ПРОПОВЕДИ
Научи нас счислять дни наши
Пс.89.12 «Научи нас так счислять дни наши,
чтобы нам приобрести сердце мудрое»
Поразмыслим над тем, к чему призывает нас отрывок «научи нас так счислять дни наши». Немало встречается людей, которые временами говорят: «Нужно как-то убить время». А между тем, раз мы приговорены иметь краткую жизнь, следует дорожить каждой секундой нашей жизни. Очень важно уметь правильно исчислять наши дни, чтобы не обсчитаться подобно людям, которые собираются долго жить, а ночью душа их отнимается у них (Лк.12.15-21). Поэтому мы должны просить Бога: «Дай нам благодать правильно поразмыслить о мимолетности наших дней и о том, как использовать с наибольшей пользой каждую минуту нашей жизни». Только Бог может научить нас и помочь нам так относиться ко времени, чтобы мы оплакивали прошлое, потраченное на угождение плоти. И, с другой стороны, прилежно использовали настоящее, которое есть благоприятное время и день спасения. А также не откладывали ни одного важного дела (такого как молитва или чтение Библии) на будущее, понимая, что оно может для нас не наступить. Мы должны жить, постоянно осознавая краткость и хрупкость жизни. Мы должны считать свои дни, сравнивая с ними свои дела.
А теперь рассмотрим, что нам надо делать, «чтобы нам приобрести сердце мудрое». Размышляя над быстротечностью жизни, человек начинает больше задумываться над вечностью. Взирая на могилу, которая скоро станет его ложем, он смиряется духом. Перед лицом вечности страсти его остывают, он предает себя в руки премудрого Бога. Но это возможно лишь тогда, тогда Сам Господь учит человека. Только Он один может умудрить человека во спасение. Сердце человека должно руководствоваться высшей мудростью. Чем короче жизнь, тем мудрее ее надо прожить. Мы не можем позволить себе роскоши бесцельно провести хотя бы даже четверть часа. Никто из нас не знает, сколько он проживет, и потому никто не должен медлить творить добро. Мудрые сердцем знают это. Но знание, не достигающее сердца, не может наставить нас на путь истинный. Сколько людей умирает с безумным сердцем, с оскверненной совестью. А ведь было дано и им время, чтобы достигнуть чистоты и святости.
Одна женщина часто ездила в тюрьму на свидание с мужем, лишенным свободы за веру в Бога. Каждый раз она видела бродящего вокруг тюрьмы старца. Она подошла к старцу с вопросом: «Что с тобой? Разве тебе больше нечем заняться?» Ответ старца был такой: «В молодости столько я сделал матерей вдовами, мужей сажал в тюрьмы, детей оставлял сиротами. И вот моя жизнь прошла, пора держать ответ, а я не могу найти покоя. Всё, что мне осталось – это бродить вокруг тюрьмы. Слезы – хлеб мой. Но как успокоить совесть, не знаю». Такое случается со многими. Они начинают задумываться о Боге только тогда, когда смерть смотрит в глаза.
Американский писатель-атеист Т. Пейн написал книгу «Век разума», в которой издевался над христианством. Но перед смертью с горечью сказал: «Я отдал бы миры, только бы моя книга не была написана». Господь Иисус пришел ради одной нашей планеты, отдал Себя на распятие ради спасения человечества. А этот безумный человек хотел отдать не принадлежащие ему миры, только бы убрать следы своего грязного прошлого. Поэтому должны мы просить Бога, чтобы даровал нам мудрости в нужное время.
Другой знаменитый атеист Вольтер часто надсмехался над всем святым. Но перед смертью он обратился к церкви: «Хочу примириться». Руководители церкви спросили у него: «С кем? С церковью? Надо мириться с Богом, с Христом, с Ним надо мириться». Со стоном произнес Вольтер последние слова: «О, Христос, для меня приготовлен ад навеки». Поздно понял, раньше следовало бы подумать о вечности. Время было дано даже ему. Только надо было ему разумно использовать его, дорожить временем.
Еф.5.15,16 «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». Невозможно сохранить чистоту и святость жизни, если не быть осторожными и внимательными». «Поступайте осторожно», т.е., как означает это слово, аккуратно, точно, правильно, почаще сверяя свои правила с указаниями Священного Писания. «Не как неразумные», которые часто подвергают себя риску, не поимая ни своего долга, ни ценности своей души. И, вследствие небрежности и недостаточной осторожности впадают в грех и губят себя. «Но как мудрые», т.е. как наученные Богом и наделенные мудростью свыше. Ведь разумение наше в том, чтобы вождем и учителем иметь Бога, обучающего нас. Осторожное хождение – это признак истинной мудрости. Фраза «дорожа временем» буквально переводится: «пользуясь благоприятной возможностью». Эта метафора заимствована из жизни коммерсантов, старающихся использовать благоприятное для торговли время. Добрые христиане должны быть добрыми распорядителями своего времени и заботиться о том, чтобы использовать его наилучшим образом. Он должен бодрствовать против искушений и творить добро, пока есть для этого силы. Это является хорошим средством против греха. Мы должны наилучшим образом использовать время благодати. Время, отведенное нам – это деньги, данные нам Богом для доброй цели. И если мы не используем его согласно Его замыслу, значит, теряем его, растрачиваем впустую. Если до сих пор мы теряли время, то в будущем должны искупить это, с удвоенным усердием исполняя свой долг. Причина, почему необходимо так дорожить временем – «потому что дни лукавы». Дни апостол называет лукавыми, т.е. полными соблазнов и порчи. Поскольку же мир столь испорчен, кажется, что власть дьявола не даст посвятить время Богу. Время мы можем выкроить, если уйдем от всех соблазнов этого мира, способных с легкостью нас испортить. Если избавимся от забот и похотей мира. Многие для извинения своей лени ссылаются на тяжесть труда, на многочисленные препятствия, но всё это еще больше должно обострить наше усердие. Дни лукавы либо по причине нечестия живущих в эти дни, либо потому, что эти дни тревожны и опасны для живущих в них. Время, когда апостол писал это послание, было временем гонений. Если дни лукавы, мы особенно должны дорожить временем, потому что не знаем, когда они станут еще хуже. Люди до чрезвычайности склонны жаловаться на плохие времена. Было бы хорошо, если бы это побуждало их дорожить временем. Во время пожаров люди стремятся, прежде всего, спасти свою жизнь. И нам надо как в лукавые дни, так и сегодня заботиться о самом главном – о спасении своей души.
Христианин был задержан за веру. На допросе офицер, развалившись в кресле, сказал: «Вы знаете, перед кем стоите? Я офицер вашего государства». Христианин ответил: «Это мне известно. А вы знаете, перед кем сидите? Я офицер небесного государства. Наш Бог имеет Царство, где обитает правда». «Вы хотите сказать, что у нас нет ни правды, ни правосудия?» «Законы есть, а правосудия нет. Вы бросаете за решетку людей, несущих Слово Божие – добро другим людям. Чтобы совершить истинное правосудие, на землю пришел Сын Божий». В конце долгого допроса офицер обратился к христианину: «У меня к вам просьба. Молитесь, молитесь за меня». Христианин, при всяком воспоминании об этом человеке, молился о нем.
Новогодняя суета нередко оказывает нам плохую службу. Пытаясь устроить всё наилучшим образом, мы, вместо радостного праздника получаем перегруженное расписание, очереди в магазинах, раздраженное приготовление угощения, а потом удивляемся, куда это делась радость праздника. Журналист, автор статьи «Советы деловым людям», говорит, что замедление темпа может положительно повлиять на нашу жизнь. Что спешка притупляет способность рассуждать, и мы не замечаем многих важных вещей. Он советует замедлить бег и даже включить в воображении красный свет светофора, остановиться и поразмыслить. В Псалме 1 нет места суматошной спешке. Мы видим в нем человека, блаженного в Боге. В противоположность образу мыслей и действий тех, кто мало задумывается о духовном, его воля в законе Господа. И «о законе Его размышляет он день и ночь» (ст.2). А результат – плодоносная жизнь и счастливое сердце (ст.3).
Взрыв на угольной шахте унес жизни 13 шахтеров. На похоронах одного шахтера пастор попросил присутствующих взглянуть на происшедшее с другой точки зрения. В последние часы жизни шахтеры писали письма своим семьям, успокаивая и утешая их. В свете этого пастор призвал собравшихся не искать виновных. Вместо этого представить себе, что это они пишут прощальные письма остающимся в живых. В некотором смысле мы действительно похожи на шахтеров, погребенных под завалами. Мы живем в погруженном во мрак мире, нас всех ждет смерть. А наша христианская жизнь – та «записка», которую читает мир. Иаков говорит в своем Послании: Иак.4.14, что наша жизнь «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Пусть этот день с помощью Божьей благодати станет еще одной строкой нашего доброго свидетельства.
Многие люди решают «начать новую жизнь» с Нового Года. Они обещают себе (а порой и Богу), что в следующем году изменят привычки и, начнут делать то, о чем давно думали. Подобные обязательства бывают полезными в качестве стимула для самодисциплины и духовного роста. Только результат не всегда положительный. У большинства обещавших рвения и усердия хватает на пару месяцев или немногим более, а затем всё возвращается «на круги своя». Некий христианин тоже принимал на себя обязательства и тоже не всегда выходил победителем. Вот запись в его дневнике: «Бедный я человек! Я не изменил ни одной привычки, не выполнил ни одного обязательства. … И всё же надеюсь, что буду преображаться и не потрачу жизнь на ничтожное». Ошибка этого человека, что он хотел решить данный вопрос собственными силами, без Божьей помощи. Каждому из нас важно сознавать, что мы нуждаемся в переменах к лучшему и должны стремиться к ним. Напр., если мы понимаем, что ежедневное время с Богом – наше слабое место, то будем чаще напоминать себе о важности Слова Божьего и молитвы. А также просить помощи свыше для постоянного и верного пребывания в них.
Сколько из прожитых нами лет мы потратили напрасно на свои прихоти и похоти, на дела неправедные и гиблые, в жертву которым мы приносили свой покой, свою совесть, свою душу? Очень жаль этих лет, которых, кажется, уже никогда не вернуть. Но вспомним, что сказал Господь через пророка Иоиля. Он заверил народ израильский, что, хотя тот и был Богу непослушен, хотя Бог и насылал на него в наказание полчища саранчи, для израильтян всегда оставалась надежда. Господь сказал, что Он «благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив» (Иоиль 2.13). А потом пообещал: «И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеницы (Иоиль 2.25)». Когда мы исповедуем перед Господом свой грех, Он сразу же прощает нам наше прошлое и наполняет надеж
дой будущее. Он может даже годы, потерянные напрасно, обратить нам во благо. Так, что через это Он учит нас смирению, помогая нам понять и признать свои ошибки, свою немощь. Хотя наши былые годы были загублены грехом, Бог очень хочет нам за них воздать и сделать так, чтобы труды наши приносили обильный плод. И, научившись на своих прошлых ошибках, мы можем теперь не тратить свои годы понапрасну, а трудиться для Бога и славить имя Его. Каким бы темным ни было наше прошлое, будущее с Христом у нас всегда светлое.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Твое святое Слово нас предупреждает, что мятутся бестолково те, кто истины не знает. Мы благодарим и за то, что «твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он». Мы предаем Тебе прошедший год. Мы предаем Тебе наши ошибки, наши сожаления и разочарования, потому что нам они уже больше никак не нужны. Прости нас за грехи былые, помоги начать сначала, дай нам сил одолеть вражьи злые силы. Дай смелости ярость вражью покорять. Просим, сделай нас теперь людьми новыми, дай нам забыть заднее и простираться вперед к тому, что нам предстоит. Мы предаем Тебе все надежды наши и все мечты о будущем. Очисти нас Духом Твоим Святым, чтобы в наших желаниях поистине отражалась Твоя воля для нас. Стоя на пороге еще одного года, мы просим Тебя: дай нам ободриться надеждой на Тебя, укрепи нас силой Слова Твоего и направляй нас присутствием Духа Твоего Святого. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.