КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Использованная литература:
Жан Кальвин. Толкование на Евангелие от Иоанна.
Мэтью Генри. Толкование на книги Нового Завета. Том 3.
Евангелие от Иоанна.
Библия с примечаниями Ч.И. Скоуфилда.
Новый Завет. Восстановительный перевод. Живой поток. Меррилл С. Тенни. Обзор Нового Завета.
Введение
Четвертое Евангелие написано апостолом Иоанном, сыном Зеведеевым. Он умер последним из апостолов, дожив свои старческие годы в Эфесе. Было немало критиков, сомневающихся в его авторстве, но именно на основании критического разбора и научного анализа удалось подтвердить как авторство, так и дату написания этого Евангелия. Оно было написано между 85 и 90 гг. по Рождеству Христовом. Все свидетельства отцов Церкви приписывают этот труд именно ему.
Некоторые факты об авторе можно почерпнуть из самого Евангелия. Во-первых, он был еврей, привыкший думать по-арамейски, хотя Евангелие было написано по-гречески. В тексте встречается очень мало придаточных предложений, и нередко вставляются еврейские или арамейские слова, а затем им дается объяснение. Автор был знаком с еврейским преданием. В 1.19-28 он говорит о еврейском ожидании прихода Мессии. Он знал, как относятся евреи к самарянам (4.9), и был знаком с их исключительной манерой богослужения (4.20). Ему были знакомы еврейские праздники, которые он подробно объяснял читателям. Во-вторых, он был палестинский еврей, лично знакомый со страной, в том числе с Иерусалимом. Опять же он был очевидцем событий, которые записывал. Когда он говорит «мы видели славу Его …» (1.14) или о себе в третьем лице «видевший засвидетельствовал» (19.35), он имеет в виду свой личный опыт. Автор явно был с Господом Иисусом с самого начала Его служения, потому что упоминает эпизоды, которые предшествуют началу описания служения Господа. Таких эпизодов в жизни Спасителя, в которых участвовал Иоанн, было слишком много, чтобы их можно было перечислить здесь и вникнуть в каждый из них отдельно. Из отрывков биографии Иоанна, вплетенных в общее повествование о жизни Спасителя, можно узнать кое-что о его духовном опыте. Ревностный по характеру, он был нераздельно предан Господу, хотя это и проявлялось иногда необдуманно и поспешно. Когда Господь усмирил его пыл и очистил его от несдержанной вспыльчивости, Иоанн стал апостолом любви. И хотя автор не называет себя сам, он принял, как само собой разумеющееся, что читатели знают, кто он, и признают его авторитет в делах, о которых он писал.
Евангелие от Иоанна самое необычное из всего квартета канонических евангелий. Оно заметно отличается от других по структуре и стилю. В нем нет притч, и отмечается только семь чудес, из которых пять не записаны нигде более. Речи Господа Иисуса в нем относятся скорее к Его личности, чем к этическому учению Его Царства. Есть много личных бесед, и отношение Господа Иисуса к отдельным лицам описывается подробней, чем Его общее соприкосновение с народом. Евангелие сильно теологически и сосредоточено, главным образом, на личном характере Господа Иисуса и значении веры в Него.
Из-за заметного различия между этим Евангелием и синоптическими его подлинность подвергалась сомнениям. Ответ на все вопросы кроется в его происхождении и цели. Некоторые из отцов церкви учат, что Иоанн написал это Евангелие в Эфесе по просьбе служителей нескольких церквей Асии в противовес ереси Керинфа и Эбиона, доказывающих, что наш Господь был обыкновенным человеком. Он в большей мере открывает нам тайну того, что первые три евангелиста Матфей, Марк и Лука изложили всего лишь как историю.
Некоторые назвали это Евангелие ключом к пониманию других евангелистов. Между Евангелиями существует различие в том, что первые три подробнее излагают обстоятельства жизни и смерти Христовой, а это – четвертое – больше говорит об учении, изъясняющем служение Христово, силу Его смерти и воскресения. Первые три Евангелия не умалчивают о том, что Христос пришел, дабы принести миру спасение, жертвоприношением смерти Своей изгладить грехи мира, о чем свидетельствует и Иоанн. Однако учение, являющее нам плод и силу Христова пришествия, более ясно и четко изложено именно в этом Евангелии. И хотя цель всех Евангелий – показать нам Христа, первые три евангелиста, если можно так выразиться, выставляют на обозрение Его тело, а благовестник Иоанн – Его душу. Т.о., Святой Дух надиктовывал четырем евангелистам то, что им надлежало записывать, чтобы распределенные между ними части составляли единое целое. Так что четыре Евангелия настолько согласны между собой, что учат нас как бы едиными устами всех четырех евангелистов. То, что Евангелие от Иоанна помещено на четвертом месте, связано с порядком написания.
Но при чтении полезнее придерживаться иного порядка: приступая к прочтению у Матфея, Марка или Луки о том, что Бог дал нам Своего Сына, мы должны сначала узнать у Иоанна, с какой целью Он был нам явлен.