бы. Надо нам себя приучать отрываться все-таки хоть на служениях от вчерашних забот и завтрашних дел. И если мы всем сердцем будем поклоняться Богу, вот тогда Он нами будет доволен.
Дело было в воскресенье. Семья собралась за обеденным столом. 4-х летний мальчик помолился перед едой так: «Отец наш Небесный! Спасибо Тебе за этот прекрасный день и за то, что мы могли сходить в церковь». А потом он произнес: «До встречи через неделю». Возможно, мы часто так, как этот мальчик, представляем себе свою христианскую жизнь. Нам очень легко сбиться на такое отношение к Богу и сказать Ему в конце воскресного служения: «До встречи!». В своих делах между воскресеньями мы о Нем забываем. Мы зарабатываем и тратим деньги, угождаем начальству, занимаемся делами по дому. А на Бога у нас времени не остается. А Библия нам напоминает о том, что о Божьем могуществе и величии нужно думать и говорить изо дня в день (1Пар.16.23). Мы должны возвещать славу Его (16.24). Мы должны говорить о радости, которую Он дарит нам (16.27). Каждый день дает нам новые основания молиться Богу, славить Его и возвещать любовь Его. Давайте же стараться жить так, чтобы славить Бога и поклоняться Ему изо дня в день.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Величие и могущество Твое видно нам во всем: в морях, лугах, лесах и небесах. Во всем живом, во всем, чем мы живем, нам виден Ты. Благодарим, что Ты живешь не только в мироздании, но и в наших сердцах. Просим, помоги нам обратить внимание на Твою десницу, на десницу Бога всемогущего. И прославить Тебя за великое чудо сотворения этого дивного мироздания. Твое дело сотворения мира давно закончено. Наше дело прославления и поклонения да длится вечно. Ты не только ожидаешь от нас поклонения и почитания, Ты их заслуживаешь. Дай нам прийти к Тебе поклоняться с радостью, с благодарностью и благоговением. Даруй нам сердце, полное хвалы Тебе. Дай нам постоянно помнить первую заповедь «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». Просим, научи нас поклоняться Тебе в духе и истине. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.