КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 1
Цель и назначение этой главы состоит в том, чтобы утвердить нашу веру во Христа как предвечного Сына Божьего, истинного Мессию и Спасителя мира. Всё это для того, чтобы привести нас к упованию на Него и отдаче себя Ему. Чтобы Он нами управлял, нас учил и спасал.
1.1 «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
«Вначале было Слово».
Даже самые простые из иудеев были научены тому, что Слово Божье есть то же, что и Бог. Т.о., этим вступлением ап. провозглашает вечное Божество Христа. Чтобы мы знали: Тот, Кто явился в плоти, есть вечный Бог. Восстановление человеческого рода должно было произойти через Сына Божия, поскольку всё было создано Его силой. Этими словами евангелист свидетельствует о том, что, веруя во Христа, мы никак не отходим от Бога. Причина того, что зовет он Сына Божия «Словом» можно объяснить следующим: Вначале Он был вечной премудростью и волей Божьей, а уже потом – ясным отпечатком Его совета. Понятие «слово» имеет два значения: задуманное (разумение) и произнесенное. Ибо, как в человеке отпечаток мысли является словом, так и о Бога можно сказать, что Он через Свое Слово являет Себя. Подобно тому, как Бог явил Себя через это Слово при создании мира, так и прежде создания мира Оно пребывало сокрытым у Бога. Словами «в начале» ап. Иоанн хотел отграничить Слово от всех сотворенных вещей. Он отрицает, что Его надо искать в мире и сотворенных вещах, поскольку Оно всегда было соединено с Богом еще до того, как создался мир. Если же кто слово «начало» относит к созданию неба и земли, он нанесет оскорбление не только Сыну Божию, но и Его вечному Отцу, лишив последнего присущей Ему премудрости. Бл. Августин справедливо говорит, что начало, о котором здесь упоминается, само лишено начала. Бога лишают славы те, кто воображает некий промежуток времени.
«И Слово было у Бога».
Мы сказали, что Сын Божий возвышается над всем миром и всеми творениями, пребывая прежде всех веков. Но данный отрывок одновременно приписывает Ему и отличную от Бога ипостась. Ибо евангелисту было бы глупо говорить, что Слово было с Богом или у Бога, если бы в Боге у Него не было бы собственной бытийности. Итак, здесь показывается, что Сын отличается от Отца.
«И Слово было Бог».
Чтобы кто не оставался в сомнении по поводу божественной сущности Христа, ап. утверждает, что Он Бог. Поскольку же Бог один, отсюда следует, что Христос имеет одинаковую с Отцом сущность, и, однако же, кое в чем от Него отличается.
1.2 «Оно было в начале у Бога».
Чтобы лучше внедрить в наши умы сказанное, ап. подытоживает два предыдущих положения: 1. Слово всегда было, 2. Оно было у Бога. Он делает это, чтобы под началом мы разумели нечто такое, что превосходит всякое время. Христос имел славу и блаженство у Бога прежде бытия мира (Ин.17.5). И представлял не меньшую радость для Отца как Сын возлюбленный (Прит.8.30).
1.3 «Всё через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть, что начало быть».
«Всё через Него начало быть».
Сказав, что Слово есть Бог и, провозгласив Его вечную сущность, ап. доказывает Божество Слова, исходя из Его дел. Отец всё создал через Сына, и всё существует от Бога через Того же Сына. Ап. Иоанн говорит, что с самого сотворения мира Слово Божье проявлялось во внешних действиях. Бог сотворил наш мир словом (Пс.32.6), а этим Словом и был Христос. Через Него не как через вспомогательное орудие, но как через равного деятеля. Некоторые философы делают Бога творцом мира, но одновременно в деле творения присоединяют к Нему некий разум. Это верно, потому что соответствует Писанию. Но поскольку они тут же пускаются в пустые рассуждения, нам не следует доискиваться их мнений.
«И без Него ничего не начало быть, что начало быть».
В этом отрывке отрицается обратное утверждению, изложенному в первой части стиха. Слово «ничто» включает всё от наивысшего из ангелов до наименьших червей. В деле творения Бог Отец ничего без Него не делал. Это доказывает, что Он – Бог, ибо устроивший всё есть Бог (Евр.3.4). Бог Израиля, доказывая то, что Он есть Бог, часто ссылался на то, что Им сотворено всё (Ис.40. 12,28; 41.4; Иер.10.11,12). Это доказывает превосходство христианской религии, т.к. основателем ее является основатель вселенной, в том числе и земли.
1.4 «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».
«В Нем была жизнь».
Это утверждение представляет еще одно доказательство того, что Он – Бог. Бог есть жизнь. Ап. Иоанн сказал до этого, что всё сотворено Словом Божьим. Теперь же приписывает Слову и сохранение созданного. Об этом же говорится и в Евр.1.3, что Сын всё держит словом силы Своей. Итак, Слово Божье не только источник жизни для всего творения, приведшее в бытие то, чего не было раньше. Оно Своей животворной силой следит за сохранением творения.
«И жизнь была свет человеков».
Люди получают свой духовный свет от Него. Человеческая жизнь представляет собой нечто более великое и благородное, нежели жизнь других творений. Это – разумная жизнь, а не просто животная. Когда человек стал душою живою, его жизнь приобрела Духовный свет, т.е. способности души, отличающие его от животных и возвышающие его над ними. Свет разума, как и чувственная жизнь, берет свое начало от Него и находится в зависимости от Него. Отсюда следует, что люди сотворены для того, чтобы признавать Его подателем всех своих благ, в том числе и света разума.
1.5 «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
«И свет во тьме светит».
Люди во многих местах Библии зовутся слепыми (духовно слепыми), ибо они осуетились в разуме. Но если в людях нет никакого света, уничтожено то свидетельство божественности Христа, о котором упоминает ап. Иоанн. Он упреждает это возражение. Во-первых, он учит, что духовный свет, которым люди были одарены вначале, не следует оценивать, исходя из их настоящего положения. Во-вторых, даже в этой выродившейся природе человека духовный свет пребывает среди тьмы. Ап. отрицает, что свет разума погас полностью. Он настаивает на том, что среди этого мрака еще пребывают остатки света, являющие неким образом божественную силу Христа. Свет сам себя обнаруживает. Вечное Слово, будучи Богом, светит во тьме прирожденной человеческой совести. Хотя люди вследствие своего падения и погрузились во тьму, однако то, что можно знать о Боге, осталось явным для них (Рим.1.19,20).
«И тьма не объяла его».
Хотя Сын Божий всегда приглашал к Себе людей через сохранившийся в них слабый свет, ап. Иоанн говорит, что тьма греха и заблуждений пересилила и почти что затмила этот свет. Иудеи также, хотя и были просвещены светом Ветхого Завета, не разглядели Христа в Иисусе из Назарета. Ибо как только человек стал отчужден от Бога, невежество объяло его разум. Свет, еще оставшийся в нем, пребывал подавленным и бездейственным. Люди, ведомые своим разумом, не только не приходят к Богу, но даже и не приближаются к Нему. И всё их разумение есть не что иное, как чистая суета. Т.о., люди не могли бы спастись, если бы Бог не подал им новую помощь. Поскольку остающийся в нем свет человек затемняет своей тупостью и извращенностью, Сыну Божию прилежало принять новое служение, служение Посредника, обновляющего погибшего человека. Итак, глупо и неуместно философствуют те, кто упоминаемый апостолом свет относит к Евангелию.
1.6 «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн».
«Был человек, … имя ему Иоанн».
Ап. вводит в свой рассказ Иоанна Крестителя с его почтительным свидетельством о Господе Иисусе. Он дает его краткую характеристику. Звали его «Иоанн», что значит, Иегова милостив. Сам Бог Отец предпослал Господу Иисусу этого свидетеля, чтобы другие охотнее приняли предложенное Им спасение. На первый взгляд может показаться абсурдным, что о Христе свидетельствовал кто-то еще, словно Он в таком свидетельстве нуждался. Ведь Он Сам говорит, что не ищет свидетельства от людей. Ответ на это прост: свидетель этот был послан не ради Христа, но ради нас.
«Посланный от Бога».
Ап. не обосновывает призвание Иоанна, но здесь лишь упоминает о нем. Многие, действуя самовольно, претендовали на то, что посланы Богом. Однако ап., собираясь в последствии многое рассказать об Иоанне, теперь счел достаточным выразить, что пришел он по поручению Божию. Всё, что здесь говорится об Иоанне, требуется и от других служителей церкви. Они должны быть призваны Богом.
1.7 «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него».
Ап. кратко говорит о цели призвания Иоанна Крестителя. Он пришел подготовить для Христа Церковь, что он и делал, приглашая всех к Нему. И этим показывает, что пришел не ради самого себя. Поскольку Иоанн был известен, евангелист подчеркивает, что сам Иоанн не был светом, чтобы его сияние не затмило собой славу Христа. Ибо некоторые были настолько привержены Иоанну Крестителю, что пренебрегали Христом. Рассмотрим, в каком смысле ап. Иоанн использует здесь слово «свет». Все истинно верующие являются светом в Господе (Еф.5.8), поскольку просвещены Его Духом. Свет дан им не только для того, чтобы видеть самим, но и чтобы своим примером направлять других на путь спасения. В особом смысле светом зовутся апостолы (Мф.5.14) как несущие перед собой светильник Евангелия, разгоняющий мрак сего мира. Ап. Иоанн говорит здесь о вечном и единственном источнике света. Иоанн Креститель был послан от Бога, чтобы заявить миру о том, что пришел долгожданный Мессия. Он учил людей взирать через него на Христа и приходить через него к Христу, через учение о покаянии в грехах к учению о вере в Христа. Он подготавливал людей к принятию Христа и Его Евангелия, открывая их глаза на грех и пробуждая в них сознание своей греховности. Если бы они только приняли это свидетельство человеческое, то уже вскоре бы обнаружили, что свидетельство Божье – больше.
1.8 «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете».
Нам делается предостережение, чтобы мы по ошибке не приняли за Свет духовный того, кто пришел лишь свидетельствовать о Нем. Иоанн Креститель не был свет, которого ждали и к которому относились обетования, а был только послан, чтобы свидетельствовать об этом великом Свете. Ап. Иоанн, говоря о нем с большим почтением, всё же подчеркивает, что должен отдать предпочтение Христу. Он был великим, каким великим может быть пророк Всевышнего, но не сам Всевышний.
1.9. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир».
«Был Свет истинный».
Прежде чем продолжить изложение свидетельства Иоанна Крестителя, ап. возвращается к описанию Господа Иисуса, о Котором свидетельствовал Иоанн. Показав в начале главы славу Его Божества, он переходит здесь к описанию благодати, явленной в Его воплощении. Ап. Иоанн хочет отличить Христа от всех прочих, чтобы кто не подумал, что право называться светом обще для Него с ангелами или людьми. Различие состоит в том, что всё светящееся на небе и на земле заимствует свое сияние от другого. Христос же есть свет, сияющий от самого Себя и озаряющий весь мир Своим сиянием.
«Который …».
Весь человеческий род озаряют лучи этого великого света. Ибо мы знаем, что люди отличаются от животных тем, что наделены разумом и пониманием, нося в своей совести различение между добром и злом. Но каким образом Христос просвещает всякого человека, приходящего в мир? 1. Своей творческой силой Он просвещает всякого человека светом разума. Все открытия и указания разума, всё утешение, которое мы получаем, всё от Него. 2. Своим Евангелием Он просвещает все народы к спасению. Его Евангелие должно быть проповедовано каждому языку и народу. Теперь божественное откровение не должно ограничиваться, как это было прежде, одним народом, но должно распространиться на все народы. Каким бы светом ни обладал человек, им он обязан Христу.
1.10 «В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал».
Христос находился в мире еще до Своего воплощения в образе Слова, поддерживая Собой всё. Ведь прежде, чем Он явился во плоти, Он уже являл повсюду Свою силу. Он никогда не отсутствовал в мире настолько, чтобы освободить людей от обязанности взирать на Него и пробуждаться Его светом. Но здесь, скорее всего, говорится о Его бытии в мире, когда Он принял на Себя нашу природу и пребывал с нами (см. Ин.16.28 «Я пришел в мир …). Сын всевышнего Бога находился в этом низшем мире. Свет – в нашем мрачном мире, Святой Божий – в нашем оскверненном грехом мире. Он оставил мир блаженства и славы и пришел в этот несчастный мир. Он пришел спасти этот погибающий мир потому, что Его руки создали его. Как Он мог не позаботиться о том, чтобы обновить жизнь, которую Он же и вдохнул. Т.к. мир «через Него начал быть», потому должен был оказать Ему почтение. Тем не менее, Ему был оказан холодный прием – «мир Его не познал». Великий Творец, Владыка и Искупитель этого мира находился в нем, и только немногие (или даже никто) из его обитателей знали об этом. А не знали Его потому, что Он не открылся им таким, каким они Его себе представляли: окруженным видимым великолепием и славой. Царство Его пришло неприметным образом, потому что оно предназначалось как Царство испытания и проверки сердец. Когда же Он придет как Судья, тогда мир узнает Его.
1.11 «Пришел к своим, и свои Его не приняли».
Он пришел не просто в мир, который был для Него Своим, но к народу израильскому, который был Его особым народом. Он происходил по плоти из его среды, среди него жил, и к нему был послан наипаче. В то время иудеи были слабым народом, но, несмотря на это, Христос не стыдился обращаться к ним как к Своим. Он пришел к своим, чтобы взыскать и спасти их. Он был послан «к погибшим овцам дома Израилева». Но большинство отвергло Его. Они имели Божьи предсказания, задолго известившие их о том, где и когда ожидать Его. И из какого колена и племени Он должен восстать. Его приход сопровождали чудеса и знамения, и Сам Он был величайшим из них. Поэтому о них не сказано, как о мире (ст.10), что они Его не познали. Но как о своих, которые не могли не знать Его, и, тем не менее, Его не приняли. Они не приняли Его учения, не приняли Его как Мессию, но, напротив, настроились против Него («распни Его»). Первосвященники, которые особенно были своими для Него (как служители Бога), первыми выказали Ему свое неуважение (не шли поклониться Ему, как это делали волхвы).
1.12 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими».
«А тем, которые приняли Его».
Хотя народ в целом погибал и упорствовал в неверии, всё же нашелся остаток, который признал Его и оказался верным Ему. Особенно многие из язычников были склонны покориться Христу. Ап. возносит тех, которые уверовали в Его имя. Говорит, что верою они достигли такой славы, что стали именоваться детьми Божьими. В словах «а тем» звучит противопоставление. Ведь иудеи превозносились пустой похвалой, будто Бог был как-то к ним привязан. Ап. возвещает о перемене их участи: после отвержения иудеев на их место заступили язычники. Иудеи (большинство) швырнули от себя Евангелие, зато оно было принято язычниками. Так иудеи лишились отличавшей их привилегии. Христу же никак не помешало их нечестие. Он в другом месте воздвиг Свой престол и призвал к надежде спасения другие народы.
«Верующим во имя Его».
Ап. упоминает о том, что Христа принимают тогда, когда в Него веруют. Веровать во имя Его – значит признать, что Он есть то, что обозначают Его великие имена (в Новом Завете их больше десяти). И соглашаться с тем, что Он может быть таковым для нас. Мы должны принимать Его учение как истинное и доброе, Его закон как справедливый и святой и, наконец, мы должны принимать явленную в Нем благодать и Его любовь, которая излилась в наши сердца, как управляющий принцип всех наших действий.
«Дал власть быть чадами Божьими».
Ап. не говорит, что Христос делает людей чадами Божьими, но дает им власть стать таковыми. Отсюда некоторые выводят, что нам лишь предлагается эта благодать, и в нашей свободной воле остается способность принять ее или отвергнуть. Такое толкование опровергается следующим стихом, в котором ап. утверждает, что чадами Божьими становятся не по воле плоти, но родившись от Бога.
1.13 «Которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».
Полагаем, что здесь косвенно попрекается превратная самоуверенность иудеев. Они бы заслуженно хвалились родом Авраама, если бы были истинными сынами, а не выродившимися потомками. Итак, ап. Иоанн утверждает: не из чрева рождаются чадами Божьими, но обновляются Самим Богом, чтобы начать духовную жизнь. Благодать не передается по наследству, как передается человеческая природа. Полагаем, что хотение плоти и хотение мужа означают одно и то же. Некоторые думают (включая бл. Августина), что под плотью здесь надо разуметь женщину. Скорее ап. разными способами выражает одну и ту же мысль, старается лучше внушить ее человеческому уму.
1.14 «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца».
Ап. учит здесь, как именно произошло пришествие Христово, о котором он упоминал. Он говорит, что Христос явил Себя миру, облекшись в нашу плоть. Термин «плоть» более выразительно подчеркивает мысль апостола, чем если бы он просто сказал: «Слово стало человеком». Ведь ап. хотел показать, до какого низкого и презренного состояния соизволил снизойти Сын Божий, оставив Свою небесную славу ради нашего спасения. Человек в Библии часто называется презрительно плотью. «Плоть» ни в коем случае не разумеется здесь в качестве тленной природы, в каком смысле это слово часто употреблял ап. Павел, оно обозначает всего смертного человека. Нам следует твердо держаться двух положений. Первое: две природы во Христе таким образом сошлись, что один и тот же Христос является и истинным Богом, и истинным человеком. Второе: единство лица не мешает тому, чтобы в Нем пребывали отличные друг от друга природы. Так что и божество сохраняет за собой всё ему свойственное, и человеческое обладает тем, что ему прилично.
«И обитало с нами».
Ап. говорит о том, что Христос, подобно гостью, жил среди нас лишь определенное время. Слово, используемое им (эскэносен – обитать), производится от слова скиния, временное жилище. Итак, он имеет в виду то, что Христос выполнил на земле возложенное на Него поручение, что Он явился не на один миг, но жил среди людей до тех пор, пока не исполнил Своего долга. Тот факт, что Спаситель обитал с нами, должен побуждать нас не гнушаться жить по плоти до тех пор, пока у Бога остается для нас труд. Остается сомнение, что выражением «с нами» ап. говорит ли о людях вообще, или только об учениках, видевших то, о чем он рассказывает. Полагаем, что предпочтение надо дать второму смыслу. Ибо ап. Иоанн тут же добавляет «и мы видели славу Его». Хотя слава Христова может быть видима всеми, она всё же по большей части остается сокрытой для многих из-за их духовной слепоты. Христос выглядел человеком, но так, что одновременно в Нем наблюдалось возвышенное и великое. Могущество в Нем скрывалось под смирением плоти, но так, что продолжало источать свое сияние.
«Полное благодати и истины».
Этот отрывок является подтверждением предыдущего предложения этого стиха. В древней скинии, в которой обитал Бог, находился закон, а в новой была благодать. Первый содержал в себе прообразы, последняя – истину. Воплотившееся Слово отвечало всем требованиям поставленной перед Ним задачи Посредника, ибо Оно было исполнено благодати и истины – двух великих вещей, в которых нуждается падший человек. Божество Христово явствовало и в других вещах, но ап. предпочел этот пример всем прочим, чтобы упражнять нас больше в практическом, чем в созерцательном знании. Христос вполне мог быть признан Сыном Божьим, когда Он ходил по воде и совершал другие чудеса, но ап. приводит лишь те доказательства Его Божества, в которых больше всего нуждается наша вера. Христос на деле засвидетельствовал, что является неисчерпаемым источником благодати и истины. Этот отрывок можно выразить и так: «Христос полон благодати, которая есть совершенство и истина».
«И мы видели …».
Свидетелями славы Его были последователи и ученики, которые свободно общались с Ним. Они знали тайны Его учения, в то время как для всех прочих они были даны под покрывалом притч. Так было и с Его личностью: они созерцали славу Его Божества, в то время как другие видели лишь завесу Его человеческой природы. Они сами являлись очевидцами тех доказательств, на которых основывали свое свидетельство о Нем, как о Сыне всемогущего Бога. «Мы видели» - это выражение означает длительное созерцание. Слава «Слова, ставшего плотью» была такой славой, которая могла принадлежать только Сыну Божьему, и не могла быть славой кого-либо другого. Его божественная слава открылась в святости и небесной правде Его учения, в Его чудесах; в чистоте, любезности и великодушии Его обращения со всеми людьми. Божья благость и есть Его слава. Он ходил по земле, творя добро, и говорил, и действовал во всем так, как мог только воплотившееся Божество. Возможно, ап. Иоанн имел в виду славу Его преображения, очевидцем которого он являлся.
1.15 «Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня».
«Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая».
Теперь ап. говорит о том, каким было возвещение Иоанна Крестителя. Глагол в настоящем времени означает здесь продолжающееся действие. Употребив слово «восклицая» ап. хочет сказать, что учение Иоанна было не темным и двусмысленным, он не шептал его лишь кучке людей, но открыто и громко проповедовал Иисуса Христа всем. Ветхозаветные пророки громко восклицали, чтобы обратить внимание людей на их грехи, этот же новозаветный пророк восклицал, чтобы обратить внимание людей на их Спасителя. Этот отрывок утверждает также: Иоанн Креститель был послан ради Христа. Поэтому для него было бы глупо выделяться на фоне уже пришедшего Мессии.
«Говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал».
Этими словами ап. хочет сказать, что с самого начала его целью было возвещать о Христе, и все его цели преследовали лишь эту цель. Ведь он мог исполнить свое служение, только призвав своих учеников следовать за Христом.
«Что идущий за мною стал впереди меня».
Хотя Иоанн Креститель был несколькими месяцами старше Христа, речь здесь идет не о возрасте. Поскольку он до пришествия Христова исполнял служение пророка определенный промежуток времени, в этот промежуток он как бы делал себя первым. Поэтому, что касается явления народу, Христос последовал за Иоанном. Поскольку во времени Христос служил позже, Иоанн Креститель учит, что это не мешает Ему превосходить других Своим достоинством. Хотя Иоанн имел славу и большое влияние, всё же он стремился отдать предпочтение Тому, Кому оно принадлежало по праву. Он приводит хорошее основание для такого предпочтения:
«Потому что Он был прежде меня».
Он был моей первопричиной, моим источником. Он был прежде Авраама (Ин.8.58), более того, Он – от вечности.
1.16 «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать».
Ап. Иоанн начинает говорить о служении Христа. В Нем заключен источник полноты. У Бога имеется источник жизни, праведности, добродетели, мудрости, но этот источник для нас закрыт и недоступен. Нам позволено просить все эти блага у Христа. Во Христе содержится сокровище тех благ, которых по природе лишены все люди. Он готов сразу же прийти к нам, если только мы в Него верим. Ап. говорит, что если мы черпаем от полноты Христовой, нам не следует бояться никакого недостатка, поскольку Его полнота представляет собой неисчерпаемый источник. Словом «мы» Иоанн делает себя одним из прочих не из скромности, а чтобы показать: никто не исключается из участия в этой полноте. Нас орошают со всех сторон изливающиеся от Христа дары благодати.
1.17 «Ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа».
Здесь ап. упреждает возможное возражение. Ведь Моисей пользовался у иудеев таким почетом, что они болезненно воспринимали всё, ему противоречащее. Итак, ап. Иоанн учит, насколько служение Моисея было ниже Христовой власти. Что по сравнению с благодатью Христовой всё принесенное Моисеем ничтожно. Ибо иначе для иудеев оставалось бы великое преткновение: они думали бы, что от закона исходит то, чего можно достичь только через Христа. Ап. также противопоставляет закон благодати и истине, означая тем самым, что закон был лишен и того, и другого. Под «благодатью» здесь должны понимать незаслуженное отпущение грехов и обновление сердца. «Истина» же состоит в том, что через Христа мы обретаем благодать, которую никак не мог даровать закон. Ап. утверждает, что в законе дан лишь некий образ духовных благ, во Христе же они даруются нам надежно.
1.18 «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».
«Бога не видел никто никогда».
Этот стих добавлен для подтверждения предыдущего, ибо познание Бога есть та дверь, через которую мы входим в обладание всеми Его благами. Христос явил нам Бога. Знание о Боге и близкое знакомство с Ним – это также есть благодать и истина, которые пришли через Иисуса Христа. Слова этого отрывка указывают на то, что: 1. Поскольку природа Бога является духовной, Его невозможно увидеть плотскими глазами. 2. Откровение, данное о Себе Богом в Ветхом Завете было, по сравнению с данным Им во Христе, неполным. Другими словами то, что люди видели (напр., на горе Синай) и знали о Боге до воплощения Христа, было ничто, по сравнении с тем, что мы видим и знаем сегодня. 3. Никто из ветхозаветных пророков не мог открыть людям помыслы и желания Бога так, как это сделал наш Господь Иисус. Моисей видел образ Господа (Числ.12.8), но в то же время ему было сказано, что ему нельзя видеть лицо Его (Исз.33.20).
«Единородный Сын, …».
Кто может знать Отца лучше, чем единородный Сын? Или в ком еще Отец узнается лучше, чем в Сыне? Он имеет такую же природу, какую имеет Отец, так что видевший Его видел и Отца (Ин.14.9). Он, будучи Богом, находился в то же самое время в недре (старый и современный венгерский переводы – на груди; современный перевод «Живой поток» - в лоне Отца) Отца, и туда же Он возвратился, когда вознесся. В «недре Отчем» - это значит: 1. В недре Его особой любви. Все святые Божьи находятся в Его руке, но Его Сын находится в Его недре как единый с Ним по природе и сущности и потому единый в высочайшей любви. 2. В недре Его тайных советов. Между Сыном и Отцом существует как взаимная удовлетворенность, так и взаимное понимание. Никто, кроме Христа, не знал так мыслей Отца, как Он.
1.19 «И вот свидетельство Иоанна, когда иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?»
До сих пор ап. Иоанн передавал нам речь Иоанна Крестителя, произнесенную им о Христе. Теперь он переходит к свидетельству, данному посланцам священников. Ап. говорит, что Иоанн открыто исповедал, зачем послал его Бог. К этому времени уже давно не было никаких пророков. Иоанн же появился неожиданно, когда души всех были исполнены ожиданием прихода Мессии. Священники, чтобы не показаться другим ленивыми и пренебрегающими столь важным делом, послали к Иоанну с вопросом: кто же он есть на самом деле? Они хотели знать, не Мессия ли Иоанн? Они поступали в соответствии со своей должностью. Им надлежало заботиться о том, чтобы никто не возвышал себя попусту, чтобы не возникали новые секты, чтобы в народе не нарушалось единство веры, чтобы в обиход не вводились новые и чуждые обряды. Итак, отсюда ясно, как далеко разошлась молва об Иоанне Крестителе, возбуждая умы многих людей. Всё это было устроено по дивному провидению Божию, чтобы сделать свидетельство Иоанна еще более ярким.
1.20 «Он объявил и не отрекся, и объявил, что я не Христос».
Он сказал правду открыто и недвусмысленно, без какого-либо притворства. Слово «объявил» понимается обобщенно, означая, что Иоанн изложил дело так, как оно обстояло в действительности. Итак, он ясно ответил, что не является Христом.
1.21 «И спросили его: что же? Ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он сказал: нет».
Иоанн не признает себя пророком Илией. О нем действительно имелось в Писаниях пророчество, в котором он назван Илией (Мал.4.5). Он пришел в духе и силе Илии (Лк.1.17) и был тем Илией, которому надлежало прийти (Мф.11.14). Но не был тем самым Илией, который был унесен на небо на огненной колеснице и который явился Христу во время Его преображения на горе. Он был тем Илией, которого обещал Бог, но не тем Илией, о котором безрассудно мечтали иудеи. Иудеи ожидали, что Илия придет с неба и будет жить с ними, рассчитывая в связи с этим на великое для себя. Илия действительно пришел, и не узнали его. А он не объявил себя Илией потому, что они ожидали такого Илию, какого Бог никогда им не обещал. Иоанн не признает себя ожидаемым иудеями пророком. Во-первых, он не был тем пророком, о котором Моисей сказал, что Его «Господь воздвигнет им из среды братьев их» (Втор.18.15), такого же, как он. Если они имели в виду именно это, то им вообще не следовало задавать подобный вопрос. Ибо тем пророком был не кто иной, как Мессия, а он уже заявил о себе: «Я не Христос». Во-вторых, он не был таким пророком, который, как в случае с Самуилом, Илией и некоторыми другими пророками, вмешался бы в общественную жизнь и таким образом избавил бы их от римского ига. В-третьих, он не был одним из древних пророков, воскресших из мертвых, который, согласно их ожиданиям, должен был прийти прежде Илии, как Илия – прежде Мессии. В-четвертых, хотя Иоанн был пророк, и даже более чем пророк, его миссия и труд были иного рода. Поэтому Иоанн не солгал, отрицая, что он пророк. Причем его ответ не противоречит словам Христа. Господь Иисус действительно украшает Иоанна титулом пророка. Более того, добавляет, что Иоанн больше, чем пророк (Мф.11.9). Однако этим словами Он отстаивает только правдивость и достоверность учения Иоанна. И одновременно превозносит выдающийся характер возложенного на него служения. У Иоанна нет такого поручения, какое было у других пророков, он предназначен быть глашатаем Христовым.
1.22 «Сказали ему: кто же ты? Чтобы нам дать ответ пославшим нас; что ты скажешь о себе самом?»
Посланники добивались какого-нибудь ясного ответа, ссылаясь на властное положение пославших их. К которым, по их убеждению, ему следовало отнестись с великим почтением. Скажи нам, кто же ты, не для того, чтобы мы поверили тебе и крестились от тебя. Но чтобы нам дать ответ пославшим нас. Иоанна считали человеком, который не может солгать, и поэтому полагали, что он не даст уклончивого, двусмысленного ответа. Но будет честным и открытым, и даст четкий ответ на поставленный вопрос: что ты скажешь о себе самом?
1.23 «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне; исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия».
Иоанн своевольно присвоил бы себе права учителя, если бы не показал, в чем именно состоит его служение. Поэтому он подтверждает его свидетельством пророка Исаии (Ис.40.3). Откуда следует, что он поступает по божественному повелению. Исаия же говорит в том месте не об одном Иоанне, но, обещая Церкви восстановление, предрекает будущее. И слышит радостные голоса, призывающие подготовить пути Господу. Хотя он, прежде всего, имеет в виду то пришествие Господне, когда Он вывел Свой народ из вавилонского плена, истинное же исполнение его пророчества произошло тогда, когда Христос был явлен во плоти. Итак, среди вестников, возвещавших пришествие Господне, Иоанн занимал первое место. Он зовется «гласом», т.к. на него была возложена обязанность возвещать. Исаия иносказательно называет пустыней опустошение Церкви, потому что оно, подобно пустыне, мешало народу вернуться в свою землю. Он как бы говорит: для пленного народа проход в свою землю закрыт, но Господь сумеет проложить путь по бездорожью. И та видимая пустыня, в которой проповедовал Иоанн, была символом великого опустошения, отнимавшего всякую надежду на избавление. Если иметь в виду это подобие, можно легко увидеть, что слова пророка здесь никак не извращаются. Словами «исправьте путь Господу» он хочет сказать, что он пришел исправить ошибочные представления людей о путях Божьих. Нет сомнения в том, что эти пути прямые, но книжники и фарисеи своими превратными истолкованиями закона сделали их кривыми. Теперь же он призывает людей к тому, чтобы обратиться к истокам.
1.24 «А посланные были из фарисеев».
Фарисеи (толкователи) – самая многочисленная и могущественная партия в Иудее во времена Иисуса Христа. Иосиф Флавий, написавший историю еврейского народа (жил в 1-м веке), впервые упоминает о фарисеях при первосвященнике Ионафане (около 145 г. до Р.Х.). Во время Иоанна они первенствовали в Церкви. Ап. пишет об этом, чтобы мы знали: посланцы были не какими-то низкосортными выходцами из левитов (служители Церкви), но наделенными авторитетом люди. Поэтому они и задали Иоанну вопрос о крещении. Обычные служители довольствовались бы любым ответом, а эти, не сумев выведать желаемое, обвинили Иоанна в своеволии, поскольку он дерзнул ввести новый обряд.
1.25 «И они спросили его: что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?»
Иудейская церковь практиковала крещение наряду с обрезанием при приеме в свои члены прозелитов (язычники, перешедшие в иудейство) в знак очищения их от скверны прежнего состояния. Фарисеи полагали, что этот ритуал будет совершаться в дни Мессии, т.к. имелись пророчества о том, что в те дни «откроется источник» (Зах.13.1) и они будут «окроплены чистою водою» (Иез.36.25). Притом считалось само собой разумеющимся, что и Христос, и Илия, и тот пророк будут крестить, когда придут для очищения оскверненного грехом мира. Поэтому посланники желали узнать, какой властью крестит Иоанн.
1.26 «Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде, но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете».
Он признал себя всего лишь служителем внешнего символа. «Я крещу в воде» и это всё. Я не имею никакого иного звания, кроме звания Иоанна Крестителя. Я не могу наделять духовной благодатью, которую символизирует крещение. Иоанн беспокоился о том, чтобы никто не думал о нем более того, что в нем видит. Он указал им на Того, Кто был больше его. Всё, что от меня требуется – это привести вас к Идущему за мной и передать вас в Его руки. Популярность Иоанна в народе вызывала у духовных руководителей Израиля зависть. Но, несмотря на это, он не боится говорить им о скором приходе Того, Кто будет превосходить его во всем. Во-первых, он говорит им о том, что Христос присутствует среди них уже сейчас, чтобы побудить их познать Его. Он косвенно упрекает их за равнодушие, ибо они не знали Христа, к Которому должны были стремиться всей душой. Иоанн унижает себя до предела, чтобы несправедливо воздаваемая ему честь не затмила собой Христово величие.
1.27 «Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня; я не достоин развязать ремень у обуви Его».
Здесь Иоанн утверждает две вещи. 1. По времени Христос ему последует. 2. По степени Своего достоинства Он является первым, поскольку Бог сделал Его начальником всего. Он считает себя недостойным того, чтобы его имя упоминалось рядом с именем Христа. Говорит, что для него слишком велика честь претендовать даже на самое низкое служение Ему. Теперь, казалось бы, этим посланникам, получившим такое ясное указание о Мессии, следовало бы спросить, кто является этим превосходным человеком. И где в настоящее время Он находится? Однако же, они не считали, что это входит в круг их обязанностей или интересов. Они могли бы познать Христа, но не захотели.
1.28 «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн».
Слово «Вифавара» означает дом переправы. Некоторые считают, что это было то место, где Израиль переходил через Иордан, направляясь в землю обетованную под водительством Иисуса Навина. Это место находилось на приличном расстоянии от Иерусалима, по ту сторону Иордана. Он, вероятно, выбрал его с тем, чтобы то, что он делал там, вызывало как можно меньше недовольство правительства. Упоминание места помещено здесь не только для придания истории достоверности. Оно дает нам понять, что Иоанн отвечал посланцам на людском собрании. Ибо многие стекались к Иоанну за крещением, и в Вифаваре как раз и находилось место, где он обычно крестил.
1.29 «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».
Иоанн уже говорил о явлении Мессии, но когда Христос действительно появился, он сразу же захотел о Нем возвещать. Сказав посланцам священников о том, что Мессия уже живет среди народа, на следующий день он открыто показывает Его всем. Он кратко, но ясно указывает здесь на служение Христа: примирить людей с Богом, изглаживая грехи мира через Свою жертву. Христос принес нам и другие благословения, но это – самое главное, от которого зависят все остальные. В слове «Агнец» содержится намек на жертвоприношения Ветхого Завета. Ведь Иоанн говорил с иудеями, которые привыкли к жертвоприношениям. И могли поверить в отпущение грехов, только если бы им указали на какую-то жертву. Итак, Иоанн употребил те самые слова, которые могли бы убедить иудеев. «Грех», стоящий в единственном числе, означает здесь любую несправедливость. Иоанн как бы говорит: всякая несправедливость, отчуждающая Бога от людей, устраняется Христом. Он распространяет эту благодать на весь человеческий род, чтобы иудеи не думали, что Спаситель послан для них одних. Слово «берет» здесь означает, что Христос принял на Себя бремя, которым все мы были отягощены, и Он изглаживает всякие грехи. Хотя грех постоянно в нас пребывает, но, изглаженный по благодати Христовой, он более нам не вменяется. Глагол «берет» поставлен в настоящем времени, чтобы обозначить постоянное действие. Ибо умилостивление, ради которого Христос однажды умер, остается всегда действенным.
1.30 «Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня».
Иоанн подводит итог сказанному, заявляя, что это тот Самый Мессия, Которого он ранее называл поставленным впереди себя. Отсюда следует, что Иоанн есть только вестник, посланный ради Мессии. А отсюда, в свою очередь, следует, что Иисус из Назарета является Мессией. Далее, здесь говорится о трех вещах. Сказав, что за ним идет Муж, Иоанн имеет в виду, что по времени он – первый, и его цель – приготовить путь для Христа согласно пророчеству Малахии: «Вот я посылаю ангела Моего перед лицом Моим». (Мал.3.1). Говоря же, что Христос поставлен впереди него, Иоанн имеет в виду славу, которой Бог украсил собственного Сына, послав Его в мир для совершения искупления. И добавляет причину, почему Христос по достоинству несравненно выше его.
1.31 «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».
Хотя между ними была некоторая связь (мать Иоанна Елизавета приходилась двоюродной сестрой Деве Марии), они не знали друг друга. Иоанн не знал Иисуса лично до тех пор, пока не увидел Его, идущего креститься от него. Их прошлая жизнь не была похожа одна на другую. Иоанн провел большую часть своей жизни в пустыне, в уединении, в то время как Иисус прожил эти годы в Назарете, находясь среди людей. Словами «я не знал Его» он говорит, что между ними нет никакого тайного сговора, его нельзя заподозрить в расположении к Нему, его свидетельство не вызвано дружбой или лицеприятием. Он имел о Христе лишь то знание, которое сообщил ему Бог. Словами «но для того пришел …» он открыто свидетельствует о своем посланничестве. Ибо лишь призвание со стороны Бога делает людей законными служителями Церкви.
1.32 «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем».
Голубь был символом присутствия Святого Духа. Иоанн не мог видеть Духа Святого, он видел голубя, который знаменовал собой и видимым образом представлял Духа. Христос был явлен посредством сходящего на Него с неба Духа, подобно голубю. Дух Святой сошел на Него, чтобы сделать Его способным для предстоящего Ему служения. Однако не следует думать, что Дух, наполняющий небо и землю, был заключен в голубя. Он присутствовал в нем Своей силой, чтобы Иоанн знал: не напрасно его очам предстало подобное явление. Спрашивается, почему Дух явился тогда в образе голубя? Ответ: всегда надо помнить о соотношении символов с означаемой истиной. Когда Дух подавался апостолам в день Пятидесятницы, им показались огненные языки. Этим означалось, что проповедь Евангелия будет произноситься на всех языках, обладая при этом огненной силой. Здесь Бог хотел изобразить ту Христову кротость, о которой говорил пророк Исаия: Ис.42.3 «Льна курящегося не угасит, и трости надломленной не переломит».
1.33 «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым».
Иоанн настаивает на том, что из источников, отличных от откровения, знал о Мессии не больше других людей. Он свое служение совершал на надежных основаниях. Во-первых, он не пошел без посланничества. Бог послал его крестить. Во-вторых, он не пошел без содействия. Ибо, когда он был послан крестить в воде, ему тогда же был указан Тот, Кто будет крестить Духом Святым. Получив такое указание, Иоанн Креститель ожидал Христа как Того, Кто начнет и закончит строительство того благословенного здания, фундамент которого он теперь закладывал. Бог дал ему знамение относительно Мессии. Оно не только уберегло его от ошибок, но и придало ему смелости для свидетельства. Поэтому он и сам мог говорить с уверенностью.
1.34 «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
Этим он хочет сказать, что не говорит ничего сомнительного, поскольку Бог полностью открыл ему всё, свидетелем чего ему предназначалось быть. Достойно внимания, что Иоанн засвидетельствовал, что Иисус из Назарета есть Сын Божий. Свидетели Христа были очевидцами, и потому тем более заслуживают нашего доверия.
1.35 «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его».
Иоанн свидетельствовал о Христе и на следующий день. Он использовал любую представлявшуюся ему возможность, чтобы привести людей к Христу.
1.36 «И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий».
Он увидел Иисуса, идущего на некотором расстоянии от них, однако сам к Нему не пошел, т.к. должен был остерегаться всего, что могло вызвать у людей хоть малейшее подозрение в их пособничестве друг другу. Отсюда тоже явствует то, что Иоанн, чувствуя, что приближается конец его миссии, настойчиво заботится о том, чтобы передать светильник Христу. Он желал обратить двух своих учеников к Христу, ибо он для этого и свидетельствовал о Нем в их присутствии. Чтобы они оставили всё, даже его самого, и последовали за Ним. Он был слишком далек от Того, чтобы завидовать растущему влиянию Христа. Кроме того, мы видим здесь, сколь смиренным и невзрачным было начало Церкви Христовой. Иоанн и прежде готовил учеников для Христа, но Христос только теперь начинает собирать Церковь. У Него было тогда двое необразованных и незнатных людей. Это еще больше являет нам Его славу. Ибо за короткий промежуток времени, не человеческими усилиями и, не пользуясь покровительством мира сего, Господь чудесным образом сумел распространить Свое Царство.
1.37 «Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом».
Этими двумя были Андрей и другой бывший с ним ученик. Кто был другим, нам не сообщается. Одни, сравнивая это место с Ин.21.2 полагают, что это был Фома. Другие – что это был сам ап. Иоанн, чья манера избегать упоминания собственного имени прослеживается в его евангелии (13.23 и 20.3). Они проявили готовность перейти на сторону Иисуса.
1.38 «Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви (что значит учитель), где живешь?»
Во время земного служения Господа именем «учитель» приветствовали учителей и толкователей Слова Божия. Итак, хотя два ученика еще не признали Христа единственным учителем Церкви, но, подвигнутые словами Иоанна, стали относиться к Нему как к пророку и учителю. Господь не стал дожидаться, пока они попросят позволения заговорить с ним, и Сам вступил с ними в беседу. Он не упрекнул их за дерзкую попытку навязать Ему свое общество. Напротив, Он любезно приглашает их поговорить с Ним. Вопрос «что вам надобно», заданный им Христом, должны задавать себе и все мы, когда начинаем следовать за Ним. Те, которые идут за Ним и в то же время ищут этого мира, или чего-то своего, или славы человеческой, самих себя обманывают. Следуя за Христом, ищем ли мы благоволения Божьего и вечной жизни? Назвав Его «равви», они тем самым намекнули на то, что целью их прихода к Нему было научиться от Него. Иудеи называли равви своих учителей, а также ученых. Спросив, где Он живет, они тем самым намекнули на то, что их желание поближе познакомиться с Ним. Кроме того, они надеялись получить от Него больше того, что могла дать короткая беседа. Они решили заняться делом всерьез.
1.39 «Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа».
Господь любезно приглашает их посмотреть Его жилище. Обманщики сохраняют свое влияние среди своих последователей тем, что держатся на расстоянии от них. Господь, желая завоевать уважение и привязанность Своих последователей, предложил им прийти и посмотреть. «Пойдите и увидите» какое у Меня жилище, чтобы, следуя за Мной, вы не надеялись извлечь из этого какую-нибудь мирскую выгоду. Они спросили, где он живет, чтобы затем навестить Его в более удобное для этого время, но Он приглашает их к Себе в гости прямо сейчас, не откладывая на будущее. Это должно научить нас: приобретать души лучше всего тогда, когда они сами к этому расположены. Одни полагают, что Иоанн в выражении «было около десятого часа» придерживался римского времяисчисления. И тогда описываемое здесь событие должно было происходить в районе десяти часов утра. Т.е. они пробыли у Него весь тот день до ночи. Другие считают, что Иоанн, как и прочие евангелисты, придерживался еврейского времяисчисления. И тогда это событие должно было иметь место в четыре часа полудни, т.е. они провели у Него всю ту ночь и следующий день.
1.40 «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра».
Цель евангелиста до конца этой главы состоит в том, чтобы поведать нам, как постепенно приходили к Христу Его ученики. Здесь он говорит о Петре, затем о Филиппе и Нафанаиле. То, что Андрей сразу же привел своего брата, свидетельствует о природе веры. Андрей позвал брата своего с той целью, чтобы вместе с ним стать учеником в школе Христа.
1.41 «Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит «Христос».
То, что он нашел его, означает, что он искал его. Возможно, другой ученик, который был с ним, пошел в это же самое время за кем-либо еще из своих друзей, но Андрей первым находит ученика для Господа. Ап. написал и по-гречески слово «Мессия» (Христос) (по-русски - помазанник), дабы поведать всему миру то, что раньше было тайной иудеев. Иудеи знали о том, что будет помазан некий царь, от царства которого надо ожидать вечного и совершенного счастья. В отличие от предыдущих пророков, Даниил присвоил это имя одному лишь Искупителю (Дан.9). Отсюда возникла привычка при всяком упоминании Мессии понимать под ним одного только Искупителя.
1.42 «И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)».
Это доказывало Его всеведение, поскольку Он мог назвать имена как его самого, так и его отца, хотя впервые видел его и не задавал ему ни единого вопроса. Господь присваивает Симону имя не так, как это обычно происходит среди людей: не от какого-либо прошедшего события, не на основании того, что уже видно в человеке. Но исходя из того, что Сам собирался сделать его камнем. Господь упоминает об отце Петра не с целью его почтить. Поскольку Петр был незнатного рода, и не пользовался почетом людей, Христос говорит, что это обстоятельство не помешает Ему сделать из него мужа непобедимой доблести. Итак, о присвоении Симону нового прозвища Евангелист говорит как о пророчестве. Христос назвал его камнем (Петром) не потому, что он предвидел будущее постоянство Петра в вере, но потому, что Господь предсказал: Он Сам даст Симону это постоянство. Итак, Христос указывает на благодать, которую Сам решил дать ему впоследствии. Посему Он не говорит, что такое имя уже сейчас имеется у Симона, но относит его к будущему, говоря: «ты наречешься».
1.43 «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною».
Из фразы «иди за Мною» мы заключаем, сколь сильным может быть действенность Слова. Однако она проявляется не во всех подряд. Ибо Бог многих приглашает без какого-либо результата, как будто впустую крича им в уши. Итак, внешняя проповедь сама по себе бесплодна. Однако, когда проповедь оживляет тайная благодать Святого Духа, чувства неизбежно затрагиваются так, что человек готов идти туда, куда его позовет Бог. Итак, надлежит молить Христа о том, чтобы и в нас была явлена та же самая сила благовестия. Имя Филипп греческого происхождения и было широко распространено у язычников. То, что иудей носил это имя, некоторые рассматривают как доказательство упадка иудейской церкви в то время и следования иудеев порядкам прочих народов. Однако Господь не изменил его имени. Обратим внимание на то, что Господь призвал одного-двух человек в день. Но после того как был излит Святой Дух, за один день обращались к Богу несколько тысяч человек.
1.44 «Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром».
Эти выдающиеся ученики не прославились местом своего рождения, но, напротив, сами прославили его. Слово «Вифсаида» означает дом сетей, потому что рыбаки составляли большую часть его населения. В ней Христос избрал себе учеников, которым надлежало в будущем стать обладателями сверхъестественных даров. Потому они не нуждались в естественных преимуществах образования. Вифсаида была нечестивым городом (Мф.11.21), однако даже и там находился остаток, сохранившийся по предызбранию благодати.
1.45 «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифа, из Назарета».
Как бы ни презирали гордецы время младенчества Церкви, мы должны понимать: в этом невзрачном младенчестве слава Божия проявилась больше, чем если бы Царство Христово с самого начала было величественным во всех отношениях. Мы знаем, какой богатый урожай дало вскоре это малое семя. Кроме того, в лице Филиппа нам предлагается такой же пример для назидания, какой прежде предлагался в лице Андрея. Здесь отмечается его скромность. Ведь он желал только того, чтобы и другие учились вместе с ним у Мессии. Хотя Филипп сам только что познакомился с Христом, он уходит, чтобы найти Нафанаила. Восклицание Филиппа «мы нашли …» свидетельствует, в какое восхищение пришел Филипп от знакомства с Христом. Знание писаний Ветхого Завета приготовили его разум к принятию Слова. Филипп изучал эти пророчества и был наполнен ими. И это помогло ему с такой легкостью принять Христа. Он допустил ошибки, назвав Христа Иисусом из Назарета, тогда как Он происходил из Вифлеема. И назвал Господа сыном Иосифовым, тогда как Он был всего лишь названным его сыном. Новички в вере склонны к ошибкам, которые со временем, при действии благодати Божьей, исправляются. Сказанные им слова «мы нашли …» тоже не соответствуют действительности, ибо Христос уже нашел их прежде.
1.46 «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри».
Вначале Нафанаил смутился мнимой родиной Господа, о которой сказал Филипп. Затем последовало осуждение, вызванное нелюбовью к упомянутому месту. Немного недоставало ему до того, чтобы закрыть себе доступ к Христу. Сатана стремится подобными препятствиями задержать наш приход к Спасителю и хочет сделать Христа презренным в наших глазах. Поскольку едва ли мы можем быть столь осторожными, чтобы вообще избежать искушений сатаны, пусть, по крайней мере, нам помогут слова: «пойди и посмотри». Нафанаил послушался Филиппа и оставил свое заблуждение.
1.47 «Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства».
Господь не указал Нафанаилу на его ошибки в его высказываниях, Он извинил его возражения, потому что знал, что у него честное сердце. То, что Христос похвалил Нафанаила, сделано не ради него самого, но чтобы в его лице представить общее учение. Т.к. многие присваивают себе имя истинных верующих, не являясь таковыми, необходимо знать знаки, которыми истинные верующие отличаются от ложных. Нам известно, сколь суеверно хвалились иудеи своим отцом Авраамом, сколь самоуверенно они претендовали на святость своего рода. Итак, Христос, дабы сорвать с лицемеров маску, кратко говорит, что такое истинный израильтянин. И одновременно устраняет соблазн, вскоре возникший из-за нечестивого превозношения своим родом. Ведь те, кто хотел считаться сынами Авраама и святым народом Божьим, вскоре стали яростными врагами Евангелия. Христос своевременно учит, что из тех многих, претендующих на имя израильтян, лишь немногие являются истинными израильтянами. В то же время здесь обман противопоставляется искренности, обличается лицемерие. Итак, человека христианином делает правота сердца перед Богом и его же правота перед людьми.
1.48 «Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал Ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя».
Нафанаил выражает удивление услышанным, а Господь дает ему еще одно доказательство Своего всеведения, напомнив ему о недавнем благочестивом поведении. Мы видим скромность Нафанаила: почему Ты знаешь меня, недостойного Твоего знания? То, что он не ухватился за услышанную похвалу, доказывало его искренность. Господь знает нас лучше, чем мы сами. Он не хотел льстить Нафанаилу, Он хотел вызвать с его стороны другой вопрос. Отвечая на который, мог бы показать, что Он является Сыном Божьим. Ибо знать искренность сердца принадлежит одному Богу. И Бог способен знать того, кого не видел, так и способен видеть то, что не явно очам. Итак, Нафанаил, узнав, что Христос видел его не так, как видят люди, но воистину божественным видением, заключил, что поступает Он не по человеческому обычаю. Вывод из этого отрывка: когда мы еще не думаем о Христе, Он уже видит нас.
1.49 «Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев».
Слова Господа помогли Нафанаилу обрести уверенность в своей вере в Иисуса Христа, выраженную им этим признанием. Во-первых, называя Его «Равви», он исповедует мессианское служение Христа. Назвал Его так, как иудеи обыкновенно называли своих учителей. Во-вторых, он исповедует свою веру в божественное естество Его. В-третьих, он исповедует: Ты – Царь Израилев. Не удивительно, что Нафанаил, видя божественные поступки, признал в Господе Сына Божьего. Однако почему он зовет Его Царем Израиля? Кажется, эти вещи не связаны друг с другом, но Нафанаил заглядывает глубже. Он уже слышал, что Иисус – Мессия, сейчас он получил доказательство этому. Но он придерживается и другого принципа: Сын Божий, придя, непременно должен явить себя царем народу Божию. Нафанаил, возвещая, что Христос – Царь Израиля, сделал исповедание по мере данной ему веры. Ведь Царство Христово простирается на весь мир. Нафанаил еще не настолько преуспел в вере, чтобы знать: Христу предназначено быть Царем всего мира. А сыны Аврааму будут собраны отовсюду, чтобы весь мир стал Израилем Божьим.
1.50 «Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего».
Господь пробуждает надежды и чаяния в Нафанаиле на что-то большее, чем всё, что было до сих пор. То, что Нафанаил поверил, услышав только эти слова «Я видел …», указывает на то, что его сердце было заранее подготовлено. В противном случае его обращение не произошло бы так скоро. Господь обещает Нафанаилу еще большую помощь, необходимую для утверждения и возрастания его веры, нежели та, которую он получил при первой встрече с Ним. «Увидишь больше сего», т.е. более сильные доказательства того, что Я – Мессия.
1.51 «И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
«И говорит ему: истинно, истинно говорю вам».
Вступление это одновременно требует как сосредоточенного внимания к тому, что говорится, как к имеющему значительный вес, так и полного принятия его как неоспоримой истины. Господь как бы говорит: это говорю Я, на Чье слово вы можете положиться. Никто кроме Христа не употреблял слова «истинно, истинно» в начале предложения. Хотя иудеи часто пользовались словом «истинно» при завершении молитвы и иногда повторяли его дважды. Христос в Библии назван «Аминь» (Откр.3.14). И некоторые так и читают это место: Я, Аминь, Аминь, говорю вам.
«Отныне будете видеть небо отверстым».
Одни понимают эти слова буквально, как указывающие на какое-то конкретное событие. Много было чудес, которые сотворил Христос, в том числе и перед Своими учениками, и о которых не было написано (Ин.20.30). Возможно, это чудо было одним из них. Другие понимают Его посредничества в той благословенной связи, которую Он установил между небом и землей. И в тайну которой должны были постепенно посвящаться Его ученики. Во-первых, через Христа как Посредника они будут видеть небо отверстым, чтобы таким образом мы входили во святилище посредством Его крови (Евр.10.19,20).Небеса отверзлись, чтобы верой мы могли взирать на них и, в конце концов, войти туда.
«И ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Посредством Христа мы имеем общение со святыми ангелами и получаем помощь от них. Всё небесное и земное примирено посредством Его и соединено под Его главой. Христос является для нас лестницей Иакова (Быт.28.12), через Него ангелы постоянно восходят и нисходят, содействуя благу святых. Здесь Христос применяет по отношению к Себе один очень скромный титул – Сын Человеческий. В этом евангелии он часто употребляется, но всегда Им Самим. Нафанаил назвал Его Сыном Божьим и Царем Израиля. Он называет Себя Сыном Человеческим, по следующим причинам. (1) Показать Свое смирение среди тех почестей, которые Ему оказывались. (2) Научить нас верить в Его человечность так же, как мы верим в Его божественность. (3) Подчеркнуть Свое нынешнее состояние уничижения, чтобы Нафанаил не рассчитывал увидеть этого Царя Израиля в окружении внешнего величия.