КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 3
В этой главе излагается беседа Христа с фарисеем Никодимом. А также разговор Иоанна Крестителя со своими учениками относительно Христа.
3.1 «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников иудейских».
«Между фарисеями».
Среди иудеев принадлежность к фарисеям делала честь Никодиму, но ап. Иоанн упоминает об этом не для того, чтобы его почтить. А указывает на его знание как на препятствие, мешающее ему прийти к Христу. Фарисеи (толкователи) – самая многочисленная и могущественная партия во времена земного служения Господа. Иосиф Флавий, известный историк 1-го века, упоминает о фарисеях при первосвященнике Ионафане (около 145 года до Р.Х.). Фарисеи говорили, что знают суть Писания, и ведают его тайный смысл. Претендовали на то, что являются единственными толкователями закона.
«Был некто, …».
В лице Никодима ап. Иоанн показывает нам, сколь немощной и непостоянной была вера тех, кто пришел к Христу, подвигнувшись Его чудесами. Ибо этот человек, будучи фарисеем и занимая в народе своем место начальника, обязан был превосходить других в разумении. Этому же, выделявшемуся ученостью и опытом, несомненно, надлежало быть основательным и мудрым человеком. Но из слов Христа явствует: он был готов лишь тому, чтобы учиться начаткам благочестия. Некоторые начальники, имевшие доброе расположение, могли принести лишь немного пользы. Потому что слишком уж сильным был встречный поток, против которого им приходилось идти. Они подавлялись большинством и находились под одним ярмом с нечестивыми людьми.
3.2 «Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога. Ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».
«Он пришел к Иисусу ночью».
Он обратился к Христу наедине, в частном порядке, не считая для себя достаточным слышать только Его публичные проповеди. Он решил сам поговорить с Ним в непринужденной обстановке. Есть мнение, что пришел он ночью из-за своей боязливости. А возможно, мешал ему стыд, поскольку мнительные люди считают для себя унизительным спускаться с вершины учительства до уровня ученика. Однако в нем было некое семя благочестия, поскольку, услышав о появлении пророка Божия, он не презрел и не пренебрег небесным учением, но возымел желание о нем узнать. Несмотря на то, что сейчас он пришел ночью, впоследствии, когда представилась возможность, он исповедал Христа также и открыто (участвовал в Его погребении).
«И сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога».
Этими словами Никодим говорит, что он пришел разговаривать с Христом о нуждах своей души, о ее спасении. Он сообщает Христу, что не сомневается в том, что Он не от людей получил образование и не ими поставлен, как прочие учители. Но Он поддерживается божественным вдохновением и божественной властью. То, что он говорит во множественном числе (мы знаем), может означать: 1. Он знал, что среди фарисеев и начальников, с которыми он общался, были некоторые, имевшие такие же убеждения, но не имевшие смелости заявить о них открыто. 2. Он привел с собой одного или несколько своих друзей или учеников.
«Ибо таких чудес …».
Перед нами Никодим, человек здравомыслящий и рассудительный. Он был настолько полно убежден в истинности чудес Христа, что под влиянием их решился идти против собственных интересов и общего течения. Чудеса Христа были Его верительными грамотами. Естественные законы природы могли быть изменены не иначе, как путем вмешательства Творца природы. Временами творит чудеса, подобные Божьим, и сатана. Но там, где глаза людей открыты и сияет свет духовной мудрости, чудеса надежно свидетельствуют о присутствии Божьем, о чем и говорит в этом месте Никодим.
3.3 «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
«Истинно, истинно говорю тебе».
Эти слова можно прочитать и так: «Я, Аминь, Аминь, говорю это» или «Я свидетель верный и истинный». Христос дважды использует слово «аминь». И делает это, чтобы еще больше привлечь внимание Никодима. Ведь, говоря о столь серьезной и важной вещи, Он должен был сделать Никодима чутким к Своим словам. Как напрасно сеять семя в невозделанную почву, так и напрасно предлагать евангельское учение, если слушатель не будет прежде приведен к послушанию и не возымеет желание учиться.
«Если кто не родится свыше».
Христос говорит Никодиму, что он не может получить никакой пользы для себя от перемены положения, если не произойдет перемена в духе, то есть принципов и наклонностей. Перемена, равносильная новому рождению.
«Не может увидеть Царствия Божия».
Природа вещей, принадлежащих к Царству Божьему (в чем Никодим как раз и желал получить наставления), такова, что душа должна полностью обновиться, заново сформироваться. Душевный человек должен стать духовным, прежде чем он станет способным принять и уразуметь их. Возрождение является обязательным условием того, чтобы мы могли получить какую-либо пользу от Христа и Его Евангелия. «Увидеть» Царствие Божие означает то же, что и войти в Царствие Божие. Некоторые толковники считают, что ошибаются те, кто принимает Царство Божие за небеса. Скорее оно означает духовную жизнь, которая начинается уже в этом мире. Тогда смысл этого отрывка следующий: никто не может вступить в истинную Церковь и числиться среди детей Божьих, если прежде не будет обновлен.
Итак, здесь кратко показывается, в чем основа христианства. Одновременно эти слова учат нас, что мы рождаемся далекими и чуждыми Царствия Божия, что мы постоянно враждуем с ним, пока второе рождение не сделает нас иными. Словом «возродиться» Христос означает не исправление какой-то одной части, но обновление всей природы.
3.4 «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?»
Выражение «возродиться», которым воспользовался Христос, не было известно в законе и в пророках. Тем не менее, поскольку в Писаниях повсюду упоминается об обновлении, явствует, сколь плохо знали фарисеи и книжники Священное Писание. Это неведение, не знающее что такое благодать возрождения, было свойственно многим. Религиозные лидеры того времени рассуждали о бессмысленных тонкостях, пренебрегая при этом главным в учении о благодати. Итак, не удивительно, что Никодим как бы преткнулся здесь о соломинку.
3.5 «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
Это место истолковывалось по-разному. 1. Одни думали, что здесь говорится о двух отдельных частях возрождения. Под водой разумеется совлечение ветхого человека, а под духом – новая жизнь. 2. Другие видели здесь скрытый антитезис. Словно воду и дух, т.е. чистые и скрытые элементы, Христос противопоставляет земной и грубой человеческой природе. Поэтому они понимают эту фразу иносказательно: Христос как бы повелевает нам совлечься этой грубой и обременительной плоти и стать подобным воде и воздуху. Это для того, чтобы стремиться ввысь, или, по крайней мере, не тянуться к земле. 3. Златоуст, с которым согласна большая часть толковников, относит слово «вода» к таинству крещения. Тогда смысл будет таким: мы входим в Царствие Божие через крещение, поскольку тогда нас возрождает Дух Божий. Отсюда возникло мнение о том, что для надежды на вечную жизнь необходимо крещение. 4. Кальвин считает, что Христос не говорит здесь о крещении. Он считает, что всегда надо иметь в виду намерение Христа, о котором говорилось выше. Он хотел побудить Никодима к обновлению жизни, поскольку тот не мог воспринять Евангелия, не став прежде новым человеком. По Кальвину слова Христа означают: чтобы быть сынами Божьими, нам надлежит родиться заново целиком, и Святой Дух есть автор этого второго рождения. Люди возрождаются тогда, когда по благодати Духа обновляются разумом и душой. Поэтому под водой и Духом Он разумеет одно и то же. Толкование это не должно казаться нам натянутым и грубым. Когда в Библии сказано о Духе, в ней соединено с Ним упоминание о воде или огне для изображения Его силы. Напр., в Библии сказано, что Христос есть Тот, Кто крестит Духом Святым и огнем. Огонь здесь означает то же самое, что и Дух, но показывает при этом, какое воздействие Он на нас производит. Тот факт, что Христос на первом месте упоминает воду, не меняет дело. Христос как бы говорит: никто не станет сыном Божьим, пока не обновится водой. Вода же эта есть Дух, очищающий нас.
3.6 «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».
Христос утверждает, что мы не можем войти в Царство Божие, не будучи духовными. Однако от материнской утробы мы не заимствуем ничего кроме плотской природы. Отсюда следует, что все мы по природе изгнаны из Царства Божия и, лишенные небесной жизни, находимся в рабстве смерти. Фарисеи (к которым относился и Никодим) превратили свою религию в культ внешней чистоты и внешних обрядов. Чтобы стать духовными, им необходимо было пережить глубокую внутреннюю перемену, т.е. новое рождение.
3.7 «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».
Это сказал Христос, и т.к. Он Сам никогда не отказывался и никогда не откажется от сказанных Им слов, поэтому и целый мир не может отрицать необходимость этого рождения. Господь является великим врачом нашей души и знает ее состояние. И то, что требуется для ее исцеления. Должно родиться свыше не только простому народу, но и начальникам, учителям Израиля.
3.8 «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит; так бывает со всяким, рожденным от Духа».
«Дух … уходит».
Слово, переведенное здесь как дух, имеет два значения: ветер и дух. Дух Святой сошел на апостолов в несущемся сильном ветре (Деян.2.2). Его могучее влияние на сердца грешников сравнивается с дыханием ветра (Иез.37.9), а Его нежное влияние на душу святых – с ветром северным и ветром южным (Песн.П. 4.16). Это сравнение проводится здесь с целью показать, что: 1. Дух Святой, совершая работу по возрождению, действует по Своему изволению, т.к. имеет свободную волю. Ветер дышит для нас там, где хочет, и не считается с нашими желаниями, не подчиняется нашим приказам. Дух распространяет Свои действия туда, тогда и на того, в той мере и той степени, как Он хочет. Он действует могущественно и с очевидными результатами. Хотя причины, его вызывающие, сокрыты, но Его действия явны. Когда душа начинает оплакивать свой грех, стремиться к Христу, тогда мы слышим голос Духа, видим Его за работой. Он действует таинственно, ходит тайными, неведомыми путями. Каким образом ветер собирает и расточает свою силу, представляет для нас загадку. Точно так же и образ действий и место работы Святого Духа является для нас тайной.
«Так бывает со всяким, рожденным от Духа».
Христос хочет сказать, что в обновлении человека движение и действие Духа Божьего наблюдается не меньше, чем движение воздуха в этой земной жизни. Но способ его движения от нас сокрыт. Итак, мы будем неблагодарными, если не станем поклоняться непостижимой силе Божьей в духовной сфере. Ведь даже в этом мире мы видим яркий образ этой силы.
3.9 «Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?»
Никодим по-прежнему возражает. Истолкование Христом учения о необходимости возрождения не сделало его ясным для него. Хотя, в общем, он и исповедал Христа божественным Учителем, однако не был расположен принять Его наставления, когда они противоречили его собственным представлениям. Никодим признает, что не понимает, о чем говорит Христос: «как это может быть?». Душевный человек почитает безумием то, что от Духа Божьего. Т.к. это учение было непонятным для него (ему угодно было таким сделать его), то он оспаривает его истинность.
3.10 «Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?»
Ты, учитель Израилев и не только не знаком с учением о возрождении, но и не способен понять его? Эти слова звучат упреком: 1. Тем, которые берутся учить других, а сами несведущи в слове правды. 2. Тем, которые посвящают свое время исследованию религиозных понятий и обрядов, тонкостей Писаний и критики их, и в то же время пренебрегают практической стороной дела, т.е. тем, что способно изменить сердце и жизнь. Особенно сильно в этом упреке выступают два слова: во-первых, «Израилев». Жребий учителя выпал ему там, где было сосредоточено такое великое многообразие возможностей получить знания, где пребывало божественное откровение. Он мог бы узнать об этом из Ветхого Завета. Во-вторых, он был невежественным в таком важном вопросе.
3.11 «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели. А вы свидетельства Нашего не принимаете».
«Мы … видели».
Некоторые относят это к Христу и к Иоанну Крестителю. Другие считают, что множественное число означает в этом месте единственное. Ж. Кальвин считает, что здесь Христос соединяет Себя со всеми пророками Божьими, и говорит от лица их всех. Некоторые видят в нем Тех, кто свидетельствовал с небес, то есть Бога Отца и Духа Святого. Отец был с Ним, а Дух Святой был на Нем. Поэтому Он говорит во множественном числе, как и в стихе Ин.14.23: «Мы придем к нему …». Истины Христа обладают достоверностью. Он подтверждает Свое учение клятвой, чтобы сделать незыблемым его авторитет.
«А вы свидетельства нашего не принимаете».
Это добавлено для того, чтобы никто не отступал от Евангелия из-за неверия людей. Ведь истина Божья лишь у немногих вызывает веру, мир же ее повсеместно отвергает. Поэтому ее следует защищать от презрения. И величие ее не должно цениться низко из-за того, что почти весь мир ее презирает и омрачает своим нечестием. Отсюда можно извлечь двойной урок. Во-первых, вера в Евангелие не должна ослабевать в нас из-за того, что имеет на земле так мало последователей. Во-вторых, Господь говорит, что те, кто сегодня отказывается верить Евангелию, не останутся безнаказанными. Ведь Евангелие – священная божественная истина. И следует твердо придерживаться принципа: вера должна основываться на Самом Боге.
3.12 «Если я сказал вам о земном, а вы не верите, как поверите, если буду говорить вам о небесном».
Я поведал вам великие истины о Боге, пользуясь сравнениями, взятыми из земной жизни, чтобы сделать их более понятными и усвояемыми. Я снизошел до ваших способностей, говоря на вашем языке. Если при этом вы не смогли уразуметь Мое учение, то, что вы тогда поймете, если Я буду сообразовываться с природой духовных вещей и заговорю на языке небес? Мы должны с благодарностью признавать, как Христос снизошел до нас, пожелав приспособить евангельское учение к нашим способностям. Земное некоторые люди презирают потому, что оно просто, а небесное – потому что оно отвлеченно. Христос показывает, что причина заминки не в Нем. Ведь Он спустился с небес как раз для того, чтобы вознести нас на небеса. Порой мы не воздаем чести тому, что Бог говорит нам, только потому, что Он снисходит до нашего невежества.
3.13 «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах».
Христос снова увещевает Никодима не полагаться на себя и свой разум. Ибо никто из людей не может проникнуть на небеса, кроме тех, кто идет туда под водительством Сына Божия. Восхождение на небеса означает здесь подлинное знание тайн Божьих и свет духовного разумения. Христос учит в этом месте тому же, о чем сказано в 1Кор.2.14, что душевный человек не разумеет относящееся к Богу. Итак, следует придерживаться следующего: когда дело доходит до познания Бога, наш разум оказывается непригодным. Христос, сперва закрыв для нас небо, затем предлагает Свою помощь, говоря, что Сыну Человеческому дозволено то, в чем отказано всем прочим. Ибо, взойдя на небеса, Он сделал это не ради Себя и не как частное лицо, но чтобы быть для нас вождем и руководителем. Он называет Себя Сыном Человеческим, чтобы мы не сомневались: у нас с Ним общий доступ на небеса. Однако кажется абсурдным, что Христос называет Себя сущим на небесах, живя в то же время на земле. Можно предположить, что это так в отношении Его божества. Однако контекст говорит об обратном: Он пребывает на небе именно как человек. Можно сказать, что здесь речь идет не о месте, а о положении перед Богом, которым Христос отличается от других людей. Итак, Христос, будучи на небесах, облекся в нашу плоть, чтобы протянуть нам руку помощи и возвести с Собой на небо.
3.14 «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому».
Христос объясняет, почему сказал ранее, что лишь Ему открыт доступ на небо. Он открыт Ему для того, чтобы привести туда всех прочих, кто захочет следовать за Ним как за своим водителем. Кальвин дает следующее толкование. Христос свидетельствует, что Он открыто выставлен перед всеми, дабы всех наполнить своей силой. «Вознестись» здесь означает быть помещенным на видное и высокое место, чтобы явиться взору всех. Это и происходит через проповедь Евангелия. Некоторые думают, что здесь говорится о распятии на кресте. Однако это не соответствует контексту и далеко от мысли Христа. Смысл слов этого отрывка по Кальвину следующий: проповедь Евангелия, подобно знамени, возносит Христа над землей, чтобы обратить к Нему взоры всех. О чем также сказано в Ис.2.2. «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы». Образ этого вознесения Христос видит в медном змее, которого выставил Моисей. Взгляд на него спасительно врачевал тех, кто был ранен смертельным змеиным укусом (Числ.21.6-9). Грешник является мертвецом и как смертельно раненый или неизлечимо больной человек, и как справедливо осужденный на смерть за совершение преступления. Поэтому и Христос пришел спасти нас путем исцеления. А также Он пришел спасти нас, как царь или судья, оглашающий закон об амнистии, или всеобщем помиловании. Христос учит: евангельская доктрина выставляет Его перед взором всех с той целью, чтобы всякий, взглянувший на Него, с верою принял спасение. Откуда следует, что Христос ясно предлагается нам в Евангелии. Уподобление это, считает Кальвин, не натянуто и не искусственно.
3.15 «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Иисус Христос пришел спасти нас посредством исцеления, подобно исцелению ужаленных ядовитыми змеями израильтян. Тех, которые оставались живы, взглянув на медного змея. Сознание вины греха подобно боли, возникающей от укуса ядовитого змея. А власть греховной природы подобна яду, проникающему при его укусе. Дьявол – древний змей и всегда остается таковым. Медный змей был сделан наподобие ядовитого змея, но он не имел ни яда, ни жала. Это как нельзя лучше изображает Христа, сделавшего грехом за нас, но в то же время не знавшего греха. Змей был проклятой тварью, Христос сделался за нас проклятием. Христос был вознесен, когда был распят (Ин.12.32,33) и когда вознесся на небо (Мэтью Генри). Он был выставлен на всеобщее обозрение, чтобы служить знаком для неба и земли. Он был вознесен также в провозглашении и проповеди Его вечного Евангелия. Ядовитые змеи были посланы как наказание израильтянам за то, что они искушали Христа (так написано в 1Кор.10.9), но в то же время они были исцелены силой, исходящей также из Него. Способ применения этого лекарства – вера, на что ясно указывает исцеление израильтян путем взирания на медного змея. Если кто-то настолько легкомысленно относится к своей болезни греха или к методу лечения Христа, что не принимает Его на предложенных Им условиях, то кровь его на голове его. В этом прообразе содержится великое ободрение для тех, кто верою смотрит на Христа. Он был вознесен для того, чтобы последователи Его могли быть спасены. И Он достиг Своей цели. Спасение, предлагаемое во Христе, является всеобщим: всякий верующий в Него без исключения имеет право быть спасенным через Него. Предложенное спасение является совершенным. Они не погибнут от грехов и в беззакониях своих. Но это еще не всё. Они будут иметь жизнь вечную.
3.16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, на погиб, но имел жизнь вечную».
«Ибо так возлюбил …единородного».
Христос открывает здесь причину и источник нашего спасения, чтобы никто не сомневался в этом вопросе. Ибо наша душа не обретет состояния спокойствия, пока не познает незаслуженную любовь Бога к себе. Наше спасение следует искать в одном только Христе. И надо знать, от Кого нам Он был послан, и почему Он был предложен нам как Спаситель. Надо обратить внимание на порядок нашего спасения от погибели. Когда речь заходит о причине нашего спасения, по врожденной нам нечестивой мнительности всплывают дьявольские измышления о собственных заслугах. Мы думаем, что Бог милостив к нам потому, что счел достойными тех, на кого призрел. Но в Библии везде сказано о Божьем милосердии, отвергающем всякие человеческие заслуги. Бог ненавидит грех. Как же мы говорим, что Он любит нас, доколе наши грехи не заглажены? В этом отрывке указан тот объект, на который взирает вера. Слово «единородный» является эмфатическим, выражающим пламенность Божьей любви к нам. Т.к. людей не просто убедить в любви к ним Бога, Христос указывает на следующее обстоятельство: мы были столь сильно дороги Богу, что ради нас Он не пощадил даже единородного Сына. Бог вполне достаточно засвидетельствовал нам о Своей любви. Поэтому всякий, кто не довольствуется этим свидетельством и продолжает колебаться, Оскорбляет и Бога Отца и Христа. Словно Он неосмотрительно предал Себя на смерть.
«Дабы всякий, верующий …».
В этом отрывке великая похвала вере, спасающей нас от вечной погибели. Христос ясно выразил следующую мысль: хотя мы кажемся рождающимися для смерти, вера в Него дарует нам несомненное избавление. Он употребляет здесь обобщающее слово, всех без различия приглашая к участию в жизни. И одновременно лишает неверующих всяких оправданий. Жизнь повсеместно обещается всем верующим во Христа, но сама вера не является общей для всех людей. Христос выставлен перед всеми, но лишь избранным Бог открывает духовные глаза, чтобы те искали Христа с верой. Вера принимает Христа вместе с действенностью Его смерти и плодом Его воскресения. Итак, мы живем лишь потому, что Бог, не вменяя нам греха, совершенно ни за что нас возлюбил.
3.17 «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него».
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир».
В этом стихе открывается, с какой целью Бог послал Сына Своего в мир. Он пришел в этот мир со спасением в руке. Поэтому вышеупомянутое предложение жизни и спасения является искренним и несет благо всем, кто верой принимает его. Бог послал Своего Сына в наш преступный мир, восставший против Него и отступивший от Него мир. Послал Его как Своего представителя или посла. Не как посетителя, подобно ангелам, которых Он иногда посылал в мир, но как жителя мира. С тех пор как человек согрешил, он постоянно страшился прихода, и появления какого бы то ни было посланника с неба. Поэтому, когда с неба пришел Сам Сын Божий, мы не можем не интересоваться, с каким поручением Он пришел. И этот стих дает нам ответ: с миром. Он пришел не для того, чтобы «судить мир». У нас имелись все основания ожидать, что Он придет его судить, ибо это – преступный мир. Имелось законное основание для суда и наказания. Но если бы Богу угодно было послать кого-либо для осуждения мира, то Он послал бы для этого ангелов, чтобы они излили чаши гнева Его. Сын Божий не перешел к объявлению нас вне закона, не применил против нас наше нарушение завета невинности, но поставил нас перед престолом благодати. Слово «мир» повторяется два раза, чтобы человек, идущий путем веры, не счел себя исключенным. «Судить» означает здесь, как и во многих иных местах - осуждать. Он пришел, «чтобы мир спасен был через Него». Он пришел, чтобы дверь спасения была открыта для мира, и чтобы всякий мог войти ею. Бог во Христе примирил с Собой мир и таким образом спасал его. Был вынесен и оглашен акт о помиловании человечества. Ибо мир не мог быть спасен иначе, как только через Него.
3.18 «Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия».
«Верующий … осужден».
Христос настойчиво внушает мысль, что никому из верующих в Него не грозит опасность вечной погибели. И отсюда можно сделать вывод о том, сколь необходимы уверенность и постоянство в деле упования. Чтобы совесть не трепетала и не томилась в постоянном страхе. Христос еще раз возвещает: если мы уверовали, нам уже нет никакого осуждения. Настоящее время употребляется здесь вместо будущего по обыкновению еврейского языка. Ибо Господь хочет, чтобы все верующие были свободны от страха перед осуждением.
«Потому что не уверовал …».
А вторая часть предложения про неверующего человека показывает, что для них нет никакого средства избежать смерти. Итак, всем, отвергающим дарованную во Христе жизнь, не остается ничего, кроме смерти. Христос намеренно употребляет глагол в прошедшем времени. Этим Он показывает, что участь неверующих предрешена. Поскольку Христос рассуждает здесь о всемирной проповеди Евангелия, под неверующими Он имеет в виду прежде всего тех, кто злостно и осознанно угашает зажженный Богом свет.
3.19 «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы».
«Суд же состоит …в мир».
Христос упреждает жалобы и сетования, обычно возбуждаемые мирскими людьми. Ведь они думают, что Бог поступает с ними суровее, чем они заслуживают. Многим кажется чрезмерно жестоким, что не верующие во Христа низвергаются в погибель. Поэтому, чтобы никто не приписывал Христу свое осуждение, Он учит, что эту погибель следует относить к их собственной вине. Многие люди знали о Христе, Его учении и чудесах, но были настроены против Него и не желали верить в Него.
«Но люди более …».
Это невыразимое безумие большинства людей. Грешники, связанные своими похотями, более возлюбили невежество и заблуждения, поддерживающие их греховную жизнь, нежели истины Христа, которые разлучили бы их с грехами. Жалкий человек любит свою слабость, свое рабство. Не желает сделаться свободным, не желает приближаться к свету. Откуда явствует: неверующим прийти к Христу мешает их собственная порочность. Некоторые думают, что здесь говорится о внешнем признаке осуждения. Но цель Христа состоит в том, чтобы обуздать человеческую порочность. Чтобы люди, по обычаю своему, не стали оправдываться и спорить с Богом. Словно Он несправедливо обращается с ними, наказывая за неверие вечной смертью. Итак, Христос показывает, сколь праведен такой суд, сколь свободен от обвинений в несправедливости. Не только потому, что предпочитающие свет тьму и бегущие от предложенного им света поступают дурно. Но и потому, что ненависть к свету проистекает только из злоумышленной и преступной души. Во многих блистает видимость благочестия. Тем не менее, эти люди противятся Евангелию. Однако нет сомнения, лицемеры отвергают учение Христово, потому что любят тьму, в которой скрывается их мерзость. Но, поскольку даже одного лицемерного поступка достаточно, чтобы сделать человека неугодным Богу, все они оказываются обличенными в нечестии.
3.20 «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы».
Нет ничего странного в том, что делающие злое и решившие упорствовать в нем ненавидят свет Евангелия Христа. Свет потому стал для них ненавистен, что они сами злы. Из чувства стыда и страха перед наказанием, насколько возможно, стараются скрыть свои грехи. Откуда следует, что они как бы сознательно потворствуют своему осуждению. Евангелие является ужасом для нечестивого мира. Они не идут к свету, но укрываются как можно дальше от него, чтобы не облачились дела их.
3.21 «А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны».
На первый взгляд это звучит немного непонятно. Ведь отсюда следует, что люди могут быть праведными и истинными прежде своего возрождения Духом Божьим. А это никак не согласуется с учением, изложенным в Библии. Мы знаем, что вера есть тот корень, из которого произрастают плоды добрых дел. Христос хочет сказать, что поступающие искренне больше всего желают света, чтобы их дела стали известны всем. Ведь после такой проверки станет очевидным, что они правдивы в глазах Божьих и чисты от любого обмана. Такие люди охотно предстают перед взором Божьим, единственным Судьей наших дел. Здесь говорится о таких делах, которые «соделаны в Боге». Значит, это те дела, которые угодны Богу и по Его закону являются добрыми. Отсюда мы научаемся, что о делах можно судить только в свете Евангелия, поскольку иначе наш разум абсолютно слеп.
3.22 «После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю иудейскую и там жил с ними и крестил».
После того, как Господь Иисус вышел на общественное служение, Он много путешествовал. И в этом случае, после разговора с Никодимом, Он вернулся в провинцию. Многие из приставших к ним в Иерусалиме не могли ходить за Ним по стране, т.к. у них не было там никакого дела. Но ученики сопровождали Его. Он оставил столицу не ради отдыха и удовольствия, но ради более свободного общения со Своими последователями. Предполагается, что Он оставался в этой земле 5-6 месяцев. Сам Он не крестил, но, как видно из стиха Ин.4.2, этим занимались Его ученики. Однако крещение, совершаемое руками Его учеников, было Его крещением. Святые таинства являются таинствами Христа, хотя они и совершаются Его служителями.
3.23 «А Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились».
«А Иоанн также крестил».
Христос начал дело проповеди и крещения прежде, чем Иоанн завершил его. Чтобы таким образом подготовиться к принятию учеников Иоанна, когда он должен будет взят от земли живых. И чтобы само дело не остановилось. Иоанн продолжал дело проповеди и крещения, несмотря на то, что Христос также взялся за него. Ибо он по-прежнему желал служить интересам Царства Божьего. Для Иоанна еще оставалось дело, ибо Христос еще не был известен многим. Да и умы людей еще не были достаточно приготовлены, чтобы принять Его. Свое посланничество Иоанн принял с небес, и потому продолжал начатое им дело до тех пор, пока оттуда не был отозван. Он крестил «в Еноне близ Салима». Эти места нигде больше не упоминаются, поэтому ученые все без исключения затрудняются определить их точные координаты. Некоторые географы считают, что города Енон и Салим были расположены недалеко от слияния рек Иордана и Иавока. Однако где бы это ни было, создается впечатление, что Иоанн переходил с места на место. Он не считал, что Иордан приобрел какую-то особую силу после крещения Иисуса в нем. И что это обязывало его оставаться там, но свободно переходил к другим водам, когда видел в этом необходимость.
«Потому что там было много воды».
Он избрал место, в котором было много воды. В дословном переводе написано – многие воды, т.е. многие потоки вод. Чтобы везде, где бы он ни встретил желающих креститься от него, вода для их крещения была под рукой. Возможно, эти воды были неглубоки, как обычно бывает в тех местах, где течет много мелких ручьев, но все они были пригодны для его цели.
«И приходили туда и крестились».
Хотя они уже не приходили к нему такими же толпами, какие собирались в то время, когда он впервые появился, однако и сейчас он не оставался обескураженным. Потому что по-прежнему находились люди, которые приходили к нему и признавали его. Некоторые относят слова «и приходили к нему и крестились» как к Иоанну, так и к Иисусу. Т.е. одни приходили к Иоанну и крестились от него, тогда как другие приходили к Иисусу и крестились от Него. И как крещение и того и другого было от Бога, так и сердца их были едины.
3.24 «Ибо Иоанн еще не был заключен в темницу».
Через некоторое время царь Ирод заключил Иоанна в темницу, потом и казнил его. Это замечание делается для того, чтобы внести порядок в хронологию, а также для того, чтобы показать, что описываемые в этих отрывках события предшествуют описанным в Мк.6.17 (заключение Иоанна в темницу).
3.25 «Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с иудеями об очищении».
Евангелист Иоанн не напрасно говорит о вопросе, заданном учениками Иоанна. Ведь чем меньше они были наставлены в учении, тем увереннее пускались в диспуты. Поскольку незнание всегда бывает дерзким. Если бы другие приступили к ним с этим вопросом, их можно было бы извинить. Однако они сами, не будучи готовы к подобному спору, чрезмерно отягощали им иудеев, поступая дурно и неосмотрительно. Ибо евангелист говорит о том, что именно они поставили подобный вопрос. Они грешили, бездумно рассуждая о том, чего не знали и не могли знать. Кроме того, в них виден и другой не меньший порок: ученики хотели не столько утверждать законное совершение крещения, сколько защищать дело своего учителя. Чтобы его авторитет оставался невредимым. Достойно порицания то, что, не зная, зачем нужно крещение, они спорили по этому вопросу. И то, что из-за превратной мнительности они возвышали своего учителя вопреки Иисусу Христу. Поэтому они были поражены и смущены, узнав о том, что Христос тоже крестит. Ведь думая о человеческих почестях, они забыли про учение. На их примере мы видим, как сильно заблуждаются те, которыми больше руководит ревность по людям, нежели ревность по Богу. Вопрос об очищении был поставлен потому, что у иудеев имелись разные виды омовений, предписанные законом. Не довольствуясь этими установлениями, они ревностно соблюдали множество других, которые приняли от отцов. Поэтому они сочли абсурдным, что Христос и Иоанн вдобавок ко всему этому изобилию обрядовых омовений вводят какое-то новое. Можно предположить, что ученики Иоанна превозносили крещение и очищение Иоанна как стоящее выше всех остальных. И отдавали ему предпочтение как заменяющему собой все очищения иудеев (в этом они были правы). В свою очередь иудеи восхваляли практиковавшиеся у них очищения.
3.26 «И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане, и о котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему».
Вполне вероятно, что иудеи в этом споре возражали против крещения, ссылаясь на крещение Христа. Что и послужило поводом для жалобы, описанной в ст.26. Иудеи могли высказаться примерно так: «Если крещение Иоанна, которое вы так превозносите, и заключает в себе какое-то благо, однако крещение Иисуса явно превосходит его. Так что ваше крещение уже скоро никому не понадобится». На самом деле для противопоставления крещения Иисуса Иоаннову не было никаких оснований. Теперь рассмотрим жалобу, касающуюся Христа и Его крещения. Озадаченные упомянутым выше состязанием и, вероятно, раздраженные и выведенные из равновесия, они приходят к своему учителю и говорят ему: «Равви! Тот, …». Он крестился от тебя, а теперь Сам взялся делать то же самое. Неужели ты будешь терпеть это. Людям свойственно, что когда они терпят поражение в споре, нападать на тех, кто не сделал им никакого вреда. Жалуясь, они с уважением отзываются о своем учителе, называя его равви. Но очень пренебрежительно говорят о Спасителе, хотя и не упоминают при этом Его имени. Они намекают на то, что учреждение Христом Своего собственного крещения было актом самонадеянности. Как будто Иоанн, первый начавший совершать обряд крещения, получил монополию на него, и своего рода патент на его изобретение. Они намекают также на то, что это было проявлением неблагодарности по отношению к Иоанну: «Тот, о Котором ты свидетельствовал, крестит». Как будто Господь Иисус был обязан всей своей репутацией той почетной характеристике, которую дал о Нем Иоанн. И как будто Он воспользовался ей самым недостойным образом, в ущерб Иоанну. Но Христос не нуждался в свидетельстве Иоанна – Ин.5.36. Он почтил Иоанна больше, чем Сам был почтен им. Кроме того, крещение Христа было не помехой для крещения Иоанна, а усовершенствованием его. Крещение Иоанна должно было лишь приготовить путь для крещения Христа. Они заключают, что крещение Христа когда-нибудь затмит собой крещение Иоанна – «все идут к Нему». Те, кто раньше ходил вместе с нами, теперь следуют за Ним. Поэтому нам надо быть настороже.
3.27 «Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
Ученики Иоанна надеялись, что это известие вызовет у него такое же возмущение, какое вызвало у них. Однако явление Христа Израилю не было для Иоанна чем-то неожиданным, но, напротив, ожидаемым. Оно не было для него помехой, но, напротив, он желал его. Поэтому он отклонил эту жалобу. Он воспользовался ей как возможностью подтвердить свидетельства, данные им ранее о Христе, о Его превосходстве над ним. Он дает всем последующим служителям превосходный образец того, как следует смирить себя и превозносить Господа Иисуса. Чем больше нас возносят люди, тем больше мы должны смирять себя. И тем сильнее противостоять искушениям желать лести и похвалы в свой адрес. Иоанн покоряется божественному распоряжению и соглашается с ним. Различные виды служения и различные дарования раздаются по распоряжению божественной благодати. Поэтому нам не следует завидовать тем, кто в сравнении с нами наделен большим числом даров или приносит больше пользы. Иоанн напоминает своим ученикам о том, что Христос не превзошел бы его так, если бы не было дано Ему с неба.
3.28 «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан перед Ним».
Иоанн упрекает своих учеников в том, что они не вняли его словам. Он часто говорил им, что не является Христом. Поэтому их придирки напрасны.
3.29 «Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась».
«Имеющий невесту есть жених».
Этим сравнением Иоанн доказывает, что может быть лишь один Христос. Он – Тот, Кто не включен в число прочих людей. Человек, беря себе жену, не для того приглашает друзей на свадьбу, чтобы отдать им невесту. И, отказавшись от своего права, допустить их к брачному ложу. Скорее он приглашает их для того, чтобы, почтив его брак, они сделали его еще священнее. Так и Христос не для того призывает служителей Своих к ученичеству, чтобы они присвоили себе господство над Церковью. Но для того, чтобы воспользоваться их добросовестным трудом ради соединения с Собою Церкви. Велика и примечательна честь – поставить в Церкви начальников, действующих от лица Сына Божия. Они словно друзья, приглашенные женихом, чтобы сообща отметить Его свадьбу. Однако им следует видеть разницу и, помня о своем положении, они не должны посягать на права жениха. Итак, какими бы достоинствами не выделялись учителя, это не должно мешать Христу быть единственным господином Своей Церкви, в одиночку управляющим ей Своим Словом. Господь воистину предлагает Себя нам, чтобы мы обладали Им. И Он справедливо требует с нашей стороны веры и взаимной любви. Той любви, которой жена обязана любить мужа. Чистота, требуемая Христом, прежде всего состоит в послушании Евангелию – мы не должны позволять увести себя от его простоты. Один лишь Христос должен иметь первенство славы и сохранять среди нас права жениха.
«А друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха».
Иоанн сравнивает себя с другом жениха, который сопровождает его, оказывая ему честь и служа ему. Который помогает ему в бракосочетании, говорит о нем доброе, действует в его интересах. Всё, что делал Иоанн Креститель, он делал с единственной целью – представить Его народу. А теперь, когда Христос пришел, он радуется, потому что Христос вступает в брак. Итак, во-первых, верные служители являются друзьями жениха. Их задача – внушить сынам человеческим любовь к Нему, передавать от Него послания. Во-вторых, друзья Жениха должны стоять и внимать голосу его, т.е. должны получать от Него указания и исполнять их. В-третьих, в обручении душ Иисусу Христу в вере и любви исполняется радость всякого доброго служителя.
«Сия-то радость моя исполнилась».
Иоанн имеет в виду, что достиг предела своих желаний, видя, как служит Богу Христос, и как слушают Его люди. Он не желает ничего большего.
3.30 «Ему должно расти, а мне умаляться».
Иоанн признает правильным и необходимым то, что вес и влияние Христа росли, а его собственные – уменьшались. Прежде Господь вознес его к наивысшему достоинству, но теперь он говорит, что всё это было лишь на время и должно прекратиться с началом земного служения Мессии. Поэтому он отвергает не только пустую честь, которую люди по ошибке ему приписывали. Он предостерегает, что даже та законная честь, которой наделил его Господь, не затмила сияние славы Христа. По этой причине Иоанн говорит, что до сих пор считался верховным пророком, но был возвышен до столь высокого положения лишь на время, доколе не пришел Христос. Кроме того, Иоанн свидетельствует, что он не тревожится о своем умалении, лишь бы Христос наполнил сиянием Своим весь мир.
3.31 «Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит как сущий от земли. Приходящий с небес есть выше всех».
Иоанн Креститель наставляет своих учеников, чтобы вместо сожаления о том, что так много людей идут к Христу, они и сами поспешили к Нему. Он указывает им на божественное достоинство личности Христа. Никто, кроме Него, пришедшего с небес, не мог явить нам волю неба, показать путь в небо. Когда Бог пожелал спасти человека, Он послал свыше. Отсюда он делает вывод о верховной власти Христа. Оспаривать Его превосходство – это дерзкая самонадеянность. Когда мы беремся рассуждать о достоинствах Господа Иисуса, мы замечаем, что они выходят за рамки всякого понимания и определения. И поэтому мы решаемся говорить лишь то, что Он выше всех. Повтор фразы «приходящий с небес есть выше всех» означает следующее: происхождение того, кто от земли, видно сразу. В соответствии со своей природой он принадлежит земному порядку. Поскольку же Христос спустился с неба, Ему одному принадлежит право говорить о небесных истинах.
3.32 «И что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его».
Приготовляя для Христа учеников, Иоанн должен подтвердить достоверность Его учения. Христос, по его словам, произносит лишь то, что принял от Отца. Видение и слышание противопоставляется здесь двусмысленности, пустым слухам и домыслам. Иоанн говорит, что Христос передает лишь то, что достоверно знает Сам. Слово «слышал» означает, что Он научился от Отца. Поэтому нам Он предлагает лишь учение, которое открыл Ему Бог Отец. Затем Иоанн обвиняет мир в неблагодарности. Мир, преступно отвергший служение Сына Божия. Для многих это выливается в соблазн: одни просто отвращаются от веры, а другие не спешат к ней прийти. Ведь обычно мы сильно зависим от суждения других людей. А значительная часть человечества смотрит на Евангелие глазами презревшего его мира. Мы должны знать, что Евангелие – истина, исходящая от Бога. Говоря, что никто не принимает Христова свидетельства, Иоанн хочет сказать, что верующих очень мало по сравнению с огромной толпой нечестивых.
3.33 «Принявший его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен».
Из достоверности учения Христа Иоанн берет повод для того, чтобы похвалить веру избранного остатка. Он как бы говорит: у них нет причин стыдиться их малочисленности. Ведь автор их веры – Сам Бог. А Он один вполне заменит всех остальных. Верующие знают, что верить Евангелию есть не что иное, как запечатлеть истинность божественных речений. Кроме того, вере свойственно полагаться на Бога и опираться на Его Слово. Бог истинен, а всякий человек лжив. Его истина не нуждается в подкреплении нашей веры. Однако когда мы принимаем верой Его истину, соглашаясь с ней, то поступаем честно и справедливо в отношении самих себя, и Бог считает Себя почтенным таким образом. Принимающий свидетельство Христа соглашается не только с тем, что Христос истинен, но и с тем, что Христос истинен. Заповеди Божьи и свидетельство Христа поставлены рядом в Откр.12.17 «И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа». Веруя во Христа, мы тем самым запечатлеваем, что Бог истинен во всех Своих обетованиях, данных им о Христе. Будучи уверены в том, что Бог истинен, мы готовы иметь дело с Ним на основе доверия. И оставить всё в этом мире ради блаженства в невидимом загробном мире. Этим мы оказываем большую честь верности Божьей.
3.34 «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа».
«Ибо Тот, … Божии».
Христос был послан и уполномочен говорить их. Пророки были своего рода вестниками, доставляющими послания с небес. Но Христос пришел в качестве посла, и как таковой действовал среди нас. Т.к. Он говорил слова Божии, в Его словах не обнаруживалась свойственная людям слабость. Как суть произносимых Им слов, так и язык, на котором Он говорил, были божественными. Он говорил так, как не говорил никогда ни один из пророков, «ибо не мерою дает Бог Духа». Никто не может говорить слова Божии, не имея при этом Духа Божия. Ветхозаветные пророки тоже имели Духа, причем в разной степени (4Цар.2.9,10). Но в Христе Дух находился не как в сосуде, но как в источнике, как в бездонном океане. Д-р Уитби: «Пророки, которые имели Духа в ограниченной мере, только для получения какого-то конкретного откровения, иногда говорили и от себя. А Тот, Кто имел Духа без меры, в Ком Он пребывал постоянно, всегда говорил слова Божии».
3.35 «Отец любит Сына и всё дал в руку Его».
«Отец любит Сына».
Пророки были верны, как служители, а Христос – как возлюбленный Сын. Он не переставал любить Его в состоянии Его уничижения, Его любовь к Нему не уменьшилась от того, что Он обнищал и страдал. В доказательство Своей любви к Нему Отец «всё дал в руку Его». Отец имел такое удовлетворение и такую уверенность в Нем, что поставил Его великим управителем человечества. Как все дела творения положены под ноги Его, так и всё дело искупления отдано в руку Его. Во-первых, Он – Господь всего. Ангелы суть Его слуги, бесы суть Его пленники. Как золотой скипетр, так и железный жезл отданы в руку Его. Во-вторых, вся благодать отдана в руку Его. Всё то доброе, что Бог намеревался дать сынам человеческим, вечную жизнь и всё с ней связанное. Мы не достойны того, чтобы Отец отдал всё это в наши руки, ибо мы сами себя сделали чадами гнева. Поэтому Он и назначил Сына Своего нашим Поручителем. И всё предназначенное Им для нас отдал в Его руки.
3.36 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем».
«Верующий в Сына имеет жизнь вечную».
Христос – предмет той веры, которая является условием вечного блаженства. Если Сам Бог Отец дал Ему превосходство над всеми другими, если Сам так почтил Своего Сына, то тем более мы должны оказать Ему честь своей верой. Всякого истинного христианина отличает то, что он верует в Сына Божия. Он не просто верит Ему на слово, что всё сказанное Им – истина, но доверяет Ему. Польза от истинного христианства не много не мало, как жизнь вечная. Это то, что Христос пришел приобрести для нас и даровать нам.
«А не верующий не увидит жизни».
Значение слов «не верующий в Сына» объединяет в себе значение сразу двух слов: недоверие и непослушание. Итак, неверующий – это тот, кто не доверяет учению Христа и не подчиняется власти Христа. Таковые не будут иметь блаженства ни в сем веке, ни в будущем. И не увидят той самой жизни, которую пришел подарить Христос.
«Но гнев Божий пребывает на нем».
Гнев Божий, который так же непреложно означает смерть для души, как благоволение Его – жизнь для нее. Если гнев, который он сам навлек на себя, не будет отвращен благодатью Евангелия, то он не может избежать его. На нем уже лежит печать гнева Божьего, ожидающего его за преступления, которые он каждый день совершает. Старые язвы так и остаются не снятыми, а новые всё добавляются.