КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 2
В конце предыдущей главы мы познакомились с некоторыми из учеников, которых избрал Христос. А именно: с Андреем и Петром, Филиппом и Нафанаилом. Это были первенцы Богу и Агнцу. В этой главе описаны: первое чудо – превращение воды в вино, сотворенное Господом Иисусом в Кане галилейской, и Его появление в Капернауме. А также первая Пасха, которую Он отпраздновал в Иерусалиме после Своего выхода на общественное служение.
2.1 «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там».
Поскольку история эта говорит о первом сотворенном Христом чуде, уже из-за одного этого нам подобает тщательно ее исследовать. Хотя, как мы увидим после, есть и другие причины, делающие эту историю полезной для нас. Однако по мере нашего рассмотрения эта многосторонняя польза будет становиться всё яснее.
«На третий день был брак в Кане Галилейской».
Здесь ап. Иоанн ведет дневник событий, ибо ни один день не проходил без чего-нибудь необыкновенного, сделанного или сказанного Христом. Во-первых, евангелист упоминает здесь о Кане Галилейской, но не той, которая расположена против Сарепты, между Тиром и Сидоном. Та Кана зовется большой по сравнению с этой, о которой идет речь. Считают, что эта Кана Галилейская была поблизости от Назарета. Из четвертой главы явствует, что Кана находилась в однодневном пути от Капернаума.
«И Матерь Иисуса была там».
Выражение это означает, что она, в отличие от Иисуса и Его учеников, не была звана, т.е. она находилась там, как у себя дома. Вероятно, женился кто-то из родственников Матери Господа Иисуса. То, что были позваны также Его ученики, говорит о простом и скромном образе жизни Иисуса, в которой Он всё делал вместе со своими учениками. Поскольку об Иосифе ничего не говорится, мы можем заключить, что он к тому времени уже умер.
2.2 «Был также зван Иисус и Его ученики на брак».
Иисус был зван и Он пришел, приняв это приглашение, и праздновал с ними. Чтобы таким образом научить нас уважать своих родственников и быть с ними общительными. Христос должен был прийти не так, как Иоанн Креститель, который не ел и не пил (Мф.11. 18,19). Мудрость благоразумных заключается в том, чтобы постараться улучшить общение, а не уклониться от него. Ученики также были приглашены, те пятеро, которых Он призвал. Они составляли Его семью, и поэтому были приглашены вместе с Ним. Те, кто следует за Христом, будут пировать с Ним, они будут жить так, как Он живет. Он Сам сказал: Ин.12.26 «Где Я, там и слуга Мой будет».
2.3 «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них».
На пире обнаружился недостаток. Матерь Иисуса просила Его помочь ее родне в создавшемся положении. Некоторые полагают, что она не надеялась получить от Него никакую сверхъестественную помощь (поскольку Он не сотворил еще никакого чуда). Но хотела, чтобы Он постарался спасти репутацию жениха, морально поддержать его, или же (по Кальвину) она хотела, чтобы Он восполнил недостаток вина какой-нибудь святой, полезной беседой. Но, всего вероятнее, она ждала чуда. Ибо знала, что Он теперь выступает как великий пророк, подобный Моисею, который так часто и всегда своевременно восполнял нужды Израиля. И, хотя это было Его первое чудо, совершенное на публике, возможно, Он иногда выручал ее с мужем в их бедности.
2.4 «Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой».
«Что Мне и Тебе, Жено?».
Он укорил ее за это обращение, ибо увидел в нем большую ошибку, чем видим мы. В противном случае Он не высказался бы таким образом. Вмешавшись в это дело, она могла омрачить славу Христову. Выражение, что с греческого дословно переводится как «что Мне и Тебе?», у латинян «что Мне с Тобою?». А в современном русском переводе – «что Мне до Твоей заботы?». Он называет ее жена, а не мать. В современном переводе дается объяснение, что это уважительное и ласковое обращение. Тем не менее, в этих словах Господа звучит недовольство. Упрек Христа имел целью: 1. Воспрепятствовать вмешиваться Его матери в то, что являлось творческим актом Его божества. Как Бог, Он ничуть не зависел от нее. 2. Дать наставление прочим из Его родственников: они ни в коем случае не должны рассчитывать на то, что Он, творя чудеса, будет считаться с мнениями Своих родственников по плоти или угождать им. В деле служения они значили для Него ничуть не больше, чем другие люди. 3. Засвидетельствовать раз и навсегда против того идолопоклонства, в которое, Он предвидел, погрузится в последующие века Его Церковь, оказывая неподобающие почести Деве Марии.
«Еще не пришел час Мой».
Господь говорит о причине Своего недовольства. И о том, что творить чудеса – это именно Его дело. Попрекая мать в несвоевременной спешке, Он одновременно внушает надежду на будущие чудеса. У Христа был для всего определен свой час, установлено свое время. И притом самое подходящее время. Он всё же сотворил чудо прежде времени, потому что предвидел, что оно утвердит веру Его учеников. А это было конечной целью всех Его чудес. Григорий Нисский объясняет так: «Разве теперь уже не пришел час Моего освобождения от Твоей власти, когда Я стал выступать как пророк?».
2.5 «Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте».
Она приняла высказанный ей укор со всей покорностью, и никак не ответила на него. Она всё же ободрила себя надеждой на то, что Он поможет ее родне в создавшемся положении. Она оставляет всякие попытки повлиять на Него или выступить посредницей перед Ним. Она повелела им в точности исполнить Его приказания, не обсуждая их и не задавая дополнительных вопросов. Чувствуя себя виноватой в том, что взялась указывать Ему, она предупреждает служителей не повторять такую же ошибку, и предоставить Ему выбирать время и способ восполнения обнаружившегося недостатка.
2.6 «Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, имеющие по две или по три меры».
Из вычислений Будея мы заключаем, что эти водоносы были вместительны. Итак, Христос обильно одарил присутствующих вином. Обратим внимание на то, что как число сосудов, так и сам образ действий при совершении чуда подтверждают его подлинность. Если бы наполнили два или три водоноса, могли бы заподозрить, что их принесли откуда-то еще. Если бы лишь в одном сосуде вода превратилась в вино, уверенность в чуде не была бы такой полной. Итак, не напрасно в Евангелии сказано о числе сосудов, не напрасно сказано и о том, сколько они вмещали. Далее то, что на пиршестве стояло столько вместительных сосудов, было вызвано суеверием. Закон Божий повелевал иудеям совершать обряды омовения. Но, подобно тому, как сегодня многие верующие чрезмерно увлекаются внешними вещами, так и иудеи в то время. Они взяли в привычку постоянно окроплять себя водой.
2.7 «Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха».
Наверное, это повеление Господа слугам казалось смешным. Ибо в сосудах было уже достаточно воды. Но Господь обычно так ведет с нами дело, что от неожиданного успеха сила Его сияет еще ярче. О данном обстоятельстве здесь сказано для того, чтобы подчеркнуть величие Христова чуда. Ибо, когда слуги, налив воду, стали черпать вино, уже не могло остаться никаких подозрений.
2.8 «И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли».
Могло показаться необычным и это повеление Христа, чтобы распорядитель пира отведал вкус вина прежде Его Самого. Из того же, что слуги столь охотно во всем Ему подчинялись, мы заключаем, что личность Его вызывала великое почтение и отличалась большим достоинством. Под словом «распорядитель» следует понимать человека, поставленного для обустройства пиршества и расстановки столов. Не потому, что пиршество было до такой степени обильным и многочисленным, но потому что почетные имена, употребляемые на пиршествах богачей, переносятся и на свадьбы бедняков. Но удивительно, почему Христос, учитель умеренности, поставляет вино в столь огромных количествах. Отвечаем: Бог ежедневно поставляет нам великое количество вина, но употреблять Его благость как повод для распутства, было бы с нашей стороны пороком. Скорее истинная проверка нашей воздержанности заключается в том, что мы среди изобилия остаемся бережливыми и умеренными. Подобно тому, как ап. Павел хвалится, что научен обеим вещам: жить и в изобилии и в нужде (Флп.4.12).
2.9 «Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха».
Смотри после ст.10!
2.10 «И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».
Вино, полученное таким чудесным образом, было, по признания распорядителя пира самого лучшего качества. Оно было таковым в действительности, а не в воображении распорядителя. Если бы пробовавший вино видел, откуда оно было почерпнуто, или если бы почерпавшие попробовали его, тогда можно было бы говорить о чьей-либо фантазии. Но поскольку ничего такого не было, то не остается места для подозрений и подлоге. Дела Христа говорили о себе даже тем, кто не знал их Совершителя. Распорядитель пира говорит о качестве вина жениху с оттенком подшучивания. Обычно хорошее вино подают в начале пира, когда у гостей еще ясные головы и свежий аппетит, когда они способны оценить вино и похвалить его. Когда головы их затуманятся, и вкусовые качества частично пропадают, тогда не стоит тратить на них хорошее вино. Господь чаще всего делает: дает сверх обещанного, а меньше – никогда.
2.11 «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
Много чудес, связанных с Ним, сотворил Бог при Его рождении и крещении. И Он Сам был великим чудом из всех чудес. Но это чудо было первое, сотворенное Им Самим. Так Он явил славу Свою, доказал, что является Сыном Божьим, что имеет славу единородного от Отца. Он также раскрыл сущность и конечную цель Своего служения: через чудеса явить славу долгожданного Мессии. Вера тех учеников, которые были участниками произошедшего, значительно укрепилась. Даже истинная вера слаба поначалу. Явление славы Христа есть великое укрепление для веры христиан.
2.12 «После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его и ученики Его; и там пробыли немного дней».
«После сего пришел Он в Капернаум».
Капернаум был большой, многонаселенный город, отстоявший от Каны на расстоянии примерно одного дня пути. Он назван Его городом (Мф.9.1), потому что Он сделал его Своей штаб-квартирой в Галилее. Именно здесь Он всегда проводил Свой непродолжительный отдых. Этот город был местом больших стечений народа. И Христос для того выбрал его, чтобы слава о Его учении и чудесах распространилась из него повсюду.
«Сам и Матерь Его и братья Его и ученики Его».
Мы видим, какое общество сопровождало Его туда. Куда бы Господь ни шел, Он не хотел идти один, но обычно брал с Собой тех, кто вверял себя Его водительству, чтобы получать от Него наставления и быть свидетелями Его чудес. Он не мог идти один, за Ним хотели идти те, которые полюбили Его учение. Его мать тоже следовала за Ним, но не за тем, чтобы вмешиваться в Его дела, но чтобы учиться от Него. И это несмотря на то, что еще совсем недавно Он вполне определенно дал ей понять, что в деле Своего служения не будет оказывать ей уважения больше, чем кому-либо другому. Кроме учеников за Ним шли также Его братья и родственники, на которых сотворенное на браке чудо произвело неизгладимое впечатление. По-видимому, чудеса Христа увлекали людей поначалу больше, чем впоследствии, когда стали для них привычными и казались менее необыкновенными.
«И там пробыли немного дней».
Его пребывание там продлилось на этот раз немного дней, и имело целью лишь то, чтобы завести знакомства, которые, в последствии, Он намеревался упрочить. Господь переходил с места на место, не желая ограничиваться одной местностью в Своем служении, поскольку многие нуждались в Нем. К тому же Он желал научить Своих последователей рассматривать себя не более чем пришельцами в этом мире. В Капернауме Он пробыл недолго, т.к. приближалась Пасха, и Ему надо было быть в Иерусалиме.
2.13 «Приближалась Пасха иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим».
Эта Пасха была первой после Его крещения. Ап. Иоанн обращает наше внимание на все отпразднованные Им Пасхи, которых всего было четыре. Четвертой была та, во время которой Он пострадал. Подчинившись закону, Христос наблюдал праздник Пасхи в Иерусалиме.
2.14 «И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег».
Ап. Иоанн переходит к новой истории. Поскольку целью его было рассказать о тех немногих достойных упоминания событиях, о которых умолчали три остальных евангелиста, он указывает на время, когда происходило то, о чем он собирается вести речь. Другие евангелисты также повествуют о том деянии Христа, которое здесь упоминается, но время, на которое они указывают, показывает нам, что это лишь похожее, но не то же самое событие. Итак, Христос дважды очистил храм от гнусного и мирского торгашества. Первый раз в начале Своего служения, а второй раз, когда собирался покинуть этот мир и отойти к Отцу. Чтобы усвоить итог сказанного, рассмотрим отдельные детали. То, что торговцы продавали в храме волов, овец и голубей, то, что там сидели меновщики денег, не лишено справедливого основания. Ибо они могли сказать, что их торговля вовсе не мирская, но относится к священному почитанию Бога. Ведь каждый посетитель храма должен был иметь что-то, что мог бы принести в жертву Господу. Действительно, благочестивым было весьма удобно иметь под рукой различные виды приношений. Т.о., значительно облегчались тяготы, связанные с поиском предметов будущего жертвоприношения. Однако надо учесть два обстоятельства. Священники злоупотребляли этой торговлей, используя ее для своего обогащения. Поэтому нельзя было терпеть подобной насмешки над Богом. Именно по этой причине Господь предпринял очищение храма. И Он ясно возвещает, что храм не место для торговли.
2.15 «И сделал бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул».
Можно спросить, почему Христос не начал с поучений. Кажется неэффективным такой образ действий, когда для исправления пороков сразу же применяется сила. Вместо того чтобы вначале уврачевать его должным поручением. Но Христос имел в виду другое. Поскольку уже пришло время заступить на служение, порученное Ему Отцом, Христос восхотел в некотором смысле войти в обладание храмом и дать свидетельствовать Своего божественного авторитета. И чтобы все стали внимать его учению, надо было пробудить спящие умы новым и неожиданным поступком. Храм тогда слыл священным местом небесного учения и благочестия. Христос же, желая восстановить чистоту учения, должен был явить Себя Господином храма. Он мог указать на духовную цель жертвоприношений и других упражнений благочестия, только устранив это злоупотребление. Итак, то, что Он сделал тогда, было некой прелюдией к обновлению церкви, для осуществления чего Он и был послан Отцом. Надо было пробудить иудеев подобным действием, дабы они начали ждать от Христа чего-то необычного и нового. Кроме того, надо было указать им на извращенный и испорченный способ поклонения Богу, чтобы в последствии они не отказались от исправления.
2.16 «И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли».
«И сказал … отсюда».
Голуби служили для жертвоприношения бедных. Они также не должны были находиться здесь, хотя они и занимали меньше места и причиняли меньше неудобств, чем волы и овцы. Божий храм не должен превращаться в голубятню. Обратим внимание на то, какое благоразумие проявил Господь Иисус в Своей ревности. Когда Он выгнал овец и волов, их владельцы могли пойти за ними. Когда Он рассыпал деньги, они снов могли собрать их. Но если бы Он разогнал голубей, так чтобы они улетели бы, то их, возможно, уже нельзя было бы вернуть. Поэтому Он сказал: «возьмите это отсюда».
«И дома Отца Моего …».
Он авторитетно объяснил, почему Он так поступал. Исправительные действия должны сопровождаться убедительным объяснением. Другие евангелисты говорят о том, что при повторном изгнании Христос выражался суровее и с большим гневом. Он говорит, что из храма Божия сделали вертеп разбойников. Так и следует поступать, когда более мягкое увещание не приводит к успеху. Ныне же Он просто поучает людей не осквернять храм Божий, употребляя его для чуждых целей. Храм Он называет домом Божьим потому, что Бог восхотел, чтобы Его имя призывали там особым образом. Потому что Бог отделил его для совершения духовных и священных обрядов. Храм следует употреблять только для духовных целей. По этой причине Христос отрицает, что позволительно превращать храм в рынок.
2.17 «При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня»».
Сперва ученики даже удивились, увидев, что Тот, Кто был представлен им как Агнец Божий, проявляет такой пыл. И как Он, в Кого они уверовали как в Царя Израилева, унижает Себя до того, что Сам взялся за эту работу. Но неожиданно им пришел на память один стих, который помог им примирить Его действия с кротостью Агнца Божьего и величием Царя Израилева. Ибо Давид, говоря в Пс.68.10 о Мессии, отмечает Его ревность по доме Божьем. Которая была столь велика, что даже снедала (терзала, мучила) Его, заставляя забыть о Себе. Какую огромную пользу принесло ученикам то, что они знали Писания. Ревность по доме Божьем запрещает нам сообразовываться с нашей репутацией, нашим благополучием и нашей безопасностью, когда они начинают соперничать с нашим долгом и служением Христу.
2.18 «На это иудеи сказали Ему в ответ: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?»
То, что при таком стечении народа никто не поднял на Христа руку, никто из менял и торговцев не оттолкнул Его, приводит нас к выводу, что все были поражены ударом свыше, приведшим их в оцепенение. Поэтому, если бы они не были совершенно слепы, им вполне хватило бы этого чуда. Господь Иисус один дерзнул выступить против многих. Тем не менее, у них было основание задать Христу вопрос. Ибо не каждому приличествует изменять в храме Божьем то, что ему не нравится и не угодно. Если частное лицо поднимет руку для их устранения, то его обвинят в дерзости. И поскольку обычай торговать в храме был принят уже давно (Христос же совершил нечто новое и необычное), они обоснованно попросили Его доказать свое божественное посланничество. Иудеи основывались на следующем принципе: в общественном устроении не положено менять что-либо без твердого призвания и поручения со стороны Бога. Однако они ошибались в другом: в готовности согласиться на божественное призвание Христа только после совершения Им чуда. Ибо пророкам и другим служителям Божьим не было свойственно постоянно производить какие-либо чудеса, и Бог не счел нужным связывать Себя такой необходимостью. Итак, требуя от Христа чуда, иудеи связывают Бога придуманным ими законом. Ап. Иоанн под иудеями имеет в виду всё стоявшее рядом множество людей.
2.19 «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
Это иносказательное выражение. И Христос намеренно изъясняется так туманно, поскольку считает присутствующих недостойными прямого ответа. Как и в другом месте, Он говорит, что обращается к ним в притчах, поскольку они не могут принять тайны небесного царства (Мф.13.13). Христос, во-первых, отказывает им в требуемом знамении. Он поступает так или потому, что это не принесло бы пользы. Или потому, что еще не пришло подходящее время. Для Его отказа должны была быть основательная причина. Кроме того, Он хочет сказать, что Его власть подтверждается не каким-то чудом и знамением. Ибо самым сильным доказательством Его божественной силы могло быть лишь Его воскресение из мертвых. Однако Он говорит об этом иносказательно, не удостаивая их ясным объяснением. В итоге, Христос обращается к неверующим так, как они этого достойны. И одновременно отводит всякий довод для пренебрежения Своей личностью. Еще не стало очевидным их упорство, но Христос знал подлинную суть их настроений. Он показывает этими словами, что Ему принадлежит вся власть в отношении храма. Словами «и Я в три дня воздвигну его» Христос приписывает славу воскресения Себе Самому. Хотя в Библии мы находим свидетельства, что это дело Бога Отца. Но эти два утверждения совершенно согласны друг с другом. Ведь в Библии приписывается Отцу воскресение Сына из мертвых, чтобы возвысить в наших глазах силу Божью. Здесь же Христос особым образом упоминает как раз о Своем божестве. Апостол Павел примиряет оба этих утверждения (Рим.8.11), называя Дух, Которого он делает автором воскресения, то Духом Христа, то Духом Отчим.
2.20 «На это сказали иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, а Ты в три дня воздвигнешь его?»
Срок 46 лет согласуется с подсчетом пророка Даниила (9.25). Он говорит о семи седьминах, равных сорока девяти годам. Но храм был построен еще до окончания этого срока. То же, что в книге Ездры упоминается менее продолжительное время, хотя и кажется противоречием, никак не опровергает слова пророка. Ибо жертвы стали приноситься по воздвижении святилища, прежде чем здание храма было сооружено полностью. Потом строительство было отложено на долгое время, по причине народной лени, как явствует из сетований пророка Аггея (1.4(. Он сурово винит иудеев в том, что, будучи весьма проворными в постройке собственных жилищ, они оставили храм Божий недостроенным. Но ведь иудеи спрашивали Христа о храме, построенном царем Иродом приблизительно за 40 лет до этих событий. Ибо, как повествует Иосиф Флавий в последней главе 15-й книги «Иудейских древностей», Ирод отстроил тогдашний храм за восемь лет, хотя постройка была величественной и затратной. Полагаем, что к новому строительству храма иудеи относились так, словно старый храм продолжал пребывать незыблемым, в чем проявляется великое почтение к этому зданию. Т.о., иудеи говорили по обычаю того времени, утверждая, что храм с большим трудом был построен отцами за 46 лет.
2.21 «А Он говорил о храме Тела Своего».
Уточнение терминов разрешает создавшееся затруднение. Хотя Христос, очистив храм, показал этим Свое уважение к нему, Он всё же хочет, чтобы мы знали, что святость храма, о которой Он так ревновал, была не более чем прообразной. Он хочет привести нас к размышлению об ином храме, которого нынешний был всего лишь тенью, а Христос – его внутренней сущностью. Некоторые полагают, что когда Он сказал «Разрушьте храм сей», то показывал на собственное тело или даже прижимал к груди руку. Как бы то ни было, но совершенно ясно, что Он говорил о храме тела Своего. Храм был местом и средством контакта между Богом и Израилем. Так и через Христа Бог общается с нами и мы с Ним.
2.22 «Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус».
Когда Христос говорил, ученики не поняли Его. Но затем учение, казавшееся преподанным напрасно, принесло свой плод. Хотя в делах и словах Господа порой не всё остается ясным, не следует из-за этого отчаиваться и пренебрегать тем, что мы не можем сразу же понять. В настоящий момент ученики были еще младенцами в познании. Но, несмотря на это, они всё же слагали сказанное в сердцах своих, и в последствии оно стало для них понятным и принесло им пользу. Об учениках Пифагора рассказывают, что наставления их учителя находились в их сознании как бы в замороженном состоянии до тех пор, пока им не исполнилось 40 лет, и лишь тогда начали оттаивать. Почему только после воскресения Христа ожило это в памяти учеников? Во-первых, потому, что тогда на них сошел Дух Святой, чтобы напомнить им всё, что Христос говорил им и сделать слышанное понятным (Ин.14.26). Во-вторых, потому, что именно тогда это слово исполнилось. Их вера в Писания и в слова Учителя утвердилась. Писание и слова Христа поставлены здесь в один ряд потому, что взаимно иллюстрируют и подкрепляют друг друга.
2.23 «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он сотворил, уверовали во имя Его».
Господь Иисус, когда был в Иерусалиме на празднике Пасхи, проповедовал и творил чудеса. То, что люди уверовали во имя Его, подразумевает, что Он проповедовал. Чудеса на самом деле дали некий плод, и многие уверовали во Христа. Исповедуя тем самым желание следовать Его учению. Эта была довольно смутная разновидность веры. Эти люди были вынуждены неким образом отдать должное Христу. То же, что вера их не была истинной и подлинной, явствует из следующего: Христос исключил их из числа Своих людей, а на Его суд нам следует полагаться. Видимо, данная вера проистекала только из чудес, не имея никакого корня в Евангелии. Так что она не могла быть ни твердой, ни постоянной. Иногда и дети Божьи приходят к вере через чудес. Но они не только дивятся чудесам Божьим и не только верят в истинность Его учения, но и покоряются ему полностью. И только это говорит об истинности веры. Поэтому, когда речь идет о вере вообще, будем знать, что существует вера, воспринимаемая лишь умом, а после бесследно исчезающая, поскольку не укореняется в сердце. Она – та самая вера, которую ап. Иаков называет мертвой (Иак.2.17,26). Истинная же вера всегда основана на Духе возрождения. Заметим, что дела Божии не на всех производят должное впечатление. Одних они приводят к Богу, других же лишь принуждают обратить внимание на Его могущество, не уводя при этом от суетных помышлений.
2.24 «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех».
Некоторые толкуют это так: Христос скрывал Себя от этих людей, потому что знал, что они неверны и вероломны. Другое толкование: Христос не считал этих людей подлинными учениками. Не все, исповедующие себя христианами, являются таковыми в глазах Господа. Однако следует принять во внимание причину этого. Она в том, что Христос знает всех. Нет ничего опаснее лицемерия по многим причинам, но в том числе из-за большой распространенности этого порока. Нет никого, кто не был бы, так или иначе, доволен собой. Когда же мы обманываем себя пустой лестью, то думаем, что Бог слеп, подобно нам. Здесь же нас учат, насколько Его суд отстоит от нашего. Ведь Он видит то, что убегает от нашего взора. Он из скрытого источника, то есть из внутреннего сердечного чувства, оценивает то, что ослепляет нам глаза притворным блеском. Об этом и говорит Соломон: Прит.21.2 «Бог на весах Своих взвесил сердца человеков, потому что они льстят себе на путях своих». Итак, будем помнить, что лишь те являются истинными учениками Христа, кто одобрен Им Самим. Потому что Христос – единственный подходящий в этом вопросе судья.
2.25 «И не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке».
Причина, по которой Он не вверял Себя им, заключалась в том, что Он знал их. Христу было открыто в человеке всё, сокрытое от нас. Чтобы Он по праву мог различать между людьми. Он знал их душевный настрой. Эти люди оказались такими, что Христос справедливо счел их чуждыми себе.